Между людьми и их окружением устанавливаются различные связи и отношения, которые позволяют человеку жить как естественному и социальному существу. Отношение человека к природе - это отношение любви, наполняющее его жизнь высшим и духовным смыслом.
Это необходимо развивать своевременно, особенно в младшем школьном возрасте, когда у детей этого возраста активно развиваются когнитивные способности.
Поэтому перед учителями начальных классов стоят важные задачи: формирование у младших школьников ценностного отношения к природе, экологического сознания, ориентированного на отсутствие противопоставления человека и природы. Основной задачей такого образования будет воспитание у детей младшего школьного возраста личностного отношения к природе как жизненно важной ценности, а также осознание ребенком своего места в природе и своей роли в ее сохранении и сохранении.. В работах многих авторов сформулированы цели, принципы, ценности, охарактеризованы содержательные и методические условия формирования экологической культуры младших школьников, И.Д. Зверев, Н. Ф. Виноградова, И. В.Цветкова, Е. С. Сбитнева и другие.
Тема курсовой работы актуальна, так как специалисты и ученые подчеркивают необходимость воспитания у детей эмоционально целостного отношения к природе.
Особенности формирования у младших школьников любви и бережного отношения к природе раскрыты в работах Н.Ф.Виноградовой, А.А. Плешакова, и др.
Психолого-педагогическое обоснование проблемы экологического образования отражено в работах, А.И.Леонтьева, В.Н.Мясницова и др.
Объект исследования – формирование эмоионально-целостного отношения к природе.
Предмет исследования – особенности воспитания у младших школьников эмоционально-целостного отношения к природе
Цель исследования – изучить особенности воспитания у младших школьников эмоционально-целостного отношения к природе.
Задача исследования;
- Проанализировать литературу по проблеме исследования;
- Провести теоретический анализ проблемы воспитания у младших школьников эмоционально-целостного отношения к природе.
3.Разработать программу формирования эмоционально -целостного отношения к природе детей млдашего школьного возраста.
Для решения поставленных задач были использованиы следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы; анкетирование, наблюдение с анализом и интерпретаией полученных данных.
Диагностичческие методики:
- Анкета Л. В. Моисеевой.
- Методика «Экологические знания» Ю. А. Полещук.
Исследование проводилось на базе школы № ... города ...
Пра ктиче ска я зна чимость иссле дова ния за ключа е тся в том, что материалы и рекомендации, представленные в этой работе, помогут в организации патриотического воспитания младших школьников. Рекомендуемую программу патриотического воспитания можно использовать при работе с детьми младшего школьного возраста. Предлагаемый метод диагностики патриотического воспитания может быть использован в практической работе учителя начальных классов.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников (10 наименований), 3 таблицы, 3 диаграммы. Основной объём работы составляет 28 страниц.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ЦЕЛОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ
1.1 Сущность и особенности воспитания эмоционально-целостного отношения к природе
Культура природолюбия – это личностное качество, которое включает в себя духовный и материальный опыт, трансформируется в субъективное, эмоциональное – целостное, созидательное отношение к природе.
Перед учителями начальных классов стоят огромные задачи, которые должны формировать у младших школьников ценностного отношения к природе, экологического сознания, которое ориентировано на показе единого целого человека и природы. Главной целью такого воспитания является воспитание у детей младшего школьного возраста личностного отношения к природе, как жизненно важной ценности, а также осознание ребёнком своего места в природе и понятия своей роли в её сбережении и сохранении.
По нашему мнению, экологическая культура - это совокупность взглядов на природу и эмоционально-целостного отношения к природе, которые выражены в благоповедении человека и во всей его настоящей деятельности.
Л. И. Терентьева отмечает, что данное понятие содержит в себе три взаимозависимые компоненты:
- экологическое сознание;
- соответствующее отношение;
- активная практическая деятельность [16].
В данных компонентах самым главным является отношение к природе является одним из главных показателей экологической культуры. Поэтому в мы рассмотрим понятия «отношение», «отношение к природе» и сущность эмоционально-целостного отношения к природе.
Как правило, предмет «Окружающий мир», выступает как экологический курс в начальной школе. В силу любопытности, заинтересованности и активности младших школьников, учителям начальных классов не стоит ограничивать эмоционально-целостного отношения к природе только с теоретическими знаниями и правилами, необходимо также сформировать практическую деятельность, проводить знакомства детей с окружающим миром, тем самым научить их понимать и уважать природу, дать возможность каждому школьнику почувствовать себя “ответственным лицом”, быть единым целым с природой и причастность к происходящему в природе.
К настоящему моменту разработано несколько вариантов авторских курсов по окружающему миру. Учебно-методический комплект «Гармония» под руководством Н. Б. Истомина, автор учебников О. Т. Поглазова [12]. Пособия И.В. Цветковой «Экология в начальной школе» [19], в данной работе автор определяет младший школьный возраст как самоценный этап в развитии экологической культуры личности, когда происходит качественный скачок в мироощущении ребёнка от «Я – природа» до «Я и природа», то есть эмоционально-целостное отношение к природе. Систему экологических знаний развиваются на основе исследований И. Д. Зверева [4;5], А. Н. Захлебного [3] и др.
Вышеперечисленными учеными разработаны принципы экологического образования, которые наряду с широко действующими в дидактике составили основу экологического образования:
- принцип единства познания-переживания-действия;
- принцип систематичности и непрерывности;
- принцип взаимосвязи глобального, национального и краеведческого подхода к анализу экологических проблем и путей их решения;
- принцип междисциплинарности.
Е.С. Сбитнева основным воспитательным аспектом в отношении к природе определяет развитие гуманного отношения к природе, то есть способность воспринимать и эмоционально чувствовать ее красоту, умение бережно относиться ко всем природным сообществам, жить в гармонии с ней [14]. Здесь отметим то, что дети младшего школьного возраста чаще всего склонны к повторению и подражанию за взрослыми людьми, в частности за педагогом и за родителями. В связи с этим особенным критерием в успешности выполнения задач эмоционально-целостного отношения к природе является отношение педагога и родителей к окружающему миру, ведь именно взаимоотношения педагога, родителей и природы будут основой благоприятного воспитания для ребенка. Учителю необходимо поставить в основу воспитания общую систему, компонентами которой являются человек и природа, показать и доказать ученикам, что в основе этой системы должны находиться демократические отношения и не может быть главенствующего элемента.
Воспитание целостного отношения - это главный критерий воспитания.
По мнению А.Ф. Лазурского основная задача личности – это адаптация к окружающему миру, а именно к людям, к природе, и т.д. Степень привыкания личности к окружающей среде может быть разной, и отражается в трех психических уровнях – высшем, среднем и низшем [8, с.34]. Фактически эти уровни отражают процесс психического развития человека. Воспитывающее обучение не только лишь подразумевает усвоение учениками познаний об окружающем мире, но и формирует эмоционально-целостное отношение к усваиваемым мировоззренческим и моральным понятиям.
Исследованием проявления того или иного отношения человека рассматривал К. Роджерс [13], как оно меняется и адаптируется к обстоятельствам, или, напротив, как оно препятствует верному накоплению и применению навыка и опыта.
Достаточно верно определил понятие отношений В.Н. Мясищев, он указывал на то, что отношения человека в развитом виде представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности, также он утверждал, что в отношениях главное место занимают чувства, эмоции, оценки и достижение успеха, поскольку в них выражается связь человека с окружающей действительностью. Определения этого автора имеют важность в нашем исследовании, так какапо его утверждению учитель должен знать, что вызывает у учащегося положительное, а что - отрицательное отношение к обучению.
Педагогические условия становления бережного отношения к природе у младших школьников является целостным процессом перспективного формирования личности, выражающееся в накоплении ею опыта взаимодействия с социоприродным окружением, развитии умения осуществлять экологически целесообразную деятельность на основе системы получаемых в данном возрасте представлений и элементарных понятий, реализуя потребность в гуманном отношении ко всему живому [15, с.23].
Г. Г. Пантелеева отмечает, что целостный человек выстраивает гармоничные отношения, что позволяет уточнить существующие оценки антропологической мысли, закрепив за ним философский статус Homo noosphericus, ноосферного человека [10, с.42].
Целостный человек характеризуется в связи с отношением к миру, к себе подобным, к природе, к реальности космоса в их качественном измерении. Все многообразие отношений, по сути, сводится к альтернативным типам отношений - коммуникативным, направленным на единство внутри целостности более высокого уровня организации, и автономным, как бы противодействующим такому единству, направленным на изоляцию, обособление системы ("самосуществование" в экзистенциализме, Дж.-П. Сартр). Диалектический подход позволяет нам охарактеризовать состояние целостности человека как гармонию коммуникативного и автономного типов отношений к миру.
Гармония (греч. - ap|iovia - связь, порядок; строй, лад; слаженность, соразмерность, стройность) - установка культуры, ориентирующая на упорядоченность, придающую структурам целостность и прочность. Вместе с тем, - это ориентация на совершенствование, развитие, становление целостности человека в процессах взаимодействия всех структур социо-природно-космического целого. Согласно современным исследованиям содержанием единства является «развивающаяся гармония».
И.В. Цветкова выделяет три уровня воспитанности по отношению к экологической культуре [18, с. 256].
Первый уровень включает в себя любование природой, умение посредством слова проявлять своё отношение к наиболее ярким и особым явлениям природы (закат солнца, цветущий сад, краски осеннего леса, радуга на небе после дождя и т.д.).
Второй уровень, как указала И.В. Цветкова, предполагает наблюдение, переживание и осмысление увиденного и услышанного в природе. Любовь к природе должна определяться как чувство деятельное. Прогулки в лес, экскурсии, турпоходы, экологическая тропа, должны стать для учащихся школой любви и доброго отношения к природе [18а, 256 с.]
Третий уровень сформированности экологической культуры выражается в том, что школьник понимает и отражает в деятельности принцип заботливого отношения к природе, её ресурсам, укрепляет стремление сохранить красоту природы и приумножать природные богатства, формирует умение решать хозяйственно-экологические задачи без ущерба для окружающей среды.
Таким образом, общение детей с природой имеет огромный потенциал. Систематически организованное общение детей с природой удовлетворяет интерес к природным объектам, учит их ответственно относиться к растениям и животным, способствует формированию потребности заботиться о них. Однако процесс формирования эмоционально-ценностного отношения к природе требует от воспитателя и родителей слаженности и системности работы, что обеспечивается проектированием этого процесса.