Курсовая работа|Педагогика

Исследовательская деятельность учащихся

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2015 | Страниц: 47

Введение

  1. 1. Теоретические аспекты исследовательской деятельности учащихся

1.1 Сущность научного и учебного исследования

1.2 Специфика научного исследования

  1. Практические аспекты исследовательской деятельности учащихся

2.1 Научное общество учащихся

2.2 Олимпиады по географии

2.3 Научно-практические конференции

2.4 Из опыта работы Гимназии №175 в г. Казань

Заключение

Список литературы

Многие предметы, преподаваемые в школе, занимают активную позицию в педагогике развития. Например, положение географии, в соответствии с современной системой образования, является уникальным. Она играет роль «моста» между естественными и общественными, математическими и гуманитарными науками. В то же время, происходит сокращение часов на предмет, география во многих школах не является выпускающим предметом, то есть ее изучение заканчивается в 10 классе. География является вступительной дисциплиной только в единичных вузах страны, поэтому с каждым годом все меньше выпускников сдают ЕГЭ. В результате этого, снижается интерес к предмету, появляется поколение выпускников со слабой географической базой, что, впоследствии, проявляется в полной географической безграмотности наших политиков и чиновников. Возникает противоречие между значимостью географического образования и положением предмета в Базисном учебном плане школ России. Эту проблему необходимо решать. В условиях сокращенных учебных часов, методы, приемы, формы организации процесса обучения идут по пути рационализации и возрастания эффективности процесса обучения, гарантированно обеспечивают планируемые результаты. В этих условиях внедрение в практику исследовательской технологии является своевременным, а, следовательно, работа на тему «Исследовательская деятельность учащихся в практике географического образования» является актуальной.

Вопросами методологии исследовательской деятельности занимались многие педагоги – дидакты. Классификация методов по характеру познавательной деятельности учащихся, предложенная в дидактике И. Я. Лернером и М, Н,Скаткиным, где был выделен исследовательский метод обучения, остается актуальной в наши дни, так как исследовательская деятельность наряду с оптимизацией учебного процесса предполагает развитие самостоятельного мышления, умения добывать информацию, прогнозировать, принимать нестандартные решения. Метод учебно-исследовательских задач позволяет органично интегрировать знания из разных областей и применять их на практике, генерируя при этом новые идеи. Исследовательская деятельность – это одна из технологий воспитания мотивированных детей.

Объект исследования: Научно-исследовательская деятельность учащихся.

Предмет исследования: Научно-исследовательская деятельность учащихся в школьном географическом образовании.

Цель исследования: изучить особенности научно-исследовательской деятельности учащихся, ее формы, проанализировав исследовательскую работу учащихся на примере МОУ Средней общеобразовательной школы п. Новопавловка.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть теоретические аспекты исследовательской деятельности учащихся.
  2. Проанализировать практические аспекты исследовательской деятельности учащихся.

В нашей работе использовались следующие методы исследования: теоретические (изучение и анализ источников по тематике исследования, системно-структурный, логический) и эмпирические (изучение опыта школ)

Практическая значимость. Данная работа может быть интересна учителям географии, учителям начальных классов при проведении уроков по курсам «Окружающий мир», «Забайкаловедение», руководителям туристического, краеведческого кружков, руководителям научно – исследовательского общества учащихся, учителям биологии, экологии, занимающимся исследовательской деятельностью с учащимися, а так же студентам педагогических колледжей.

Структура работы традиционная. Работа состоит из 51 печатных листов, содержит: титульный лист, оглавление, введение, состоит из 2-х глав, списка литературы.

 

  1. Теоретические аспекты исследовательской деятельности учащихся

 1.1 Сущность научного и учебного исследования

 Под учебно-исследовательской деятельностью школьников понимается процесс решения ими научных и личностных проблем, имеющий своей целью построение субъективно нового знания [22, С. 312].

Под самостоятельностью школьника в учебно-исследовательской деятельности подразумевается, что научный руководитель консультирует, советует, направляет, наталкивает на возможные выводы, но, ни в коем случае не диктует и не пишет работу за ученика. Учебное исследование сохраняет логику исследования научного, но отличается от него тем, что не открывает объективно новых для человечества знаний.

Результаты ученических исследований узкоприкладного, экспериментального характера в таких областях как психологии, социология, экология, вполне могут нести в себе определённую объективную новизну (например, работа, посвящённая изучению взаимоотношений в классном коллективе или исследование экологической ситуации в небольшом водоеме) [6, С. 83].

Основная особенность исследования в образовательном процессе - то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке. Если в науке главной целью является получение новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося). Поэтому при организации образовательного процесса на основе исследовательской деятельности на первое место встает задача проектирования исследования [5, С. 43].

При проектировании исследовательской деятельности учащихся в качестве основы берется модель и методология исследования, разработанная и принятая в сфере науки за последние несколько столетий. Эта модель характеризуется наличием нескольких стандартных этапов, присутствующих в любом научном исследовании независимо от той предметной области, в которой оно развивается. При этом развитие исследовательской деятельности учащихся нормируется выработанными научным сообществом традициями с учетом специфики учебного исследования - опыт, накопленный в научном сообществе, используется через задание системы норм деятельности [6, С. 85].

Перед тем, как начинать со старшеклассниками исследования, необходимо четко поставить цели и задачи. Главная цель всегда должна быть одна. Потому как человек не может стремиться к двум целям одновременно, так же, как невозможно одновременно идти по двум дорогам в двух различных направлениях. Поэтому очень опасно ставить еще какую-либо цель, в этом случае часто происходит подмена цели истинной целью ложной, причем сам человек этого может не заметить. Вообще отличительная черта любой ложной цели та, что ее можно достичь довольно быстро, тогда как цель истинная - узнать новое, остается всегда, каких бы успехов не достиг ученик [23, С. 78]. научный география учебный

Главной целью организации исследований школьников является развитие их исследовательской позиции, навыков аналитического мышления. Из этого следует, что на каждом этапе исследований нужно дать учащемуся определенную свободу в работе, иногда даже в ущерб формальному протоколу, - иначе исследование, главный смысл которого - в активизации познавательной активности учащихся, может постепенно превращаться в обычную при репродуктивной системе обучения последовательность стандартных учебных этапов [4, С. 142].

В типичной образовательной ситуации, которая, как правило, определяет характер учебного процесса, реализуется стандартная позиционная схема «учитель» - «ученик». Первый транслирует знания, второй их усваивает; все это происходит в рамках отработанной классно-урочной схемы. При развитии исследовательской деятельности эти позиции сталкиваются с реалиями: нет готовых эталонов знания, которые столь привычны для классной доски: явления, увиденные в живой природе чисто механически не вписываются в готовые схемы, а требуют самостоятельного анализа в каждой конкретной ситуации. Это инициирует начало эволюции от объект-субъектной парадигмы образовательной деятельности к ситуации совместного постижения окружающей действительности, выражением которой является пара «коллега-коллега». Вторая составляющая - «наставник-младший товарищ» предполагает ситуацию передачи навыков практической деятельности, связанных с освоением действительности от учителя, ими обладающего, к ученику. Эта передача происходит в тесном личностном контакте, что обуславливает высокий личный авторитет позиции «наставник» и специалиста, педагога, ее носителя. Главным результатом рассмотренной позиционной эволюции является расширение границ толерантности участников исследовательской деятельности [11, С. 37].

С другой стороны, учебно-исследовательская деятельность учащихся - это относительно самостоятельное изучение, решение учащимися отдельных проблем, творческих и исследовательских задач различными средствами в условиях совместной деятельности учителя и учащихся [15, С. 531].

Ключевой фразой является «относительно самостоятельное изучение», потому что, как бы старшеклассник ни старался изучать, исследовать проблему самостоятельно, его всегда курировать будет учитель, направлять в нужное русло, подсказывать, но не решать за него вопросы и задачи, что является очень существенным фактором.

Успех реализации любого начинания зависит, прежде всего, от учителя, а поэтому он должен раздвинуть границы самостоятельности. Старшеклассникам необходимо дать возможность самим находить решение к трудноразрешимым задачам, в частности - решить исследовательскую задачу [3, С. 102].

В данном случае, под учебно-исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческих и исследовательских задач с заранее неизвестным решением. В отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы (или выделение основополагающего вопроса), изучение теории, связанной с выбранной темой, выдвижение гипотезы исследования, подбор методик и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения [19, С. 12].

В развитии исследовательской деятельности учащихся в России имеются давние традиции. Так, во многих регионах создавались и функционировали юношеские научно-технические общества и малые академии наук. Деятельность многих юношеских научно-технических обществ нередко сводилась к реализации в среде старших школьников модели функционирования академических исследовательских коллективов, реализации в упрощенном виде исследовательских задач лабораторий научно-исследовательских институтов. Главной целью этой деятельности являлась подготовка абитуриентов для вузов и формирование молодой смены для научно-исследовательских институтов. На деле это означало реализацию учебно-воспитательного процесса в более индивидуализированном виде в дополнительно вводимой предметной области. В современных условиях, когда актуален вопрос о снижении учебной нагрузки детей, значение термина «исследовательская деятельность учащихся» приобретает несколько иное значение. В нем уменьшается доля профориентационного компонента, факторов научной новизны исследований, и возрастает содержание, связанное с пониманием исследовательской деятельности как инструмента повышения качества образования [11, С. 34].

Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде.

Учебно-исследовательская деятельность должна выполнять следующие дидактические функции:

- мотивационную, которая заключается в создании таких стимулов для учащихся, которые побуждают их к изучению данного предмета, формируют интерес и позитивное отношение к работе;

- информационную, позволяющую учащимся расширить объем знаний всеми доступными способами преподнесения информации;

- контрольно-корректирующую (тренировочную), которая предполагает возможность проверки, самооценки, коррекции хода и результатов обучения, а так же выполнение тренировочных упражнений для формирования необходимых умений и навыков [17, С. 267].

Необходимо подчеркнуть самоценность достижения истины в исследовании как его главного продукта. Часто в условиях конкурсов и конференций можно встретить требования практической значимости, применимости результатов исследования, характеристику социального эффекта исследования (например, природоохранный эффект). Такая деятельность, хотя часто называется организаторами исследовательской, преследует иные цели (сами по себе не менее значимые) - социализации, наработки социальной практики средствами исследовательской деятельности. Руководитель детской исследовательской работы должен отдавать себе отчет в смещении целей проводимой работы при введении подобных требований.

Тряпицына А.П. разделила учебные исследования на три группы: монопредметные, межпредметные и надпредметные.

  1. Хуторская А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: пособие для учителя – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. – 298 с.
  2. Баринова И.И., Елховская Л.И., Николина В.В. Внеурочная работа по географии / Под ред. Бариновой И.И. М.: Просвещение, 1988. -157с.
  3. . Белых, С. Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся [Текст] / С. Л. Белых // Исследовательская работа школьников. – 2006. - № 18. – С. 68-74.
  4. . География и экология в школе XXI: научно-методический журнал / Под ред. И.И. Бариновой. М.: изд-во ГЕО-ЭКО, 2007. - №4. - 80 с.
  5. Гузеев В.В., Школьные технологии. //Инструментарий и алгоритмы. 2004, №2, с. 97-103.

6.Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа [текст]/ А.А Андреев // Педагогика. - 2005. - № 4. - С. 19.

  1. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании [текст] /О.Е Лебедев. // Школьные технологии. - 2004. - № 5. - С. 3-5.

8.. Винокурова Н.Ф, Демидова Н Н. Общекультурная компетентность в географическом образовании: теоретико- методологические аспекты и практика реализации. [текст]/ Н.Ф Винокурова ,Н Н Демидова// География и экология в школе XXI века.-2008-№3-С. 47-50

  1. Беловолова Е А. Формирование ключевых компетенций на уроках географии. [текст]/Беловолова Е.А.// Москва.- « Вентана- Граф»-2010- С.167-172
  2. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/ Имеются разработки уроков учителей географии и материалы обобщения их опыта работы по проблемам использования СОТ и формирования ключевых компетентностей.
  3. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования / А. В. Хуторской // Народное образование. – 2003. - №2. – С.58-64.
  4. Хуторской, А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. - 12 декабря. [Электронный ресурс] / А. В. Хуторской. http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm
  5. Зимняя, И.А. - Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования [Электронный ресурс]. http://aspirant.rggu.ru/article.html?id=50758
  6. Криволапова, Н.А. Компетентностный подход в образовании: Теория и практика [Текст] / Н.А. Криволапова // Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. – Курган, 2006. – 79 с.

14.. Векшина, Н. З. Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектно-исследовательскую деятельность / Н. З. Векшина [Электронный ресурс]. http://www.eidos.ru/journal/2011/0627-08.htm

  1. Андреев, А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа / А.Л. Андреев //Педагогика. – 2005. – №4. – С.19-27.
  2. Успенский В.В.Школьные исследовательские задачи.// Сов. Пед. -1968.-№7
  3. Козлова Г.В. Методические рекомендации по организации исследовательской работы школьников. – Курск, 2003.-15с.
  4. Айдинова Л. В., Курилова С.Ю. Формирование коммуникативной
  5. Курилова С. Ю. Учебная проектная деятельность старшеклассников //
  6. Курилова С. Ю. Основы конструктивного общения. - Ставрополь: Сев-
  7. Курилова С. Ю. Компетентностный поход как направление модернизации
  8. Курилова С. Ю., Арабов И. А. Сущность и структура коммуникативной
  9. Зильберберг Н.И. Исследовательская работа школьников: предпосылки, задачи, проблемы и решения / Н.И. Зильберберг // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сб.ст. – М., 2006. – С. 205–214.
  10. Баранский. Н.Н. Методика преподавания экономической географии. – М.:Учпедгиз, 1960.

25.методика обучения географии. /Под ред. Л.М.Панчешниковой-М.:Просвещение, 1983

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2015 год 38 стр.
Курсовая Контроль и оценка достижений учащихся
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское