Введение
Глава 1. Теоретические аспекты развития «мотивационного комплекса» педагога
1.1. Понятие и сущность трудовой мотивации в системе мотивационной сферы личности
1.2. Особенности мотивационной сферы личности педагога
1.3. Формы и методы развития мотивационной сферы педагогов
Глава 2. Эмпирическое исследование «мотивационного комплекса» педагога
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Анализ результатов констатирующего этапа исследования
Заключение
Список литературы
Актуальность темы исследования. Изучение мотивации профессионально педагогической деятельности на современном этапе приобретает особое значение. Именно в ней высвечиваются основные моменты взаимодействия индивида и общества, которое в настоящее время предъявляет к студенту педагогического вуза особые требования. Осознанность данных требований, структуры своей профессионально-педагогической мотивации, своих субъективных качеств, баланс между ними − наиболее существенные характеристики определившейся личности.
Подготовка профессиональных педагогов диктуется кардинальными изменениями происходящими в российском образовании. В обществе появились новые ценности - саморазвитие, самообразование и самопроектирование личности, ставшие основой новой парадигмы в педагогике личностно ориентированного образования.
Существенно расширилось пространство педагогической деятельности. В новых социально-педагогических условиях требуется педагог-профессионал. Эта социальная потребность и необходимость разработки модели нового педагогического образования и программ профессионализации будущих педагогов стимулирует и актуализирует психолого-педагогические исследования в данной области. Изучение структуры профессионально-педагогической мотивации, а также знание мотивов, побуждающих к работе в сфере образования, позволит решить немало задач повышения эффективности педагогической деятельности.
Одним из важнейших компонентов педагогической деятельности является мотивационный комплекс личности, мотивация профессиональной деятельности, социально-психологические установки личности в мотивационно-потребностной сфере.
Теоретическую базу исследования составили положения теории управления, труды отечественных и зарубежных ученых в области экономики труда, менеджмента, управления персоналом, социологии, психологии, таких как М.Армстронга, В.Стрыгина, Дж.М.Иванцевич, В.Н.Галимулина, В.Р.Веснина, В.И.Герчикова, А.М.Лобановой, Н.Ф.Путкарева, С.А.Баркова, А.И.Турчинова и др.
Цель - выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить «мотивационный комплекс» педагога.
Объект - концепция «мотивационного комплекса» педагога
Предмет – развитие мотивационной сферы педагогов.
Задачи:
- Проанализировать теоретические подходы к понятию и сущности трудовой мотивации и стимулирования труда;
- Выявить основные формы и методы мотивации трудовой деятельности педагогов;
- Экспериментально проверить «мотивационный комплекс» педагога.
Гипотезы исследования: мотивационная сфера педагогов образовательной организации имеет четкую структуру и характеризуется недостаточностью рабочей направленности личности.
В рамках нашего исследования использовались следующие диагностические методики:
- Методика мотивационной структуры личности (В.Э. Мильман),
- Методика диагностики «Опросник для определения источников мотивации» Дж. Барбуто и Р. Сколла,
- Опросник «Исследование деятельностной мотивационной структуры» (К. Замфир),
- «Исследование мотивов» К. Бидерман.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы для повышения мотивации работников и увеличения уровня удовлетворенности сотрудников работой.
Структура работы. Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Первая глава посвящена раскрытию теоретических аспектов, касающихся системы мотивации педагогов. Во второй главе проведено эмпирическое исследование мотивационной сферы педагогов. Заключение содержит выводы по теме исследования.
Глава 1. Теоретические аспекты развития «мотивационного комплекса» педагога
1.1. Понятие и сущность трудовой мотивации в системе мотивационной сферы личности
Проблема мотивации в управленческой деятельности является на сегодняшний день одной из наиболее актуальных. Значимость мотивации для разработки современного менеджмента во многом связана с анализом источников активности человека, а также с его поведением.
В трудовой сфере целесообразно будет отметить такой двигатель деятельности, как мотив. Мотивы т.е. то, что непосредственно побуждает людей к действиям, формируются на основе потребностей и оценки возможностей (рисунок 1).
Рис. 1. Связь потребностей и мотивов деятельности [17]
Мотивация персонала – это комплекс мероприятий воздействия на подсознание человека, с целью вызвать у него желание эффективно работать и качественно выполнять должностные обязанности, который направлен на повышение трудоспособности работников, привлечение квалифицированных специалистов и их сохранение. В организации, где мотивация проводится грамотно, выигрывают все, как рядовые сотрудники, так и руководство фирмы.
Мотивация воздействует на внутренние потребности и ценности работников, на пробуждение желания трудиться, проявлять усердие, инициативность, развивать и совершенствовать профессиональный уровень. В настоящее время в рассмотрении теорий мотивации применяется два подхода – содержательный и процессуальный.
Теории, отнесенные к содержательному подходу, базируются на утверждении, что основным мотивом деятельности человека являются его потребности, и именно они стали предметом изучения. Сторонникам этого расклада считаются североамериканские специалисты по психологии Абрахам Маслоу, Фредерик Герцберг и Дэвид Мак Клелланд [5]. Процессуальные теории (второй подход) исследуют достижение конкретных целей путем распределения стараний сотрудников также подбор конкретного типа действия. Сюда относят концепцию надежд, или модель мотивации по В. Вруму, концепцию справедливости и теорию или модель Портера - Лоулера [5].
Теория мотивации по А. Маслоу основывается на иерархии потребностей. А. Маслоу предложил выделить пять групп потребностей человека, стремление к удовлетворению которых можно наблюдать в его поведении. Первоначальные две категории нужд основные, но соответствующие три второстепенные:
- физические необходимости, удовлетворение которых следует для цели выживания (еда, влага, дом, сон);
- необходимости защищенности и стабильности - охрана от опасностей со стороны общества, уверенность в перспективе;
- общественная необходимость – общение, влюблённость, дружеские отношения;
- потребность в почтении, в признании окружающими личных достоинств;
- необходимость в творчестве, в своем увеличении роста и в реализации своих возможных способностей.
В собственной концепции Маслоу, обладает эти потребности в жесткой иерархической очередности в варианте пирамиды, в основе которой возлежат основные необходимости.
Подобное иерархическое создание показывает ценности для человека, потребностей наиболее невысоких степеней, то, что оказывает большое влияние на его мотивацию. По мере удовлетворения потребностей невысоких степеней увеличивается значимость нужд потребностей более высоких степеней и тогда стимулирующими условиями становятся они.
Высочайшая необходимость – необходимость в творчестве, в своем увеличении роста и в реализации своих потенциальных возможностей – не может быть удовлетворена целиком, поскольку с формированием человека она тоже вырастает, поэтому процесс мотивации бесконечен.
Теория мотивации Дэвида Мак Клелланда концентрирует внимание на потребностях высшего уровня, поскольку с развитием производства и управления их роль все более возрастает. Это потребность в успехе, стремление к власти, достижение признания. Причем успех рассматривается не как признание со стороны коллектива, а как личные достижения в процессе активной деятельности, готовность нести персональную ответственность за принятие сложных решений.
Теория мотивации Фредрика Герцберга появилась, как попытка описать влияние на мотивацию труда работников материальных и нематериальных факторов. Согласно теории Фредерика Герцберга нацеленность на эти группы факторов приводят к разным результатам. Факторы мотивации способствуют появлению чувства удовлетворенности трудом, а фактора гигиены позволяют избежать неудовлетворенности.