В настоящее время развитие малого предпринимательства, является одним из источников роста экономики России.
В условиях рынка, малое предпринимательство способно к быстрому передвижению, оно создает глубокую специализацию и сотрудничество, без которых невозможна высокая эффективность рынка в целом. Предпринимательство способно не только сравнительно быстро окупаться, но и за короткое время быстро заполнить ниши, образующиеся в потребительской сфере, самое главное, создавать атмосферу соперничества и конкуренции, без чего рыночная экономика невозможна.
Как показал мировой опыт, именно малое предпринимательство позволяет в кратчайшие время осуществить системную перестройку экономики, уделить особое внимание потребностям людей и одновременно надежную общественную базу реформ.
Фирмы малого предпринимательства являются эластичной и динамичной формой реализации предпринимательского движения, позволяющей выразить с легкостью деловой и креативный потенциал, иметь соответствующие доходы для достойного образа жизни. Организация цепочки подобных предприятий помогает обеспечению трудовой деятельности граждан, увеличению на рынке количество товара и потребительских услуг. Малые предприятия порождают очень хорошую конкуренцию, означающую во всех отношениях регулирование экономики, включая свободное развитие и многообразие форм собственности, противодействие господству крупных фирм.
В современных условиях, когда государство принимает новые законопроекты в поддержку и защиту малого предпринимательства, необходимо приложить все усилия для того, чтобы добиться существенного и ориентированного прогресса в развитии и становлении малого предпринимательства в России. Безусловно, для этого необходимо развитие основы малого предпринимательства.
Таким образом, в предпринимательской теории и практике сложилась ситуация, которая характеризуется противоречием, отражающим тот факт, что государство на федеральном уровне разрабатывает законодательную базу, целевые программы развития малого предпринимательства, однако на региональном уровне возникают значительные проблемы, требующие поиска путей, методов из реализации и повышения эффективности деятельности малого предпринимательства.
Выбор темы работы обусловлен важностью роли малого предпринимательства, особенно в условиях современного состояния мировой экономики. Таким образом, тема исследования является актуальной в современных условиях хозяйствования.
Цель исследования – выделение особенностей учета и налогообложения на малом предприятии и разработка мероприятий по улучшению их организации.
Задачи исследования:
- провести сравнительный анализ подходов к определению малого предпринимательства в России и других странах
- определить цели и задачи финансовой поддержки деятельности предприятий малого бизнеса
- выявить проблемы становления и развития малого бизнеса в России
- описать мханизмы поддержки малого предпринимательства в РФ и пути их совершенствования
Объект исследования – малое предприятие.
Предмет исследования – организация поддержки малого бизнеса.
Методы исследования: теоретический анализ, изучения материалов научных и периодических изданий по проблеме, анализ нормативно-правовой базы, интервьюирование, опрос экспертов, наблюдения.
Научно-методической базой исследования стали публикации известных ученых и специалистов в области малого предпринимательства: А. М. Чернопятов,А.С., Верещагин, О. А. Задера и т.д.
Информационной базой для исследования являются нормативные документы в области малого предпринимательства, учебная литература по исследуемой тематике, а также периодические издания и электронные источники.
Практическая значимость: результаты могут быть использованы для повышения эффективности деятельности малого предпринимательства регионов.
1 Теоретические основы механизмов финансовой поддержки деятельности предприятий малого бизнеса
1.1 Сравнительный анализ подходов к определению малого предпринимательства в России и других странах
Предпринимательство – это особый вид человеческого капитала, представленного деятельностью по координации и комбинированию всех других факторов производства в целях создания новых видов товаров и услуг(экономических благ). Главным в предпринимательстве – умение и желание внедрять в производство новые виды продукта, передовые технологии, современные формы организации бизнеса. При этом всегда присутствует риск.
Предприниматель – человек, обладающий свойственным характеристикам, как внешнего, так и внутреннего характера, на свой страх и риск, занимающийся хозяйственной деятельностью. Предприниматель представляет собой центральный доминирующий субъект рыночного хозяйства, экономики[16, с. 8].
Предпринимательство является одним из видов человеческой деятельности и означает многообразие различных действий, поступков, операций, направленных на достижение основной цели – получение дохода.
Достижение этой цели происходит через производство и предложение рынку полученного товара, на который имеется спрос[3,с. 7].
Предпринимательство, это важная часть экономической деятельности руководителей и специалистов фирм, коммерческих организаций. Однако, о функции управлении экономикой очень мало освещалось в отечественной литературе.
Предпринимательская деятельность, это самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли, об этом говорится в законе Российской Федерации «О предпринимательской деятельности» [9, c. 16-19].
С точки зрения Т.В. Кашаниной, предпринимательством является инициативная деятельность хозяйственных субъектов, основанная на их самостоятельности, личной заинтересованности и ответственности, новаторстве и риске.
В.Ф. Попондопуло дает определение предпринимательской деятельности как «совокупность правомерных волевых действий, совершаемых профессионально, систематически в целях извлечения прибыли на свой риск лицом, зарегистрированным в качестве предпринимателя»[3, с].
Д.А. Величко рассматривает предпринимательскую деятельность как вложение средств, с целью получения прибыли на основе сочетания личной выгоды с общественной пользой. Однако для современных российских предпринимателей, во всяком случае, если говорить об их абсолютном большинстве, прерогативой является извлечение собственной имущественной выгоды, а общественная польза – как получится. В целом можно сказать, что категория «предпринимательство» для современного российского права имеет огромное практическое значение и активно используется в законодательстве. Достаточно сказать, что термин «предпринимательская деятельность» употребляется в сорока пяти статьях первой и второй частей Гражданского кодекса РФ[3, с. 20].
Легальное определение понятия «предпринимательская деятельность» дано в ч. 1 ст. 2 ГК РФ. Предпринимательством является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Как видно из определения, формулирование содержания понятия не имеет достаточной определенности и допускает различные толкования. Тем не менее, нормативные признаки дают возможность установить тот минимум характерных черт, которые определяют сущность российского предпринимательства[3,с. 22].
Небольшие предприятия активизируют инвестиционную деятельность, поскольку игра ресурсов в сферу малой экономики влечет за собой глобальные перемены во всей структуре хозяйственного оборота. Тем самым они связаны с возникновением региональной экономики, как единого комплекса работающих, в основном, на местном рынке промышленных и сельскохозяйственных производств, строительных организаций, деталей производственной и социальной инфраструктуры.
Малое дело способно быстро реагировать на изменение спроса. Небольшой объем малых предприятий, их технологическая и управленческая гибкость позволяют быстро и своевременно отвечать на изменяющуюся экономическую ситуацию путем быстрого восприятия технических новинок, перестройки номенклатуры и ассортимента продукции. Достоинства малого предпринимательства: небольшая специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг, отсутствие управленческих иерархий, возможность начать дело с относительно небольшим стартовым капиталом – все эти черты повышают его устойчивость на внутреннем рынке.
Тем не менее, малое предпринимательство, так же имеет и недостатки. Так, относительно маленький капитал ограничивает рамки производства, уменьшает возможность применения дополнительных ресурсов. Это прямой путь к экономической неустойчивости малых предприятий, что способствует их банкротству, провалу и разорению.
Сказанное выше актуализирует проблему поиска перспектив развития малого предпринимательства, как в масштабе всей страны, так и на региональном уровне в качестве серьезного шага к экономическому и социальному росту и процветанию общества.
Важно и то, что правовая и институционально-инструментальная система, должна постоянно развиваться и совершенствоваться, отражая собой как новые тенденции и потребности развития самих малых предприятий, так и все более зрелый, сложившийся характер самой рыночной системы хозяйствования и интегрированных в нее рычагов государственного регулирования. Эта система не может иметь застывший характер, иначе это приведет к упадку. Актуальность выпускной квалификационной работы определена той ролью, которую играет малое предпринимательство, во всех экономически развитых странах.
Главную роль в регулировании предпринимательской деятельности играет нормы Налогового кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ, Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Быть предпринимателем это искать что-то новое, организовывать работу персонала, направлять на выявление новых возможностей, уметь осваивать новые рынки, переходить к производству новейших товаров и услуг.
Совершенно не обязательно что бы предприниматель занимался лично всеми вопросами фирмы. Он может распределить обязанности. Руководитель бизнеса должен бать источником творческой активности и предприимчивости работников предприятия.
Предпринимательство – это хозяйственная предприимчивость, отрицающая самоуспокоенность, застой, самодовольство, расточительство.
Предприниматель ищет выходы и пути развития, повышения работы производства, улучшает качество работы, приносит прибыль предприятию. И это независимо от того, наемный он или владелец данной фирмы.
Сказанное выше, позволяет сделать вывод о том, что хозяйственная деятельность, направленная на получение выручки это и есть предпринимательство.
Предприниматель, почти всегда выступает менеджером в той или иной степени, но он не всегда бывает собственником капитала. В предпринимательский стиль управления, входят чаще всего компании, которые стремятся к развитию, они принимают форму предпринимательского менеджмента. Из-за недостаточной гибкости управления и производства, компании, которые уделяют мало внимания предпринимательству, теряют свои позиции на рынке.
В конечном итоге лидирует тот, кто моментально реагирует на запросы населения, увеличивает свое участие на рынке, за счет внедрения инноваций и освоения производства пользующихся спросом товаров.
Рассчитывать на успех в малом бизнесе, можно только в том случае, если чувствовать себя предпринимателем. Важная цель для бизнесмена – прибыль, развитие, рост, престиж, стиль управления.
В истории России много примеров, которые доказывали, что получение дохода и обеспечение благополучия общества мало совместимы. Только время изменилось, вместе с ним и поменялось общество, оно стремится к демократии, опираясь на достижения науки и техники, в своих же интересах самозащиты они отвергают бизнес, не отвечающий его запросам и условиям современного производства.
Изменился и сам предприниматель, к таким устаревшим чертам, как предприимчивость, склонность к риску, напористость, энергичность, добавилось образование, интеллект, чувство социальной ответственности.
Природа предпринимательской деятельности раскрывается с помощью выполняемых ею функций. Предприниматель, инициатор, который соединяет факторы производства в единый процесс производства товаров и услуг, с целью получения выручки. Бизнесмен организует производственный процесс, настраивающий и задающий тон деятельности фирмы. Он выбирает стратегию и тактику поведения компании и берет на себя ответственность за успех их проведения. Предприниматель – это новатор, внедряющий на коммерческой основе новые продукты, новые технологии, новые формы организации дела. Он не боится промахов, в его венах бурлит кровь, готов пойти на любые риски для достижения цели бизнеса.
К критериям, на основе которых, субъекты хозяйственной деятельности относятся, к субъектам малого предпринимательства, относятся: средняя численность занятых на предприятии работников; размер уставного капитала; ежегодный оборот, полученный предприятием за год; величина активов.
В соответствии с Федеральным законом РФ №88 - ФЗ от 14 июня1995г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 %, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 % и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает установленных показателей.