В настоящее время развитию речи младших школьников придается особое значение, так как это определяет и результативность усвоения других школьных дисциплин, создает предпосылки для активного и осмысленного участия в общественной жизни, обеспечивает детей необходимыми навыками речевого поведения, культурой речевого развития.
Изучением особенностей формирования связной речи и разработкой методик обучения занимались такие ученые как В.К. Воробьева[17], В.П. Глухов[11], Т.А. Ткаченко[3], Н.С. Жукова[9], Е.М. Мастюкова[11], Т.Б. Филичева и другие[11].
По мнению С. Л. Рубинштейн связная речь – это развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложении[19].
А. Р. Лурия под монологической речью понимает связную речь одного лица, коммуникативная цель которой - сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальной действительности [10].
По своей структуре монологическая речь сложная, развернутая, полная, контекстная, логически связанная и законченная, композиционно и грамматически оформленная, использующая сложные синтаксические конструкции, требующая строгого отбора лексических средств и обязательно предварительно планируемая, базирующаяся на глубокой познавательной, и прежде всего мыслительной деятельности, и со своей стороны, влияющая на развитие логического мышления и словесно-логической памяти [4].
По требованиям ФГОС НОО только обладая хорошо развитой связной речью, учащайся может давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументированно и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы и устного народного творчества, наконец, непременным условием для написания программных изложений и сочинений является достаточно высокий уровень развития связной монологической речи школьника [14].
Особенности связной речи детей с ОНР исследовали такие ученые как В.К. Воробьева, В.П. Глухов[3], Т.А. Ткаченко, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова. Т.Б. Филичева[11] и другие. Авторы подчеркивают необходимость специального обучения связной монологической речи детей с общим недоразвитием речи, что необходимо для полного преодоления дефекта и успешного школьного обучения.
Т.Б. Филичева[22], Г.В. Чиркина[14], В.П. Глухов[3]отмечают значительные трудности в овладении навыками связной монологической речи возникающие у детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Они обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы: фонетико-фонематического, лексического, грамматического, недостаточной сформированностью как произносительной (звуковой), так и семантической (смысловой) сторон речи. Наличие у детей вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения и др.) создает дополнительные затруднения в овладении связной монологической речью [3].
Поиск эффективных технологий развития связной монологической речи у учащихся младшего школьного возраста с ОНР определили актуальность нашего исследования
Гипотеза исследования - формирование связной монологической речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня будет проходить успешнее, если учитывать речевые возможности детей и использовать метод сторителлинга.
Цель исследования: выявить эффективность программы развития связной монологической речи средствами сторителлинга у учащихся младшего школьного возраста с ОНР 3 уровня.
Объект исследования: связная монологическая речь у учащихся младшего школьного возраста 9-10 лет с ОНР 3 уровня.
Предмет исследования: особенности развития связной монологической речи у учащихся младшего школьного возраста 9-10 лет с ОНР 3 уровня.
Задачи исследования:
- Рассмотреть проблемы исследования связной монологической речи у учащихся младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня в психолого-педагогической литературе.
- Выявить уровень развития связной монологической речи у учащихся младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня.
- Предложить рекомендации по развитию связной монологической речи у учащихся младшего школьного возраста с общим недоразвитием
В качестве основных методов исследования использованы:
- Теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы.
- Эмпирические методы: методика обследования связной речи В.П. Глухова[23], методика оценки сочинённой ребёнком сказки О.М.Дьяченко и Е.Л.Пороцкой[17].
- Методы качественного и количественного анализа полученных результатов.
Экспериментальная база исследования: В исследовании принимали участие 10 учащихся 4 класс младшего школьного возраста с ОНР 3 уровня. КГКОУ Школа № 2 г. Комсомольск-на-Амуре (2 девочки, 8 мальчиков)
Практическая значимость – разработка программы для педагогов по развитию связной монологической речи у детей младшего школьного возраста с ОНР 3 уровня.
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Глава 1 Теоретические аспекты исследования связной монологической речи у учащихся младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
1.1 Онтогенез речи детей в норме и с общим недоразвитием речи
Изучением особенностей формирования речи в онтогенезе занимались многие исследователи. Среди трудов отечественных ученых, посвященных изучению онтогенеза речевой деятельности исследования: Л.С. Выготского[5], А.А. Леонтьева[14], Р.Е. Левиной[18], Р.М. Боскис[2], А.Н. Гвоздева[1], и других.
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза (онтогенез (от греч. ontos — сущее, genesis — происхождение, развитие) — индивидуальное развитие организма от момента его зарождения до конца жизни.) параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей.
Исследователи выделяют разное количество этапов в становлении речи детей, по-разному их называют, указывают различные возрастные границы каждого.
А. Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей[3]:
1-й — Подготовительный — до одного года;
2-й — Преддошкольный этап первоначального овладения языком — до 3 лет;
3-й — Дошкольный — до 7 лет;
4-й — Школьный. (от 7 до 17 лет).
Первый этап — подготовительный (с момента рождения ребенка до одного года). В это время происходит подготовка к овладению речью.
С момента рождения у ребенка появляются голосовые реакции: крик и плач. Правда, они еще очень далеки от звуков человеческой речи. Однако и крик, и плач способствуют развитию тонких и разнообразных движений трех отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного.
Через две недели можно уже заметить, что ребенок начинает реагировать на голос говорящего: перестает плакать, прислушивается, когда к нему обращаются. К концу первого месяца его уже можно успокоить мелодичной песней (колыбельной). Далее он начинает поворачивать голову в сторону говорящего или следить за ним глазами.
Около 2 мес. появляется гуление и к началу 3-го мес. — лепет (агу-угу, тятя, ба-ба и т. п.).
По словам Хватцева М.Е. лепет — это инстинктивные звуки с яркой и более разнообразной эмоциональной окраской и более богатой фонетикой, чем первые крики[5].
С 5 мес. ребенок слышит звуки, видит у окружающих артикуляционные движения губ и пытается подражать. Многократное повторение какого-то определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка.
С 6 мес. ребенок путем подражания произносит отдельные слоги (ма-мама, ба-ба-ба, тя-тя-тя, па-па-па и др.).
В возрасте 7 — 11 мес. ребенок начинает повторять за взрослым все более и более разнообразные сочетания звуков, появляются реакции на самые слова (уже независимо от ситуации и интонации говорящего).
В это время особо важное значение приобретают условия, в которых формируется речь ребенка (правильная речь окружающих, подражание взрослым и др.). К концу первого года жизни появляются первые слова.
Второй этап — преддошкольный (от одного года до 3 лет).
С появлением у ребенка первых слов заканчивается подготовительный этап и начинается этап становления активной речи. В это время у ребенка появляется особое внимание к артикуляции окружающих. Он очень много и охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова, при этом ребёнок путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает.
Первые слова ребенка носят обобщенно-смысловой характер. Одним и тем же словом или звукосочетанием он может обозначать и предмет, и просьбу, и чувства. Например, слово каша может означать в разные моменты вот каша; дай кашу; горячая каша. Ситуационную речь ребенок сопровождает жестами, мимикой.
С полутора лет слово приобретает обобщенный характер. Появляется возможность понимания словесного объяснения взрослого, усвоения знаний, накопления новых слов.
На протяжении 2-го и 3-го года жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря.
К началу 3-го года жизни у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи.
Сначала ребенок выражает свои желания, просьбы одним словом. Потом — примитивными фразами без согласования («Мама, пить мамуле Тата» —
Мама, дай Тате попить молока). Далее постепенно появляются элементы согласования и соподчинения слов в предложении.
К 2 годам дети практически овладевают навыками употребления форм единственного и множественного числа имен существительных, времени и лица глаголов, используют некоторые падежные окончания.
Третий этап — дошкольный (от 3 до 7 лет).
На дошкольном этапе у большинства детей еще отмечается неправильное звукопроизношение.
На протяжении периода от 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях. Иными словами, формируется фонематическое восприятие.
В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса.
Как утверждают Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина активный словарь ребенка к 4 — 6 г. достигает 3000 — 4000 слов[5].
Значения слов еще больше уточняются и во многом обогащаются. Но часто дети еще неверно понимают или используют слова, например по аналогии с назначением предметов говорят вместо поливать из лейки «леять», вместо лопатка «копотка» и т. п [18].
Параллельно с развитием словаря идет и развитие грамматического строя речи. В дошкольный период дети овладевают связной речью. Дети 4-го г. жизни пользуются в речи простыми и сложными предложениями. [11].