Урок закрепления изучаемого материала и выработки практических умений и навыков - это один из типов уроков в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования (школах, лицеях, гимназиях и т.д.). Этап закрепления материала имеет особое значение в учебном процессе. Именно в ходе решения учебных и проблемных задач происходит осознанное усвоение теоретических знаний, формируются практические умения применения известных логических операций, вырабатываются навыки пользования учебной и справочной литературой.
Актуальность темы данного исследования заключается в том, что за то время, что отводится на этап изучения нового материала, дети не успевают достаточно полно и глубоко его освоить. Это означает, что необходимо «продублировать» процесс освоения новых знаний, а не ограничиваться просто изучением нового материала. В данном случае первичное закрепление должно сыграть роль повторения, после которого у детей формируется глубокое понимание темы и прочное знание. Знание истории- важный фактор формирования мировоззрения. Исторические знания в процессе обучения , выполняют ряд функций и направлены на создание представлений об исторической действительности, научной картины, направления человеческого общества. Но, к сожалению, в педагогической науке тема закрепления разработана недостаточно широко, так как имеет достаточно сложный системный характер.
Объект работы – процесс обучения истории, а предмет соответственно – организация и методика закрепления знаний учащихся.
Целью данной работы является рассмотреть детальное исследование закрепления знаний и умений учащихся на уроке истории.
Исходя из цели можно выделить ряд задач, а именно:
- ознакомиться с понятием «закрепление знаний» и его составляющими;
- определить особенности процесса закрепления знаний учащимися;
-выявить способы организации закрепления знаний учеников;
- рассмотреть методы организации закрепления знаний учеников на уроках истории.
Структура работы представлена введением, основной частью, заключением, и списком источников.
Основная часть состоит из двух глав:
- Теоретические основы закрепления знаний учащихся(посвящена изложению теоретических основ в области методики повторения и закрепления учебного материала);
- Исследование особенностей методики закрепления знаний учащихся (во второй главе представлен практический опыт организации повторения на уроках истории с целью повышения качества знаний.
База исследования: МБОУ СОШ 2 с. Комсомольское.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
1.1 Понятие «закрепления знаний» и его функции.
Современный урок можно рассматривать как целостную структурно-функциональную систему, все элементы которой тесно взаимосвязаны, отражают основные положения современной дидактики и направлены на воспитание студентов и формирование их познавательной самостоятельности [9,15,16,20,21]. Процесс закрепления знаний и умений всегда имел и будет иметь место на уроке. Попытки "модернизации" урока, связанные с исключением процесса закрепления из структуры урока как тормозящего развитие студентов, обречены на провал [12, с. 49].
Требования к современному уроку позволяют считать закрепление умений его необходимым структурным элементом. Становление и формирование новых знаний происходит в процессе их применения. Закрепление - не самоцель, а средство формирования и приобретения новых знаний, оно не всегда является отдельным и самостоятельным этапом урока, оно может пронизывать его /урока/ компоненты, являясь конечным результатом применения знаний. Задача закрепления знаний, умений и навыков решается в единстве с их обобщением, способствует систематизации знаний.
При тесном взаимодействии с другими элементами урока закрепление может выполнять не только функцию упрочнения знаний, но также функции обучения, развития и контроля. Это еще раз подтверждает то, что закрепление является необходимым структурным элементом современного урока. Признаки хорошего и современного урока обстоятельно описаны Ивановой Р.Г [12, с. 55 ]. К ним относятся многие: от ясной направленности на достижение конкретных целей обучения, воспитания и развития, научности содержания и высокого идейно-политического уровня до спокойной и доброжелательной обстановки на уроке. И вполне естественно, что вопрос этот не является дискуссионным. Однако, хочется добавить, что урок хорош и тогда, когда и преподаватель, и каждый студент работают на оптимально высоком для себя уровне, рационально используя время занятий, и учебная деятельность полностью соответствует целям обучения. Такие уроки, как правило, приводят к хорошим результатам обучения.
Однако, в практике обучения нередки случаи, когда эффектный внешне урок не является эффективным и не дает хороших знаний. Чаще всего на таких уроках заслонена и подавлена главная идея урока. Эффектный опыт, привлекающий внимание, может пересказать каждый, а вот с какой целью он проводился, для чего - эти вопросы вызывают затруднения у многих студентов. На истинно современном уроке, сила которого заключается во внутреннем интересе, все внешние средства оживления подчинены одной задаче - помочь выяснить, понять, осознать главную мысль урока; научиться применять полученные знания в различных ситуациях. Рассмотрим с учетом требований к современному уроку по специальным дисциплинам основные вопросы организации и методики закрепления знаний студентов. Закрепление знаний, умений и навыков -- вид учебной деятельности студентов, организуемой и проверяемой учителем, направленной на осуществление принципа прочности усвоения материала [15, с. 121].
Закрепление знаний осуществляется путем повторения нового материала в разных вариантах и сочетаниях, в перестроенном виде, с новыми примерами, а также при помощи выполнения практических действий - упражнений, заданий по тому или иному предмету. Современная методика нацеливает на высокую активность и самостоятельность студентов в процессе закрепления, недопущение механического характера этого вида работы на уроке. Закрепление на уроке проводится обычно после объяснения нового материала, используется и при выполнении домашнего задания по предмету. Проводятся по плану специальные уроки закрепления материала, уроки повторения и обобщения пройденного, на которых используется этот вид работы со студентами. Особое значение приобретают на занятиях по специальным дисциплинам первоначальные прочные знания и навыки. Этим навыкам обучаются на уроках в результате тренировок и самостоятельной деятельности все студенты. При рассмотрении места, целей и содержания закрепления знаний студентов на уроке часто употребляют термины "активность", "самостоятельность", "творчество", характеризующие уровни интеллектуальной, мыслительной деятельности студентов. Соотношения между ними определил известный советский психолог В.А. Крутецкий: "Отношения между понятиями "активное мышление", "самостоятельное мышление" и "творческое мышление" можно обозначить в виде концентрических кругов. Это разные уровни мышления, из которых каждый последующий является видовым по отношению к предыдущему, родовому. Творческое мышление будет самостоятельным и активным, но не всякое активное мышление есть самостоятельное и не всякое самостоятельное мышление есть творческое" [13,с.78].
Упражнения и самостоятельная работа как средства закрепления и совершенствования знаний и умений должны отвечать определенным педагогическим требованиям. Важнейшее из таких требований - целенаправленность деятельности студентов. Студенты всегда должны четко представлять, что от них требуется, к какому результату они должны стремиться. Это стимулирует их активность, повышает степень сознательности, способствует творческому применению знаний.
1.2. Особенности организации закрепления знаний на уроках
Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности.
Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:
анализировать свои действия;
самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
отличаться мобильностью;
быть способными к сотрудничеству;
обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.
В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения?
Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.
Какие требования предъявляются к современному уроку:
хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;
учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
вывод делают сами учащиеся;
минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
времясбережение и здоровьесбережение;
в центре внимания урока — дети;
учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
умение демонстрировать методическое искусство учителя;
планирование обратной связи;
урок должен быть добрым [14, с. 35].
Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия — это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот — необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Если говорить о конкретных методиках, обучающих универсальным учебным действиям, они могут включать в себя и экскурсии, и поиск дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и многое другое. Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если сейчас больше всего распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.