ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
1.1 Особенности формирования гражданской позиции в учебно-воспитательном процессе
1.2. Дисциплина обществознание в формировании гражданской позиции учащихся
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Система уроков обществознания как средство формирования гражданской позиции учащихся старших классов
2.3 Методические рекомендации по воспитанию гражданской позиции школьников на уроках обществознания
ЗАКЛЮЧННИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Произошедшие в последние десятилетия изменения в обществе требуют изменений и в средствах воспитательной деятельности. Анализ педагогической теории и практики показал, что сегодня имеет место:
- стихийная вариативность и региональная разобщенность гражданского образования;
- ориентация содержания гражданского образования на правовое воспитание и обучение при явно недостаточном внимании к личностно-ориентированным аспектам гражданского поведения (идеалы и принципы гражданственности, морально-нравственные критерии социальной жизни, умение понимать ситуацию и совершать осознанный личный выбор);
- наличие в арсенале детей современных компьютерных технологий и нетрадиционной печатной продукции, оказывающих негативное влияние на молодежь;
- отсутствие новой методологии воспитательной деятельности, отвечающей изменившимся социальным условиям;
- снижение воспитательного потенциала учебного процесса;
- недостаточное использование внеурочной деятельности школьников в связи с отсутствием молодежных общественно-политических организаций;
- отсутствие системы морального и материального поощрения педагогов за осуществление воспитательной деятельности;
- сворачивание видов воспитательной деятельности, требующих материальных вложений.
Проблеме посвящено большое количество работ как ученых советского периода, так и современного. Однако, несмотря на большое количество исследований по проблеме гражданского воспитания, единой и концептуально обоснованной педагогической технологии воспитания гражданской ответственности учащихся в рамках урока обществознание не разработано.
Сегодня целью воспитательной работы должно являться формирование гражданина свободного, демократического государства, который обеспечен всеми правами и наделён всей полнотой обязанностей, позволяющими ему свободно развиваться на пространстве гражданского общества. Соответственно основной задачей воспитания становится формирование личности с активной гражданской позицией, способной воспользоваться своими неотъемлемыми правами, стремящейся к этому и готовой взять на себя всю полноту ответственности за свои действия.
На сегодняшний день не найдено единого подхода к определению понятия «гражданская позиция»; вопрос о содержании процесса ее формирования находится в стадии разработки; недостаточно рассмотрены вопросы, связанные с определением способов и средств формирования гражданской позиции школьников на уроках обществознание.
Анализ состояния теории и практики обучения и воспитания позволили выявить противоречия между: современными требованиями общества к формированию гражданской позиции и недостаточной теоретической и методической разработанностью её решения.
Всё выше сказанное обуславливает актуальность темы исследования: «Формирование у школьников гражданской позиции в процессе обучения обществознания».
Цель курсовой работы: исследовать формирование у школьников гражданской позиции в процессе обучения обществознания.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- Изучить психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по проблеме исследования.
- Описать особенности формирования гражданской позиции в учебно-воспитательном процессе.
- Рассмотреть особенности обществознания в формировании гражданской позиции учащихся.
- Провести анализ педагогического опыта учителя обществознание.
- Проанализировать уровень сформированности гражданской позиции школьников.
Объект исследования: формирование у школьников гражданской.
Предмет исследования: возможности дисциплины обществознание в формировании у школьников гражданской.
Степень изученности проблемы:
Все исследования, прямо или косвенно затрагивающие проблему гражданского воспитания, можно условно разделить на две группы. К первой группе относятся научные исследования общего характера, рассматривающие как различные аспекты воспитания (Бондаревская Е.В., Выготский Л. С. Гриценко Л. И., Емельянова Т. Ю.Сухомлинский В. А.), так и рассматривающие цели и методики образования в общем ( работы Андреева В. И., Клабуковой Г. Н., Наумовой Е. В., Щурковой Н. Е.) Изучаемая тема не является самостоятельным предметом исследования в данных работах, но в то же время эти труды позволяют рассмотреть ее в контексте образовательной программы.
Вторая группа включает исследования, в которых затрагиваются проблемы непосредственно гражданского воспитания, раскрывается его теория и методика. Среди них необходимо отметить труды Гриценко Л. И., Михайловой Е. Н., Сергеевой М. Г. Изучению гражданско-патриотического воспитания на современном этапе посвящен труд Лутовинова В. И. Исследование, посвященное гражданско-патриотическому воспитанию не только на уроках, но и во внеурочное время, принадлежит Головлевой О. В. Исследование литературы по теме исследования показывает, что изучаемая проблема представлена довольно широко и на разных уровнях. Однако для рассмотрения воспитания гражданской позиции старшеклассников на уроках обществознания необходимо усовершенствование практической работы.
Основными нормативными документами для организации работы по гражданско-патриотическому воспитанию школьников являются:
– Конституция РФ,
– Проект «Патриотическое воспитание граждан РФ» на уроках и в сети.
Методы исследования:
- Теоретические методы: анализ литературы по данной проблеме;
- Эмпирические методы: опрос, анкетирование, наблюдение;
- Методы обработки и интерпретации данных.
База исследования: МБОУ «СОШ № ХХ», г. ХХХХХХХ.
Теоретическая и методологическая база исследования основана на научных статьях и публикациях российских и зарубежных исследователей по проблеме исследования.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
1.1 Особенности формирования гражданской позиции в учебно-воспитательном процессе
Формирование гражданской позиции начинается с раннего детства, с семьи и школы и происходит не вдруг, не в один час. Позиция каждого – не сиюминутное настроение и мнение. Это результат долгих трудов всех, кто работал над формированием мыслей, души, жизненной позиции человека. Главной целью гражданского воспитания в современном демократическом государстве является формирование личностной позиции в системе общественных отношений. Такой гражданин должен обладать определённой суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей, а также готовность участвовать в общественно-политической жизни школы, местных сообществ. Гражданское образование направлено на формирование гражданской компетентности личности [6].
Гражданская компетентность личности – это совокупность готовности и способностей, позволяющих ей активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в обществе, применить свои знания и умения на практике. Становление гражданской компетентности школьников неразрывно связано с формированием у них основополагающих ценностей, определяющих гражданское самосознание. В процессе формирования демократических ценностных ориентиров важным является воспитание учащихся на основе социокультурных и исторических достижений многонационального народа России, народов других стран, а также культурных и исторических традиций родного края.
Гражданское образование в общеобразовательной школе проходит через все три ступени.
На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества. Развиваются коммуникативные способности ребёнка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество, способствуют формированию умения разрешать конфликтные ситуации через диалог. Решение одной из главных задач начального образования – развитие творческого потенциала младшего школьника – помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны [7].
Вторая ступень (основная школа) продолжает формировать систему ценностей и установок поведения подростка, помогает приобретать знания и умения, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе. На этом этапе стержнем гражданского образования является уважение к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом. Идёт обогащение сознания и мышления учащихся знаниями об истории Отечества, познание ими элементарных моральных и правовых норм.
На третьей ступени (средняя (полная) школа) углубляются знания в процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, определяется гражданская позиция человека, его социально-политическая ориентация. Задача этого этапа состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность.
Выделены составляющие гражданской позиции ученика, которыми могут являться следующие качества личности: патриотизм (любовь к Родине, городу, школе, семье); гражданственность (принадлежность к коллективу, школе, городу, стране); активная жизненная позиция; нравственность; творчество (раскрытие способностей, креативность, самоопределение) [1, c. 62].
Гражданская позиция формируется в рамках общей позиции и по мере развития личности занимает все более значимое, ведущее место в ее структуре. Она характеризует личность с точки зрения способа и характера взаимоотношений индивида с определенной действительностью.
Выражением гражданской позиции личности является ее отношение к обществу, деятельности, людям, самой себе. Гражданская позиция проявляется и формируется в конкретных делах. Возможность проявить свое отношение к людям, обществу, найти способы практической реализации себя во взаимодействии с окружающим миром человек получает в деятельности. Через нее человек познает мир, себя, формирует свое самосознание, нравственные и социальные установки, реализует свое я. В соответствии с тем, на какие сферы жизнедеятельности направлены интересы индивида, в каких формах и насколько социально ценно и личностно значимо он реализует себя, можно говорить об успешности и социальной значимости проявления гражданской позиции личности. «Научиться жить – значит выработать свою позицию в жизни, свое мировоззрение, отношение к себе, к окружающему миру, понять себя, других, общественные процессы, поставить себе задачу, чтобы действовать в соответствии с ней» [2, c. 34].
В структуре гражданской позиции личности выделяются три компонента: познавательный, мотивационно-ориентировочный, поведенческий [2, c. 89].
Так, познавательный компонент включает в себя формирование базисных ценностных ориентаций, которые предполагают сознательное отношение человека к социальной действительности. Они определяют смысл жизни человека, что для него особенно важно, значимо, добросовестно, честно и так далее.