Введение
Главы. 1. Теоретический анализ проблем развития речи у дошкольников
1.1. Психолого-педагогическая сущность развитие речи у детей дошкольного возраста
1.2. Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста
1.3. Методические технологии и нетрадиционные приемы
Глава 2. Экспериментальная часть
2.1. Основные параметры эксперимента
2.2. Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента
Глава 3. Проектная часть
3.1. Этапы работы
3.2. Результаты исследования и их обсуждение
Заключение
Список литературы
Приложения
Актуальность темы. Еще несколько десятков лет назад началась глубокая экспериментальная разработка теоретических основ, содержания и методики дошкольного обучения под руководством Усовой А.П., которая в своих исследованиях показала роль образовательной работы в воспитательном процессе детского сада, дала характеристику учебной деятельности дошкольников и особенностей ее формирования, раскрыла содержание и методику обучения на занятиях. Предлагалось прямое обучение детей на коллективных занятиях, за которыми закреплялись определенное место и время в режиме дня.
Сегодня в дошкольных учреждениях все больше внимание уделяется детским играм, социальный характер содержания которых заключается в том, что в игре, подражая действиям взрослых, ребенок переживает доступные ему их радости и огорчения, «примеряет» на себя различные профессии, овладевает опытом взаимодействия с окружающим миром, усваивает моральные нормы, способы практической и умственной деятельности.
Игра представляет собой отражение детьми окружающей жизни - трудовых действий людей, их взаимоотношений в обстановке, созданной детским воображением.
Игра носит самодеятельный характер (особенно сюжетно-ролевая). Дети являются творцами игры, ее создателями и отражают в игре свои знания об известных им жизненных событиях, выражают свое отношение к ним.
В игре тесно сочетаются игровой образ, игровые действия и речь[1].
Игра является основным видом детской деятельности в дошкольном возрасте:
В игре находят выражение основные потребности ребенка: в самостоятельности; в активном участии в жизни взрослых, которая в реальной жизни детям не доступна; в познании окружающего мира т.к. посредством многообразных игр ребенок познает новое в окружающей действительности (Крупская Н. К. назвала игру серьезной формой учения); в активных движениях - удовлетворяют подвижные игры; в общении - играя, дети вступают в такие отношения, в которых в жизни еще «не доросли», в отношения взаимного контроля и помощи, подчинения, требовательности.
По мере развития игры ребенок в интересной для него форме овладевает компонентами присущими любой деятельности: учится ставить цель, планировать, добиваться результата.
Затем он переносит эти умения на другие вилы деятельности, прежде всего в трудовую (А.С. Макаренко говорил, что игра похожа на хорошую работу, их роднит ответственность за достижение цели, радость творчества).
Игра в наибольшей степени способствует формированию психических процессов: внимания, памяти и речи.[2]
Да, обучение дошкольников - огромная, практически необъятная тема, поэтому целью данной работы выбран лишь один аспект - определение уровня сформированности речи дошкольников и проведение коррекционно-развивающих мероприятий (в форме игровых занятий) по ее развитию.
Объектом исследования является процесс формирования речи у дошкольников посредством игры.
Предмет исследования - особенности обучения дошкольников, ориентированного на развитие игровой деятельности.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
- Изучение исходных показателей, характеризующих уровень формирования речи у дошкольников.
- Проведение занятий с использованием игры для развития у ребенка речи.
- Выявление динамики в уровнях, характеризующих эмоционально-волевую сферу дошкольников под влиянием проведенных игровых занятий.
Средством достижения поставленной цели и задач мы выбрали игры на развитие речи дошкольников.
Гипотезой исследования являлось следующее предположение - проведение развивающих занятий с использованием игры положительно влияет на формирование словарного запаса дошкольников.
Исследования проводились на занятиях детском саду № 1.
Предполагаемый результат – повышение уровня развития речи детей.
Критерии эффективности: - правильное называние слова и показ (изображение «поведения») в соответствии с заданной грамматической категорией; - использование помощи педагога; - правильное образование формы слова.
Этапы реализации проекта – все время пребывания детей в ДОУ.