Курсовая работа|Педагогика

Особенности самопрезентации дошкольников и младших школьников

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2018 | Страниц: 33

Введение

Глава 1. Теоретическое исследование самопрезентации младших школьников

1.1. Феномен «самопрезентация» в зарубежных и отечественных исследованиях

1.2    Особенности самопрезентации в дошкольном и младшем школьном возрасте

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей самопрезентации младших школьников

2.1. Организация и проведение исследования

2.2. Анализ результатов исследования

Заключение

Список использованной литературы

Приложение 1

Приложение 2

Самопрезентация – довольно новая предметная область психологической теории и практики. И в нашей стране мало изучена. Основная часть теоретических и практических разработок принадлежит зарубежным ученым.

Актуальность. В последнее время количество работ, посвящённых феномену самопрезентации, значительно увеличилось. Одной из самых значимых человеческих потребностей является потребность в общении, принятии и призвании, именно эта потребность предопределяет значимость формирования благоприятного впечатления о себе.

Вопросы формирования благоприятного впечатления и самопрезентации значимы для человека в любом возрасте. Ребёнок, младший школьник не меньше взрослого хочет понравиться окружающим людям, в первую очередь, учителю.

Не смотря на универсальность мотивов самопрезентационного поведения, наблюдаются значительные индивидуальные и возрастные различия, и если особенности самопрезентации подростков и взрослых изучены достаточно хорошо, то особенности детей дошкольного и младшего школьного возраста практически не изучаются, что определило тему нашего исследования.

Цель исследования: изучить особенности самопрезентации у дошкольников и младших школьников.

Объект исследования: самопрезентация.

Предмет исследования: особенности самопрезентации дошкольников  и младших школьников.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что:

1) наиболее значимыми для самопрезентации людьми у младших школьников выступают родители и учитель;

2) существуют гендерные различия в самопрезентации младших школьников.

Структура курсовой работы представляет собой научное исследование, состоящее из: введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, приложения и списка использованной литерытуры.

Задачи исследования:

  1. Раскрыть понятие самопрезентации в научных исследованиях.
  2. Дать психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста.
  3. Сформировать комплекс методов исследования « Самопрезентация детей дошкольников и младшего школьного возраста».
  4. Выявить и проанализировать особенности самопрезентапции детей дошкольников и младшего школьного возраста.

Методы исследования: анализ литературы, наблюдения, анкетирование, тестирование, статистическая обработка результатов исследованипя.

База исследования: В исследовании приняли участие 20 младших школьников в возрасте 8-9 лет, учащиеся 3 класса средней школы № 4 г. Самара.

 

Глава 1. Теоретическое исследование самопрезентации младших школьников

1.1. Феномен «самопрезентация» в зарубежных и отечественных исследованиях

Самопрезентация – процесс представления себя в отношении социально и культурно принятых способов действия и поведения. Основывается на использовании определенных стратегий, разработанных для формирования мнения других о себе [16].

Исследование проблемы самопрезентации уходит своими корнями в философские идеи древнегреческих философов Платона и Аристотеля. Явление самопрезентации в Античности определялось как самовыражение субъекта в образе. Согласно идеям Платона, каждый индивидуум стремится к самопознанию и самосовершенствованию, и реализует это стремление в процессе создания образа «Я». Активность, которую проявляет при этом человек, является целенаправленной деятельностью. Именно в процессе такой деятельности субъект стремится к самораскрытию, к проявлению индивидуальных черт, которыми он наделен. Таким образом, создавая образ себя, человек стремится предъявить обществу характерные ему уникальные качества (не важно, одобряются они обществом или нет), получая при этом возможность их развивать [17].

Традицию анализа мотивационных детерминант самопрезентации положили Э. Джонс и Т. Питтман, высказавшие предположение, что в основе самопрезентации лежит мотив власти, и создавшие классификацию стратегий самопрезентации. В основе этой классификации лежит типология пяти видов власти (власть обаяния, власть эксперта, власть страха, власть наставника и власть сострадания). Соответственно, каждая из пяти стратегий самопрезентации направлена на получение одного из пяти видов власти:

  1. Заискивание (ingraditation). Эта стратегия направлена на достижение власти обаяния путем создания образа привлекательного человека.
  2. Самопродвижепие (self-promotion) – это демонстрация субъектом своей компетентности и достижение таким образом власти эксперта.
  3. Запугивание (intimidation). Цель этой стратегии – казаться опасным и использовать власть страха,
  4. Примерность (exemplification) – демонстрация духовного превосходства, стремление казаться достойным подражания и достижение власти наставника.
  5. Мольба (supplication) – демонстрация слабости, которая дает возможность использовать власть сострадания [13].

Типология стратегий самопрезентации Джонса и Питтмана стала очень популярной среди исследователей самопрезентации, изучению этих стратегий посвящено много работ. Такая популярность этой типологии закономерна, и не только благодаря систематичности изложения авторами своих идей, но и потому, что объяснение самопрезентации через мотив власти кажется наиболее достоверным.

Действительно, связь между самопрезентацией и властью очевидна. Практически любая ситуация социального взаимодействия подразумевает, что партнер по взаимодействию, которым может быть, как отдельный индивид, так и социальная группа, обладает определенным "ресурсом влияния" на субъекта и имеет возможность регулировать поощрения н наказания. В ситуации, когда поощрения и наказания целиком зависят от конкретной социальной группы или "аудитории" в более широком смысле, единственным способом "добиться своего" является открытая, публичная демонстрация тех качеств, которые соответствуют ожиданиям и идеалам этой аудитории. Управление впечатлением в этом случае имеет с властью двустороннюю связь: с одной стороны, позволяет индивиду противостоять власти других людей, демонстрируя согласие с ними, а с другой стороны, дает ему возможность контролировать действия других и влиять на них, манипулируя их восприятием своего "Я" [18].

Э. Джонс и Т. Питгман в своей концепции связывают самопрезентацию прежде всего с властью в ее инструментальном понимании как с целенаправленным использованием субъектом мотивов другого человека [19]. Такое понимание породило стереотип, связанный с манипулятивной природой самопрезентации, хотя, наряду с инструментальной мотивацией, самопрезентация затрагивает и другие мотивационные процессы.

Так, Р. Баумейстер рассматривает самопрезентацию в широком смысле как поведение, цель которого - сообщить окружающим информацию о себе, и выделяет два основных мотива, лежащих в основе самопрезентации - это мотив "ублажания" и мотив самоконструирования, "Ублажающая" самопрезентация  направлена на то,  чтобы удовлетворить аудиторию,  а "самоконструирующая" самопрезентация направлена на то, чтобы создать, поддержать или изменить публичное Я субъекта в соответствии с его идеалами. Таким образом, по сути, Р. Баумейстер отделяет самопрезентацию, направленную вовне, от самопрезентации, направленной внутрь, обозначая два этих вида самопрезентации как различные стратегии [Цит. по 16].

Связь самопрезентации с "мотивами Я" отмечают и другие авторы. Так, Д. Майерс в своем известном учебнике "Социальная психология" определяет самопрезентацию как "акт самовыражения и поведения, направленный на то, чтобы создать благоприятное впечатление или впечатление, соответствующее чьим-либо идеалам" [13, С. 96]. По мнению Майерса, в основе самопрезентации лежит стремление "позаботиться о своем Я", именно поэтому субъект стремится понравиться аудитории и произвести благоприятное впечатление, чтобы таким образом поддержать завышенную самооценку.

Созвучные с идеями Майерса предположения высказывали также Б. Шленкер и М. Вейголд, а также М. Лири и Р. Ковальски, которые отмечали, что индивид намеренно или ненамеренно стремится представить желаемый образ себя как в глазах окружающих, так и в собственных глазах. Т.е. одним из мотивов самопрезентации является поддержание позитивного образа Я и самоусиление [14].

  1. Батаршев А.В. Диагностика способностей к общению. СПб.: Питер. 2016. 176 с.
  2. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Ростов-на-Дону: Феникс. 2010. 244 c.
  3. Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. СПб.: «Питер». 1997. 176 c.
  4. Бодалев А.А. О взаимосвязи общения и отношения // Вопросы психологии. 1994. №1. с. 122 - 127. 5. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М.: ПЕР СЭ. 2016. 528 с.
  5. Большая советская энциклопедия. Статья «Мимика». М.: 3-е изд., том 16. 2014. 791 с. URL: https://ru.wikisource.org/wiki/ЭСБЕ/Мимика (дата обращения: 18.09.2018)
  6. Большой психологический словарь. [Электронный ресурс]: URL: https://books.google.ru/books?id=qJhROlNg9u4C&pg=PA433#v=onepage&q&f= false (дата обращения: 21.10.2018)
  7. Братчикова Ю.В. Пискунов А.В. // Формирование у старшеклассников навыков самопрезентации во внеурочной деятельности. Личность в современном мире: сборник научных статей. Уральский государственный педагогический университет, Институт психологии. Екатеринбург. 2016. с. 27-32
  8. Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. Тренинг актерского мастерства. СПб.: Издательство «Веды». 2010. 378 с.
  9. Горянина В. А. Психология общения. М.: Издательский центр «Академия». 2012. 416 с. 11. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. / Пер. с англ. и вступ. статья А. Д. Ковалева. М.: КАНОН-ПРЕСС, 2010. 304 с.
  10. Грачева Л.В. Актерский тренинг: теория и практика. СПБ.: Речь. 2013. 168 с. 74
  11. Грачева Л.В. Эмоциональный тренинг: искусство властвовать собой. СПб.: Речь. 2014. 120с.
  12. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. 2-е изд., доп. М.: Политиздат. 2019. 319 с.
  13. Доценко Е.Л. Манипулятивные технологии // Реклама: внушение и манипуляция. Самара: БАХРАТ-М. 2017. с. 637-703.
  14. Жуков Ю.М. Тренинг как метод совершенствования коммуникативной компетентности: автореф. дис. доктора психол. наук. М. 2013. 38 с.
  15. Журавлева И.А. Самопрезентация как форма предъявления индивидуальных личностных характеристик // Педагогическое образование и наука. № 8. 2012. с. 20-25 18. Захарова И.Б. Социально-педагогическое ориентирование личности студента на успешную самопрезентацию в образовательном процессе: дис…канд. пед. наук: 13.00.01. Красноярск. 2013. 221 с.
  16. Кипнис М. Тренинг коммуникации. М.: Ось-89. 2014. 128с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское