Актуальность темы: Учебный процесс очень трудоёмок, он основывается, прежде всего, на совместной деятельности учителя и учащихся. Без усилий со стороны учащихся, несмотря на стремление учителя, невозможно добиться результата. То же самое произойдет если отсутствуют эффективные старания со стороны учителя. Педагог не просто преподносит материал обучаемого предмета, он также заблаговременно тщательно планирует, организовывает учебный процесс и следит за ним.
Методы обучения разнообразны. Многообразие данных методов может способствовать реализации поставленных целей, превратить образовательный процесс в увлекательную познавательную деятельность.
В условиях современного развития российской системы образования особую актуальность имеет использование интерактивных методов обучения иностранному языку. Игровой метод активно используется на всех этапах обучения. Применение игрового метода имеет свои особенности на начальном этапе обучения. Это связано с возрастными особенностями учащихся младших классов и со спецификой языкового и речевого материала, осваиваемого на данном этапе обучения.
Многие методисты доказывают эффективность использования игрового метода. Конышева А. В. обосновывает это тем, что игра помогает проявлению порой неожиданной способности ребенка.[24; c. 25] По представлению Й. Хейзинга, человеческая культура возникла и развертывается в игре, как игра.[Ц. 24; c. 25]
По мнению М.Ф. Стронина, «игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением». [43; с. 3]
Очевидно, что дети младшего школьного возраста являются наиболее восприимчивыми к овладению иностранному языку. Ребёнок готов к обучению физически, он обладает необходимым для начала обучения уровнем психического развития.
Важно заинтересовать учеников с первых минут изучения английского языка, так как именно это определит дальнейший успех детей в изучаемом предмете. Игровой метод обучения является одним из эффективных средств решений этой задачи. Многим детям не сразу удаётся приспособиться к образовательному процессу, ведь это кардинально другой образ жизни, непривычный им. Благодаря заслугам игрового обучения детям легче проникаться в учебный процесс. Ученики младших классов воспринимают это не как нечто чуждое, а просто как элемент игры, уже привычной им с первых лет жизни.
Вопросы использования игрового метода в методике преподавания иностранного языка поднимаются как учёными-методистами, так и учителями-практиками.
Цель данной работы: рассмотрение возможности использования игрового метода в обучении иностранному языку младших школьников.
Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:
- Дать определение понятия «игровой метод обучения»;
- Рассмотреть теоретические аспекты игрового метода;
- Изучить психологические особенности детей младшего школьного возраста;
- Познакомиться с различными видами языковых игр.
Объект работы: учебный процесс по иностранному языку на начальном этапе.
Предмет работы: игровой метод обучения на уроках иностранного языка в начальных классах.
Методы работы: реферирование, педагогическое наблюдение, сбор материала, сравнение и сопоставление, анализ.
Теоретическую основу работы составляют труды авторов:
- Конышева А.В, Эльконин Д.Б., Стронин М.Ф., Макаренко А.С., Сухомлинский, Мухина В.С., Рубинштейн С.Л., Фаттахова Л.Т., Яковлева А.Н, Рогова Г.В., Пучкова Ю. Я, Ковалевская Е.В., Зявгарова Л.А., Зимняя И.А., Зайнуллина Г.М., Ганина Н.С, Гез Н.И., Винникова И.В. и другие.
Структура работы обусловлена заявленными целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов и раскрывающих содержание в полном объеме, заключения, списка использованных источников.
Во введении обосновывается актуальность темы, указываются цели и задачи исследования, представлена структура работы.
В главе I описаны теоретические основы понятия «игровой метод обучения», его цели и принципы. Также, были представлены особенности работы с детьми младшего школьного возраста. Более того, игра была рассмотрена как основной вид деятельности младших школьников.
В главе Ⅱ сделана попытка исследования различных форм игрового метода при обучении иностранному языку, а также приведены и подробно описаны одни из его разновидностей.
В заключении подводятся итоги проделанной работы и предлагаются выводы.
Список литературы включает 50 источников.
Глава 1. Игровой метод обучения иностранному языку
1.1 Игровой метод: определение, характеристика, функции
Игрово́е обуче́ние — это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности. В настоящее время часто называется эдьютейментом (англ. edutainment), которым означают всевозможные формы образования без принуждения, образовательные развлечения (включая образование посредством развлечения). [50]
Игровой метод обучения является одним из видов современных педагогических методов обучения иностранным языкам.
Игра – универсальное средство, помогающее учителю иностранного языка превратить достаточно сложный процесс обучения в увлекательное и любимое занятие. Игру можно применять на любом этапе обучения и с любыми возрастными категориями учащихся. Игра соответствует естественным потребностям и желаниям ребенка, а потому с ее помощью он будет учиться с удовольствием. Многие учителя отмечают большие потенциальные возможности игры в качестве средства обучения английскому языку. Благодаря играм активизируются все познавательные процессы учащихся: развиваются внимание, память, мышление, творческие способности.
Как подчеркивает В.С. Мухина, «если с приходом ребенка в школу сразу поставить его в условия собственно учебной деятельности, это может привести к тому, что он и в самом деле быстро включится в учебную деятельность (в этом случае готовность к обучению уже сформировалась), либо к тому, что он растеряется перед непосильными учебными задачами, потеряет веру в себя, начнет негативно относиться к школе и к учению, а возможно “уйдет в болезнь”».[31; с. 76]
Детям, для которых обучение оказывается поначалу непосильным, игра помогает преодолеть это состояние, по степенно включая не посредственно
в учебную де ятельность.
Функции, которые выполняет игровая деятельность можно отразить следующей схемой:
Рассмотрим подробнее особенности всех этих функций.
- Развлекательная функция. Цель ‒ это организация благоприятной обстановки на занятиях, превращение занятий в увлекательное и необыкновенное мероприятие, занимательное событие.
- Воспитательная функция. Цель ‒ это включение детей в систему социальных отношений, воспитание таких качеств, как внимательное, гуманное отношение к партнеру по игре, также развитие чувства взаимопомощи и взаимоподдержки.
- Коммуникативная функция. Цель ‒ освоение диалектики общения, объединения коллектива учащихся, установлении новых эмоционально-коммуникативных отношений, основанных на взаимодействии на иностранном языке.
- Обучающая функция. Цель ‒ развитие у детей памяти, внимания, восприятия информации, развитии общеучебных умений и навыков, навыков владения иностранным языком, а также преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности. Это означает, что игра - особо организованное занятие, требующее напряжения сил, а также умения принять решение (как поступить, что сказать, как выиграть и т.д.). Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность учащихся, т.е. игра таит в себе богатые обучающие возможности.
- Релаксационная функция. Цель ‒ снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении иностранному языку.
- Психологическая функция. Цель ‒ моделирование навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности, а также перестройки психики для усвоения больших объемов информации. Здесь же стоит отметить, что осуществляется психологический тренинг и психокоррекция различных проявлений личности в игровых моделях, которые могут быть приближены жизненным ситуациям (в этом случае может идти речь о ролевой игре).
- Развивающая функция. Цель ‒ гармоническое развитие личностных качеств для активизации резервных возможностей личности. [25; стр. 39-41]
Все вышеперечисленные функции игры помогают не только в обучении иностранному языку, но также развивают личностные качества школьника.
Учителя используют данный метод обучения преимущественно для создания условий познавательной деятельности ученикам, в процессе которой у них лучше раскрываются и развиваются навыки, в частности творческие.
Конышева А.В. полагает, что применение игровых форм обучения делает процесс учения в разы насыщеннее и качественнее, поскольку:
- игра втягивает в активную познавательную деятельность каждого учащегося в отдельности и всех вместе и, тем самым, является эффективным средством управления учебным процессом;
- обучение в игре осуществляется посредством собственной деятельности учащихся, носящей характер особого вида практики, в процессе которой усваивается 90% информации;
- игра - свободная деятельность, дающая возможность выбора, самовыражения, самоопределения и саморазвития для ее участников;
- игра имеет определенный результат и стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели;
- в игре команды или отдельные ученики изначально равны (нет плохих или хороших учеников: есть только играющие);
- результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умений, характера;
- обезличенный процесс обучения в игре приобретает личностное значение;
- состязательность - неотъемлемая часть игры - притягательна для учащихся;
- удовольствие, полученное от игры, создает комфортное состояние на уроках иностранного языка и усиливает желание изучать предмет;
- игра занимает особое место в системе активного обучения: она синтетична, так как является одновременно и методом, и формой организации обучения, синтезируя в себе практически все методы активного обучения. [25; c.41-42]
Именно совокупность всего перечисленного позволяет нам назвать игру высшим типом педагогической деятельности.
1.2 Психологические особенности младшего школьного возраста
Младший школьный возраст (с 6-7 до 9-10 лет) определяется важным
внешним обстоятельством в жизни ребенка - поступлением в школу. В настоящее время школа принимает, а родители отдают ребенка в 6-7 лет.
Поступивший в школу ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Близкие взрослые, учитель, даже посторонние люди общаются с ребенком не только как с уникальным человеком, но и как с человеком, взявшим на себя обязательство (неважно - вольно или по принуждению) учиться, как все дети в его возрасте.
К этому периоду он уже многого достиг в межличностных отношениях: он ориентируется в семейно-родственных отношениях и умеет занять желаемое и соответствующее своему социальному статусу место среди родных и близких. Он умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. Он уже понимает, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе, но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей. Обучение детей младшего школьного возраста существенно отличается от обучения старших школьников как по форме, так и по методике. Обучение английскому языку школьников на начальном этапе также имеет свои особенности, которые основываются на психофизиологическом развитии детей данного возраста. [31; с. 78]
Внимание у детей младшего школьного возраста неустойчиво. Это свойство их психологии. Поэтому возникает необходимость живого, динамичного и интересного обучения на начальной стадии как необходимого условия не только формирования у детей нужных знаний, умений и навыков, но и развития произвольного внимания.