Введение
Глава 1. Теоретический аспект принципов исследования в социологи
1.1 Понятие принципа исследования
1.2 Виды принципов исследования
Глава 2. Особенности принципов изучения социальной коммуникации
2.1 Понятие, содержание и виды социальной коммуникации
2.2 Виды принципов, применяемых при исследовании социальной коммуникации
Глава 3. Особенности применения принципов изучения социальных коммуникаций в современное время
Заключение
Список использованных источников
Так как люди являются существами социальными, коммуникация играет важную роль в жизни каждого человека. Коммуникация пронизывает все стороны жизни общества, социальных групп и отдельных индивидов. Можно, так же, без преувеличения считать коммуникацию фундаментальной основой существования общества. Нужно понимать, что эволюция человеческой цивилизации, развитие технической, культурной, экономической, социальной и всех других сфер было бы невозможно без этого процесса, свойственного всему живому в нашем мире, а в особенности - людям.
Человеческая способность к общению, особенно с помощью языка, является гораздо более обширной, чем у любого другого животного. Способность общаться во времени и пространстве чрезвычайно расширилась в последнее время с приобретением письменности, печати, электронной связи - телеграфа, телефона, радио и средств массовой коммуникации, а также механизации транспорта.
Сокращение того, что географы называют «трудности расстояния», особенно очевидно в нынешнем столетии, давая возможность посылать сообщения на длинные расстояния с большой скоростью. Это имеет множество и не в последнюю очередь увеличение способности современного государства осуществлять социальный контроль.
То есть коммуникационный процесс представляет собой необходимую предпосылку становления и функционирования всех социальных систем. Потому что, как известно, именно он обеспечивает связь между людьми и их общностями. Он делает возможной связь между поколениями, обеспечивает накопление и передачу социального опыта, его обогащение, трансляцию культуры. С его помощью выстраивается организация совместной деятельности. Именно посредством коммуникации осуществляется управление, поэтому она представляет в добавление ко всему сказанному и социальный механизм, с помощью которого возникает и реализуется власть в обществе.
Актуальность исследования обуславливается тем, что социальная коммуникация занимает особое место в жизни современного общества и каждого человека. С ней прямо или опосредованно связаны практически все коммуникативные сферы. Коммуникативный процесс представляет собой необходимую предпосылку становления, развития и функционирования всех социальных систем, потому что именно он обеспечивает связь между людьми и их общностями, делает возможной связь между поколениями, накопление и передачу социального опыта, его обогащение, разделение труда и обмен его продуктами, организацию совместной деятельности, трансляцию культуры. Именно посредством коммуникации осуществляется управление, поэтому она представляет ко всему вышеперечисленному и социальный механизм, с помощью которого возникает и реализуется власть в обществе.
Целью исследования является изучение общенаучных принципов социальной коммуникации.
Поставленная цель определила ряд задач:
- Изучить теорию принципов исследования в социологии;
- Рассмотреть особенности изучения социальной коммуникации;
- Определить проблему современных социальных коммуникаций.
Объект исследования – социальные коммуникации.
Предмет изучения – общенаучные принципы.
Научную базу курсовой работы составили научные труды таких ученых, как А.П. Егоршин, В.А. Егоричев, В.А. Коноваленко, А.О. Конушкина, И. В. Лещукова, С. Н. Макаров, Л.Г. Павлова.
Глава 1. Теоретический аспект принципов исследования в социологии
1.1 Понятие принципа исследования
Метод науки - организация познавательного процесса в структуре научной и познавательной деятельности, которая предусматривает конкретный научный поиск: формулирования проблемы, построение гипотезы, эмпирическая, теоретическая и экспериментальная проверка гипотезы, выводы и прогноз дальнейших разработок.
Наука имеет большое количество разнообразных методов, в частности общенаучных, теоретических, экспериментальных, конкретных, которые входят в систему научной деятельности и в совокупности образовывают класс научных методов, их единство и взаимосвязь характеризуют специфичность, целостность познавательной деятельности в науке. Для эффективности в научном исследовании есть смысл использовать не один метод, а комплекс методов. Метод научного исследования должен обладать следующими характеристиками:
- детерминированность метода, то есть обусловленность закономерностями как объекта, так и познавательной деятельности;
- заданность метода целью исследования, то есть соответствие всех компонентов метода целям исследования;
- результативность и надежность метода, то есть наличие результата с высокой степенью достоверности;
- эффективность как условие достижения цели с минимальными усилиями и максимальным результатом;
- экономичность как возможность достижения конкретных результатов без внедрения дополнительных усилий;
- доступность в понимании и применении.
Метод - это подход (принцип) теоретического исследования или практического воплощения явления (процесса) [1, С. 77].
Принципы рассматриваются как исходные положения теории, руководящая идея, начальная фаза систематизации знаний, а также как содержательное обобщение, основанное на анализе фактов, при этом факты в свою очередь служат постоянной проверкой правильности уже установленных принципов.
В теории управления под принципом понимается и основное правило организации управления. Примером тому могут быть знаменитые принципы А. Файоля и Э. Деминга.
Методология – учение о системе научных принципов, форм и способов исследовательской деятельности. Различают фундаментальные, общенаучные принципы, составляющие собственно методологию, частнонаучные принципы, лежащие в основе теории той или иной дисциплины, научной отрасли, и специализированные принципы или систему конкретных методов, используемых для решения специальных исследовательских задач
- Всеобщая методология, которая является универсальной по отношению ко всем наукам и в содержание которой входят философские и общенаучные методы познания.
- Частная методология научных исследований для группы родственных наук, которую образуют философские, общенаучные и частные методы познания.
- Методология научных исследований конкретной науки, в содержание которой включаются философские, общенаучные, частные и специальные методы познания.
Значение методологии научного познания состоит в том, что она позволяет систематизировать весь объем научного знания и создать условия для разработки дальнейших, эффективных направлений исследования. Главной задачей методологии научного познания есть синтез накопленных научных знаний, которые разрешают использовать достижения развития науки в практических целях. Методология изучает методы, средства и приемы, с помощью которых приобретаются, определяются и строятся разные системы знаний [2, С. 44].
Фундаментальные принципы имеют общенаучный характер, так как основаны на обобщающих, философских положениях, отражающих наиболее существенные свойства объективной действительности и сознания с учетом имеющегося опыта, добытого в процессе познавательной деятельности человека. Таковы, например, принципы диалектики, отражающей взаимообусловленное и противоречивое развитие явлений действительности, детерминизма - объективной, причинной обусловленности явлений, изоморфизма – отношений объектов, выражающих тождество их строения и др. Для методологии в равной степени важно понимание таких категорий, как субъективное и объективное, сущность и явление, материальное и идеальное и т.п. Несомненно, содержательная интерпретация этих принципов варьируется в соответствии со спецификой исследуемого материала. От трактовки философских принципов и общенаучных понятий зависит обоснование методологического подхода к исследованию в той или иной области.
Другой немаловажный вопрос – истинность философских положений. С одной стороны, философия является открытой научной системой обобщающих положений, в которой по самой ее природе нет единого исходного начала, а с другой – для обоснования любого философского положения приходится опираться на какую-то исходную дефиницию. Следовательно, философия и ее метод имеют относительный характер и не могут претендовать на универсальность. Что же может служить критерием общенаучной ценности философии? Ссылка на опыт как показатель общечеловеческой практики недостаточна. Необходимо выделение своего рода схемы общего в процессе анализа различных философских систем через осмысление историко-философского процесса в целом, что может служить объективным критерием универсальности ее принципов.