Введение.
Глава I. Теоретические основы применения проблемных методов обучения русскому языку.
1.1 Сущность понятия «проблемное обучение»: современные подходы.
1.2. Теоретические основы изучения междометий и подражательных слов.
Глава II. Методические аспекты проблемных методов обучения русскому языку в 5–6 классах.
2.1. Организация уроков русского языка по технологии проблемного обучения
2.2. Конспект урока на тему «Междометия, подражательные слова» в 5–6 классах
Заключение.
Библиографический список.
Задачей современной школы является формирование гармонически развитой личности. В современной педагогике исследуются вопросы общего развития детей в процессе обучения. Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности – наличие высокого уровня мыслительных способностей. Развивающим обучением, то есть ведущим к общему и специальному развитию можно считать только такое обучение, при котором учитель, опираясь на знания закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет целенаправленную работу по формированию мыслительных способностей своих учеников в процессе изучения ими основ наук. Такое обучение и является проблемным.
Проблемное обучение широко используется в процессе обучения русскому языку. Многие темы, которые преподаются в средней школе, на уроках русского языка, могут быть успешно раскрыты в контексте проблемного обучения. Одной из таких тем является тема «Междометия, подражательные слова» в 5–6 классах. Междометия и подражательные слова современные языковеды считают особыми типами языковых знаков. Эти знаки базируются на прямом отражении звуков окружающего мира с помощью фонематических средств языка и тем самым связаны с физической способностью к звуковому восприятию. Междометие, являясь вербальным средством выражения «внутреннего мира» человека, представляет собой языковую универсалию и представлено во всех языках мира. Подражательные слова – это часть речи, обозначающая звуки, издаваемые человеком, другими живыми существами, музыкальными инструментами или выражающая представления о разнообразных явлениях, движениях, состояниях и т.д. Подражательные слова обладают экспрессивностью, употребляются преимущественно в устной речи, широко представлены в языке художественной литературы. Отдельно следует отметить отличие звукоподражательных слов от междометий. Несмотря на внешнюю схожесть, это не одно и то же: первые передают звук, вторые – эмоции. Тем не менее, изучая междометия и звукоподражания, исследователь часто испытывает сомнения. До сих пор возникают споры о том, находятся ли вообще междометия и звукоподражания в рамках лингвистики. Число слов, которые могут функционировать как междометия, постоянно растёт ввиду необходимости выражения всё новых оттенков эмоций человека, что, в частности, обусловливает актуальность выбранной темы.
Целью данной работы является исследование теоретических и практических аспектов использования проблемных методов обучения в методике изучения русского языка в процессе изучения темы «Междометия, подражательные слова» в 5–6 классах. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить современные понятия к сущности понятия «проблемное обучение»;
- рассмотреть теоретические основы изучения междометий и подражательных слов;
- изучить организацию уроков русского языка по технологии проблемного обучения;
- Атласова В.И. Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы как условие обеспечения современного качества образования // Вестник науки и образования. 2020. №5–1 (83). С. 61–
- Безъязыкова Н.В. Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы // Образование и воспитание. 2020. № 1. С. 17–19.
- Белова Н.А., Кашкарева Е.А. Алгоритм создания межпредметной задачной ситуации на интегрированных уроках русского языка в средней школе // Проблемы современного образования. 2020. №6. С. 177–
- Богданова Е.С. Актуальные проблемы профессионального педагогического и технологического образования в условиях реализации ФГОС: Материалы III Международной научно–практической конференции / Под редакцией С.Ю. Папировской, О.В. Белоконь, М.В. Едренкиной, Ю.М. Ивановой. – М.: НИУ ВШЭ, 2019. – С. 65–72.
- Бурхонова Г.Г., Акрамова Н.М. Повышение профессиональной компетенции современного преподавателя // Проблемы науки. № 11–2. (144). 2019. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n7povyshenie–professionalnoy–kompetentsii–sovremennogo–prepodavatelya/ (дата обращения: 28.02.2022).
- Власова Т.А. Проблемный метод обучения на уроках русского языка и литературы [Электронный ресурс]. URL: https://www.prodlenka.org/stati–obr/blog–uchitelja/5306–statya–problemnii–metod–obycheniya–na–yrokah–rysskogo–yazika–i–literatyri (дата обращения 05.03.2022).
- Гац И. Ю. Методика преподавания русского языка в задачах и упражнениях: учебное пособие. М.: ИНФРА–М, 2022. 260 с.
- Горошко Н.П. Проблемное обучение на уроках русского языка [Электронный ресурс]. URL: https://urok.1sept.ru/articles/610788 (дата обращения 06.03.2022).
- Дроздова О. Е. Методика преподавания русского языка. Метапредметное обучение: учебник и практикум для вузов / О.Е. Дроздова. М.: Издательство Юрайт, 2022. 194 с.
- Загарских С.А. Дифференциация как средство развития познавательной активности обучающихся на уроках русского языка // Концепт. 2018. №6 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ differentsiatsiya–kak–sredstvo–razvitiya–poznavatelnoy–aktivnosti–obuchayuschihsya–na–urokah–russkogo–yazyka (дата обращения: 05.03.2022).
- Зиновьева Т. И. Методика обучения русскому языку. Практикум: учебное пособие. М.: Издательство Юрайт, 2022. 319 с.
- Информационно–методические письмо о преподавании русского языка в условиях введения и реализации ФГОС ООО [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения 28.02.2022).
- Лусканова Н.Г. Учебно–образовательный портал «Nsportal» [Электронный ресурс]: «Выявление уровня мотивации познавательного интереса» URL: https://nsportal.ru/nachalnaya–shkola/raznoe/2017/09/03/ otsenka–urovnya–shkolnoy–motivatsii–po–metodike–n–g–luskanovoy (дата обращения 01.03.2022).
- Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (в ред. от 11.12.2020) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – № 9.
- Серикбаева М.Ш. Методы обучения русскому языку и литературе // Scientific progress. 2021. №7. С. 384–386.
- Токарева И.Н. Формирование мотивации обучающихся к речевой деятельности на уроках // Молодой ученый. 2017. №15(2). С. 190–192.
- Федорова Е.Н. Профессиональная педагогическая деятельность в аспекте вызовов образования XXI века // История и педагогика естествознания. 2019. №2. С. 19–20.
- Шокирова М.Н. Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка // Вопросы науки и образования. 2020. №25 (109). С. 10–14.
- Юлдашева Т.А. Методы исследования в методике преподавания русского языка // Academic research in educational sciences. 2021. №2. С. 606–609.
- Яковлева Е.А. Проблемное обучение как инновационное направление в преподавании русского языка // Гуманитарный вестник. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemnoe–obuchenie–kak–innovatsionnoe –napravlenie–v–prepodavanii–russkogo–yazyka (дата обращения: 06.03.2022).