ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПУНКТУАЦИОННЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.
1.1. Общее понятие о знаках препинания.
1.2. Лингвистические основы формирования пунктуационных умений младших школьников.
Глава 2 Методы и этапы изучения знаков препинания в начальной школе.
2.1 Основные методы изучения пунктации.
2.2. Этапы формирования пунктуационных умений младших школьников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Программа обучения русскому языку в начальной школе предусматривает огромную работу над формированием грамотного письма учеников, над их связной речью, чего нельзя сказать о знаках препинания. Внимание обучающихся начальной школы практически не акцентируется на данном разделе русского языка, хотя его значение очень велико:
- во-первых, младшим школьникам приходится постоянно иметь дело со знаками препинания как в процессе чтения книг, так и при оформлении письменных работ;
- во-вторых, велико значение знаков препинания при формировании навыка выразительного чтения младших школьников;
- в-третьих, умение грамотно расставлять знаки препинания облегчает письменное общение.
Умение грамотно расставлять знаки препинания в предложении и тексте называется пунктуационным умением. Основными условиями формирования пунктуационных умений младших школьников являются систематическая работа над совершенствованием навыка выразительного чтения, усвоение синтаксических знаний, связанных с предложением и текстом, систематическая работа по исправлению грамматических и пунктуационных ошибок, объяснение смысловой роли знаков препинания. С целью формирования пунктуационных умений младших школьников ведется планомерная, целенаправленная и систематическая работа, включающая в себя традиционные упражнения, направленные на закрепление пунктуационных знаний, связанных с предложением и текстом и другие, а также современные методы обучения.
Актуальность темы исследования заключается в том, что формирование пунктуационных умений младших школьников является одной из ведущих задач обучения русскому языку в начальной школе. Формирование пунктуационных умений младших школьников не может происходить стихийно, должна проводиться система работы, опирающаяся на специальные принципы, включающая эффективные методы, приемы и упражнения.
Проблема исследования заключается в необходимости разработки эффективной системы работы по формированию пунктуационных умений младших школьников на уроках русского языка.
Цель: изучение методы изучения знаков препинания в начальных классах.
Объект: пунктуационные умения младших школьников.
Предмет: формирование знаний о знаках препинания у младших школьников.
Для достижения цели исследования необходимо решение следующих задач:
– раскрыть общее понятие о знаках препинания;
– изучить лингвистические основы формирования пунктуационных умений младших школьников;
– рассмотреть методы изучения знаков препинания в начальных классах младших школьников;
Используемые методы исследования:
- на теоретическом уровне: метод анализа, синтеза, обобщения, конкретизации, систематизации, изучение психолого-педагогической научной и методической литературы;
- на эмпирическом уровне: эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), анализ продуктов деятельности обучающихся, анкетирование учителей начальных классов, качественная и количественная обработка результатов исследования.
Методологическая основа исследования. Изучением данной проблемы занимались М.Р. Львов, А.И. Кобызев, Г.В. Репкина, М.Н. Скаткин, О.А. Иванова, Н.С. Валгина, Т.В. Алексеева, и другие ученые и методисты.