Актуальность темы исследования. Совершенствование социальной, психологической, педагогической, социально-педагогической помощи детям и семьям группы риска является актуальным вопросом для специалистов помогающих профессий разных областей знания. Вместе с тем в определении данной категории детей и семей до сих пор нет единодушия среди ученых.
На современную семью культурно-исторически возложены многие социальные функции, в силу этого чрезвычайно значима ее роль в поддержании общественной стабильности и развитии. Семья – это основанный на браке или кровном родстве человеческий союз, члены которого связаны общностью быта, хозяйства, совместного проживания, отношениями взаимопомощи и нравственной ответственностью. Семья осуществляет процесс биосоциального воспроизводства поколений людей, т.к. именно здесь протекает первичная социализация и воспитание ребенка до достижения им взрослости.
В семье реализуется забота о нетрудоспособных членах семьи; выполняются духовно-терапевтическая, рекреативная, статусная, фелицитологическая, гедонистическая, защитная, контрольная и ряд других функций. Широко известный тезис о том, что семья – основная общественная ячейка, указывал на ее глубокую укорененность в социальной структуре, где семья выступала фундаментальной единицей общественного устройства.
Кризис семьи рассматривается специалистами как всемирная тенденция, в то же время российская семья испытывает давление внутренних факторов, усугубляющих характеристики кризиса. любой определенности.
Произошедший разрыв с традицией иллюстрирует современное представление о дисфункциональной семье, совпадающее с описанием семьи традиционалистской (среди общих характеристик – жесткость семейных ролей, закрытость, демонстрируемая бесконфликтность, недостаток доверительного общения, аргументы «к стыду» и пр.).
Нестабильным является экономическое положение семьи, проблема доступа к общественным благам обостряется, делая уязвимыми многодетные, неполные, молодые семьи. Произошла ценностная трансформация фамилистических установок молодежи.
Современный человек ориентирован на то, чтобы «избавиться от лишнего», приобрести мобильность, чему препятствуют дети и семья. Семья в состоянии кризиса не в состоянии эффективно выполнять свои основные функции, а из-за последовательного размывания института подрываются основы его функционирования.
Степень теоретической разработанности проблемы. Проблематике системы социальной защиты населения в разные времена посвятили свои работы Платон и Аристотель, социалисты-утописты Т. Мор, А. Сен-Симон, Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо, И. Кант. Чтобы дополнить характеристики социального неравенства, значительный вклад в эти идеи были внесены К. Марксом, М. Вебером, П.А. Сорокиным.
Объектом исследования являются семьи группы риска.
Предметом исследования являются технологии социальной работы с семьями группы риска.
Целью исследования является изучение профилактики как одной технологии социальной работы с семьями группы риска.
Для достижения поставленной цели были обозначены следующие задачи:
- Рассмотреть терминологию исследования.
- Провести анализ технологий работы с семьями группы риска.
- Изучить основные виды профилактики.
- Рассмотреть направления профилактики неблагополучия семей группы риска.
Методы исследования. Для решения конкретных задач исследования применены следующие общенаучные методы: единства исторического и логического, обобщения информации, анализа и синтеза, контент-анализа, системного подхода, специально-юридического, сравнительно-правового анализа; анализа документов и статистических материалов.
Информационная база исследования представлена действующими законодательными и нормативными актами Российской Федерации, официальными статистическими материалами, отражающими состояние социальной защиты населения, материалами периодической печати и научно-практических конференций, информационными ресурсами сети Интернет.
- ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ ГРУППЫ РИСКА
1.1 Терминология семьи группы риска. Проблемы семей группы риска
Обратимся к раскрытию содержания термина «риск». Ю.В. Васильева раскрывает данное понятие следующим образом: «риск – возможность опасности, неудачи… группа риска (группа лиц, наиболее подверженных риску)…»[1].
В соответствии с данным определением, риск рассматривается как возможное наступление неблагоприятных последствий для индивида или группы лиц. То есть ситуация риска только предполагает возможность неблагоприятного развития жизненной ситуации человека в том случае, если обстоятельства не будут изменены, компенсированы или сведены к минимуму. Учитывая данное толкование термина, рассмотрим ряд определений семей группы риска, бытующих в современной науке.
Согласно определению Е.С. Кокшаровой «семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющего определить их как благополучные, например, неполная семья, малообеспеченная семья и пр. и снижающего адаптивные способности этих семей. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил, поэтому педагогу необходимо наблюдать за состоянием семьи, имеющимися в ней дезадаптирующими факторами, отслеживать насколько они компенсированы другими положительными характеристиками, и в случае необходимости предложить своевременную помощь»[2].
К.С. Неделяков к семьям группы риска относит категории семей, которые в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержены негативным внешним воздействиям со стороны общества[3].
По мнению К.В. Тесняцкой, «семья группы риска» – это семья, в которой существует потенциальная угроза, носящая объективный или субъективный характер, вызванная внешними или внутренними условиями и подразумевающая наступление с равной степенью вероятности как благоприятных, так и неблагоприятных последствий для членов этой семьи или общества[4].
А.К. Кожахметова предлагает следующий перечень факторов риска семьи:
- медико-социальные (плохая наследственность, хронические заболевания, инвалидность, антисанитария);
- социально-экономические (низкий материальный уровень семьи, неблагоприятные жилищные условия);
- социально-демографические (многодетные; неполные; повторный брак);
- социально-психологические (негативный характер взаимоотношений, отсутствие общих интересов, халатность родителей в воспитании детей, жестокость);
- криминальные факторы (безнравственный образ жизни родителей, алкоголизм, наркомания, семейные дебоши, наличие судимости у членов семьи)[5].
Семьи, имеющие стойкое нарушение социальных функций, как правило, желают, но уже не могут самостоятельно справиться с нарастающими проблемами, что впоследствии может привести их к состоянию неблагополучия. То есть «семья группы риска» является своего рода нижней гранью благополучия.
Причины проблем семей:
- социально-экономические: нерегулярные доходы, низкий материальный достаток семьи;
- социально-педагогические: родители, не достигшие совершеннолетия, низкая педагогическая компетентность родителей, отсутствие ориентированных ценностей в семье;
- социально-психологические: неполные семьи, в которых два и более детей, наличие в семье детей со склонностью к суициду, проявление незавершенного суицида, наличие в семье несовершеннолетних с проявлением социальной и психолого-педагогической дезадаптации, семьи, в которых есть дети, состоящие на учете в органах системы профилактики, проявление нарушений детско-родительских отношений, проявление деструктивных эмоционально-конфликтных отношений супругов, наличие в семье осужденных членов семьи, в том числе с отсрочкой исполнения наказания, отбывающих наказание, либо освободившихся из мест лишения свободы[6];
- медико-социальные: наличие членов семьи с хроническими заболеваниями, инвалидностью, наличие членов семьи с алкогольной, наркотической зависимостью.
Семья «группы риска» - разновидность семьи, которая не выполняет в достаточной степени своих функций, а также оказывается подверженной воздействию негативных социальных факторов. Слово риск означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти, или не произойти. Поэтому, когда говорят о семьях «группы риска», подразумевается, что эти семьи находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать. Фактически речь идет о двух сторонах риска. С одной стороны, это риск для общества, который создают дети. Следует отметить, что понятие «группы риска» появилось еще в советский период, именно в контексте приоритета общественных интересов. Это понятие, позволяло выделять категорию людей, семей, поведение которых могло представлять определенную опасность для окружающих и общества в целом, поскольку противоречило общепринятым нормам и правилам.[7]
Семьи группы риска или неблагополучные семьи можно условно разделить на три группы.
- Семьи, где низкая педагогическая культура. Когда родители не могут установить правильный стиль и тон взаимоотношений с ребенком, возникают риски протеста и непослушания детей. В семье не принято доверительные отношения между родителями и детьми. В результате чего, выбранные средства, формы и методы воспитания детей «выливаются» в большие семейные проблемы.
- Семьи, где допускается беспризорность детей в силу занятости родителей. Бесконтрольные, с неорганизованным досугом дети, часто предоставленные сами себе, попадают под негативное влияние.
- Семьи, где родители безответственно относятся к воспитанию детей. Где образ жизни и моральное поведение родителей не являются достойным примером.
Все эти семьи характеризуются тем, что они не видят проблемы с детьми достаточно долгое время, пока не возникает криминального факта с ребенком. Чаще в таких семьях проблемы не пытаются решать потому, что их:
- Не замечают сами родители,
-Словесно решать не умеют, не умеют обсуждать зачатки проблем,
- Диалог заменяется авторитарной агрессивностью.
В неблагополучные семьи могут попасть семьи после трагических последствий, когда семья несет утрату и долгое время не может наладить жизнь «по-новому».
В семьи группы риска могут попасть неполные семьи, пережившие развод, если родители, закончив выяснять свои разногласия, не гуманно без внимания относятся к ребенку.
Крайне сложные проблемы возникают в неблагополучных семьях, где положение усугубляется пристрастие родителей к алкоголю или наркотикам.