Введение
1 Краткий обзор психолого-педагогической литературы по проблеме психологических особенностей личности учителя
1.1 Психологические особенности педагогов
1.2 Психологические требования к личности учителя
1.3 Самосознание педагога и педагогическая деятельность
2 Экспериментальное исследование психологических особенностей личности учителя
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Методы обработки данных
2.3 Анализ и интерпретация результатов исследования
Заключение
Список литературы
Приложение
Успешность работы учителя определяется не только методами обучения и воспитания, имеющимися в его арсенале, а в большей степени обуславливается его личностью, характером, мастерством, взаимоотношениями с учащимися, творческим отношением к делу.
То, насколько будет полноценным психическое и личностное развитие школьников, развитие их мотивов и потребностей, интересов и склонностей, самостоятельного творческого мышления, их самосознания, социальной активности и нравственной воспитанности, во многом зависит от учителя как личности и как профессионала. Новые социальные запросы на современном этапе развития общества не снижают актуальности этой проблемы; напротив, обостряют ее, наполняют новым качественным содержанием - усилением акцента на взаимодействии теории и практики в психологии педагогического труда (как в анализе, так и в процессе подготовки учителя). Практические педагогические воздействия учителя на ученика, осуществляемые без учета психологических механизмов развития личности ребенка, не только не приведут к желаемой цели, но и затормозят развитие личности ребенка, закроют для него путь к творчеству и самоактуализации.
Личность учителя - основное условие и средство успеха педагогического процесса, ее не могут заменить ни учебные пособия, ни мастерски выполненные методические разработки. Выполнить свою задачу учитель сможет лишь в том случае, если будет непрерывно обогащаться научными знаниями, педагогическими умениями, будет совершенствовать свою личность, достигнет педагогического мастерства. Педагогическое мастерство требует огромного труда души, постоянного поиска, напряжения духовных и физических сил, активной работы над собой. Личность учителя представляет собой не простую совокупность свойств и характеристик, а целостное динамическое образование.
Нам предоставляется возможность исследовать психологические особенности личности учителя. С помощью специальных методик определим, какие способности преобладают у учителей, тип профессиональной направленности, индивидуальный стиль педагогической деятельности, уровень общительности, уровень эмоциональной саморегуляции в деятельности.
Объект исследования: личность учителя.
Предмет исследования: психологические особенности личности учителя (способности, общение, эмоциональная саморегуляция, стиль педагогической деятельности, профессиональная направленность).
Цель исследования: определить, какие психологические качества личности преобладают у учителей.
Задачи исследования:
- изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
- выявить преобладающие способности учителей.
- определить психологический портрет учителя.
- дать психологическую интерпретацию полученным результатам.
Методы исследования:
- теоретический анализ литературы по теме;
- эмпирические методы (тестирование);
- интерпретационные методы;
- методы психологического исследования с использованием стандартных психологических методик.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
1 Краткий обзор психолого-педагогической литературы по проблеме психологических особенностей личности учителя
1.1 Психологические особенности педагогов
В современной американской педагогике существует специальный термин «эффективные учителя». К важным особенностям эффективного учителя относят уверенность в себе и высокую самооценку (позитивная оценка себя как способного человека, достойного уважения), эмоциональную стабильность и стремление к максимальной гибкости. Однако у большей части современных педагогов преобладает негативная Я - концепция, низкая самооценка, неуверенность в себе [5, c. 58].
Педагоги с низкой самооценкой неадекватно воспринимают себя и окружающих, обладают чувством повышенной тревожности, что негативно сказывается на педагогическом процессе, проявляется в конфликтном поведении.
Степень адекватности самооценки педагога во многом определяет развитие эмоциональной напряженности в педагогической деятельности. Обладая адекватной самооценкой и позитивным самоотношением, педагог оказывает позитивное воздействие на самооценку и самоотношение детей, стимулирует у них стремление к успехам в учебной деятельности, оказывает развивающее воздействие на их личность [18, c. 85].
Позитивный характер педагогического имиджа способствует профилактике развития эмоционального напряжения у учителя и его учеников, содействует развитию у них таких личностных качеств, как доброжелательность, отзывчивость, уверенность в себе. (В связи с этим подготовку учителей необходимо организовать таким образом, чтобы стимулировать у них позитивное самовосприятие и самоотношение.)
Отношение к самому себе, удовлетворенность педагога собой и своей профессиональной деятельностью вызывают определенные поведенческие реакции, т.е. составляют поведенческий компонент профессионального самосознания. Удовлетворенность своей профессиональной деятельностью необходима учителю для успешного развития эмоциональной устойчивости, для поддержания необходимого эмоционального тонуса, чувства собственного достоинства. Учитель, чувствующий удовлетворенность собой и своей профессиональной деятельностью, не испытывает чрезмерного эмоционального напряжения при общении с учениками. Он с большей готовностью идет на контакт с детьми, оказывает позитивное воздействие на их личность.
В исследованиях Р. Каммингса у учителей, обладающих пониженной самооценкой, были выявлены установки, заключающие в себе очевидный негативный потенциал, способный оказывать на личность школьника пагубное влияние [20, c. 75]. Для характеристики собственного стиля они выбирали следующие утверждения:
- Отрицательно реагировать на тех учащихся, которые тебя не любят.
- Используя любую возможность, создавать учащимся трудности, так как это не дает расслабляться.
- Стимулировать учащихся к учебе, вызывая у них чувство вины за свои промахи.
- По возможности строить учебную деятельность на основе конкурентной борьбы.
- Исходить из вероятности нечестного поведения учащихся на экзаменах.
- Сталкивать учащихся лицом к лицу с суровой реальностью взрослой жизни.
- Стремиться к установлению жесткой дисциплины.
- Увеличивать степень наказания учащегося пропорционально его вине [8, c. 47].
В. Я. Пилиповский утверждает, что чем меньше учитель уверен в себе, тем больше он склонен к стереотипному, формальному мышлению и, соответственно, к догматическому стилю преподавания, основанному на постановке вопросов, требующих однозначного ответа, на изложении фактов с целью одного только запоминания. В результате преподавание явно тяготеет к примитивным формам, чему способствует стремление учителя не допустить возникновения дискуссий, вариативных выборов и альтернатив в процессе обучения [14, c. 70].
Как видим, вновь во весь рост встает проблема Я - концепции учителя, которая служит реальным психологическим обеспечением успеха его деятельности либо приводит к неизбежным затруднениям и явным или скрытым неудачам.
Психологически здоровые учителя лишены комплексов, их поведение естественно и раскованно [6, c. 91]. Жизнь их всегда полна смысла, имеет цель - будь то забота о благе народа или о благе конкретных людей. Они умеют отдаваться своей цели полностью. В любой работе такие люди заметны: их мышление отличается большой самостоятельностью, независимостью от предрассудков времени, авторитетов.
В последние 20 лет интерес исследователей привлекают специфические симптомы постепенного эмоционального утомления и опустошения учителей - синдром «эмоционального выгорания». Термин был введен американским психиатром X. Фрейденбергом в 1974 году для характеристики, чувственных, отзывчивых развитие симптомов «выгорания» проходит медленнее [16, c. 52]. С другой стороны, данное психологическое явление возникает у людей, воспринимающих обстоятельства профессиональной деятельности слишком эмоционально. Это часто свойственно молодым специалистам с повышенной ответственностью за исполняемые обязанности. Каждая напряженная ситуация в профессиональной деятельности оставляет глубокий след в душе, вызывает интенсивное соучастие и сопереживание, мучительные раздумья и бессонницу. Постепенно эмоциональные ресурсы истощаются, и возникает необходимость беречь их, прибегая к механизмам психологической защиты.