Введение
Глава 1. Теоретические основы развития логического мышления у младших школьников
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития логического мышления
1.2 Особенности развития логического мышления у младших школьников
1.3 Методы и приёмы развития логического мышления у младших школьников
Глава 2. Опытно-экспериментальная раб ота по раз витию логического мышления у младших школьников
2.1 Диагностика ис ходного уровня логического мышления у младших школьников
2.2 Содержание работы по развитию логического мышления у младших школьников
2.3 Результаты опытно-экспериментальной раб оты
Заключение
Список ис пользованной литературы
Актуальность ис следования. Стремительное раз витие инф ормационных тех нологий, пер еход со временного об щества, пре дъявляют вы сокие требования к форм ированию по знавательных аспектов у де тей младшего школьного во зраста.
Школа об еспечивает на чальный этап ста новление личности, раз витие все х по знавательных про цессов, форм ирует уме ние и желание учиться. Обучение в школе не тол ько во оружает знаниями, уме ниями, на выками, раз вивает школьников. Уже в на чальной школе де ти до лжны овладеть элемент ами логических де йствий (сравнение, класс ификация и т.д.). Поэтому одно й из важн ейших за дач, сто ящих пер ед учителем на чальных класс ов, является раз витие сам остоятельной логики мышления, кот орая по зволила бы де тям строить умозаключение, про водить до казательства, логически связанные между со бой; де лать вы воды, об основывая сво и суждения, и, в конечном итог е, сам остоятельно при обретать знания.
Логические при емы и операции являются осн овными комп онентами логического мышления, кот орое на чинает инт енсивно раз виваться им енно в младшем школьном во зрасте.
В младшем школьном во зрасте де ти рас полагают знач ительными ре зервами раз вития. С по ступлениями ре бенка в школу по д влиянием об учения на чинается пер естройка все х его по знавательных про цессов. Именно младший школьный во зраст является про дуктивным в раз витии логического мышления. Это связано с тем , что де ти включаются в нов ые для них вид ы де ятельности и сис темы межличностных от ношений, требующие от них нов ых психологических качеств.
Учителя на чальной школы в пер вую очередь за частую ис пользуют упражнения тренировочного типа, осн ованные на по дражании, не требующие мышления. В этих усл овиях не достаточно раз вивается так ие качества мышления как глубина, критичность, гибкость. Именно это и указы вает на акт уальность про блемы. Таким об разом, про веденный анал из по казывает, что им енно в младшем школьном во зрасте не обходимо про водить целенаправленную раб оту по об учению де тей осн овным при ёмам мыслительных де йствий.
Возможности форм ирования при емов мышления не ре ализуются сам и со бой: учитель до лжен акт ивно и уме ло раб отать в это м на правлении, орган изуя вес ь про цесс об учения так , чтобы, с одно й сто роны, он об огащал де тей знаниями, а с друг ой, все мерно форм ировал при емы мышления, способ ствовал рос ту по знавательных сил и способ ностей школьников.
Специальная педагогическая раб ота по раз витию логического мышления де тей младшего во зраста дает благоприятный ре зультат, по вышая в целом уровень их способ ностей к об учению в дальнейшем.
Логические при емы и операции являются осн овными комп онентами логического мышления, кот орое на чинает инт енсивно раз виваться им енно в младшем школьном во зрасте.
В младшем школьном во зрасте де ти рас полагают знач ительными ре зервами раз вития. С по ступлениями ре бенка в школу по д влиянием об учения на чинается пер естройка все х его по знавательных про цессов. Именно младший школьный во зраст является про дуктивным в раз витии логического мышления. Это связано с тем , что де ти включаются в нов ые для них вид ы де ятельности и сис темы межличностных от ношений, требующие от них нов ых психологических качеств.
Учителя на чальной школы в пер вую очередь за частую ис пользуют упражнения тренировочного типа, осн ованные на по дражании, не требующие мышления. В этих усл овиях не достаточно раз вивается так ие качества мышления как глубина, критичность, гибкость. Именно это и указы вает на акт уальность про блемы. Таким об разом, про веденный анал из по казывает, что им енно в младшем школьном во зрасте не обходимо про водить целенаправленную раб оту по об учению де тей осн овным при ёмам мыслительных де йствий.
Возможности форм ирования при емов мышления не ре ализуются сам и со бой: учитель до лжен акт ивно и уме ло раб отать в это м на правлении, орган изуя вес ь про цесс об учения так , чтобы, с одно й сто роны, он об огащал де тей знаниями, а с друг ой, все мерно форм ировал при емы мышления, способ ствовал рос ту по знавательных сил и способ ностей школьников.
Специальная педагогическая раб ота по раз витию логического мышления де тей младшего во зраста дает благоприятный ре зультат, по вышая в целом уровень их способ ностей к об учению в дальнейшем.
Федеральный госуд арственный об разовательный ста ндарт на чального об щего об разования (ФГОС НОО) ориентирован на раз витие универсальных учебных де йствий вы пускника на чальной школы и ста вит пер ед учителями на чальной школы в качестве одно й из знач имых за дач форм ирования у де тей младшего во зраста по знавательных УУД. Согласно ФГОС НОО по знавательные универсальные учебные де йствия включают: об щеучебные, логические учебные де йствия, а так же по становку и ре шение про блемы.
Вопрос о раз витии логического мышления форм ировании бы л акт уален все гда. В со временном мире это т во прос не по терял сво ей акт уальной знач имости. Под руко водством А.Г. Асмолова, групп ой авто ров Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, С.В. Молчановым, Н.Г. Салминой бы ла раз работана концепция раз вития универсальных учебных де йствий, в том числе логического мышление. В осн ове, кот орой лежат теоретические по ложения сис темно-деятельностного по дхода.
Проблема ис следования со стояла в по иске мет одических путей раз вития логического мышления у младших школьников при из учении математики.
Объект ис следования - про цесс раз вития логического мышления у младших школьников на уроках математики.
Предмет ис следования – при емы развития логического мышления младших школьников при из учении математики.
Цель ис следования – раз работать и апробировать комп лекс спец иальных за даний по математике, на правленный на раз витие логического мышления у младших школьников при из учении математики.
В осн ову ис следования по ложена гипотеза, со гласно кот орой мы по лагаем, что логического мышления у младших школьников буд ет бол ее эффективным, если:
- раз работать и вне дрить комп лекс уроков математики по раз витию логического мышления с опорой на со временные об разовательные тех нологии де ятельностного типа;
- со здать не обходимые усл овия для раз вития логического мышления у младших школьников на уроках математики (включение уча щихся в раз личные форм ы раб оты, орган изация сам остоятельной раб оты учен иков по поиску инф ормации, со здание благоприятной атмосферы, де мократический стиль со трудничества уча щихся и педагога и др.).
В со ответствии с пре дметом и об ъектом ис следования бы ли по ставлены след ующие за дачи:
- Раскрыть сущн ость по нятия «логическое мышление».
- Рассмотреть особ енности раз вития логического мышления у младших школьников.
- Выявить ис ходный уровень сформированности логического мышления у де тей младшего школьного во зраста.
- Описать со держание раб оты по раз витию логического мышления у де тей младшего школьного во зраста на уроках математики.
Методологическая база ис следования. В раб оте ис пользованы труд ы след ующих авто ров: А.Г. Асмолова, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, С.В. Молчановым, Н.Г. Салминой и др.
Для ре шения по ставленных за дач бы л ис пользован комп лекс ис следовательских мет одов: теоретические мет оды – из учение ста ндартов, анал из психолого-педагогической, на учно-методической литературы; эмпирические мет оды – анкетирование учителей и род ителей, анал из и об работка дан ных, по лученных в ре зультате ис следования. описательно-аналитические мет оды – качественный и количественный анал из ре зультатов опытно-исследовательской раб оты.
Структура раб оты определен а целью и логикой ис следования. Она со стоит из введ ения, двух глав, за ключения, списка ис пользованной литературы, при ложения.