Курсовая работа|Конфликтология

Курсовая Методическое обеспечение предупреждения и разрешения конфликтов в ДОУ

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2019 | Страниц: 39

Введение

  1. Глава 1. Теоретические основы возникновения конфликта в дошкольной организации

1.1    Конфликт как социальный феномен: понятие, структура и классификация конфликтов 

1.2    Управление конфликтами в образовательной организации:

предупреждение, регулирование и разрешение

Выводы по главе

  1. Глава 2 Методическое обеспечение предупреждения и разрешения конфликтов в ДОУ 

2.1    Методика для разрешения конфликта в ДОУ

2.2    Методическая разработка по предупреждению конфликта в ДОУ для педагогов

Выводы по главе

Заключение

Список используемых источников

Актуальность исследования определяется интенсивными преобразованиями социальной сферы в целом и системы образования в частности. Нарастающая напряженность труда влечет за собой повышение числа социальных инцидентов в образовательных организациях между всеми субъектами образовательных отношений. При возникновении конфликтных ситуаций основная нагрузка по их урегулированию приходится на педагогов, с их стороны ожидается принципиальная позиция, этичное отношение к окружающим, педагогический такт, конструктивное поведение, самоотдача, что соотносится с высоким уровнем владения педагогической культурой.

При этом согласно исследованиям Л. Захарчук, наиболее характерными для системы образования являются межличностные конфликты, возникающие по поводу достижения целей профессиональной деятельности и при нарушении взаимосвязей ролевого характера. В отношении педагогической профессии в тарифно квалификационном справочнике профессий и профессиональном стандарте педагога нет прямого указания на владение педагогами конфликтологической компетентностью,

однако очевидно, что педагогическая деятельность, обеспечивающая обучение, воспитание и развитие личности подрастающего поколения будет успешной лишь в

том случае, если педагог способен успешно предупреждать, разрешать и управлять конфликтами, участником которых он становится. Особое значение приобретает конфликтологическая компетентность для педагогов дошкольного образования, которые согласно Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования должны обладать основными компетенциями, важными для создания условия развития детей, в том числе уметь организовывать взаимодействие и общение детей в различных ситуациях. В настоящее время проблема управления инцидентами проработана достаточно обширно на теоретическом уровне.

Объект исследования: конфликты в дошкольной образовательной организации.

Предмет исследования: цикл занятий по обучению педагогов дошкольной образовательной организации конструктивному поведению в конфликте.

Цель работы: теоретически обосновать и разработать цикл занятий для педагогов дошкольной образовательной организации по обучению их конструктивному поведению в конфликте.

Исходя из цели работы, были поставлены следующие задачи:

– изучить понятие конфликт в психолого-педагогической литературе;

– выявить и охарактеризовать основные механизмы управления

социально-психологическими конфликтами в образовательной организации.

Гипотеза: управление конфликтами в ДОУ будут успешными, если:

будет разработана методика для разрешения конфликта в ДОУ;

 Методическая разработка по предупреждению конфликта в ДОУ для педагогов.

Исходя из вышеизложенного, мы определили объект, предмет и цель исследования.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

 1.1 Конфликт как социальный феномен: понятие, структура и классификация, динамика конфликтов

 Под конфликтом понимают противостояние двух и более оппонентов, имеющих разные точки зрения на какую-то ситуацию. Конфликт с латыни — столкновение. Понятие конфликта в психологии подразумевает столкновение интересов, разногласие во мнениях, противостояние в достижении целей. Вся жизнь человека проходит в решении этих споров. Психология конфликта подтверждает, что разногласия между людьми происходят постоянно и являются неотъемлемой частью их существования. Конфликт — это противопоставление желаний, успешное разрешение напряжённой ситуации принесёт пользу конфликтующим сторонам, в психологии спора нужно чувствовать грань, на которой выяснение отношений происходит в созидательном ключе.

В зависимости от оснований вступления в конфликт они делятся на: односторонний конфликт — это когда второй субъект не реагирует, становится пассивным в отношении оснований первого субъекта и сложный, в этом случае второй субъект переходит на активные действия. Его причины подобны причинам первого субъекта (однородный конфликт) и основания обоих субъектов могут относиться к разным группам (сложный). Многослойный конфликт, когда второй участник конфликта, став на защиту интересов, связывает действия первого участника не ситуацией, а личными свойствами. Тогда у него включились основания психологической непереносимости. По характеру они бывают: внутренними и выражаются в столкновении интересов общества в целом (между руководителем и подчиненным, супругом и супругой в семье), внутри группы. Могут быть внешними. Они возникают между двумя и несколькими относительно самостоятельными социальными системами. Те и другие воздействуют друг на друга.

Очень распространен межличностный конфликт. «Чаще это соперничество руководителя за ограниченные ресурсы, рабочую силу, финансы. Каждый считает, что если ресурсы ограничены, то он должен убедить вышестоящее руководство распределить их именно ему, а не другому руководителю. Он может проявляться в столкновении людей с разным характером, несовместимыми темпераментами, просто не в состоянии ладить друг с другом». Данные конфликты, пребывая отображением хода социализации, являются средством самоутверждения личности, развития конструктивной позиции во взаимоотношениях с окружающими, их можно определить как конфликты становления, самоутверждения, социализации. Это взаимодействие людей, где преследуются несовместимые цели, где соблюдают одни ценности и нормы, реализуя взаимоотношения друг с другом позитивно, или в острой определенной борьбе. Цель достигнута лишь одной из конфликтующих сторон.

Межличностный конфликт завязывается, когда одна сторона действует, пытаясь ущемить интересы иной стороны, когда другая сторона отвечает тем же, то конфликт развивается как неконструктивный или конструктивный. Он инициирует тревогу и недоверие, накладывая в коллективе отпечаток на внутреннюю жизнь и психическое состояние конкретного человека. Возможно, представить три класса условий возникновения конфликтов:

– социально-экономические, представляющие в современном обществе

порождение и проявление объективно существующих социально-

экономических противоречий;

– социально-психологические - инциденты из-за разных потребностей,

мотивов, целей деятельности и поведения людей;

– «социально-демографические - инциденты из-за несходства в установках,

мотивах поведения, целях и стремлениях людей, обусловленных их полом, возрастом,

принадлежностью к разным национальным образованиям»

Основными элементами конфликтного взаимодействия являются:

1) объект конфликта,

2) участники конфликта,

3) социальная среда, условия конфликта,

4) субъективное восприятие конфликта и его личностные элементы.

1 - Объект конфликта. Всякий конфликт имеет свою причину, возникает по поводу необходимости удовлетворения какой-либо потребности. Та ценность, которая способна удовлетворить эту потребность и из-за овладения которой возникает конфликт, и является его объектом. В качестве объекта конфликта могут выступать материальные, социальные и духовные ценности.

2 - Участниками конфликта могут быть отдельные индивиды, социальные группы, организации, государства, коалиции государств. Главными участниками конфликта являются противодействующие стороны или противники. Они образуют стержень конфликта. При выходе из противоборства хотя бы одной из главных сторон конфликт прекращается. В зависимости от характера этих сторон конфликты могут быть подразделены на 3 основных типа (см. классификация конфликтов)

Кроме главных сторон конфликта могут быть и Другие его участники, которые играют в нем второстепенные роли. Эти роли могут быть как существенными, так и малозначимыми, вплоть до ролей так называемых «людей из толпы».

Роли участников конфликта неодинаковы. Они различаются как с социологической, так и с психологической точек зрения.

С социологической точки зрения они могут существенно различаться по своей социальной значимости, силе, влиянию, что особенно ярко обнаруживается при столкновении отдельной личности с государством. Конечно, в конфликте такого рода силы участников далеко неравны, о чем свидетельствуют трагические судьбы «инакомыслящих», активно выступавших против Советского государства.

 По своей социальной значимости роли участников конфликта располагаются в следующем порядке:

 1) отдельные индивиды, выступающие от собственного имени,

2) далее следуют коллективы,

3) социальные слои,

 4) государство.

Однако значимость, влияние участников конфликта не всегда соответствуют указанной последовательности. Как свидетельствует история, роль отдельных личностей не только в жизни отдельных организаций и групп, но и в судьбах целых народов и государств может быть очень велика.

Неодинакова роль отдельных участников конфликта и с психологической точки зрения; в этом отношении она может быть возвышенной, даже героической, а может быть и низменной, неприглядной. Каждый участник может руководствоваться в ходе развития противоборства своими мотивами, целями, интересами, ценностями и установками.

Как социальная значимость участников, так и их цели, установки проявляются особенно четко лишь тогда, когда конфликт достигает высокой степени развития. Именно в это время наступает «момент истины» в развитии конфликта, выясняется, кто есть кто среди его участников.

3 - Но кроме участников конфликта, совокупность которых составляет как бы его микросреду, важную, а иногда и решающую роль в его развитии играет и макросреда, те конкретно-исторические социально-психологические условия, в которых он развертывается. Понятием социальной среды определяется та почва, на которой возникает и развивается конфликт. В это понятие включается не только ближайшее, но и дальнее, более широкое окружение конфликтующих сторон, те большие социальные группы, к которым они принадлежат, национальные или классовые, а также общество в целом.

4 - Характер конфликта зависит не только от объективных условий в данной стране, большой или малой группе, но и от субъективного восприятия или образа конфликта, который создается у действующих в данной конфликтной ситуации лиц или групп. Этот образ или восприятия не обязательно соответствуют истинному положению дел, действительной ситуации. Эти образы, восприятия людей могут быть трех видов:

1) представления о самих себе,

2) восприятие других участников конфликта,

3) образы внешней среды, большой и малой, в которой развертывается конфликт.

Именно эти образы, идеальные картины конфликтной ситуации, а не сама объективная реальность являются непосредственной основой поведения конфликтантов.

Конечно, в целом эти образы и картины порождаются объективной реальностью. Однако, как заметил еще Иммануил Кант, наше познание отражает не только объективную природу, но включает в себя в качестве своей неотъемлемой составной части и нашу собственную человеческую природу. Поэтому отношения между нашими образами, представлениями и реальностью очень сложны и не только никогда ей полностью не соответствуют, но и могут с ней весьма серьезно расходиться, что служит еще одним из источников конфликтов.

При этом следует иметь в виду, что каковы бы ни были наши образы, восприятия, представления о конфликтной ситуации, конфликт все же не начнется пока они не реализуются в соответствующих обоюдных действиях. Объективные и субъективные причины конфликта, возникающие как на его ближних, так и на дальних подступах, а также состав участников определяют и набор возможных способов действий, поведения сторон. Поскольку каждое действие одного из участников конфликта вызывает соответствующее противодействие, они влияют друг на друга, взаимодействуют.

Определение временных, пространственных и системных границ инцидента является главной предпосылкой эффективного регулирования, предотвращения его деструктивного результата.

Вызревание причин, формирование состава участников конфликта, их взаимодействие и тот или иной исход инцидента требуют времени. следовательно каждый реальный конфликт представляет собой не единовременный акт, а процесс, зачастую весьма длительный. В связи с этим анализ инцидента подразумевает не только рассмотрение его структуры, статики, но и исследование динамики, стадий и этапов его развития.

Структура конфликта состоит из нескольких составляющих:

конфликтная ситуация, под которой подразумевается объективное содержание конфликта, которое фиксирует начало реального противоречия в интересах сторон;

объект конфликта, который является реальным или идеальным предметом, являющимся причиной спора; стороны конфликта или участники.

Каждая сторона, участвующая в конфликте, имеет ряд нюансов:

внешняя позиция в конфликте, которая предстает в качестве открыто предъявляемой мотивировки;

внутренняя позиция, которая скрывается не только от оппонентов, но в большинстве случаев о ней не знают и сами участники конфликта

  1. Аралова М.А. Формирование коллектива ДОУ. Психологическое сопровождение. ООО “ТЦ Сфера”, 2005.
  2. Банщикова Т.Н и др. Профессиональная деятельность психолога в работе с педагогическим коллективом. Книголюб. М., 2004.
  3. Газета “Школьный психолог”. № 15\2000.
  4. Микляева Н.В. и Ю.В. Работа педагога-психолога в ДОУ. Методическое пособие. Айрис - пресс. М., 2005.
  5. Шапарь В.Б. и др. Практическая психология. Инструментарий. - Ростов н\Д: изд-во “Феникс”, 2002.
  6. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. Изд-во “Феникс”, 2003.
  7. Божович Л. И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна — М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. — 380 с.
  8. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. — М.: Академия, 2000. — 280 с. Микляева Н. В.,
  9. Микляева Ю. В. Работа педагога-психолога в ДОУ: Методическое пособие. — М.: Айрис-пресс, 2005. — 384 с.
  10. Рояк А. А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. — М.: Педагогика, 1988. — 130 с.
  11. Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. — М.: Владос, 2003. — 160 12. Зедгенидзе В. Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников. — М.: Айрис-пресс, 2006. — 112 с.
  12. Платонов К.К., Казаков В.Г Социально-психологический климат коллектива М.: ГроссМедиа, 2014 – 160 с.
  13. Пономаренко В.В. Управление конфликтами. – М.: АСТ, 2012 – 382 с.
  14. Репина Т. А. Анализ теорий полоролевой социализации в современной западной психологии // Вопросы психологии /. – 2007 – №2. – с. 158-166.
  15. Романчик Н.В. Конфликтология. – М.: РИВШ, 2013 – 84 с.
  16. Рояк А. А. Психологический конфликт и особенности индивидуального

развития личности ребенка. – М. Владос, 2013 – 120 с.

  1. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. – М.: АСТ, 2012 –240с.
  2. Светлов В.А. Управление конфликтом. Новые технологии принятия

решений в конфликтных ситуациях. - М.: Росток, 2013 – 253 с.

  1. Скотт Дж. Г. Способы разрешения конфликтов. - Киев: Верзинин, ЛПД, 1991 – 241 с.
  2. Социальная конфликтология: учеб. пособие для вузов / Н.П. Дедов [и др.].

– М.: Academia, 2012 – 332 с.

  1. Суименко Е.И. Внутрифирменные конфликты – предприятия // Управление персоналом. – 2015 – № 9 – С. 44-48.
  2. Сухов А. Н. Социальная психология. – М.: Academia, 2015 – 240 с.
  3. Хохлов А. С. Конфликтология. История. Теория. Практика: учебное

пособие. – Самара: СФ ГБОУ ВПО МГПУ, 2014 – 312 с.

  1. Чернышев В.Н., Двинин А.П. Человек и персонал в управлении. - СПб:

Энергоатомиздат, 2011 – 398 с.

  1. Шварц Г. Управление конфликтными ситуациями: Диагностика, анализ и

разрешение конфликтов. – М.: Вернера Регена, 2012 – 296 с.

  1. Шевчук Д.А. Конфликты: как ими управлять. – М.: ГроссМедиа, 2014 –

230 с.

  1. Аралова М.А. Формирование коллектива ДОУ. Психологическое сопровождение. ООО “ТЦ Сфера”, 2005.
  2. Микляева Н.В. и Ю.В. Работа педагога-психолога в ДОУ. Методическое пособие. Айрис - пресс. М., 2005.
  3. Озерина Н.П., Савельева Е.Ю. «Технология менеджмента конфликтов», журнал «Управление ДОУ», №5, 2008г.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Конфликтология
2017 год 49 стр.
Курсовая Управление конфликтами в организации
Svetlana
Курсовая работа Конфликтология
2017 год 66 стр.
Курсовая Управление конфликтами на примере организации
Telesammit
Курсовая работа Конфликтология
2013 год 54 стр.
Курсовая Механизм урегулирования конфликта
Svetlana

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское