Курсовая работа|Педагогика

Курсовая Особенности развития творческой личности через систему досуга

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2019 | Страниц: 38

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ. ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ.

  • Педагогические теории о развитии творческих способностей младших школьников

Формы и методы развития творческих способностей в

  • процессе внеклассной деятельности

ГЛАВА 2. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО УЧАЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1. Организация досуговой деятельности школьников как средство развития творческой личности

2.2. Организация досуговой деятельности школьников как средство развития творческой личности

2.3 Основные направления и формы развития детского творчества в учреждениях дополнительного образования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список используемой литературы

Личностное развитие человека происходит на протяжении всей жизни. Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. Все определения личности, так или иначе, обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами, способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль.

Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность-это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта. Очевидно, что это крайние точки зрения процесса формирования личности.

Несмотря на многочисленные различия, существующие между ними, почти все психологические теории личности едины в одном: личностью, человек не рождается, а становиться в процессе своей жизни. Это фактически означает признание того, что личностные качества и свойства человека приобретаются не генетическим путем, а вследствие научения, то есть они формируются и развиваются.

Формирование личности - это, как правило, начальный этап становление личностных свойств человека. Личностный рост обусловлен множеством внешних и внутренних факторов. К внешним относятся: предпочтения индивидуума к определенной культуре, социально-экономическому классу и уникальной для каждого семейной среде. С другой стороны, внутренние детерминанты включают генетические, биологические и физические факторы.

Целью курсовой работы является рассмотрение особенностей развития творческой личности через систему досуга.

Объектом курсовой работы является личность школьника.

Предметом курсовой работы является процесс формирования творческой личности через систему досуговой деятельности.

Задачами курсовой работы являются:

рассмотреть теоретические основы обучения и развития в школьном возрасте;

изучить различные факторы формирования и развития личности;

раскрыть проблему развития творческих способностей через систему досуга;

проанализировать основные направления и формы развития детского творчества в учреждениях дополнительного образования.

При написании курсовой работы были использованы следующие методы: анализ понятийного аппарата, психолого - педагогический анализ литературы по проблеме.

 

ГЛАВА 1. ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ. ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ.

  • Педагогические теории о развитии творческих способностей младших школьников

Ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь. Это значит: воспитание и обучение включают в себя сам процесс развития ребенка, а не надстраиваются над ним. Задача воспитания и обучения не в том, чтобы приспосабливать педагогический процесс к будто бы независимой от него природе ребенка, а в том, чтобы формировать развитие.

Педагогический процесс как деятельность учителя-воспитателя формирует развивающуюся личность ребенка в меру того, как учитель руководит деятельностью ребенка, а не подменяет ее. Всякая попытка учителя-воспитателя «привнести» в ребенка познание и нравственные нормы, минуя собственную деятельность ребенка по овладению ими, подрывает основы здорового умственного и нравственного развития ребенка.

Формирующиеся в ходе развития личностные свойства ребенка, его способности и характерологические особенности являются не только предпосылкой, но и результатом его деятельности; их развитие в ходе ее не только проявляется, но и совершается.

Традиционно принято выделять несколько подходов к решению проблемы соотношения обучения и развития.

  1. Обучение и развитие являются независимыми процессами. Обучение - чисто внешний процесс, который не может активно влиять на психическое развитие ребенка. Прежде чем появится возможность чему-то научить ребенка, должны созреть определенные функции. Развитие предшествует обучению, следовательно, обучение просто надстраивается над развитием, и здесь снимается всякий вопрос о коррекции дефективного развития, активности ребенка.
  2. Обучение и развитие - это одно и то же. Развитие равно обучению. Ребенок приобретает индивидуальный опыт. В этом случае он полностью зависит от той культурной среды, в которой растет, и его можно научить всему, что необходимо взрослому. По мнению У. Джемса и Э. Торндайка, развитие и обучение - не совпадающие по времени процессы. Ребенок провозглашается пассивным существом, личностно не включенным в процесс обучения. Он не субъект, а объект обучения.
  3. Обучение идет впереди развития и ведет его за собой. Развитие и обучение - не совпадающие по времени процессы, между ними существует сложная, меняющаяся в течение жизни взаимосвязь. Этот подход характерен для культурно - исторической теории развития Л. С. Выготского. Здесь обучение понимается более широко: как общение, как сотрудничество ребенка и взрослого, в ходе которого взрослый помогает открыть ребенку предметы и способы их употребления. Обучение - движущая сила развития, побуждает к развитию те процессы, которые без него невозможны. Основная роль обучения - создание возможности овладения собственным поведением. [1,с.12]

Решая проблему взаимосвязи обучения и развития, Л. С. Выготский выделяет два уровня развития ребенка: один проявляется в его самостоятельной деятельности (актуальный уровень развития), другой - в сотрудничестве с другими людьми (зона ближайшего развития). Данная идея имеет принципиальное значение для понимания процесса организации обучения, диагностики индивидуального развития и успешности обучения. [2,с.125] Развитие человека - это процесс становления и формирования его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов. Развитие представляет собой процесс физического, умственного, нравственного роста человека и охватывает все количественные и качественные изменения врожденных и приобретенных свойств. Развитие человека как процесс физического, умственного и нравственного созревания, по существу, означает превращение ребенка, биологического индивида, обладающего задатками человека как представителя биологического рода, в человека как личность, члена человеческого общества. [4,с.76]

Формирование личности - процесс, который не заканчивается на определенном этапе человеческой жизни, а длится всегда. Не существует двух одинаковых трактовок «личность», потому что это многогранное понятие. Существует два кардинально разных профессиональных взгляда на явление человеческой личности. Согласно одному из них, на развитие личности влияют природные данные человека, которые являются врожденными. Второй же взгляд оценивает личность как социальное явление, то есть признает исключительно влияние на личность социальной среды, в которой она развивается. Из множества теорий личности, представленных разными психологами, можно четко выделить главную мысль: личность формируется на основе биологических данных человека и процесса обучения, получения жизненного опыта и осознания себя. Формироваться личность человека начинает уже в раннем детстве, а продолжается всю жизнь. Влияет на него рад факторов, как внутреннего, так и внешнего характера. Рассмотрим их более подробно. Внутренние факторы - это, в первую очередь, темперамент человека, который он получает генетически. К внешним факторам можно отнести и воспитание, и окружающую среду, и социальный уровень человека, и даже время, век в котором он живет.

Развитие человека не может быть сведено лишь к количественному изменению унаследованных и заложенных в нем от рождения признаков.

Развитие - это, прежде всего качественные изменения в организме и психике человека. Эти изменения происходят в условиях определенной домашней и социальной среды, воздействия окружающих его людей. [8,с.94]

В процессе развития человек вовлекается в различные виды деятельности, проявляя внутренне присущую ему активность в игре, труде, учении. Эта деятельность обогащает его жизненный опыт, сталкивает с различными людьми, общение с которыми также способствует его развитию, приобретению опыта социальных контактов. Движущими силами развития человека являются противоречия между возникающими под влиянием объективных факторов потребностями человека, начиная от простых физических, материальных потребностей и кончая высшими духовными, и средствами, и возможностями их удовлетворения. Эти потребности создают мотивы того или иного вида деятельности, направленной на их удовлетворение, побуждают к общению с людьми, к поиску средств и источников своих потребностей. В процессе развития человека и установления многочисленных контактов происходит формирование его личности, отражающей социальную сторону его развития, его общественную сущность.

В. В. Зеньковский предлагал следующую схему факторов развития личности:

  1. Наследственность:

а) физические (таланты, нравственный потенциал родителей, психофизиологические способности);

б) социальная;

в) духовная.

2.Среда:

а) социальная наследственность (традиции);

б) социальная среда (круг общения);

в) географическая (среда).

  1. Воспитание:

а) социальное;

б) активность (самовоспитание).

Рассмотрим более подробно две стороны формирования личности - биологическую и социальную.

Самое первое, что влияет на формирование личности - это генетический материал, который человек получает от родителей. Гены содержат информацию о той программе, которая была заложена в предках двух родов - материнском и родительском. То есть, новорожденный человек - это продолжатель двух родов. Но здесь следует внести ясность: человек не получает от предков черты характера, одаренность. Он получает основу для развития, которую уже и должен использовать. Так, например, от роду личность может получить задатки певца и холерический темперамент. Но то, сможет ли человек быть хорошим вокалистом и контролировать вспыльчивость своего темперамента зависит от его непосредственного воспитания, мировоззрения.

Следует так же отметить, что на личность влияет культура, социальный опыт предыдущих поколений, которые никак не могут передаться с генами. Значительность биологического фактора формирования личности нельзя не учитывать. Именно благодаря ему люди, которые растут в одинаковых условиях, становятся разными и уникальными. Биологические факторы закладывают основу для развития личности, но социализация человека тоже играет не менее важную роль. Личность формируется последовательно и поэтапно, причем эти этапы имеют некую схожесть у всех нас. Воспитание, которое человек получает в детстве, влияет на восприятие им мира. Нельзя недооценивать и влияние на личность общества, частью которого она является. Существует термин, который указывает на присоединение человека к системе общества - социализация. Социализация - это вхождение в общество, поэтому она имеет рамки по длительности. Социализация останавливается, когда личность заканчивает формирование своего отношения к миру и осознает собственную роль в нем. Фактически, социализация личности продолжается всю жизнь, но главные ее этапы должны быть пройдены в срок. Если родители, воспитатели и педагоги упускают некоторые моменты в воспитании ребенка или подростка, то у молодой личности могут появиться трудности в социализации. [6,с.12]

Формирование творческой личности — одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. В процессе рисования, лепки, аппликации учащийся испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, созданному им, огорчается, если что-то не получается [3, c.62].

В работе над изображением ребенок приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем. Создавая изображения, ребенок осмысливает качества предметов, запоминает их характерные особенности и детали, овладевает изобразительными навыками и умениями и учится осознанно их использовать. Недаром еще Аристотель подчеркивал, что занятия рисованием способствуют разностороннему развитию ребенка. Об этом же писали такие выдающиеся педагоги прошлого, как Я.А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель и многие отечественные педагоги. Занятия рисованием и другими художественными деятельностями создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и со взрослыми, и важно помочь детям осуществлять такое общение [5, c.62].

Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно-творческие деятельности выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние ребенка. Поэтому так важно широкое включение в педагогический процесс, в жизнь детей разнообразных занятий художественной, творческой деятельностью. Здесь каждый школьник может наиболее полно проявить себя, без какого бы то ни было давления со стороны взрослого.

Свое понимание творчества, известный исследователь А. Лилов, выразил так: "...творчество имеет свои общие, качественно новые определяющие его признаки и характеристики, часть которых уже достаточно убедительно раскрыта теорией. Эти общие закономерные моменты творчества таковы:

— творчество есть общественное явление,

— его глубокая социальная сущность заключается в том, что оно создает общественно необходимые и общественно полезные ценности, удовлетворяет общественные потребности, и, особенно в том, что оно является высшей концентрацией преобразующей роли сознательного общественного субъекта (класса, народа, общества) при его взаимодействии с объективной действительностью" [9, c.91].

Отечественные педагоги и психологи рассматривают творчество как создание человеком объективно и субъективно нового. Именно субъективная новизна составляет результат творческой деятельности детей младшего школьного возраста. Рисуя, вырезая и наклеивая, учащийся младшего школьного возраста создает субъективно новое, новое для себя. Общечеловеческой новизны и ценности продукт его творчества не имеет. Но субъективная ценность его значительна.

Изобразительная деятельность детей как прообраз взрослой деятельности заключает в себе общественно-исторический опыт поколений. Известно, что этот опыт осуществил и материализован в орудиях и продуктах деятельности, а также в способах деятельности, выработанных общественно-исторической практикой. Усвоить этот опыт без помощи взрослого ребенок не может. Именно взрослый является носителем этого опыта и его передатчиком. Усваивая этот опыт, ребенок развивается. Вместе с тем и сама изобразительная деятельность, как типично детская, включающая рисование, лепку, аппликацию, способствует разностороннему развитию ребенка.

Известный советский педагог В.Н. Шацкая, говоря о детском творчестве и его значении для формирования личности ребенка, подчеркивала: "Мы детское художественное творчество рассматриваем в условиях общего эстетического воспитания скорее, как метод наиболее совершенного овладения определенным видом искусства и формирования эстетически развитой личности, чем как создание объективных художественных ценностей" [11, с 8].

Известный исследователь детского творчества Е.А. Флерина писала: «Детское изобразительное творчество мы понимаем, как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом, отношением к изображаемому» [16, с.181].

  1. Анﮦинﮦ Б. Родители за крﮦуглым столом/ Анﮦинﮦ Б.- М.: Советская Россия, 2018.
  2. Выготский Л.С. Психология / М.: ЭКСМО - Прﮦесс 2019.
  3. Выготский Л. С. Избрﮦанﮦнﮦые психологические исследованﮦия. - М., 2016
  4. Дорﮦонﮦова Т.Н. Воспитанﮦие, обрﮦазованﮦие и рﮦазвитие детей в школе/ Дорﮦонﮦова Т.Н/ Методическое рﮦуководство- М.: Прﮦосвещенﮦие, 2017
  5. Ерﮦмолаева-Томинﮦа Л. Б. Психология художественﮦнﮦого творﮦчества: Учебнﮦое пособие для вузов - М.: Академический Прﮦоект, 2018. - 304 с.
  6. Зенﮦьковский В.В. Задачи и срﮦедства воспитанﮦия / Зенﮦьковский В.В./ Русская школа за рﮦубежом. Исторﮦический опыт 20х годов.- М., 2017.
  7. Комарﮦова Т. С. Дети в мирﮦе творﮦчества. - М.: Мнﮦемозинﮦа, 2015. -106 с.
  8. Конﮦышева Н. В. Чудеснﮦая мастерﮦская: Учебнﮦики для учащихся нﮦачальнﮦой школы. - 4-е изд. - М.: Издательство «Ассоциация XXI век», 2016.
  9. Крﮦавцева И. Ю. Художественﮦнﮦое творﮦчество учащихся во внﮦеурﮦочнﮦой деятельнﮦости // Начальнﮦая школа. - 2014. - № 1. - С. 85 – 89.
  10. Леонﮦтьев А. Н. Деятельнﮦость. - М.: Изд-во МГУ, 2015. - 224 с.
  11. Лерﮦнﮦерﮦ И. Я. Дидактические оснﮦовы методов обученﮦия. - М.: Издательство: Педагогика, 2016. - 136 с.
  12. Лилов А. Прﮦирﮦода художественﮦнﮦого творﮦчества.- М.: Искусство, 2017. - 478 с.
  13. Молчева А. В. Развитие декорﮦативнﮦого творﮦчества у детей с 2 до 7 лет (нﮦа матерﮦиале нﮦарﮦоднﮦого искусства рﮦеспублики Башкорﮦтостанﮦ). Авторﮦеф. канﮦд. дисс. - М., 2015. С. 12 - 18.
  14. Мухинﮦа В. С. Генﮦезис изобрﮦазительнﮦой деятельнﮦости рﮦебенﮦка: Авторﮦеф. докт. дисс. – М., 2019. - 121 с.
  15. Мухинﮦа В. С. Изобрﮦазительнﮦая деятельнﮦость как форﮦма усвоенﮦия социальнﮦого опыта. - М.: Педагогика , 2018. - 223 с.
  16. Педагогическая энﮦциклопедия. - М.: Издательство: Большая Российская энﮦциклопедия - 607 с.
  17. Поддьяков Н. Н. Мышленﮦие дошкольнﮦика. - М.: Издательство «Педагогика», 2017. - 272 с.
  18. Развитие творﮦческой активнﮦости школьнﮦика. / Под рﮦед. А. М. Матюшкинﮦа; Научнﮦ. - нﮦаслед. Инﮦ-т общей и педагогической психологии Акад. Пед. нﮦаук СССР - М.: Педагогика, 2017. - 160 с.
  19. Теплов Б. М. Психологические вопрﮦосы худ. Воспитанﮦия // Известия. АПН РСФСР М., 2017.
  20. Флерﮦинﮦа Е. А. Эстетическое воспитанﮦие дошкольнﮦика. М.: АПН РСФСР, 2015. – 334с.
  21. Шацкая В.Н. «Общие вопрﮦосы эстетического воспитанﮦия в школе». – М.: Советская педагогика, - 2016. – 168 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское