Курсовая работа|Логопедия

Формирование речи у дошкольников

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2011 | Страниц: 59

Введение                                                                                                                               

Главы. 1. Теоретический анализ проблем развития речи у  дошкольников                 

1.1. Психолого-педагогическая сущность развитие речи у детей  дошкольного возраста                                                                                                        

1.2. Возрастные особенности развития детей  дошкольного возраста                      

1.3. Методические технологии и нетрадиционные приемы                                       

Глава 2. Экспериментальная часть                                                                                 

2.1.  Основные параметры эксперимента                                                                      

2.2. Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента                               

Глава 3. Проектная часть                                                                                                 

3.1. Этапы работы                                                                                                             

3.2. Результаты исследования и их обсуждение                                                          

Заключение                                                                                                                      

Список литературы                                                                                                        

Приложения      

Актуальность темы. Еще несколько десятков лет назад началась глубокая экспериментальная разработка теоретических основ, содержания и методики дошкольного обучения под руководством Усовой А.П., которая в своих исследованиях показала роль образовательной работы в воспитательном процессе детского сада, дала характеристику учебной деятельности дошкольников и особенностей ее формирования, раскрыла содержание и методику обучения на занятиях. Предлагалось прямое обучение детей на коллективных занятиях, за которыми закреплялись определенное место и время в режиме дня.

Сегодня в дошкольных учреждениях все больше внимание уделяется детским играм, социальный характер содержания которых заключается в том, что в игре, подражая действиям взрослых, ребенок переживает доступные ему их радости и огорчения, «примеряет» на себя различные профессии, овладевает опытом взаимодействия с окружающим миром, усваивает моральные нормы, способы практической и умственной деятельности.

Игра представляет собой отражение детьми окружающей жизни - трудовых действий людей, их взаимоотношений в обстановке, созданной детским воображением.

Игра носит самодеятельный характер (особенно сюжетно-ролевая). Дети являются творцами игры, ее создателями и отражают в игре свои знания об известных им жизненных событиях, выражают свое отношение к ним.

В игре тесно сочетаются игровой образ, игровые действия и речь[1].

Игра является основным видом детской деятельности в дошкольном возрасте:

В игре находят выражение основные потребности ребенка: в самостоятельности; в активном участии в жизни взрослых, которая в реальной жизни детям не доступна; в познании окружающего мира т.к. посредством многообразных игр ребенок познает новое в окружающей действительности (Крупская Н. К. назвала игру серьезной формой учения); в активных движениях - удовлетворяют подвижные игры; в общении - играя, дети вступают в такие отношения, в которых в жизни еще «не доросли», в отношения взаимного контроля и помощи, подчинения, требовательности.

По мере развития игры ребенок в интересной для него форме овладевает компонентами присущими любой деятельности: учится ставить цель, планировать, добиваться результата.

Затем он переносит эти умения на другие вилы деятельности, прежде всего в трудовую (А.С. Макаренко говорил, что игра похожа на хорошую работу, их роднит ответственность за достижение цели, радость творчества).

Игра в наибольшей степени способствует формированию психических процессов: внимания, памяти и речи.[2]

Да, обучение дошкольников - огромная, практически необъятная тема, поэтому целью данной работы выбран лишь один аспект - определение уровня сформированности речи дошкольников и проведение коррекционно-развивающих мероприятий (в форме игровых занятий) по ее развитию.

Объектом исследования является процесс формирования речи у дошкольников посредством игры.

Предмет исследования - особенности обучения дошкольников, ориентированного на развитие игровой деятельности.

Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:

  1. Изучение исходных показателей, характеризующих уровень формирования речи у дошкольников.
  2. Проведение занятий с использованием игры для развития у ребенка речи.
  3. Выявление динамики в уровнях, характеризующих эмоционально-волевую сферу дошкольников под влиянием проведенных игровых занятий.

Средством достижения поставленной цели и задач мы выбрали игры на развитие речи дошкольников.

Гипотезой исследования являлось следующее предположение - проведение развивающих занятий с использованием игры положительно влияет на формирование словарного запаса дошкольников.

Исследования проводились на занятиях детском саду № 1.

Предполагаемый результат – повышение уровня развития речи детей.

Критерии эффективности: - правильное называние слова и показ (изображение «поведения») в соответствии с заданной грамматической категорией; - использование помощи педагога; - правильное образование формы слова.

Этапы реализации проекта – все время пребывания детей в ДОУ.

  1. Айдашева Г.А. и др. Дошкольная педагогика. - М.: ЛитРес, 2009. – 384 с.
  2. Аксенова, А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для. студ. дефектол. фак. педвузов / А.К. Аксенова. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 316 с.
  3. Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на игрых русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. - М., 1991. - 122 с.
  4. Аксенова Л.И. и др. Специальная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; под ред. Н.М. Назаровой. - М.: Академия, 2000. - 400 с.
  5. Алябьева Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 128 с.
  6. Ананьев Б.Г.Человек как предмет познания. - Л., 1968. – 339 с.
  7. Баранов М.Т. и др. Методика преподавания русского языка/ Под ред. М.Т. Баранова. - М.: Просвещение, 1990. - 368 с.
  8. Баранов М.Т. Методика речи и фразеологии на игрых русского языка: Пособие для педагога / М.Т. Баранов. - М.: Просвещение, 1988. - 191 с.
  9. Белякова Г.П. и др. Родной язык и подготовка к обучению грамоте / под. ред. Л.А. Парамоновой, О.С. Ушаковой. - М.: Просвещение, 1987. - 160 с.
  10. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М., 1982.
  11. Бодалев А.А. Личность и общение. Избранные труды. - М., 1983.
  12. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. – М.: Мысль, 1978. – 276 с.
  13. Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников//Дошкольное воспитание, 2004. – № 4. – С. 33-35.
  14. Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка // Вопросы психологии. – 1996. – № 6. – С. 34-36.
  15. Выготсктий Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991.
  16. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада: пособие для воспитателя дет. сада. / В.В. Гербова. - М.: Просвещение, 1984. - 175 с.
  17. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребёнка. - СПб.: Речь, 2004. - 272 с.
  18. Голуб И.Б. Лексика и фразеология. - 6-е изд /Д.Е. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова// Современный русский язык. - М.: Айрис-Пресс, 2004. - 448 с.
  19. Дошкольная педагогика /Под ред. С.А. Козловой, Т.А. Куликовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 416 с.
  20. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология / В.Н. Дружинин. - 2-е изд., доп. - СПб.: Питер, 2001. - 320 с.
  21. Епифанцева Т.Б. и др. Настольная книга педагога-дефектолога /Т.Б. Епифанцева, Т.Е. Кисиленко, И.А. Могилева и др. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 576 с.
  22. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи детей начальных классов: пособие для педагога /Л.Н. Ефименкова. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 335 с.
  23. Зикеев А.Г. Развитие речи детей специальных (коррекционных) образовательных учреждений: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /А.Г. Зикеев - М.: Академия, 2000. - 200 с.
  24. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2000. – 310 с.
  25. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству: Теория и практика сказкотерапии. – СПб.: Речь, 1998. – 245 с.
  26. Игнатьева С.А., Блинков Ю.А. Педагогическая реабилитация детей с отклонениями в развитии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Ю.А. Блинков, С.А. Игнатьева - М.: ВЛАДОС, 2004. - 304 с.
  27. Исмагилова А.Г. Стиль педагогического общения воспитателя детского сада //Вопросы психологии. – 2000. – № 5. – С. 65-68.
  28. Лалаева Р.И. Педагогическая работа в коррекционных классах: метод. пособие для педагога-педагога. - М.: ВЛАДОС,2004. - 223 с.
  29. Леонтьев А.А. Психология общения. – Тарту: ТГУ, 1974. – 196 с.
  30. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975.
  31. Логинова В.И. Задачи словарной работы с детьми дошкольного возраста в детском саду// Развитие речи детей дошкольного возраста: пособие для воспитателя дет. сада. / под. ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 1979. - 94 с.
  32. Львов М.Р. и др. Методика обучения русскому языку в начальных классах: учеб. пособие /М.Р. Львов, Т.Г. Ралуева, Н.Н. Светловская. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1987. - 415 с.
  33. Максакова А.И. и др. Типовые методические рекомендации к программе подготовительной к школе группы детского сада (развитие речи). - Алма-Ата: Мектеп, 1983. - 88 с.
  34. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. - М.: Академия, 2003. - 208 с.
  35. Мухина В.С. Психология детства и отрочества. – М.: Институт практической психологии, 1998. – 488 с.
  36. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. - 7-е изд., стереотип /В.С. Мухина - М.: Академия, 2002. - 456 с.
  37. Назарова М.Н. Специальная педагогика. - М.: Академия, 2000. - 400 с.
  38. Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М.: Сфера, 2000.
  39. Поваляева М.А. Справочник педагога / М.А. Поваляева. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - 448 с.
  40. Подьякова Н.М. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1984. - 207 с.
  41. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. - СПб.: Питер, 2001. - 224 с.
  42. Селиверстов В.И. Понятийно-терминолгический словарь педагога. - М.: Академический Проект, 2004. - 480 с.
  43. Сиденко А. Игровой подход в обучении //Народное образование. – 2000. – № 8. – С. 134-136.
  44. Соколов Д. Сказки и сказкотерапия. – М.: Просвещение, 1996. – 147 с.
  45. Сорокин Ю.С. Развитие словарного состава русского литературного языка: 30 - 90-е годы XIX века /Ю.С. Сорокин. - М.; Л., 1965. - 125 с.
  46. Струнина Е.М. Лексическое развитие дошкольников /Развитие речи дошкольника: сб. науч. тр./под. ред. О.С. Ушаковой. - М.: изд. АПН СССР, 1990. - 137 с.
  47. Струнина Е.М. Семантические сопоставления в работе над смысловой стороной слова со старшими дошкольниками // Психолого-педагогические вопросы развития речи в детском саду: сб. науч. тр. / под. ред. Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой - М.: Изд. АПН СССР, 1987. - 120с.
  48. Суздальцева В.Н. Понятие о лексике и лексикологии // Рахманова Л.И., В.Н. Суздальцева. Современный русский язык: Лексика, Фразеология, Морфология: учебник. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект-Пресс, 2003. - 125 с.
  49. Ткаченко Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений: сборник упражнений и методических рекомендаций для индивидуальных занятий с дошкольниками /Т.А. Ткаченко. - М.: Издетельство ГНОМ и Д, 2001. - 48 с.
  50. Трошин О.В., Жулина Е.В. Логопсихология: учебное пособие /О.В. Трошин, Е.В. Жулина. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 256 с.
  51. Трубникова, Н.М. Структура и содержание речевой карты: учебно-методическое пособие /Н.М. Трубникова, 1998. - 51 с.
  52. Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений и слушателей курса профессиональной переподготовки «Педагогика и психология дошкольного образования / сост. И.Ф. Слепцова, С.И. Карпова. - М.: ГОУ Педагогическая академия, 2011. – 76 с.
  53. Федоренко Л.П., Фомичева Г.А. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб. пособие /Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева. - М.: Просвещение, 1984. - 123 с.
  54. Фомина М.И. Современный русский язык. Лексикология. - М.: Высшая школа, 2003. - 415 с.
  55. Фотекова, Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи дошкольников. - М.: АРКТИ, 2000. - 56 с.
  56. Цветкова Л.С. К теории восстановительного обучения.// Дефектология. - №2. - - С. 23 - 24.
  57. Шедровицкий Т.П. Методические замечания педагогическим исследованиям игры. Психология и педагогика игры дошкольника. – М.: Наука, 1966. – 164 с.
  58. Шмелев, Д.Н. Проблемы семантического анализа речи (на материале русского языка) /Д.Н. Шмелев. - М.: ВЛАДОС, 2002 - 130 с.
  59. Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика. - М.: Просвещение, 1977. - 335 с.
  60. Ястребова, А.В. Коррекция нарушений речи у детей общеобразовательной школы. - М.: Просвещение - 1984. - 160 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Логопедия
2014 год 42 стр.
Курсовая Словоизменения имени существительного у детей с ОНР
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское