Введение
Глава 1. Метод проектов в учебном процессе.
1.1. История, типологические особенности проектного метода.
1.2. Характеристика метода проектов.
- 3. Преимущества проектного метода
Выводы.
Глава 2. Организация учебной деятельности на основе метода проектов.
2.1. Роль учителя в организации проектной деятельности.
2.2. Формирование устно-речевых умений на старшем этапе обучения
2.3. Методика реализации проекта
2. 4. Международные проекты
Выводы.
Заключение
Список использованной литературы
Метод обучения – это способ взаимодействия между преподавателями и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения [46]. В современной дидактике, разделе педагогике, которая занимается и изучает проблемы методов обучения, существует несколько видов методов обучения:
- Словесный метод (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, семинар и т. д.);
- Наглядный метод (плакаты, таблицы, зарисовки на доске, картины, кинофильмы, опыты и т. д.);
- Практический метод (упражнения, творческие работы, лабораторные работы, практическое занятие);
- Метод проблемного обучения (создание проблемных ситуаций, при которых студенты ищут способы их решений).
У каждого метода есть свои достоинства и недостатки. Однозначно, каждый из перечисленных методов является неотъемлемой частью учебного процесса. Мы посчитали проектный метод одним из эффективных, т. к. он затрагивает множество аспектов и направлен на решение ряда проблем: пассивность, боязнь применять свои языковые, речевые навыки, безынициативность, отсутствие мотивации и т. д.
Актуальность настоящей работы заключается в том, что активное внедрение в изучение ИЯ проектного метода значительно повышает самостоятельность, активность, заинтересованность, творческий подход учащегося. Это напрямую ведет к улучшению качества обучения. Использование проектной методики на уроках ИЯ не только учит запоминать и использовать знания, но и применять их для решения различных проблем и задач на практике.
Цель данной работы: проанализировать, сравнить и доказать эффективность проектного метода в повышении качества изучения ИЯ.
Для достижения данной цели следует решить следующие поставленные задачи:
- дать определение проектному методу (ПМ);
- сравнить ПМ с другими методами;
- рассмотреть виды, типы и варианты выполнения ПМ;
- показать возможность реализации ПМ в старших классах;
- теоретические основы формирования устно-речевых умений.
Объектом данной работы является учебный процесс по ИЯ в СОШ.
Предметом данной работы является проектный метод, как форма организации учебной деятельности по ИЯ.
Вышеизложенные цель и задачи обусловили структуру настоящей работы, которая состоит из введения, 2-х глав, заключения и списка литературы из 48 пунктов, в том числе 14 интернет-ресурсов.
В работе мы руководствовались следующими методами:
- реферирование;
- наблюдение;
- сбор материала;
- сравнение и сопоставление;
- анализ;
- педагогическое наблюдение.
Во введении раскрывается проблема, обосновывается актуальность темы, устанавливается цель работы и задачи, определяемые целью.
В первой главе рассматривается происхождение проектного метода, типологические особенности, даётся описание проектной методики, приводится классификация ПМ.
Во второй главе дается вариант разработки ПМ для его внедрения в учебный процесс в старших классах, рассматривается роль учителя в проектной деятельности, поэтапная подготовка к реализации проекта и пример международного телекоммуникационного проекта.
В заключении подводятся итоги проделанной работы и делаются соответствующие выводы.
Глава 1. Метод проектов в учебном процессе
1.1. История проектного метода
Проект – слово иноязычное и происходит от латинского «projectus». Уже его прямой перевод объясняет многое – «брошенный вперед» [19,с. 7]. «Метод проектов – способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы. Разработка должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом» [42]. Главное преимущество проектного метода заключается в том, что он позволяет исключить формальный характер изучения учащимися языка (по принципу «Надо знать») и активирует их взаимодействие для достижения практического результата обучения языку. Каждый ученик, даже самый слабый в языковом отношении и менее активный в психологическом плане, получает право на самореализацию [29].
Проектная методика возникла ещё в конце 19 – начале 20 вв., «…когда умы педагогов, филологов были направлены на то, чтобы найти способы, пути развития активного самостоятельного мышления ребенка…» [17, с. 3-4]. Так, например, идея Дж. Дьюи заключалась в том, чтобы вовлечь каждого обучаемого в активный познавательный, творческий процесс при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Метод проектов привлёк внимание русских педагогов ещё в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектный метод в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти, эти идеи стали довольно широко, но недостаточно продуманно и последовательно внедряться в школу, и постановлением ЦК ВКП(б) в 1931 году метод проектов был признан несостоятельным. С тех пор в России больше не предпринималось никаких серьёзных попыток возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался (в США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах). Лишь в последние годы МП получил заслуженное применение в школьном образовании.
Традиционно методисты выделяют следующие типологические признаки проектной методики [20, с. 71]: 1. По доминирующей деятельности учащихся могут быть предметно-ориентированные проекты, нацеленные на социальные интересы самих участников; исследовательские, творческие, информационные, ролево-игровые, в которых используются роли литературных или исторических персонажей, а также выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения. 2. По предметно-содержательной области выделяют два типа проектов: межпредметные и монопроекты. 3. По характеру контактов проекты могут быть: внутриклассными, внутришкольными, региональными (в пределах одной страны) и международными. Последние два типа проектов являются телекоммуникационными, причём со скрытой координацией, поскольку требуют задействования средств современных компьютерных технологий, а координатор выступает как полноправный участник проекта. 4. По продолжительности – это минипроекты, краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные. 5. По количеству участников проекты могут быть персональными или групповыми. И персональные, и групповые проекты имеют свои плюсы. Групповые проекты имеют значительные преимущества, поскольку в ходе их выполнения формируются в первую очередь навыки сотрудничества. Так, каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, активно включается в работу на определенном этапе и вносит в коллективную проектную деятельность что-то своё (индивидуальное), отчего проект становится более разносторонним. 1.2. Характеристика методов проекта
Метод проектов предполагает использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, четко ориентированных на реальный практический результат, значимый для каждого ученика, участвовавшего в разработке проекта, а также разработку проблемы с учетом различных факторов и условий ее решения и реализации результатов.
В отечественной методике выделяется следующая типология проектов. Е.С. Полат предлагает различать следующие проекты [21]:
- Исследовательские проекты, которые характеризуются хорошо продуманной структурой, обозначением целей, обоснованной актуальностью предмета исследования для всех участников. Они имеют структуру, приближенную к подлинно научному исследованию или полностью совпадающую с ним. Подобные проекты, естественно, должны соответствовать уровню языковой подготовки школьников определенного этапа обучения.
- Творческие проекты, предполагающие соответствующее оформление результатов. Оформление результатов требует четко продуманной структуры, например, в виде видеофильма, репортажа, дизайна определенной рубрики, альбома и т.д.
- Ролево-игровые проекты, в которых структура намечается, но остается открытой до окончания проекта. Участники такого проекта принимают на себя определенные роли, которые обусловлены характером и содержанием проекта. Роли могут быть самые разнообразные: от литературных и сказочных персонажей до деловых людей нашего времени. Степень творчества в подобных проектах достаточно высокая, но основным видом деятельности все-таки является ролево-игровая.
- Информационные проекты, которые направлены на сбор информации о каком-либо событии или явлении. Участники проекта собирают эту информацию с целью ознакомления с ней широкой аудитории. Выполнение такого проекта можно сравнить с выполнением исследовательского: требуется хорошо продуманная структура, постоянная корректировка по ходу работы. Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их отдельной частью, модулем.
- Практико-ориентированные проекты имеют четко обозначенный результат деятельности участников, который обязательно ориентирован на социальные интересы всех участников проекта. Например, это может быть какой-то законопроект, конвенция по правам тинейджеров, свод законов о поощрениях и наказаниях в данной школе, проект здания новой школы с зимним садом и т.д.
Такой проект требует определенного сценария с четко распределенными обязанностями всех членов группы. Работа должна выполняться поэтапно по заранее разработанному плану. После каждого этапа необходимо проводить обсуждение, целью которого является оценка проделанной работы. Если в работе появляются сбои, их необходимо устранять общими усилиями.
Е.С. Полат выделяет [21]:
1) Монопроекты. Обычно они проводятся в рамках одного предмета, и темы выбираются наиболее сложные для усвоения. Например, при изучении иностранного языка наиболее сложными являются темы страноведческого, социального или исторического характера. Конечно, работа над проектом на подобную тематику будет предусматривать привлечение знаний и из других областей. Учитель должен знать, какие знания, умения и навыки приобретут учащиеся в результате выполнения этого проекта, наметить поурочный план работы над проектом: логику выполнения проекта, роли в группе, форму презентации. Хотя стоит и оговориться, что форму презентации учащиеся могут выбрать и сами. Часто времени на уроке недостаточно для работы над проектом, поэтому его выполнение можно перенести частично на внеурочное время.
2) Межпредметные проекты. Эти проекты сложно выполнять во время урока, они, как правило, выполняются во внеурочное время. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, но могут быть и объемные, продолжительные, входящие во внутришкольный план. Например, проекты на тему «Борьба с подростковой преступностью в нашем обществе» или «История и современность нашей страны» и т.д. Такие проекты являются достаточно объемными, над ними работают несколько творческих групп, чья работа должна быть достаточно слаженной, хорошо продуманной. При выполнении таких проектов необходим промежуточный контроль результатов.
По характеру координации выделяются проекты с открытой явной координацией (здесь координатор направляет работу участников проекта, помогая и организуя в случае необходимости отдельные этапы проекта) и со скрытой координацией (здесь координатор выступает как полноправный участник проекта). Примером последних могут служить известные телекоммуникационные проекты, организованные и проведенные в Кэмбриджском университете Великобритании. В такие проекты внедряется профессионал, который направляет работу по нужному руслу. Например, в группе разработчиков проекта по правовым вопросам, над которым работают учащиеся профильных правоведческих классов, может в роли скрытого координатора выступать молодой юрист, который под видом одного из деловых партнеров подскажет наиболее эффективные решения конкретных уголовных или гражданских дел.
Основные требования к использованию метода проектов [40]:
1.Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, пр.).
- Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий, пр.);
- Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
- Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
- Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
- определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");
- выдвижение гипотез их решения;
- обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);
- обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.).
- сбор, систематизация и анализ полученных данных;
- подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
- выводы, выдвижение новых проблем исследования.
- метод проектов как педагогическая технология включает в себя:
Захаров А. Г. дает следующую классификацию исследовательских проектов: