Курсовая работа|Педагогика

Формирование у школьников гражданской позиции в процессе обучения обществознания

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2022 | Страниц: 37

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ  У ШКОЛЬНИКОВ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ  В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ   

1.1 Особенности формирования гражданской позиции  в учебно-воспитательном процессе  

1.2.   Дисциплина обществознание в формировании гражданской позиции учащихся  

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ  ФОРМИРОВАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ  В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ   

2.1 Организация и методы исследования

2.2 Система уроков обществознания как средство формирования гражданской позиции учащихся старших классов

2.3 Методические рекомендации по воспитанию гражданской позиции школьников на уроках обществознания

ЗАКЛЮЧННИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Произошедшие в последние десятилетия изменения в обществе требуют изменений и в средствах воспитательной деятельности. Анализ педагогической теории и практики показал, что сегодня имеет место:

  • стихийная вариативность и региональная разобщенность гражданского образования;
  • ориентация содержания гражданского образования на правовое воспитание и обучение при явно недостаточном внимании к личностно-ориентированным аспектам гражданского поведения (идеалы и принципы гражданственности, морально-нравственные критерии социальной жизни, умение понимать ситуацию и совершать осознанный личный выбор);
  • наличие в арсенале детей современных компьютерных технологий и нетрадиционной печатной продукции, оказывающих негативное влияние на молодежь;
  • отсутствие новой методологии воспитательной деятельности, отвечающей изменившимся социальным условиям;
  • снижение воспитательного потенциала учебного процесса;
  • недостаточное использование внеурочной деятельности школьников в связи с отсутствием молодежных общественно-политических организаций;
  • отсутствие системы морального и материального поощрения педагогов за осуществление воспитательной деятельности;
  • сворачивание видов воспитательной деятельности, требующих материальных вложений.

Проблеме посвящено большое количество работ как ученых советского периода, так и современного. Однако, несмотря на большое количество исследований по проблеме гражданского воспитания, единой и концептуально обоснованной педагогической технологии воспитания гражданской ответственности учащихся в рамках урока обществознание не разработано.

Сегодня целью воспитательной работы должно являться формирование гражданина свободного, демократического государства, который обеспечен всеми правами и наделён всей полнотой обязанностей, позволяющими ему свободно развиваться на пространстве гражданского общества. Соответственно основной задачей воспитания становится формирование личности с активной гражданской позицией, способной воспользоваться своими неотъемлемыми правами, стремящейся к этому и готовой взять на себя всю полноту ответственности за свои действия.

На сегодняшний день не найдено единого подхода к определению понятия «гражданская позиция»; вопрос о содержании процесса ее формирования находится в стадии разработки; недостаточно рассмотрены вопросы, связанные с определением способов и средств формирования гражданской позиции школьников на уроках обществознание.

Анализ состояния теории и практики обучения и воспитания позволили выявить противоречия между: современными требованиями общества к формированию гражданской позиции и недостаточной теоретической и методической разработанностью её решения.

Всё выше сказанное обуславливает актуальность темы исследования: «Формирование у школьников гражданской позиции в процессе обучения обществознания».

Цель курсовой работы: исследовать формирование у школьников гражданской позиции в процессе обучения обществознания.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по проблеме исследования.
  2. Описать особенности формирования гражданской позиции в учебно-воспитательном процессе.
  3. Рассмотреть особенности обществознания в формировании гражданской позиции учащихся.
  4. Провести анализ педагогического опыта учителя обществознание.
  5. Проанализировать уровень сформированности гражданской позиции школьников.

Объект исследования: формирование у школьников гражданской.

Предмет исследования: возможности дисциплины обществознание в формировании у школьников гражданской.

Степень изученности проблемы:

Все исследования, прямо или косвенно затрагивающие проблему гражданского воспитания, можно условно разделить на две группы. К первой группе относятся научные исследования общего характера, рассматривающие как различные аспекты воспитания (Бондаревская Е.В., Выготский Л. С. Гриценко Л. И., Емельянова Т. Ю.Сухомлинский В. А.), так и рассматривающие цели и методики образования в общем ( работы Андреева В. И., Клабуковой Г. Н., Наумовой Е. В., Щурковой Н. Е.) Изучаемая тема не является самостоятельным предметом исследования в данных работах, но в то же время эти труды позволяют рассмотреть ее в контексте образовательной программы.

Вторая группа включает исследования, в которых затрагиваются проблемы непосредственно гражданского воспитания, раскрывается его теория и методика. Среди них необходимо отметить труды Гриценко Л. И., Михайловой Е. Н., Сергеевой М. Г. Изучению гражданско-патриотического воспитания на современном этапе посвящен труд Лутовинова В. И. Исследование, посвященное гражданско-патриотическому воспитанию не только на уроках, но и во внеурочное время, принадлежит Головлевой О. В. Исследование литературы по теме исследования показывает, что изучаемая проблема представлена довольно широко и на разных уровнях. Однако для рассмотрения воспитания гражданской позиции старшеклассников на уроках обществознания необходимо усовершенствование практической работы.

Основными нормативными документами для организации работы по гражданско-патриотическому воспитанию школьников являются:

– Конституция РФ,

– Проект «Патриотическое воспитание граждан РФ» на уроках и в сети.

Методы исследования:

  • Теоретические методы: анализ литературы по данной проблеме;
  • Эмпирические методы: опрос, анкетирование, наблюдение;
  • Методы обработки и интерпретации данных.

База исследования: МБОУ «СОШ № ХХ», г. ХХХХХХХ.

Теоретическая и методологическая база исследования основана на научных статьях и публикациях российских и зарубежных исследователей по проблеме исследования.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ  У ШКОЛЬНИКОВ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ  В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

1.1 Особенности формирования гражданской позиции  в учебно-воспитательном процессе

Формирование гражданской позиции начинается с раннего детства, с семьи и школы и происходит не вдруг, не в один час. Позиция каждого – не сиюминутное настроение и мнение. Это результат долгих трудов всех, кто работал над формированием мыслей, души, жизненной позиции человека. Главной целью гражданского воспитания в современном демократическом государстве является формирование личностной позиции в системе общественных отношений. Такой гражданин должен обладать определённой суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей, а также готовность участвовать в общественно-политической жизни школы, местных сообществ. Гражданское образование направлено на формирование гражданской компетентности личности [6].

Гражданская компетентность личности – это совокупность готовности и способностей, позволяющих ей активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в обществе, применить свои знания и умения на практике. Становление гражданской компетентности школьников неразрывно связано с формированием у них основополагающих ценностей, определяющих гражданское самосознание. В процессе формирования демократических ценностных ориентиров важным является воспитание учащихся на основе социокультурных и исторических достижений многонационального народа России, народов других стран, а также культурных и исторических традиций родного края.

Гражданское образование в общеобразовательной школе проходит через все три ступени.

На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества. Развиваются коммуникативные способности ребёнка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество, способствуют формированию умения разрешать конфликтные ситуации через диалог. Решение одной из главных задач начального образования – развитие творческого потенциала младшего школьника – помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны [7].

Вторая ступень (основная школа) продолжает формировать систему ценностей и установок поведения подростка, помогает приобретать знания и умения, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе. На этом этапе стержнем гражданского образования является уважение к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом. Идёт обогащение сознания и мышления учащихся знаниями об истории Отечества, познание ими элементарных моральных и правовых норм.

На третьей ступени (средняя (полная) школа) углубляются знания в процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, определяется гражданская позиция человека, его социально-политическая ориентация. Задача этого этапа состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность.

Выделены составляющие гражданской позиции ученика, которыми могут являться следующие качества личности: патриотизм (любовь к Родине, городу, школе, семье); гражданственность (принадлежность к коллективу, школе, городу, стране); активная жизненная позиция; нравственность; творчество (раскрытие способностей, креативность, самоопределение) [1, c. 62].

Гражданская позиция формируется в рамках общей позиции и по мере развития личности занимает все более значимое, ведущее место в ее структуре. Она характеризует личность с точки зрения способа и характера взаимоотношений индивида с определенной действительностью.

Выражением гражданской позиции личности является ее отношение к обществу, деятельности, людям, самой себе. Гражданская позиция проявляется и формируется в конкретных делах. Возможность проявить свое отношение к людям, обществу, найти способы практической реализации себя во взаимодействии с окружающим миром человек получает в деятельности. Через нее человек познает мир, себя, формирует свое самосознание, нравственные и социальные установки, реализует свое я. В соответствии с тем, на какие сферы жизнедеятельности направлены интересы индивида, в каких формах и насколько социально ценно и личностно значимо он реализует себя, можно говорить об успешности и социальной значимости проявления гражданской позиции личности. «Научиться жить – значит выработать свою позицию в жизни, свое мировоззрение, отношение к себе, к окружающему миру, понять себя, других, общественные процессы, поставить себе задачу, чтобы действовать в соответствии с ней» [2, c. 34].

В структуре гражданской позиции личности выделяются три компонента: познавательный, мотивационно-ориентировочный, поведенческий [2, c. 89].

Так, познавательный компонент включает в себя формирование базисных ценностных ориентаций, которые предполагают сознательное отношение человека к социальной действительности. Они определяют смысл жизни человека, что для него особенно важно, значимо, добросовестно, честно и так далее.

  1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М., 2015.
  2. Балкански П., Захариев 3. Введение в гражданское образование. София, 2016.
  3. Бартенева Н.П., Дворникова О.Л. Научно – исследовательская работа учащихся// Преподавание истории в школе. - 2015. - №3.
  4. Бастерс В. В. С позиции нравственности / В. В Бастерс // Образование. Карьера. Общество. - 2017. - № 4. - с.53-54
  5. Бейсенбаев А.А. Воспитывая гражданина, формируя мировоззрение. Книга для учителя. – Алматы Просвещение, 1986. – 207 с.
  6. Бондаревская Е. З. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 2015. № 5.
  7. Борисенков В.П. Школа России: прошлое и настоящее // Педагогика. 2013. № 4.
  8. Введение в политологию: словарь-справочник / под ред. В.П.Пугачева. – М., 2016..
  9. Волобоева, Н.Н. Комплекс социально-педагогических условий развития активной гражданской позиции подростков // Социальная работа с молодежью: социально-педагогические и психологические аспекты: Материалы научно-практической конференции. - Омск, ОмГПУ, 2006. - С.53-55.
  10. Волобоева, Н.Н. Этапы развития гражданской позиции подростков в внеучебной деятельности // Перспективы развития современной школы. - №2 (научно-методический журнал). - Воронеж, 2007. - С. 78-80.
  11. Возможности компетентностного подхода в развитии гражданственности старшеклассников / А. В. Дергай [и др.]. – Минск: Медисонт, 2018. http://www.fpb-belarus.org/publ/Citizenship_Book.pdf
  12. Газман О.С., Иванов А.В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя (классного воспитателя). -М.: Академия, 2012. - 70 с.
  13. Гасанов, З.Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан / З.Т. Гасанов // Педагогика. – 2015. - №6. - С. 59-63
  14. Гражданское образование - формирование активной жизненной позиции гражданина /Сб. статей для методистов и преподавателей общественных дисциплин. М., 2014.
  15. Гражданское образование в демократическом обществе. Алма-Ата, 2015.
  16. Гражданское образование в информационный век: сборник материалов международной конференции. Красноярск, 2018.
  17. Гражданское образование в современной школе. Опыт реализации межпредметной модели / Пособие для педагогов и работников образования. Калуга, 2019.
  18. Гражданское образование. Сб. материалов, разработанный под эгидой Совета Европы, под ред. НМ. Воскресенской И. Д. Фрумина. М., 2015.
  19. Гражданское образование: содержание и методы обучения. Под ред. С. Шехтера, Н.М. Воскресенской. М., 2017.
  20. Гражданско-правовое образование и воспитательный потенциал курсов истории: Сборник статей /Сост. и науч. ред. Н. И. Элиасберг. – СПб.:Изд-во«Союз», 2014. («Серия воспитание гражданина»)
  21. Гуляева И.Л. «Гражданином быть обязан…»: формирование гражданской позиции личности. – М.: Просвещение, 2018. – 85 с.
  22. Даль В. И. Толковый словарь русского языка: современное написание / В. И. Даль. – М., 2010;
  23. Джери Дэвид. Большой толковый социологический словарь. В 2 т./Дэвид Джери, Джулия Джери. – М., 2019;
  24. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования. - http://www.bestreferat.ru/referat-88536.html
  25. Иоффе А. Н., Пахомов В.П. Методические приемы в гражданском образовании. Тольятти, 2019.
  26. Ковалев А.Г. Личность воспитывает себя. - М.: Просвещение, 1983. – 185 с.
  27. Конопоеич Б.Г. Я - гражданин России: Учебное пособие. Воронеж, 2010.
  28. Крысько В. Г. Социальная психология: словарь-справочник / В. Г. Крысько. – М., 2011.
  29. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. - 2014. - № 5. - С. 5-12.
  30. Молодцева И.В., Саволайнен Г.С. Педагогические условия становления гражданской позиции старшего подростка // Преподавание истории в школе. - 2017. - №1.
  31. Мухаев Р. Т. Основы политологии: новая школа / Р. Т. Мухаев. – М., 2017.;
  32. Мясищев В.Н. Структура личности и отношений человека к действительности. – М.: Просвещение, 1956. -156 с.
  33. Общество и политика: современные исследования, поиск концепций / под ред. В. Ю. Большакова. – СПб., 2011.
  34. Овчинникова, Н.П. Идея патриотизма и Отечества в истории русской педагогики / Н.П. Овчинникова // Педагогика. – 2017. - №1. - С. 93- 101
  35. Политология: краткий словарь / под ред. В.Н.Коновалова. – Ростов н/Д, 2010;
  36. Права человека в свободной стране: Учебное пособие. СПб., 2011.
  37. Савельева, А. А. Развитие гражданской позиции учащихся на уроках обществознания / А. А. Савельева, Л. И. Николаева. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2018. — № 3 (17). — С. 49-50. — URL: https://moluch.ru/young/archive/17/1238/ (дата обращения: 18.01.2022).
  38.  
  39. Степаова Л.Г. Формирование гражданской компетентности старшеклассников средствами предметов обществоведческого цикла. http://www.fkgpu.ru/doc/perspektiva2/rep_20.doc
  40. Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработчиков документов по модернизации общего образования. М., 2011.
  41. Уваров АЮ., Ханингтон М. Гражданское образование для жителей информационного века. М., 2010.
  42. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. - 2013. - № 5. – С.58-64.
  43. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал «Эйдос». – 2015. – 12 декабря. - http://eidos.ru/journal/2015/1212.htm
  44. Шевченко Н.И. Педагогические технологии: социализация школьников на уроках обществознания. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС». – 2019.
  45. Щуркова Н.Е. Воспитание социально активной жизненной позиции школьника в учебной деятельности.- М.:Просвещение, 1980. - 99 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское