Введение
- Теоретические аспекты свадебных обрядов народов Северного Кавказа
1.1 Условия и формы заключения брака
1.2 Обряды похищения невесты и сватовства
- Свадебный обряд в традициях Северного Кавказа- практический аспект
2.1 Обычаи и обряды, проводимые в доме невесты и жениха перед свадьбой
2.2 Послесвадебные обряды и обычаи
Заключение
Список использованной литературы
Рассматривая культуру определенного общества на конкретном историческом этапе, важно отметить существующую в нем систему основных нравственных, эстетических, духовных, политических и других ценностей. В истории формирования любой культуры присутствует ряд особенностей.
Культура –это не только произведения искусства, это духовная жизнь общества в целом. В культуре любого народа присутствует множество явлений, сложных по своему историческому и культурному происхождению. Одним из явлений такого рода являются народные традиции. Любые традиции отражают жизнь той или иной группы людей.
Традиция –это сохранение, обновление и передача различных образцов культуры, деятельности и поведения. Традиции являются одним из главных механизмов накопления, сохранения и развития культуры.
В качестве традиции выступают определенные культурные нормы, ценности, идеи, обычаи, обряды и т.д. Традиции присутствуют во всех социальных и культурных областях и являются важным условием их существования. Многообразие существующих в мире культур в значительной мере обусловлено многообразием соответствующих культурных традиций.
Кавказ – место жительства для большого числа народов. Каждый из них имеет свой язык, культуру, бытовые привычки. Целью данной работы является изучение и обобщение сведений о свадебном обряде адыгов – группы народностей, в которую входят адыгейцы, кабардины, черкесы, говорящие на едином адыгейском языке, имеющем 2 нормы – адыгейскую и кабардино-черкесскую. Свадебный обряд адыгов в целом и его отдельные составляющие рассматривается на основании сопоставления этнографических данных, опубликованных в печатных изданиях и Интернете, что априори является недостатком работы, поскольку любые этнографические исследования предполагают полевые экспедиции.
Многообразие национальностей сформировало уникальную культуру Кавказа, которая пропитана своим необыкновенным духом и колоритом.
Объектом исследования является обряд как составная часть культуры Северного Кавказа.
Предметом исследования выступает свадебный обряд народов Северного Кавказа.
Цель работы заключается в анализе свадебного обряда народов Северного Кавказа.
Задачи исследования: в соответствии с основной целью, исследовать свадьбу и свадебную обрядовую культуру народов Северного Кавказа во всем ее своеобразии, изучить структуру свадебных обычаев и обрядов.
Методологическая основа данной курсовой работы базируется на использовании принципов сравнительно-исторического исследования. Методологической и теоретической базой исследования послужили труды российских и северокавказских этнографов: Б.М. Алимовой, М.А Агларова, Г.А. Сергеевой, Я.С. Смирновой, С.Ш. Гаджиевой/.
Методы исследования.
Для решения поставленных задач были использованы методы:
- сравнительно – сопоставительный,
- этнографокультурологический (изучение свадебной обрядовой культуры северокавказских народов),
- системный анализ.
1. Теоретические аспекты свадебных обрядов народов Северного Кавказа
1.1 Условия и формы заключения брака
Одной из множества традиций, значимых в нашей жизни, является свадебная традиция. На Северном Кавказе – самом многонациональном регионе России – свадебные традиции сложились много веков назад, под влиянием тяжелой и трудной жизни в горах, у моря, на равнине и в степях.
Свадебных обычаев, обрядов и традиций на Северном Кавказе не около трёх десятков (по количеству народностей, проживающих в Стране гор), а намного больше! Пожалуй, сколько аулов – столько и свадебных традиций, и их изучением с интересом занимались ученые-этнографы, начиная с XIX века.
Ритуалы сватовства и свадьбы определялись адатами (традиционные нормы права в горах), шариатом (исламское право) и обычаями каждого аула [12].
Согласно адатам, решение о замужестве принимает не сама женщина, а её родственники по мужской линии (отец, дядя) или (если девушка - сирота) кадий (судья), либо дибир (мулла) аула.
Брачный возраст определенным образом варьировался в зависимости от сословия. Брачные возрасты женщин из высших сословий были выше, чем у женщин из низших сословий. У мужчин наоборот. Часто это зависело от условий жизни, быта, экономического положения семьи; существовало также мнение, что в брак следует вступать тогда, когда уверен, что сможешь содержать семью.