Введение.
Глава 1. Теоретические основы влияния игровых технологий на уроках химии на формирование познавательного интереса.
1.1 Понятие познавательного интереса в педагогике.
1.2 Игровые технологии на уроках химии, их особенности.
1.3 Методология использования игровых технологий на уроках химии.
Глава 2 Анализ возможностей использования игровых технологий на уроках химии с целью формирования познавательного интереса.
2.1 Опыт использования игровых технологий на уроках химии.
2.2 Рекомендации по использованию игровых технологий на уроках химии.
Заключение.
Список литературы.
Федеральный Государственный Образовательный стандарт выдвинул новые требования к результатам освоения основных образовательных программ.
Вопросы активизации познавательной деятельности учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет большое значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся [7].
Необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. И то, и другое, и третье - результаты деятельности, а деятельность - это решение задач. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат - знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат - умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся.
Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не "впрок", а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации [5].
Решение задачи повышения эффективности учебного процесса требует научного осмысления проверенных практикой условий и средств активизации учащихся.
В условиях гуманизации образования существующая теория и технология массового обучения должна быть направлена на формирование сильной личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способной смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, т.е. личности саморазвивающейся и самореализующейся.
Актуальность исследования состоит в том, что активные методы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели - творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения [19].
Цель исследования: изучение игровых технологий в активизации познавательного интереса обучающихся на уроках химии.
Объект исследования: игровые технологии в обучении.
Предмет исследования: активизация познавательного интереса обучающихся на уроках химии посредством использования игровых технологий.
Гипотеза исследования строилась на предположении о том, что реализация игровых технологий в преподавании химии значительно повысить познавательный интерес обучающихся.
Исходя из цели исследования были поставлены следующие задачи:
- Изучить научно-методическую литературу по проблеме исследования.
- Составить уроки, направленные на повышение познавательного интереса обучающихся к химии посредством игровых технологий.
Методы исследования:
1) Теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования).
2) Эмпирические (методы математической обработки данных)
Глава 1. Теоретические основы влияния игровых технологий на уроках химии на формирование познавательного интереса
1.1 Понятие познавательного интереса в педагогике
Проблема активизации познавательной деятельности учащихся на всех этапах развития образования была одной из актуальных, т. к. активность является необходимым условием формирования умственных качеств личности. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление ее на практике. Потребность саморазвития и способность удовлетворять ее посредством учения характеризует школьника, который является субъектом учения. Субъектом учения ребенка делает обладание таким качеством как познавательная активность. Проблема развития познавательной активности рассматривалась в различных трудах педагогов и психологов. Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Д. Локк определяли познавательную активность как естественное стремление учащихся к познанию. Современные отечественные исследователи изучали особенности познавательной деятельности и способы ее активизации у младших школьников. Это Маркова А.К., Лозовая В.И., Тельнова Ж.Н., Щукина Г.И. и многие другие. Таким образом, актуальность темы развития познавательной активности определяется необходимостью развития познавательной активности школьников [26].
С самого раннего детства ребёнок познаёт окружающий мир. Его интересует то, что ему неизвестно. Постепенно этот интерес начинает изменяться, у каждого в свою, близкую для него сторону. В детском садике и начальной школе у детей появляется уже осмысленный интерес, который проявляется в явной степени.