Введение
Глава 1. Государственное регулирование малого бизнеса в РФ
1.1 Сущность малого бизнеса, его роль в социально-экономическом развитии страны
1.2 Программы поддержки малого бизнеса в РФ
Глава 2. Анализ эффективности государственного регулирования малого бизнеса в РФ
2.1 Эффективность экономической политики малого бизнеса в РФ
2.2 Преимущества и недостатки регулирования малого бизнеса в РФ
Глава 3. Перспективы развития малого бизнеса в РФ
Заключение
Список используемых источников и литературы
Приложения
Актуальность темы исследования. Малое предпринимательство играет существенную роль в решении социально-экономических задач, стоящих перед Россией в настоящее время.
В начале 1990-х годов в России наблюдался значительный рост сектора малого предпринимательства. В период 2000–2007 гг. произошло замедление позитивных тенденций. Нет заметных прогрессивных изменений в динамике и отраслевой структуре малого предпринимательства и в настоящий момент. На сегодня доля инновационного сектора в объеме выпуска малых предприятий составляет лишь 2,5%, промышленного производства и строительства - 13%, услуг - 21%. Доминирует сектор торговли, его доля составляет около 50%.
Таким образом, несмотря на усилия, предпринимаемые правительством России по развитию малого предпринимательства, становление этого сектора экономики проходит с большими трудностями.
Состояние изученности проблемы. Государственное регулирование малого бизнеса рассматривается в работах Н.В. Абдуллаева, Ю.Н. Александрина, И.Н. Альхимович, О.Д. Балабановой, И.С. Бессонова, А.О. Веретенова, Г.Ю. Власова, Г.А. Гайнуллиной, А.В. Дубыниной, И.Г. Коваль, П.Ю. Мелехиной, А.В. Немец, О.А. Панченко, А.А. Тараруевой и др. Однако до сих пор остается дискуссионным вопрос о формах, методах такого регулирования. Недостаточно разработанными остаются вопросы эффективности государственной поддержки малого бизнеса в отечественной экономике.
Целью настоящей работы является исследование государственного регулирования малого бизнеса в России.
Для реализации названной цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать понятие малого бизнеса, его роль в социально-экономическом развитии страны;
- выявить содержание программ поддержки малого бизнеса в РФ;
- рассмотреть эффективность экономической политики малого бизнеса в РФ;
- определить преимущества и недостатки регулирования малого бизнеса в РФ;
- раскрыть перспективы развития малого бизнеса в РФ.
Объектом исследования являются хозяйствующие субъекты - российские малые предприятия.
Предмет исследования - механизм государственной поддержки малого бизнеса.
Теоретической основой работы являются зарубежные и отечественные теоретические и методологические разработки в области государственной поддержки малого бизнеса.
Методологической основой исследования послужили диалектический метод познания и системный подход. Применялись такие приемы научного познания как сравнительный анализ, обобщение и систематизация конкретных фактов.
Информационной базой исследования послужили работы ряда отечественных ученых, исследовавших формы и методы государственной поддержки малого бизнеса, публикации в периодической печати, факты, опубликованные в экономической литературе.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
1. Государственное регулирование малого бизнеса в РФ
1.1 Сущность малого бизнеса, его роль в социально-экономическом развитии страны
Понятие "малый бизнес" требует чёткого категориального обозначения. Прежде всего, обратим внимание на зачастую тождественное использование понятий "малое предпринимательство" и "малый бизнес". Анализ работ многих авторов позволяет придти к выводу о том, что понятие "малое предпринимательство" определяет инициативную самостоятельную деятельность малых предприятий, а понятие "малый бизнес" может быть рассмотрено как область приложения данной деятельности через определенные бизнес-процессы. В целом, понятие "малое предпринимательство" можно отнести к юридическим терминам, закрепленным законодательством государства, а понятие "малый бизнес" - к экономическим, отражающим его внутреннюю экономическую сущность. "Основой малого бизнеса является предпринимательство как инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода".
Приведем законодательное определение малого предпринимательства. Оно дано в Федеральном законе от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее – ФЗ № 209-ФЗ). В ст. 3 ФЗ № 209-ФЗ указано, что субъекты малого предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными ФЗ № 209-ФЗ, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям. Статья 4 ФЗ № 209-ФЗ устанавливает категории субъектов малого и среднего предпринимательства. Так, средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек. Кроме того, выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ. Для микропредприятий это 60 млн. рублей , для малых - 400 млн. рублей.
Имеет место многовариантность толкования учеными понятия "малый бизнес". Малый бизнес – "сектор экономики, который определяется деятельностью субъектов малого предпринимательства на рынке товаров, работ и услуг". Другими авторами сформулировано собственное видение малого бизнеса как "вида деятельности в любой из сфер экономики, направленный на получение прибыли при крайне ограниченных финансовых, материальных и трудовых ресурсах и как следствие – имеющих невысокий уровень товарооборота". А.А. Бораев пишет: "Как следует из самого определения, "малый бизнес" - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях (показателях), конституирующих сущность этого понятия".