Введение
1 Жизнь и творчество Н. Лумана
2 Предпосылки формирования теории систем Н. Лумана
3 Н. Луман об аутопойетических системах
Заключение
Список использованных источников
Курсовая работа|Социология
Авторство: antiplagiatpro
Год: 2020 | Страниц: 31
Введение
1 Жизнь и творчество Н. Лумана
2 Предпосылки формирования теории систем Н. Лумана
3 Н. Луман об аутопойетических системах
Заключение
Список использованных источников
Актуальность. К началу 20 века был накоплен большой объем знаний и теорий о системах и социальных организациях. Но Н. Луман, как представитель социологического конструктивизма подверг сомнениям многие из существующих теорий. Переосмыслению подверглись теоретические воззрения Аристотеля, Г.В.Ф. Гегеля, И. Канта Ф. Ницше, К. Маркса, М. Вебера, Э. Гуссерля, Т Парсонса, Г. Башляра, Г. Зиммеля, Э. Гидденса, З. Фрейда, А. Пуанкаре, К. Поппера, Ж. Дерриды, И. Валлерстайна, а также многих других мыслителей и ученых-обществоведов от античности до современности. Базовыми методологическими основаниями конструирования социальной реальности в интерпретации Н. Лумана, очерчивающими междисциплинарное значение его разработок, выступают научные открытия в области биологии, физики, математики, кибернетики. В частности, систему понятий, которые легли в основу социологической теории немецкого обществоведа, предложил австро-американский биолог, физик и кибернетик Хайнц фон Ферстер. Один из ключевых лумановских терминов, аутопойезис, буквально означающий «самопродуцирование», «самостроительство», «самосозидание», придуман чилийскими учеными У. Матураной и Ф. Варела в 1972 году. Категориальный аппарат Н. Лумана включает универсальные понятия, как для естественных, так и социальных наук: аутопойезис, бифуркация, биологическая эволюция, хаос, система и функция, информация и коммуникация. В теоретических разработках немецкого социолога констатируется кризис обществоведения и его невозможность предложить адекватную парадигму исследования современных реалий.
Согласно Н. Луману, современное общество является поликонтекстуальной системой, допускающей множество описаний ее комплексности. Роль социологии он видит в признании за ней функции конструирования социальной реальности без претензии на истинность и безошибочность. Исследователь должен только формировать «архитектуру теории с максимальной прозрачностью и демонстрировать понятия как решения, изменения которых влекут распознаваемые следствия».
Вклад Лумана в социологию необычайно велик. Чтобы немного приблизиться к его работам, я хочу обратиться к его взглядам на устройство социальных систем и их особенности.
Цель работы: изучить общую теорию систем Н. Лумана.
Задачи:
- Изучить жизнь и творчество Н. Лумана;
- Проанализировать предпосылки формирования теории систем Н. Лумана;
- Рассмотреть вопрос «Н. Луман об аутопойетических системах».
Объект исследования: общая теория систем Н.Лумана
Предмет: современная теория во всей ее проблематичной специфике, связанной с вовлечением исторического и политического аспектов теоретического творчества (производства) в сам теоретический дискурс.
Методология исследования. Важнейшим методом нашего исследования, наряду с широко понятым концептуальным анализом, является метод проблемно-ориентированного сравнительного анализа.
Теоретическая и практическая значимость работы. Результаты проведенных исследований служат внесению существенной ясности в вопрос о способе обращения социально-философской дисциплины к такому специфическому виду общественной практики как производство теории.
Работа является примером последовательной реализации предпосылок исторического и политического прочтения теории в качестве базового подхода к организации исследований и учебных курсов по социальной философии, эпистемологии, проблемам современной философии и интердисциплинарной проблематике.
Курсовая работа состоит из введения, трёх разделов, заключения и списка использованных источников.
Путь Лумана (1928-1998) в науку и его жизнь в ней являются примером далеко не стандартной научной карьеры. Сын мелкого буржуа, выходец из семьи пивоваров, Луман не имел в детстве и юности возможности получить основательное академическое образование. Каждый шаг его карьеры, казалось, только увеличивал «опоздание»: в девятнадцать лет, в условиях царящей в стране послевоенной разрухи, он получает возможность поступить в университет и учиться праву. После университета - обычная работа юриста, сначала в качестве ассистента президента местного суда в г. Люнберге, потом как референт в правительстве Нижней Саксонии, где ему приходилось учитывать законы политической коньюнктуры, работая то с консерваторами из ХДС, то с социал-демократическим правительством. Так продолжалось до 30 лет, критического для научной карьеры возраста, пока практически случайно в 1960-61 гг. Луман не был откомандирован на два года на учебу в США для повышения профессионального образования в Гарвардском университете [1].
Только с этого момента, встретившись в Гарварде с Толкоттом Парсонсом и увлекшись социологией организации, Луман решает изменить свой жизненный путь. Интерес к социологии и углубленное чтение социологов началось еще в университете и не прекращалось при работе в министерстве [2]. Подобного самообразования хватило для того, чтобы еще в университете увлечься трудами Э. Гуссерля, критикой науки, и главным образом, теорией управления. В центре же внимания оставалась теория организации, с которой связаны первые публикации Лумана, в частности, его работа »Понятие цели и системная рациональность», направленная против тех социологических течений, которые слишком легко облекали институциональные отношения в понятия веберовской теории (Герберт Симон, Рената Майнтц). Статья завоевала внимание и была воспринята как серьезная заявка на вход в профессиональное академическое сообщество.
Следующий шанс был Луману предоставлен благодаря тому, что в г. Шпрее открылся институт управления для юристов и чиновников, где Луман получил место референта. О самостоятельной общественной теории еще не было речи, но давал о себе знать особый опыт, который получил Луман, работая чиновником. Этот опыт не состыковывался с макросоциологическими построениями социологов. Так у Лумана появилось убеждение, что организации надо изучать изнутри, как собственные самостоятельные миры. Об этом - первая монография «Функции и следствия формальной организации», принесшая ему известность [4].
В 1964 г. Луман знакомится с профессором Гельмутом Шельски, который, поверив в нетитулованного самородка, наконец вовлекает его в нормальную университетскую жизнь: «Как министерский советник я не мог войти в историю», - шутил Луман позже. «Нормальным» социологом он, решительно отстраненный от классической традиции, так и не стал. Для коллег по цеху и для своих университетских коллег он, скорее, всегда оставался «другим».
В 1965 г. его назначают руководителем исследовательского отдела в научном институте под руководством Шельски в Дортмунде. Шельски протежирует молодому научному сотруднику и в течение одного года - в 39 лет - Луман защищает вместе кандидатскую и докторскую диссертации [5].
В 1968 г. вместе с Шельски Луман порывает с полу-чиновьничьим полу-научным образом жизни и начинает работать во вновь открывшемся Биллефельдском университете. Дальше событийная жизнь связана только с новыми публикациями и общественной дискуссией по их поводу. К ярким страницам принадлежит дискуссия с Ю. Хабермасом (сборник»Теория общества или социальная технология - что дает системное исследование?»), политическая абстрактность которой и сегодня заставляет говорить о Лумане как о воплощенном парадоксе «и социалиста, и консерватора».
Сама атмосфера ожидания нового и нестандартного в конце 60-х подхлестывает интерес студенческой и научной общественности к работам Лумана, тем не менее, продвигать свои идеи в философском и социологическом сообществе Германии ему приходится в условиях слабого интереса к системной теории, сформировавшейся в США. То, что все 70-е и 80-е Луман остается на плаву научной дискуссии и постоянно наращивает «вес» - особенно удивительно, учитывая стиль и язык, совершенно не приспособленный к какой бы то ни было «популяризации». Примечательно, что часть научных работ о Лумане вышла не в форме комментариев и полемики, а в форме «словарей», в которых разъясняются основные понятия и термины лумановских текстов. Хотя, пожалуй, для немецкого читателя это не внове - вспомним хотя бы о Гуссерле или Хайдеггере.
Поток работ и продуктивность Лумана были таковы, что современники называли публикации Лумана «сериалом». Развитие его теории в эволюционно-систематическом смысле можно разбить на три этапа: первый - издание отдельных работ и, в особенности, сборника»Социологическое просвещение» (в 4-х томах)8 , где опубликованы статьи, задающие основные параметры лумановской концепции; второй - создание «отраслевых» томов системной теории (относящихся к более позднему периоду его творчества): «Экономика общества» (1988), «Наука общества» (1990), «Право общества» (1993), «Искусство общества» (1995), «Политика общества» (2000), «Религия общества» (2000) (обе последние работы опубликованы после смерти на основе рукописей); третий - фундаментальные обобщающие работы »Социальная система» в 1984 г. и «Общество общества» в 1997 г. По порядку выпускаемых работ уже заметно и направление эволюции Лумана: начиная как социолог с «социально-кибернетическим» уклоном с преимущественным интересом к теории организации, ученый постепенно «вырастает» к общей теории общества, формулируя ее основания в русле философии кибернетики и системной теории [6].
Всего 20 источников литературы
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!