Курсовая работа|Педагогика

Процесс развития логического мышления у младших школьников на уроках математики

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2022 | Страниц: 55

Введение

Глава 1. Теоретические основы развития логического мышления у младших школьников  

1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по  проблеме развития    логического мышления

1.2 Особенности развития логического мышления у младших школьников

1.3 Методы и приёмы развития логического мышления у младших школьников  

Глава 2. Опытно-экспериментальная раб ота по  раз витию логического мышления у младших школьников

2.1 Диагностика ис ходного уровня логического мышления у младших школьников  

2.2 Содержание работы по  развитию логического мышления у младших школьников  

2.3 Результаты опытно-экспериментальной раб оты

Заключение

Список ис пользованной литературы

Актуальность исследования. Стремительное раз витие инф ормационных тех нологий, пер еход со временного об щества, пре дъявляют вы сокие требования к форм ированию по знавательных аспектов у де тей младшего школьного во зраста.

Школа об еспечивает на чальный этап ста новление личности, раз витие все х по знавательных про цессов, форм ирует уме ние и желание учиться. Обучение в школе не  тол ько во оружает знаниями, уме ниями, на выками, раз вивает школьников. Уже в на чальной школе де ти до лжны овладеть элемент ами логических де йствий (сравнение, класс ификация и т.д.). Поэтому одно й из  важн ейших за дач, сто ящих пер ед учителем на чальных класс ов, является раз витие сам остоятельной логики мышления, кот орая по зволила бы  де тям строить умозаключение, про водить до казательства, логически связанные между  со бой; де лать вы воды, об основывая сво и суждения, и, в конечном итог е, сам остоятельно при обретать знания.

Логические при емы и операции являются осн овными комп онентами логического мышления, кот орое на чинает инт енсивно раз виваться им енно в младшем школьном во зрасте.

В младшем школьном во зрасте де ти рас полагают знач ительными ре зервами раз вития. С по ступлениями ре бенка в школу по д влиянием об учения на чинается пер естройка все х его по знавательных про цессов. Именно младший школьный во зраст является про дуктивным в раз витии логического мышления. Это связано с тем , что де ти включаются в нов ые для них вид ы де ятельности и сис темы межличностных от ношений, требующие от  них нов ых психологических качеств.

Учителя на чальной школы в пер вую очередь за частую ис пользуют упражнения тренировочного типа, осн ованные на  по дражании, не  требующие мышления. В этих усл овиях не достаточно раз вивается так ие качества мышления как глубина, критичность, гибкость. Именно это  и указы вает на  акт уальность про блемы. Таким об разом, про веденный анал из по казывает, что им енно в младшем школьном во зрасте не обходимо про водить целенаправленную раб оту по  об учению де тей осн овным при ёмам мыслительных де йствий.

Возможности форм ирования при емов мышления не  ре ализуются сам и со бой: учитель до лжен акт ивно и уме ло раб отать в это м на правлении, орган изуя вес ь про цесс об учения так , чтобы, с одно й сто роны, он об огащал де тей знаниями, а с друг ой, все мерно форм ировал при емы мышления, способ ствовал рос ту по знавательных сил  и способ ностей школьников.

Специальная педагогическая раб ота по  раз витию логического мышления де тей младшего во зраста дает благоприятный ре зультат, по вышая в целом уровень их способ ностей к об учению в дальнейшем.

Логические при емы и операции являются осн овными комп онентами логического мышления, кот орое на чинает инт енсивно раз виваться им енно в младшем школьном во зрасте.

В младшем школьном во зрасте де ти рас полагают знач ительными ре зервами раз вития. С по ступлениями ре бенка в школу по д влиянием об учения на чинается пер естройка все х его по знавательных про цессов. Именно младший школьный во зраст является про дуктивным в раз витии логического мышления. Это связано с тем , что де ти включаются в нов ые для них вид ы де ятельности и сис темы межличностных от ношений, требующие от  них нов ых психологических качеств.

Учителя на чальной школы в пер вую очередь за частую ис пользуют упражнения тренировочного типа, осн ованные на  по дражании, не  требующие мышления. В этих усл овиях не достаточно раз вивается так ие качества мышления как глубина, критичность, гибкость. Именно это  и указы вает на  акт уальность про блемы. Таким об разом, про веденный анал из по казывает, что им енно в младшем школьном во зрасте не обходимо про водить целенаправленную раб оту по  об учению де тей осн овным при ёмам мыслительных де йствий.

Возможности форм ирования при емов мышления не  ре ализуются сам и со бой: учитель до лжен акт ивно и уме ло раб отать в это м на правлении, орган изуя вес ь про цесс об учения так , чтобы, с одно й сто роны, он об огащал де тей знаниями, а с друг ой, все мерно форм ировал при емы мышления, способ ствовал рос ту по знавательных сил  и способ ностей школьников.

Специальная педагогическая раб ота по  раз витию логического мышления де тей младшего во зраста дает благоприятный ре зультат, по вышая в целом уровень их способ ностей к об учению в дальнейшем.

Федеральный госуд арственный об разовательный ста ндарт на чального об щего об разования (ФГОС НОО) ориентирован на  раз витие универсальных учебных де йствий вы пускника на чальной школы и ста вит пер ед учителями на чальной школы в качестве одно й из  знач имых за дач форм ирования у де тей младшего во зраста по знавательных УУД. Согласно ФГОС НОО по знавательные универсальные учебные де йствия включают: об щеучебные, логические учебные де йствия, а так же по становку и ре шение про блемы.

Вопрос о раз витии логического мышления форм ировании бы л акт уален все гда. В со временном мире это т во прос не  по терял сво ей акт уальной знач имости. Под руко водством А.Г. Асмолова, групп ой авто ров Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, С.В. Молчановым, Н.Г. Салминой бы ла раз работана концепция раз вития универсальных учебных де йствий, в том числе логического мышление. В осн ове, кот орой лежат теоретические по ложения сис темно-деятельностного по дхода.

Проблема исследования состояла в по иске мет одических путей раз вития логического мышления у младших школьников при  из учении математики.

Объект исследования - про цесс раз вития логического мышления у младших школьников на  уроках математики.

Предмет исследования – при емы         развития    логического мышления младших школьников при  из учении математики.

Цель исследования – раз работать и апробировать комп лекс спец иальных за даний по  математике, на правленный на  раз витие логического мышления у младших школьников при  из учении математики.

В осн ову ис следования по ложена гипотеза, со гласно кот орой мы по лагаем, что логического мышления у младших школьников буд ет бол ее эффективным, если:

  1. раз работать и вне дрить комп лекс уроков математики по  раз витию логического мышления с опорой на  со временные об разовательные тех нологии де ятельностного типа;
  2. со здать не обходимые усл овия для раз вития логического мышления у младших школьников на  уроках математики (включение уча щихся в раз личные форм ы раб оты, орган изация сам остоятельной раб оты учен иков по  поиску инф ормации, со здание благоприятной атмосферы, де мократический стиль со трудничества уча щихся и педагога и др.).

В со ответствии с пре дметом и об ъектом ис следования бы ли по ставлены след ующие задачи:

  1. Раскрыть сущн ость по нятия «логическое мышление».
  2. Рассмотреть особ енности раз вития логического мышления у младших школьников.
  3. Выявить ис ходный уровень сформированности логического мышления у де тей младшего школьного во зраста.
  4. Описать со держание раб оты по  раз витию логического мышления у де тей младшего школьного во зраста на  уроках математики.

Методологическая база исследования. В раб оте ис пользованы труд ы след ующих авто ров: А.Г. Асмолова, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, С.В. Молчановым, Н.Г. Салминой и др.

Для ре шения по ставленных за дач бы л ис пользован комп лекс ис следовательских методов: теоретические методы – из учение ста ндартов, анал из психолого-педагогической, на учно-методической литературы; эмпирические методы – анкетирование учителей и род ителей, анал из и об работка дан ных, по лученных в ре зультате ис следования. описательно-аналитические методы – качественный и количественный анал из ре зультатов опытно-исследовательской раб оты.

Структура работы определен а целью и логикой ис следования. Она со стоит из  введ ения, двух глав, за ключения, списка ис пользованной литературы, при ложения.

  1. Аксенова, Н.И. Формирвание метапредметных образовательных результатов за счёт реализации программы формирования универсальных учебных действий / Н.И. Аксенова // Актуальные задачи педагогики: материалы науч. конф. Чита, декабрь, 2011 г. – Чита : Изд-во молодой учёный, 2011. – С. 94–100.
  2. Аммосова, Н.В. Развитие познавательной самостоятельности младших школьников на уроках математики / Н.В. Аммосова, А.М. Черкасова // Начальная школа плюс до и после. – 2010. – № 3. – С. 42–45.
  3. Байрамукова, П.У. Методика обучения математике в начальных классах: курс лекций / П.У. Байрамукова, А.У. Уртенова. – Ростов н/Д : Феникс, 2009. – 299 с.
  4. Болотова, А.И. Развитие познавательной самостоятельности младших школьников на основе синергетического подхода / А.И. Болотова // Начальная школа плюс до и после. – 2015. – № 5. – С. 50–54.
  5. Булатова, О.В. Познавательный интерес в структуре общей способности к учению в младшем школьном возрасте / О.В. Булатова // Начальная школа плюс до и после. – 2009. – № 11. – С. 78–81.
  6. Васильев, В.П. Конструирование универсальных учебных действий в начальной школе в рамках реализации основной образовательной программы / В.П. Васильев // Актуальные задачи современной педагогики: материалы V междунар. науч. конф. Чита, апрель, 2014 г. – Чита : Изд-во Молодой учёный, 2014. – С. 106–109.
  7. Воровщиков, С.Г. Развитие универсальных учебных действий: внутришкольная система учебно-методического и управленческого сопровождения: Монография / С.Г. Воровщиков, Е.В. Орлова. – М. : МПГУ, 2016. – 210 с.
  8. Гайворонская, Н.И. Формирование УУД младших школьников через исследовательскую деятельность / Н.И. Гайворонская // Начальная школа плюс до и после. – 2012. – № 7. – С. 31–33.
  9. Гилядов, С.Р. Управление развитием универсальных учебных действий в исследовательской деятельности школьников / С.Р. Гилядов // Педагогическое образование и наука. – 2013. – № 2. – С. 134–140.
  10. Дятлова, К.Д. Формирование, развитие и оценка сформированности познавательных универсальных учебных умений школьников средствами тестового контроля / К.Д. Дятлова // Школьные технологии. – 2015. – № 4. – С. 150–163.
  11. Елисеева, Д.С. Познавательные универсальные учебные действия младшего школьника как педагогический феномен / Д.С. Елисеева // Вестник ЮУрГУ. – 2015. – № 4. – Т. 6. – С. 16–26.
  12. Игошина, Н.В. Проектная деятельность в педагогике саморазвития / Н.В. Игошина // Начальная школа плюс до и после. – 2014. – № 1. – С. 68–73.
  13. Кашицына, Ю.Н. Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках математики / Ю.Н. Кашицына // Начальная школа плюс до и после. – 2016. – № 10. – С. 16–20.
  14. Козлова, С.А. Универсальные учебные действия как основа для формирования предметных математических умений и производная от них / С.А. Козлова // Начальная школа плюс до и после. – 2013. – № 10. – С. 3–9.
  15. Котова, С.А. Начальное образование в контексте программы ЮНЕСКО «Образование для всех»: российское видение: Рекомендации по результатам научных исследований / С.А. Котова, О.А. Граничина, Л.Ю. Савинова ; под ред. акад. Г.А. Бордовского. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. – 101 с.
  16. Мазитова, Ф.Г. Комплекс технологий как средство формирования УУД / Ф.Г. Мазитова // Начальная школа плюс до и после. – 2013. – № 8. – С. 73.
  17. Маслов, П.А. Самореализация младших школьников в проектной деятельности / П.А. Маслов // Начальная школа плюс до и после. – 2007. – № 5. – С. 71–74.
  18. Математика. 3 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. / М.И. Моро [и др.]. – 2-е изд. – М. : Просвещение, - 2012. – Ч. 2. – 112 с.
  19. Махотин, Д.А. Методические основы формирования УУД / Д.А. Махотин // Педагогическая мастерская. Всё для учителя. – 2014. – № 4. – С. 4–8.
  20. Мендыгалиева, А.К. Методические приёмы при обучении решению задач в начальной школе / А.К. Мендыгалиева // Начальная школа плюс до и после. – 2013. – № 10. – С. 43–47.
  21. Носикова, Я.Н. Развитие познавательной самостоятельности младшего школьника в условиях ФГОС / Я.Н. Носикова // Начальная школа плюс до и после. – 2014. – № 2. – С. 24–28.
  22. Пачина, А.Г. Педагогические условия формирования универсальных учебных действий у обучающихся / А.Г. Пачина // Управление начальной школой. – 2013. – № 5. – С. 15–27.
  23. Планируемые результаты начального общего образования / Л.Л. Алексеева [и др.] ; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2014. – 120 с.
  24. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – 4­е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2013. – 223 с.
  25. Примерные программы начального общего образования в 2-х частях. – М. : Просвещение, 2015. – Ч. 1. – 231 с.
  26. Прохорова, С.Ю. Методические условия формирования УУД у младших школьников / С.Ю. Прохорова, Я.М. Брагина // Управление начальной школой. – 2013. – № 8. – С. 19–25.
  27. Старостина, О.А. Формирование универсальных учебных действий в ходе реализации новых образовательных стандартов / О.А. Старостина // Управление качеством образования. – 2013. – № 2. – С. 87–90.
  28. Тужик, С.В. От формирования общеучебных умений в подготовке учителя к развитию универсальных учебных действий обучающихся / С.В. Тужик // Методист. – 2013. – № 3. – С. 50–53.
  29. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2010. – 31 с.
  30. Черкасова, А.М. Развитие познавательной самостоятельности младших школьников на уроках математики посредством самостоятельной работы / А.М. Черкасова // Начальная школа плюс до и после. – 2011. – № 6. – С. 38–41.
  31. Швецова, Р.Ф. Самостоятельная работа на уроках математики в начальной школе / Р.Ф. Швецова // Начальная школа плюс до и после. – 2013. – № 10. – С. 53–57.
  32. Шевцова, Е.А. Формирование универсальных учебных действий / Е.А. Шевцова // Начальное образование. – 2013. – № 3. – С. 12–17.
  33. Шегаев, И.С. Способы формирования универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС (начальная школа) / И.С. Шегаев, А.В. Шегаева // Молодой учёный. – 2013. – № 10. – С. 550–552.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское