Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования самоконтроля младших школьников при изучении орфографии
1.1. Самоконтроль как элемент учебной деятельности
1.2. Виды самоконтроля в учебной деятельности у младших школьников
1.3. Особенности развития самоконтроля у детей младшего школьного возраста (приемы)
1.4. Особенности изучения орфографии в начальной школе
Глава 2. Процесс формирования самоконтроля у младших школьников при изучении орфографии
2.1. Описание деятельности педагогов по формированию самоконтроля у младших школьников
2.2. Комплекс заданий по формированию самоконтроля у младших школьников при изучении орфографии
Заключение
Список литературы
Приложение 1. 47
Актуальность темы исследования состоит в том, что самоконтроль относится к числу обязательных признаков сознания и самосознания человека. Он выступает как условие адекватного психического отражения человеком своего внутреннего мира и окружающей его объективной реальности. В этом качестве самоконтроль оказывается включенным во все формы психических явлений, присущих человеку (процессы, состояния, свойства).
В последние годы проблема самоконтроля все больше становится предметом психологических и педагогических исследований. Это обусловлено тем, что самоконтроль - один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся. Его назначение заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок. Формирование учебной деятельности рациональнее всего начинать с формирования самостоятельного контроля. Между тем, именно навык самоконтроля обычно оказывается наиболее слабо сформированным у учащихся. Самоконтроль относится к числу обязательных признаков сознания и самосознания человека. Он выступает как условие адекватного психического отражения человеком своего внутреннего мира и окружающей его объективной реальности. В этом качестве самоконтроль оказывается включенным во все формы психических явлений, присущих человеку (процессы, состояния, свойства).
Самоконтроль является составной частью любого вида деятельности человека и направлен на предупреждение возможных или обнаружение уже совершенных ошибок. Иначе говоря, с помощью самоконтроля человек всякий раз осознает правильность своих действий, в том числе в игре, учебе и труде. Одним из существенных отличий в познавательной деятельности «успешных» и «неуспешных» учеников является различие в умении осуществлять самоконтроль и саморегуляцию своих действий.
Организация учебной деятельности формирует у учащихся умение самостоятельно ставить перед собой учебные задачи; планировать учебную деятельность, выбирать соответствующие учебные действия для ее реализации, осуществить контроль по ходу выполняемой работы и умение оценить полученные результаты. В условиях современной школы ученик освобождается от необходимости контролировать и оценивать. В связи с этим учебная работа ребенка постепенно лишается собственно контролирующего и оценивающего компонентов и, следовательно, внутренней мотивирующей и направляющей основы.
Появление действий самоконтроля означает, что структура учения наполняется всеми компонентами и происходит обобщение способов осуществления отдельных систем учебных действий в целостное образование, обеспечивающее то, что обычно называют умением учиться.
Изучением проблемы формирования учебной деятельности и, в частности, действия самоконтроля занимались Д.Б. Эльконин. В.В. Давыдов, П.Я Гальперин, АК. Маркова, ВС. Гончаров, ТВ. Габай, Н.Ф. Талызина, В.В. Репкин, А.Б. Воронцов, Н.И. Кувшинов, и другие. В их работах рассмотрена сущность понятия «учебная деятельность» и её структура, понятие «самоконтроль», а также особенности формирования действия самоконтроля у учащихся начальных классов.
Цель исследования: выявить эффективные приемы развития самоконтроля у младших школьников при изучении орфографии.
Объект исследования: процесс развития самоконтроля у младших школьников.
Предмет исследования: приемы развития самоконтроля у младших школьников при изучении орфографии.
Задачи исследования:
- Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
- Изучить опыт учителей по развитию самоконтроля у младших школьников при изучении орфографии.
- Выявить эффективные приемы развития самоконтроля у младших школьников при изучении орфографии.
- Разработать комплекс заданий, способствующий развитию самоконтроля у младших школьников при изучении орфографии.
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования, изучение опыта учителей.
Глава 1. Теоретические основы формирования самоконтроля младших школьников при изучении орфографии
1.1. Самоконтроль как элемент учебной деятельности
Учебная деятельность ― ведущая деятельность младшего школьного возраста, в рамках которой происходит контролируемое присвоение основ социального опыта, прежде всего в виде основных интеллектуальных операций и теоретических понятий [7].
Самоконтроль как элемент учебной деятельности является одним из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся. Его цель-предотвратить или своевременно обнаружить уже совершенные ошибки. Инструментом сознательного регулирования процесса обучения, если правильно оценить его результаты, является самоконтроль. Под самоконтролем следует понимать сознательный контроль, осуществляемый человеком над его поведением, мыслями, чувствами, регулированием и планированием его деятельности. Самоконтроль позволяет человеку сознательно менять направление своих мыслей, сдерживать себя от нежелательных действий [15].
В.И. Страхова считает, что «самоконтроль есть форма деятельности, проявляющаяся в проверке поставленной задачи, в критической оценке процесса работы, в исправлении ее недочетов» [12].
Д.Б. Эльконин немного иначе формулирует понятие самоконтроля, но смысл его остается тем же: «Действие контроля состоит в сопоставлении воспроизводимого ребенком действия и его результата с образцом через предварительный образ» [9].
В двух следующих определениях самоконтроль рассматривается более широко. Так, в определении, данном И.И. Кувшиновым самоконтроль отождествляется с сознательной деятельностью вообще: «Самоконтроль- это сознательное регулирование и планирование деятельности на основе анализа происходящих в предмете труда изменений, позволяющее достичь поставленной цели» [10].
Г.А. Соболева считает, что «самоконтроль - это умение критически отнестись к своим поступкам, действиям, чувствам и мыслям, регулировать свое поведение и управлять им. Самоконтроль связан с личностью в целом» [5].
П.Я. Гальперин сделал попытку дать психологическую характеристику самоконтроля в связи с проблемой внимания. Автор пишет: «...контроль составляет неотъемлемый элемент психики как ориентировочной деятельности». Он не имеет своего продукта, отдельного от той деятельности, внутри которой осуществляется. Осуществляется же он «с помощью критерия, мерки, образца». Если контроль выступает как внешняя предметная материальная деятельность, он не является вниманием. «Наоборот, он сам требует актов внимания, сложившихся к этому времени». Постепенно формируясь, действие контроля становится сокращенным умственным действием. В этом случае П.Я. Гальперин говорит о внимании: «Когда новое действие контроля превращается в умственное и сокращенное, тогда - и только тогда - оно становится вниманием... Не всякий контроль есть внимание, но всякое внимание означает контроль» [3].
Таким образом, в психолого-педагогической литературе отражены разнообразные подходы к определению сущности самоконтроля. Авторы одних работ рассматривают самоконтроль как свойство личности в широком смысле этого слова. Другие авторы считают самоконтроль актом умственной деятельности человека (формой проявления и развития самосознания, мышления, качеством ума, признаком его критичности, дисциплины). Во многих работах самоконтроль определяется как компонент учебной деятельности учащихся, заключающийся в анализе и регулировании ее хода и результатов, или как умение (навык, привычка) контролировать свою деятельность и исправлять замеченные ошибки.
Самоконтроль-явление сложное и многогранное. Каждое из этих определений отражает его отдельные стороны. Если сравнить все определения самоконтроля, то можно заметить, что, несмотря на некоторые различия в формулировках этого понятия, у всех данных авторов одинаково выражена его психологическая сущность.
Являясь качеством личности и условием проявления ее самостоятельности и деятельности, самоконтроль является одновременно неотъемлемой частью, необходимой составляющей воспитательной и трудовой деятельности. Это необходимо не только при выполнении самостоятельной работы, но и при выполнении задач на всех предыдущих этапах, начиная с пробных действий, выполняемых под внешним контролем. Благодаря самоконтролю ребенок наконец осваивает определенный способ действий.
Большое значение имеет самоконтроль при выполнении самостоятельной работы в классе, так как этапами ее осуществления может управлять только сам ученик. Любая самостоятельная работа не может быть выполнена без самоконтроля. Учащиеся должны проявлять самоконтроль на разных этапах самозанятости в классе и дома.
Самоконтроль является неотъемлемой частью всех видов учебной деятельности и осуществляется на всех этапах ее реализации. Он отключает сенсорные, умственные и двигательные компоненты деятельности, позволяя ученику следить за своими действиями, результатами этих действий и сознательно регулировать их на основе цели, планового плана и изученной модели. В ходе проверки оценивалась целесообразность и эффективность процесса выполнения работ.
В структуре самоконтроля можно выделить следующие звенья: [16]
- понятие учащимися цепи деятельности и первоначальное ознакомление с конечным результатом и способами его получения, с которыми они будут сравнивать применяемые ими приемы работы и полученный результат. По мере овладения данным видом работы, знание образцов будет углубляться и совершенствоваться;
- сравнение прогресса и достигнутого результата с образцами;
- оценить состояние проделанной работы, установить и проанализировать допущенные ошибки и определить их причины;
- коррекция работы на основе данных самооценки и уточнение плана ее осуществления, внесение улучшений.
Решающим моментом в обучении учащихся самоконтролю является понимание цели деятельности и ознакомление с образцами, с которыми они будут сравнивать способы, используемые для выполнения работы, и полученные результаты. Очень важно дать учащимся полное руководство с самого начала по правильному выполнению выполняемой работы и ознакомиться с эталонными шаблонами.