ВВЕДЕНИЕ
1.1 Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом
1.2 Развитие мелкой моторики рук в онтогенезе
1.3 Особенности развития моторных функций у детей с детским церебральным параличом
2 Изучение мелкой моторики старших дошкольников с детским церебральным параличом
2.1 База исследования Характеристика исследуемых детей
2.2 Анализ методик обследования мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП
2.3 Анализ результатов изучения развития мелкой моторики у детей с детским церебральным параличом
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что на сегодняшний день в современных условиях дошкольные образовательные учреждения призваны обеспечить максимальное развитие личности воспитанника с учетом его индивидуальных особенностей и потребностей, что особенно важно для учреждений, которые посещают дети с ограниченными возможностями здоровья, в частности – дети с детским церебральным параличом.
В настоящее время, по данным Всемирной организации здравоохранения, постоянно увеличивается число детей с детским церебральным параличом: от 4—5 до 9 случаев на 1000 детей по разным регионам страны[31].К основному симптому ДЦП — двигательным расстройствам, присоединяются нарушения психического развития, речи, зрения, слуха и другие. Так, двигательные расстройства наблюдаются у 100% детей с ДЦП, речевые – у 75% и психические у 50% детей [28]. Однако при своевременно оказанной коррекционной помощи, при некоторых формах ДЦП, большая часть детей способна освоить программу средней общеобразовательной школы при создании особых педагогических условий.
Вопросом изучения психических нарушений у детей с детским церебральным параличом, занимались многие отечественные исследователи: Л. А. Данилова, Э. С. Калижнюк, И. Ю. Левченко, Е. М. Мастюкова, И. И. Мамайчук, Л. М. Шипицина, и др. Однако вопрос развития мелкой моторики посредством изобразительной деятельности у детей с ДЦП в литературе подробно не рассмотрен.
В настоящее время разработано множество методов и подходов по развитию мелкой моторики у детей, однако при этом недооценивается важность развития мелкой моторики на занятиях по изобразительной деятельности, которая входит в обязательный модуль образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», поскольку основной его целью является воспитание художественных способностей детей. Однако в процессе изобразительной деятельности происходит развитие не только мелкой моторики, но и развитие зрительного восприятия, воображения, волевых качеств личности и мотивации к художественной деятельности.
Все выше сказанное определяет актуальность нашего исследования.
Цель исследования: выявление и создание условий, способствующих развитию мелкой моторики у дошкольников с ДЦП.
Объект - мелкая моторика рук у дошкольников с ДЦП.
Предмет – процесс развития мелкой моторики у детей с ДЦП на занятиях по изобразительной деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие
задачи:
- Изучить степень разработанности выбранной проблемы в научной и научно-методической литературе.
- Подобрать методы и методики для диагностики мелкой моторики у старших дошкольников с ДЦП.
- Исследовать уровень развития мелкой моторики у старших дошкольников с ДЦП.
- Разработать и реализовать на практике систему коррекционных мероприятий по совершенствованию мелкой моторики у старших дошкольников с ДЦП на уроках изобразительной деятельности.
Гипотеза – развитие мелкой моторики у дошкольников с ДЦП на занятиях по изобразительной деятельности будет эффективнее, если учитывать психологические особенности старших дошкольников с ДЦП, занятия проводить с учетом ведущей деятельности старшего дошкольного возраста и вовлекать родителей в коррекционный процесс.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретический (изучение научной литературы по проблеме исследования);
- эмпирический (опрос, тестирование, наблюдение);
- опытно - экспериментальный.
Эксперимент проводился на базе МДОБУ – детский сад компенсирующего вида №40 г. Сочи в период с 15 января 2020г по 30 марта 2020г. В нем приняли участие дети дошкольного возраста с ДЦП, в количестве 10 человек.