Введение.
Глава 1 Теоретические основы обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи
1.1 Особенности формирования готовности к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи III уровня.
1.2 Теоретические и методологические особенности структуры и содержания системы обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи.
Глава 2 Обследование состояния речи детей старшего дошкольного возраста.
2.1 Методика обследования дошкольников с нарушением речи.
2.2 Анализ результатов обследования детей старшего дошкольного возраста имеющих нарушение речи.
Заключение.
Список использованных источников.
Обучение грамоте - это самая древняя отрасль методики родного языка. Элементарная грамота (читать, писать) - это ключ к массовому образованию. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение и различение звуков, словарный запас, грамматический строй), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.
Задолго до изучения грамматических правил ребенок должен овладеть грамотой, то есть хорошо разобраться в звуках и буквах, из которых состоят слова, и научится точно «фотографировать» устную речь в условиях полного совпадения написания с произношением, когда «пишется так, как слышится». К сожалению, даже это удается далеко не всем детям, и у многих из них уже с первых дней пребывания в школе возникают специфические трудности, которые свидетельствуют о наличии у ребенка дисграфии (нарушение письма) и дислексии (нарушение чтения).
У детей с ОНР в той или иной степени возникают затруднения на всех этапах овладения чтением и письмом. Овладение оптическим единством буквы и акустическим единством звука, соотнесение звука с буквой, анализ и синтез слов идет медленно.
Коррекция нарушений речи проводится с учетом ведущей деятельности. У детей дошкольного возраста она осуществляется в процессе игровой деятельности, которая становится средством развития аналитико-синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы, обогащения словаря, усвоения языковых закономерностей, формирования личности ребенка. Важным моментом при подготовке к школе такого ребенка становится выбор методов обучения.
Самый эффективный метод - использование дидактической игры как одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка и в тоже время - основного вида деятельности дошкольника [15].
Таким образом, у дидактической игры две цели: одна их них - обучающая, которую преследует взрослый, а другая - игровая, ради которой действует ребенок. Необходимо, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что успех обучения грамоте младших школьников в известной степени зависит и от качества подготовки их в период дошкольного детства. Особенно актуальны они в настоящее время, когда изменилось содержание начального обучения. Школа заинтересована в том, чтобы дети, поступающие в первый класс, были хорошо подготовлены к обучению грамоте, то есть имели бы развитый фонематический слух, хорошую устную речь, правильно поставленные первоначальные навыки в составлении и анализе предложений, в делении слов на слоги, умели держать карандаш и различать строчки в тетради. Дети, получившие такую подготовку, легко и свободно овладеют в школе процессом чтения и письма. Важным показателем качества речи детей, необходимым при обучении в школе является правильность, отчётливость, произношение ими всех звуков в словах. Недостаточная сформированность фонетического восприятия является одной из причин неправильного произношения звуков. Основные затруднения первоклассников в овладении чтением и письмом объясняется недостатками фонетического слуха и культурой звукопроизношения [4].
Цель курсовой работы - Разработка системы эффективности дидактической игры на начальном этапе обучения грамоте.
Задачи:
- Изучить литературу по данному вопросу, выделить особенности методики обучения грамоте детей с ОНР;
- Определить содержание, структуру, методы и приемы использования дидактических игр, как одно из средств профилактики и коррекции при обучении грамоте.
Объект: процесс обучения грамоте детей с ОНР
Предмет: игровые приемы, дидактических игр используемые для формирования навыков звукобуквенного анализа слов на начальном этапе обучения грамоте детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
Методы исследования:
- Теоретический анализ специальной литературы по проблеме исследования;
- Качественный и количественный анализ экспериментальных данных.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Глава 1 Теоретические основы обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи
1.1 Особенности формирования готовности к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи III уровня
Дети с нарушениями речи составляют особую категорию детей с особыми предпосылками к обучению грамоте. Сегодня общепризнанным является то, что имеется тесная связь между проявлениями нарушения устной речи и нарушением письменной речи, а именно чтения и письма. Поэтому подготовку к усвоению грамоте детей с речевой патологией нужно проводить начиная с дошкольного возраста и при условии реализации специально разработанной методике [8].
Изучая особенности подготовки к грамотности детей с нарушениями речи, анализируя их ошибки, с которыми они сталкиваются, можно констатировать, что трудности у детей чаще всего являются результатом недоразвития всех компонентов языка, а именно фонетико-фонематической и лексико-грамматической систем. Поэтому можно утверждать, что старшим дошкольникам с ОНР позволит успешно освоить школьную программу именно своевременная подготовка к обучению грамотности. Специальная программа подготовки к обучению грамоте должна быть ориентирована на психическое и соматическое здоровье детей, ликвидацию проблем педагогически неправильных систем, обеспечивающих неправильного развития ребенка [6]. Обучение детей по данной программе включает формирование основ грамотности и языка, понятных для ребенка и окружающих его сверстников и взрослых. Таким образом, взрослый создает ситуацию общения, в которой приобретенные навыки и умения закрепляются и развиваться.
Задачами подготовки к усвоению грамотой являются:
– формирование потребности в умении выражать свои мысли, наблюдения и эмоциональные переживания в речевых высказываниях;
– уточнение и расширение активного и пассивного словарного запаса детей;
– развитие грамматических навыков (словоизменение и словообразование, структуры предложений);
– уточнить понимание детьми используемых предлогов;
– учить детей понимать смысл читаемого текста, устанавливать явные и неявные причинно-следственные связи, чтобы уметь передавать его содержание по вопросам и самостоятельно;
– заучивание наизусть речевого материала;
– формирование умения у детей использовать в процессе общения, монологической и диалогической форм речи;
– развитие у детей вербальных и невербальных форм общения со взрослыми и сверстниками;
– поощрять интерес детей к литературе, развивать их воображение и творческие способности;
– развитие у детей умения регулировать свою деятельность и поведение с помощью речи;
– развитие умений планировать свою деятельность в речевых высказываниях;
– привитие культуры речи в повседневном общении и на занятиях [7].
Проведя теоретический анализ развития детей с ОНР, мы можем выделить основные особенности, которые важно принимать к сведению в ходе подготовки к грамотности: