Курсовая работа|Педагогика

Воспитание у младших школьников эмоционально-целостного отношения к природе

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2022 | Страниц: 36

Введение.

ГЛАВА 1. Теоретиеский анализ проблемы воспитания эмоционального целостного отношения к природе.

1.1 Сущность и особенности воспитания эмоционально-целостного отншения к природе.

1.2 Формы, методы и средства воспитания эмоционально-целостного отншения к природе младших школьников.

Выводы по первой главе

ГЛАВА 2 Организация работы по воспитанию эмоционально -целостного отношения к природе млдаших школьников.

2.1 Процедура и методы исследования

2.2Анализ результатов исследования.

2.3 Программа воспитания эмоционально-целостного отношения к природе детей младшего школьного возраста.

Выводы по второй главе

Заключение.

Список используемых источников

Между людьми и их окружением устанавливаются различные связи и отношения, которые позволяют человеку жить как естественному и социальному существу. Отношение человека к природе - это отношение любви, наполняющее его жизнь высшим и духовным смыслом.

Это необходимо развивать своевременно, особенно в младшем школьном возрасте, когда у детей этого возраста активно развиваются когнитивные способности.

Поэтому перед учителями начальных классов стоят важные задачи: формирование у младших школьников ценностного отношения к природе, экологического сознания, ориентированного на отсутствие противопоставления человека и природы. Основной задачей такого образования будет воспитание у детей младшего школьного возраста личностного отношения к природе как жизненно важной ценности, а также осознание ребенком своего места в природе и своей роли в ее сохранении и сохранении.. В работах многих авторов сформулированы цели, принципы, ценности, охарактеризованы содержательные и методические условия формирования экологической культуры младших школьников, И.Д. Зверев, Н. Ф. Виноградова, И. В.Цветкова, Е. С.   Сбитнева и другие.

Тема курсовой работы актуальна, так как специалисты и ученые подчеркивают необходимость воспитания у детей эмоционально целостного отношения к природе.

Особенности формирования у младших школьников любви и бережного отношения к природе раскрыты в работах Н.Ф.Виноградовой, А.А. Плешакова, и др.

Психолого-педагогическое обоснование проблемы экологического образования отражено в работах, А.И.Леонтьева, В.Н.Мясницова и др.

Объект исследования – формирование эмоионально-целостного отношения к природе.

Предмет исследования – особенности воспитания у младших школьников эмоционально-целостного отношения к природе

Цель исследования – изучить особенности воспитания у младших школьников эмоционально-целостного отношения к природе.

Задача исследования;

  1. Проанализировать литературу по проблеме исследования;
  2. Провести теоретический анализ проблемы воспитания у младших школьников эмоционально-целостного отношения к природе.

3.Разработать программу формирования эмоционально -целостного отношения к природе детей млдашего школьного возраста.

Для решения поставленных задач были использованиы следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы; анкетирование, наблюдение с анализом и интерпретаией полученных данных.

Диагностичческие методики:

  1. Анкета Л. В. Моисеевой.
  2. Методика «Экологические знания» Ю. А. Полещук.

Исследование проводилось на базе школы № ... города ...

Пра ктиче ска я зна чимость иссле дова ния за ключа е тся в том, что материалы и рекомендации, представленные в этой работе, помогут в организации патриотического воспитания младших школьников. Рекомендуемую программу патриотического воспитания можно использовать при работе с детьми младшего школьного возраста. Предлагаемый метод диагностики патриотического воспитания может быть использован в практической работе учителя начальных классов.

Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников (10 наименований), 3 таблицы, 3 диаграммы. Основной объём работы составляет 28 страниц.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ЦЕЛОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ

1.1 Сущность и особенности воспитания эмоционально-целостного отношения к природе

Культура природолюбия – это личностное качество, которое включает в себя духовный и материальный опыт, трансформируется в субъективное, эмоциональное – целостное, созидательное отношение к природе.

Перед учителями начальных классов стоят огромные задачи, которые должны формировать у младших школьников ценностного отношения к природе, экологического сознания, которое ориентировано на показе единого целого человека и природы. Главной целью такого воспитания является воспитание у детей младшего школьного возраста личностного отношения к природе, как жизненно важной ценности, а также осознание ребёнком своего места в природе и понятия своей роли в её сбережении и сохранении.

По нашему мнению, экологическая культура - это совокупность взглядов на природу и эмоционально-целостного отношения к природе, которые выражены в благоповедении человека и во всей его настоящей деятельности.

Л. И. Терентьева отмечает, что данное понятие содержит в себе три взаимозависимые компоненты:

 - экологическое сознание;

- соответствующее отношение;

- активная практическая деятельность [16].

В данных компонентах самым главным является отношение к природе является одним из главных показателей экологической культуры. Поэтому в мы рассмотрим понятия «отношение», «отношение к природе» и сущность эмоционально-целостного отношения к природе.

Как правило, предмет «Окружающий мир», выступает как экологический курс в начальной школе. В силу любопытности, заинтересованности и активности младших школьников, учителям начальных классов не стоит ограничивать эмоционально-целостного отношения к природе только с теоретическими знаниями и правилами, необходимо также сформировать практическую деятельность, проводить знакомства детей с окружающим миром, тем самым научить их понимать и уважать природу, дать возможность каждому школьнику почувствовать себя “ответственным лицом”, быть единым целым с природой и причастность к происходящему в природе.

К настоящему моменту разработано несколько вариантов авторских курсов по окружающему миру. Учебно-методический комплект «Гармония» под руководством Н. Б. Истомина, автор учебников О. Т. Поглазова [12]. Пособия И.В. Цветковой «Экология в начальной школе» [19], в данной работе автор определяет младший школьный возраст как самоценный этап в развитии экологической культуры личности, когда происходит качественный скачок в мироощущении ребёнка от «Я – природа» до «Я и природа», то есть эмоционально-целостное отношение к природе. Систему экологических знаний развиваются на основе исследований И. Д. Зверева [4;5], А. Н. Захлебного [3] и др.

Вышеперечисленными учеными разработаны принципы экологического образования, которые наряду с широко действующими в дидактике составили основу экологического образования:

- принцип единства познания-переживания-действия;

- принцип систематичности и непрерывности;

- принцип взаимосвязи глобального, национального и краеведческого подхода к анализу экологических проблем и путей их решения;

- принцип междисциплинарности. 

Е.С.  Сбитнева основным воспитательным аспектом в отношении к природе определяет развитие гуманного отношения к природе, то есть способность воспринимать и эмоционально чувствовать ее красоту, умение бережно относиться ко всем природным сообществам, жить в гармонии с ней [14]. Здесь отметим то, что дети младшего школьного возраста чаще всего склонны к повторению и подражанию за взрослыми людьми, в частности за педагогом и за родителями. В связи с этим особенным критерием в успешности выполнения задач эмоционально-целостного отношения к природе является отношение педагога и родителей к окружающему миру, ведь именно взаимоотношения педагога, родителей и природы будут основой благоприятного воспитания для ребенка. Учителю необходимо поставить в основу воспитания общую систему, компонентами которой являются человек и природа, показать и доказать ученикам, что в основе этой системы должны находиться демократические отношения и не может быть главенствующего элемента.

Воспитание целостного отношения - это главный критерий воспитания.

 По мнению А.Ф. Лазурского основная задача личности – это адаптация к окружающему миру, а именно к людям, к природе, и т.д. Степень привыкания личности к окружающей среде может быть разной, и отражается в трех психических уровнях – высшем, среднем и низшем [8, с.34]. Фактически эти уровни отражают процесс психического развития человека.    Воспитывающее обучение не только лишь подразумевает усвоение учениками познаний об окружающем мире, но и формирует эмоционально-целостное отношение к усваиваемым мировоззренческим и моральным понятиям.

Исследованием проявления того или иного отношения человека рассматривал К. Роджерс [13], как оно меняется и адаптируется к обстоятельствам, или, напротив, как оно препятствует верному накоплению и применению навыка и опыта.

Достаточно верно определил понятие отношений В.Н. Мясищев, он указывал на то, что отношения человека в развитом виде представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности, также он утверждал, что в отношениях главное место занимают чувства, эмоции, оценки и достижение успеха, поскольку в них выражается связь человека с окружающей действительностью. Определения этого автора имеют важность в нашем исследовании, так какапо его утверждению учитель должен знать, что вызывает у учащегося положительное, а что - отрицательное отношение к обучению.

Педагогические условия становления бережного отношения к природе у младших школьников является целостным процессом перспективного формирования личности, выражающееся в накоплении ею опыта взаимодействия с социоприродным окружением, развитии умения осуществлять экологически целесообразную деятельность на основе системы получаемых в данном возрасте представлений и элементарных понятий, реализуя потребность в гуманном отношении ко всему живому [15, с.23].

Г. Г. Пантелеева отмечает, что целостный человек выстраивает гармоничные отношения, что позволяет уточнить существующие оценки антропологической мысли, закрепив за ним философский статус Homo noosphericus, ноосферного человека [10, с.42].

Целостный человек характеризуется в связи с отношением к миру, к себе подобным, к природе, к реальности космоса в их качественном измерении. Все многообразие отношений, по сути, сводится к альтернативным типам отношений - коммуникативным, направленным на единство внутри целостности более высокого уровня организации, и автономным, как бы противодействующим такому единству, направленным на изоляцию, обособление системы ("самосуществование" в экзистенциализме, Дж.-П. Сартр). Диалектический подход позволяет нам охарактеризовать состояние целостности человека как гармонию коммуникативного и автономного типов отношений к миру.

Гармония (греч. - ap|iovia - связь, порядок; строй, лад; слаженность, соразмерность, стройность) - установка культуры, ориентирующая на упорядоченность, придающую структурам целостность и прочность. Вместе с тем, - это ориентация на совершенствование, развитие, становление целостности человека в процессах взаимодействия всех структур социо-природно-космического целого. Согласно современным исследованиям  содержанием единства является «развивающаяся гармония». 

И.В. Цветкова выделяет три уровня воспитанности по отношению к экологической культуре [18, с. 256].

Первый уровень включает в себя любование природой, умение посредством слова проявлять своё отношение к наиболее ярким и особым явлениям природы (закат солнца, цветущий сад, краски осеннего леса, радуга на небе после дождя и т.д.).

Второй уровень, как указала И.В. Цветкова, предполагает наблюдение, переживание и осмысление увиденного и услышанного в природе. Любовь к природе должна определяться как чувство деятельное. Прогулки в лес, экскурсии, турпоходы, экологическая тропа, должны стать для учащихся школой любви и доброго отношения к природе [18а, 256 с.]

Третий уровень сформированности экологической культуры выражается в том, что школьник понимает и отражает в деятельности принцип заботливого отношения к природе, её ресурсам, укрепляет стремление сохранить красоту природы и приумножать природные богатства, формирует умение решать хозяйственно-экологические задачи без ущерба для окружающей среды. 

Таким образом, общение детей с природой имеет огромный потенциал. Систематически организованное общение детей с природой удовлетворяет интерес к природным объектам, учит их ответственно относиться к растениям и животным, способствует формированию потребности заботиться о них. Однако процесс формирования эмоционально-ценностного отношения к природе требует от воспитателя и родителей слаженности и системности работы, что обеспечивается проектированием этого процесса.

  1. Аквилева Г. Н., Клепинина 3. А. Методика преподавания естествознания в начальной школе. М.: ВЛАДОС, 2001. 240с
  2. Галкина Е. А., Ишкова А. С. Образовательный потенциал пришкольного учебно-опытного участка // Концепт, 2014. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnyy-potentsial-prishkolnogo-uchebno-opytnogo-uchastka (дата обращения: 29.04.2022).
  3. Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы: содержание природоохранительного образования /А.Н. Захлебный. – М.: Педагогика, 1981. 184 с.
  4. Зверев И.Д. Экологическое образование младших школьников /И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина; Научно-исслед. институт содержания и методов обучения Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1983. 160 с.
  5. Зверев И.Д. Экология в школьном обучении: новый аспект образования /И.Д. Зверев. М.: Знание, 1980.  96 с.
  6. Иванова С. К. Роль экологического воспитания детей в процессе их развития // Современные инновации, 2018. №5 (27). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-ekologicheskogo-vospitaniya-detey-doshkolnogo-vozrasta-v-protsesse-ih-razvitiya (дата обращения: 29.04.2022).
  7. Курносова С. А. Воспитание у младших школьников эмоциональной отзывчивости к природе // Ярославский педагогический вестник, 2008. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-u-mladshih-shkolnikov-emotsionalnoy-otzyvchivosti-k-prirode (дата обращения: 29.04.2022).
  8. Лазурский А. Ф. Очерк науки о характерах / А. Ф. Лазурский. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. 345 с.
  9. Моисеева Л.В. Диагностика уровня экологических знаний и сформированности экологических отношений у школьников /Л.В. Моисеева, И.Р. Колтунова. – Екатеринбург, 1993. 38 с.
  10. Пантелеева Г. Г. Философский статус целостного человека в условиях современного исторического вызова // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология, 2012. №1-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/filosofskiy-status-tselostnogo-cheloveka-v-usloviyah-sovremennogo-istoricheskogo-vyzova (дата обращения: 13.04.2022).
  11. Плешаков А. А. Преподавание природоведения в 3 классе четырехлетней начальной школы. М.: Новая школа, 1994. 190 с.
  12. Программы общеобразовательных учреждений Окружающий мир: Программа. 1-4 классы. Поурочно- тематическое планирование. 1-4 классы / О.Т. Поглазова. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2013. 304 с.
  13. Роджерс К., Становление личности. Взгляд на психотерапию/ К. Роджерс- М. 2001. 416 с.
  14. Сбитнева Е. С. Воспитание ценностного отношения к природе у детей младшего школьного возраста / Е. С. Сбитнева // Молодой ученый, 2016. № 26 (130). С. 692-694. URL: https://moluch.ru/archive/130/36144/ (дата обращения: 29.04.2022).
  15. Соколова Н.А. Формирование культуры природолюбия младших школьников: дис. ...канд. пед. наук.- Курган, 2008. 213 с.
  16. Терентьева Л. И. Педагогическая сущность понятия «Ценностное отношение к природе» // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки, 2010. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskaya-suschnost-ponyatiya-tsennostnoe-otnoshenie-k-prirode (дата обращения: 30.04.2022).
  17. Хабибуллина Ф. Г. Использование наглядности на начальном этапе обучения в условиях реализации нового стандарта / Ф. Г. Хабибуллина, Н. А. Куренова, Г. Г. Зиганшина. // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. Конф. Пермь: Меркурий, 2015. С. 47-52
  18. Цветкова И. В. Экологический светофор для младших школьников: методическое пособие по воспитанию экологической культуры детей младшего школьного возраста / И. В. Цветкова. Москва: Владос, 2013. 256 с.
  19. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. Ярославль: Академия развития, 2005. 223 с.
  20. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. -Ростов-на-Дону, 1998. 480 с.
  21. Виноградова Н.Ф. Теоретические и научно методические основы ознакомления детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с окружающим миром: Автореф. дис. . докт. пед. наук. М.,1994. 50 с.
  22. Зверев И.Д. Экология в школьном обучении. Новый аспект образования. М.: Знание, 1980. 96 с.
  23. Зотов ВВ. Воспитание у младших школьников эмоционально-ценностного отношения к природе: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М.,1998. 19 с.
  24. Лихачев Б.Т. Структура экологической культуры личности и педагогические основы ее формирования // Экологическое образование: опыт России и Германии. М.: Горизонт, 1997. С. 65-80.
  25. Ясвин В.А. Личностное отношение к природе у школьников: Автореф. дис. канд. псих. наук. М.,1993. 21 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское