Актуальность работы. Сегодня качество информационных технологий и их использования в большой степени определяет мировой характер жизни, поэтому вопрос о взаимоотношении общества с интернет-СМИ имеет важное значение. Сетевые издания являются относительно новым видом средств массовой информации, однако полностью выполняют функции традиционных СМИ, также формируют социальную позицию и мировоззрение членов общества.
Под интернет-изданиями мы понимаем прежде всего медиа-издания, рассчитанные на информирование аудитории и обмен информацией в онлайн или офлайн режиме, действующие на площадке «Интернет». В дальнейшем тексте выпускной квалификационной работы синонимичными понятиями будут являться следующие: сетевые СМИ, интернет-издания, online-СМИ, интернет-медиа, web-журналистика. Обращаясь к словарю Т. Ф. Ефремовой, определим понятие «тренд» как преобладающая тенденция, общее направление развития чего-л. В данном работе мы будем рассматривать тренды интернет-СМИ за последние три года, что подразумевает их современность.
С каждым годом в мире растет число онлайновых медиа-изданий, как электронных версий уже существующих газет и журналов, так и сетевых периодических изданий, не имеющих аналогов на бумаге. Таким образом, выше обозначенное формирует актуальность квалификационной работы.
Современные СМИ вынуждены вести конкуренцию за аудиторию, которая все более требовательно относится к получаемой информации. Чтобы стать интересным для читателя, издание должно не только оперативно предоставить актуальную и интересную информацию, но и максимально облегчить ее восприятие и понимание. Форма подачи материала сегодня имеет такую же значимость, как его содержание. Это связано с тем, что современное общество является обществом, ориентированным на визуальные образы, для него изображение является гораздо более понятным, нежели текст. В связи с этим журналисты вынуждены прибегать к использованию различных изобразительных средств, среди которых сегодня наряду с фотографией и рисунком выделяется графика–передача данных графическим путем.
Визуализация информации - одно из требований времени к средствам массовой информации. Информация в виде карт, графиков, схем и диаграмм позволяет печатным, интернет- и телевизионным СМИ оперативно иллюстрировать важнейшие события. Будучи средством эффективной «упаковки» информации, графика становится все более популярной. Кроме того, современная графика позволяет уменьшать объем печатных изданий, благодаря лаконичному размещению информации. Таким образом, графика сегодня является одним из наиболее перспективных направлений в журналистике.
Цель данного исследования - выявить специфику использования графических знаков в журнале «Esquire».
Цель исследования предполагает решение следующих задач:
- рассмотреть основные функциональные и теоретические аспекты графических знаков;
- проанализировать специфику графических знаков с точки зрения дизайнерских решений;
- определить роль графики в формировании контента издания;
- изучить типологические характеристики издания ««Esquire»;
- проанализировать возможности графических знаков в формировании контента и визуального облика издания «Esquire»
Объект исследования – графические знаки как способ репрезентации информации в современных интернет-изданиях.
Предмет исследования – специфика использования графики в издании «Esquire».
Методологическая база работы определяется особенностями изучаемого материала и задачами его исследования. Ведущим методом исследования стал описательный метод; использовались также общенаучные методы анализа, синтеза, сравнения и элементы контент-анализа.
Теоретическую базу работы составили исследования теоретиков в области изучения графического дизайна и графики - прежде всего А.Кайро, В.В. Тулупова, Е.Н. Тихоновой, Е.А. Смирновой, Е.Л. Вартанова, С.Г. Корконосенко, Л.М. Землянова, А.А. Калмыков изучающих современное состояние российской интернет-журналистики. В работе были использованы выводы научных исследований М.М. Лукиной, Я.Н. Засурского и Е.П. Прохорова.
Глава 1. Графические знаки в современных интернет-изданиях: теоретический аспект
1.1 Теоретико-методологические аспекты изучения графических знаков
Согласно данным американского профессора психологии М. Френдли, «графика появилась в ХII столетии в виде разнообразных диаграмм» [22, с.8]. Итальянский исследователь графики А. Кайро полагает, что «инфографика зародилась в 1982 г. с выходом в свет газеты «USAToday» [13, С.34]. Однако, как пишет И.Н. Демина, «если исходить из сути значения понятия «инфографика», то можно сказать, что самая первая инфографика возникла с появлением наскальных рисунков» [10, с.39], поскольку графическое изображение являлось способом передачи информации задолго до развития письменности. Коммуникация происходила также путем развития пиктографического письма, состоящего из пиктограмм – стилизованных и схематических изображений.
Сегодня человечество вновь прибегает к использованию изображений, что связано с развитием новейших технологий и слишком большим объемом информации, который сложно воспринимать в цифровом и текстовом форматах. Главной задачей графики в современном мире является совершенствование процесса получения и восприятия информации реципиентом, упрощение ее понимания. Кроме того, сообщение, переданное с помощью изображения, более интенсивно активизирует внимание, нежели обычный текст.
Важным преимуществом инфографики является относительная простота ее восприятия. При визуальной коммуникации задействованы оба полушария головного мозга реципиента, что дает возможность максимально быстро и эффективно получить и усвоить информацию, закодированную с помощью изображения.
Стоит отметить, что любое СМИ нуждается в визуальной презентации – дизайне. В случае печатных СМИ его составляющими в первую очередь являются шрифты, графические элементы, иллюстрации, пропорции построения заголовков и колонок, цветовые решения.
По мнению Е.А. Воробьева «главную роль в оформлении издания играет макет. Макет, по определению ученого,- это графический план полосы, предназначенный для ее верстки» [8, с.75]. Цель макетирования - расположить текстовые и иллюстрационные материалы на полосах так, чтобы газета имела привлекательный внешний вид и читатели легко находили интересующие их публикации. Таким образом, важны не только конкретные мелкие детали, в газете или журнале должна присутствовать их системная взаимосвязанность и гармоническое сочетание на полосе, развороте и в издании в целом.
«Как и текст, визуальная составляющая материала может принимать разнообразные формы. Среди них выделяются простая диаграмма, сложная схема, графически оформленные текстовые блоки. Тематика материала и его цель определяют и конкретную форму визуализации. Определенный стиль инфографики передает определенную тематику и способствует пониманию смысла. Графические объекты способны передавать специфические акценты, эмоциональную окраску. Таким образом, содержание и форма инфографики неразрывно связаны между собой, они дополняют и раскрывают друг друга» [12,c.12].
Будучи средством формирования контента издания, инфографика может выступать в качестве дополнения к текстовой информации или же являться самостоятельным объектом, в этом случае дополнением является текст.
«Стиль передачи информации может быть весьма разнообразным: графически представленные зависимости измеряемых величин от параметров, схемы, диаграммы, номограммы, иерархии и графы, карты, иллюстративные инструкции, пиктограммы и т.д. В некоторых случаях к объектам инфографики следует отнести коллажи или графические нарезки (в которых отражены разные стороны предмета или явления с акцентом на связи между ними). Таким образом, главным признаком, позволяющим включить визуальный объект в подмножество информационной графики, является его способность представлять большой объем разнообразной информации в организованном виде, удобном для восприятия, или являться средством указания на действие или значение других видов информации» [27, с. 80].
Наглядное представление информации с помощью иллюстративного материала считается актуальным не только для СМИ. К инфографике прибегают также авторы учебных пособий, инструкций, каталогов. Это объясняется тем, что большинство людей ориентированы на зрительные образы– изображения, схемы, коллажи, клипы, и в меньшей степени – текст.
По характеру визуализации данных выделяют две группы информационной графики: количественной и качественной для передачи количественных данных, как правило, используются диаграммы, гистограммы, графики, которые также подразделяются на группы (точечные, линейные круговые и т.п.); для передачи качественных данных используются различные виды изображений, карт, схем и т.д. А.А. Калмыков предлагает выделять следующие их виды [18,c.56]:
- организационные диаграммы, которые отражают структуру объекта, их задача – обозначить функции и оптимизировать связи подчиненных структур;
- диаграммы трендов, которые определяют стратегию развития процессов; все показатели такой диаграммы представлены наглядно, они способствуют облегчению планирования и принятия решений;
- планы-графики четко определяют последовательность в решении задач, организации процессов;
- технологические диаграммы отражают основные стадии и визуализируют особенности технологических процессов;
- разнообразные схемы, при помощи которых акцентируется внимание на наиболее важных моментах;
- рисунки и схемы, наглядно и доступно представляющие тот или иной процесс или ситуацию и незаменимые при объяснении учебного материала даже учащимся начальной школы;
- графы, визуализирующие переходы или связи понятий, событий, процессов;
- ментальные карты знаний, процессов, сущностей;
- миниатюры – пиктограммы, иконки, указатели.
«Элементы второй группы отличаются высокими коммуникативными возможностями, особенно диаграммы трендов, планы, графики, разнообразные схемы, ментальные карты и различные миниатюры. Так, к примеру, пиктограммы являются самыми востребованными элементами графики, как правило, маленькие изображения несут серьезную семантическую нагрузку. Выделяют и более узкие классификации графики. Так, например, диаграммы подразделяют на пять основных видов: круговая диаграмма, линейчатая диаграмма, гистограмма, график, точечная диаграмма» [7, с.17].