ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАГЛЯДНЫХ СРЕДСТВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ.
1.1Методика использования средств наглядного обучения на уроках истории.
1.2 Классификация наглядных средств обучения.
Глава 2 использования картин на уроках истории.
2.1. Принципы и методы использования картин.
2.2. Примеры использования художественной репродукции на уроке истории в 6 классе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность. Развитие образования в России в последние годы можно охарактеризовать как период упорядочения, проверки на общественную востребованность и эффективность родившихся инновационных начинаний, период их гармоничного сочетания в образовательном пространстве территории.
Учитывая тот факт, что классическая формулировка принципа наглядности до настоящего времени не утратила своей актуальности, она, по мнению многих авторов, нуждается в некоторой доработке. Это в первую очередь связано с переменой образовательных парадигм, взглядов на форму и дидактические качества средств наглядного обучения, появлением инновационных разновидностей наглядности, используемых вне классической модели обучения.
По требованиям ФГОС основного общего образования, деятельность учащихся со средствами знаково–символической наглядности является неотъемлемым компонентом любого урока. В разделе «Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования» ФГОС говорится о развитии и формировании у учащихся умений работать с учебным текстом с применением терминологии и символики, овладении символьным языком, построении и анализе построенных моделей, развитии изобразительных умений и навыков, а также умений извлекать информацию, представленную в схемах, таблицах, диаграммах и графиках [1]. Из этого следует, что посредством знаково– символической наглядности учащиеся могут включаться в такую познавательную деятельность, которая в состоянии формировать у них диалектическое мышление, при этом они оказываются способными оценивать специфику, преимущества и достоинства эмпирических, теоретических и практических знаний. Все это способствует не только приобретению знаний, но и формированию потребности в учении, в деловом межличностном общении, развитию мыслительных способностей.
Объектом исследования является организация процесса обучения истории в 6 классах.
Предмет исследования – использование художественных картин на уроках истории.
Цель – изучить эффективность использования художественных картин на уроках истории; влияние их на доступность и качество получаемых знаний учащимися.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
– рассмотреть принцип наглядности, его сущность и функции в процессе обучения истории;
– проанализировать методику использования средств наглядного обучения на уроках истории
– привести примеры работы с картинами на уроках истории
В данной работе используются следующие методы:
- Дедуктивный, когда частные положения выводятся из общих.
- Анализ, при котором общее положение делится на составные части.
- Синтез, который заключается в проведении исследования в целом, на основе объединения связанных друг с другом элементов в единое целое.
Методологической базой исследования явились работы А.Я. Коменского, К.Д. Ушинского, Л.В. Алексеевой, М.А. Васильевой, Т.И. Власовой, Т.Г. Долгиной, Т.М. Зайковой, Л.М. Зельмановой, М.В. Коротковой, И.В. Крутовой, Н.В. Кузьминой, Т.Ю. Перегудовой, А.П. Усольцева и Т.Н. Шамало, Г.А. Фуртовой и др.
самого процесса познания. Процесс познания сводится к формированию образов на тех или иных ступенях познания, будь то наглядный образ на чувственной ступени познания или понятийный образ на рациональной ступени познания.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАГЛЯДНЫХ СРЕДСТВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
1.1Методика использования средств наглядного обучения на уроках истории
Современный урок истории должен соответствовать ряду требований:
- соответствие содержания урока уровню развития исторической науки и задачам воспитательной работы;
- четкость цели урока в неразрывном единстве образовательных, воспитательных и развивающих задач. Учитель мотивированно может уделить преимущественное внимание какому–то одному аспекту урока, исходя из особенностей его содержания, уровня знаний и умений класса, но при этом должны быть в той или иной степени реализованы и другие его аспекты;
- определение главного, существенного для каждого урока, с тем чтобы оно было понято и усвоено всеми учащимися класса. В настоящее время определение существенного для каждого отдельного урока является ключевой проблемой. Определение существенного требует от учителя установления ценности и значимости различных элементов материала учебной программы в целях развития личности в процессе обучения с учетом реальных условий в каждом классе;
- целесообразный выбор средств и методических приемов для каждой части урока;
- организация активной познавательной деятельности учащихся.
В настоящее время расширение информационного пространства – основная тенденция общественного развития, которая соответствует социальному заказу. Поэтому нужна постоянная модернизация и поиск более эффективных методов работы в образовании. Ведущая педагогическая идея заключается в создании оптимальных условий для формирования познавательных интересов обучающихся, которые формируются при помощи наглядных средств [44].
Аудиовизуальные средства обучения – новые технологии, которые приходят на смену традиционным средствам обучения в школе на современном этапе развития образования. Они позволяют организовывать урок таким образом, что неотъемлемой частью современной системы образования становится взаимодействие между субъектами процесса обучения. Вместе с тем, аудиовизуальные средства обучения позволяют разрабатывать и применять в обучении новые средства информационного взаимодействия между учащимся, учителем и средствами коммуникации. Сегодня формирование компетенций учащихся по предмету «история» нуждается в живом созерцании, так как изучение истории призвано воспитывать личность, способную и желающую участвовать в межкультурной коммуникации.
Учитель при планировании урока истории стремиться сделать его интересным, своеобразным и полным информации, кроме этого, он стремится избежать бессмысленной «механики» на уроке, через использование новых средства обучения. Примером могут выступить аудиовизуальные средства обучения [40] – видео и презентации в Microsoft Power Point. По нашему мнению, именно они пользуются наибольшей популярностью на практике и эффективны в формировании компетенций учащихся по истории.
Например, проведение уроков с использованием презентации в Microsoft Power Point [40], через которые мы визуализируем материал. При работе с презентацией учащиеся учатся культуре эстетического оформления и содержательной стороны, следуя примеру учителя. Тогда формируется их информационная компетенция. Кроме этого, качественно организованная работа учащихся значительно повышает их интерес к изучению истории и привносит соревновательный дух в работу.
Создавать компьютерные презентации с использованием преимуществ, которые дает современная техника, ученики могут самостоятельно. Например, при выполнении домашнего задания с помощью учебника, словаря, видеофрагментов по теме «Религия древних греков» можно демонстрировать это умение. Использование анимированных карт на уроке истории оставляет сильное впечатление и позволяет получить наибольший эффект. Например, при изучении темы в 5 классе «поэма Гомера «Одиссея»», можно показать путь Одиссея на анимированной карте, где ученики видят перед собой не «застывшую» картинку, а «ожившую» историю.
Еще одним эффективным инструментом для формирования таких компетенций как социально – политическая, коммуникативная и социокультурная являются документальные видеофрагменты [22]. Например, использование на уроках всеобщей истории фрагмента «Холодная война» позволяет обучающемуся оценить события «с другой стороны», обращая внимание на то, что фильм создан в Великобритании и отражает другие точки зрения на описываемые события.
Таким образом, использование аудиовизуальных средств на уроках истории дает явное преимущество яркого визуального ряда, когда можно выделением цветом, толщиной линии, высотой расположения элемента определить его значимость и в то же время это дает возможность учителю в необходимом темпе комментировать тему урока.
Методисты и психологи давно обратили внимание на то, что материал, изложенный только с помощью текста, усваивается с большими трудностями, чем тот же материал, но включающий в себя схемы, таблицы, рисунки и т.п. Поэтому использование условно–графических наглядных средств обучения необходимо для повышения эффективности учебного процесса. Этим и обуславливается актуальность темы.
Условно–графические наглядные средства обучения – это особый вид наглядных средств обучения, который выражает исторические явления на языке условных знаков. Функция условно–графических наглядных пособий заключается в том, чтобы служить опорою мысли, придать ей четкость и ясность.
Группа условно–графических наглядных пособий весьма обширна и разнообразна по содержанию [14]. В нее входят: исторические и контурные карты, схемы (генеалогические, хронологическая «лента времени», структурно–логическая и карта–схема), графики, таблицы, диаграммы (столбиковая, фигурная, круговая). Особое место занимают педагогический рисунок на доске и аппликации. Стоит подробнее остановиться на указанных формах условно–графической наглядности.
Исторические карты, служащие для локализации исторических событий в пространстве, создают представление о географической среде, в которой они развивались. Контурные карты, в свою очередь, являются видом исторических карт и служат для самостоятельной работы учащихся.
Учащиеся часто испытывают трудности с установлением причинно– следственных связей. При решении данной проблемы стоит применять на уроках истории схемы. Схемы помогают учащимся понять закономерность развития, т.к. отражают последовательность и взаимосвязи тех или иных явлений.
Наглядно представить информацию могут графики и диаграммы. Диаграммы показывают как количественные, так и качественные стороны изучаемых фактов. Если на диаграммах представлены однородные данные одновременного действия, то они легко сопоставляются и анализируются, устанавливается их последовательность. Разнородные сведения позволяют проследить динамику и тенденции развития. Графики, в отличие от диаграмм, демонстрируют цикличность исторических явлений и процессов, этапы их развития или протекания.