Курсовая работа|Педагогика

Особенности развития связной монологической речи у учащихся младшего школьного возраста 9-10 лет с ОНР 3 уровня

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2022 | Страниц: 56

Введение

Глава 1 Теоретические аспекты исследования связной монологической речи у учащихся младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи

1.1 Онтогенез речи детей в норме и с общим недоразвитием речи

1.2 Особенности связной монологической ре чи у младших школьников с об щим не доразвитием ре чи

1.3 Средства раз вития связной монологической ре чи уча щихся младшего школьного во зраста с ОНР 3 уровня

Глава 2 Эмпирическое ис следование связной монологической ре чи у младших школьников с об щим не доразвитием ре чи

2.1. Организация и мет оды ис следования

2.2. Диагностика уровня связной монологической ре чи у младших школьников с об щим не доразвитием ре чи

2.3 Программа по  раз витию связной монологической ре чи у младших школьников с об щим не доразвитием ре чи

2.4 Динамика раз вития связной монологической ре чи у де тей младшего школьного во зраста 9-10 лет с ОНР 3 уровня.

Заключение

Библиографический список

В настоящее время развитию речи младших школьников придается особое значение, так как это определяет и результативность усвоения других школьных дисциплин, создает предпосылки для активного и осмысленного участия в общественной жизни, обеспечивает детей необходимыми навыками речевого поведения, культурой речевого развития.

Изучением особенностей формирования связной речи и разработкой методик обучения занимались такие ученые как В.К. Воробьева[17], В.П. Глухов[11], Т.А. Ткаченко[3], Н.С. Жукова[9], Е.М. Мастюкова[11], Т.Б. Филичева и другие[11].

По мнению С. Л. Рубинштейн связная речь – это развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложении[19].

А. Р. Лурия под монологической речью понимает связную речь одного лица, коммуникативная цель которой - сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальной действительности [10].

По своей структуре монологическая речь сложная, развернутая, полная, контекстная, логически связанная и законченная, композиционно и грамматически оформленная, использующая сложные синтаксические конструкции, требующая строгого отбора лексических средств и обязательно предварительно планируемая, базирующаяся на глубокой познавательной, и прежде всего мыслительной деятельности, и со своей стороны, влияющая на развитие логического мышления и словесно-логической памяти [4].

По требованиям ФГОС НОО только обладая хорошо развитой связной речью, учащайся может давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументированно и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы и устного народного творчества, наконец, непременным условием для написания программных изложений и сочинений является достаточно высокий уровень развития связной монологической речи школьника [14].

Особенности связной речи детей с ОНР исследовали такие ученые как В.К. Воробьева, В.П. Глухов[3], Т.А. Ткаченко, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова. Т.Б. Филичева[11] и другие. Авторы подчеркивают необходимость специального обучения связной монологической речи детей с общим недоразвитием речи, что необходимо для полного преодоления дефекта и успешного школьного обучения.

Т.Б. Филичева[22], Г.В. Чиркина[14], В.П. Глухов[3]отмечают значительные трудности в овладении навыками связной монологической речи возникающие у детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Они обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы: фонетико-фонематического, лексического, грамматического, недостаточной сформированностью как произносительной (звуковой), так и семантической (смысловой) сторон речи. Наличие у детей вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения и др.) создает дополнительные затруднения в овладении связной монологической речью [3].

Поиск эффективных технологий развития связной монологической речи у учащихся младшего школьного возраста с ОНР определили актуальность нашего исследования

Гипотеза исследования - формирование связной монологической речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня будет проходить успешнее, если учитывать речевые возможности детей и использовать метод сторителлинга.

Цель исследования: выявить эффективность программы развития связной монологической речи средствами сторителлинга у учащихся младшего школьного возраста с ОНР 3 уровня.

Объект исследования: связная монологическая речь у учащихся младшего школьного возраста 9-10 лет с ОНР 3 уровня.

Предмет исследования: особенности развития связной монологической речи у учащихся младшего школьного возраста 9-10 лет с ОНР 3 уровня.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть проблемы исследования связной монологической речи у учащихся младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня в психолого-педагогической литературе.
  2. Выявить уровень развития связной монологической речи у учащихся младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня.
  3. Предложить рекомендации по развитию связной монологической речи у учащихся младшего школьного возраста с общим недоразвитием

В качестве основных методов исследования использованы:

  1. Теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы.
  2. Эмпирические методы: методика обследования связной речи В.П. Глухова[23], методика оценки сочинённой ребёнком сказки О.М.Дьяченко и Е.Л.Пороцкой[17].
  3. Методы качественного и количественного анализа полученных результатов.

Экспериментальная база исследования: В исследовании принимали участие 10 учащихся 4 класс младшего школьного возраста с ОНР 3 уровня.  КГКОУ Школа № 2 г. Комсомольск-на-Амуре (2 девочки, 8 мальчиков)

Практическая значимость – разработка программы для педагогов по развитию связной монологической речи у детей младшего школьного возраста с ОНР 3 уровня.

Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.

 

Глава 1 Теоретические аспекты исследования связной монологической речи у учащихся младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи

1.1 Онтогенез речи детей в норме и с общим недоразвитием речи

Изучением особенностей формирования речи в онтогенезе занимались многие исследователи. Среди трудов отечественных ученых, посвященных изучению онтогенеза речевой деятельности исследования: Л.С. Выготского[5], А.А. Леонтьева[14], Р.Е. Левиной[18], Р.М. Боскис[2], А.Н. Гвоздева[1], и других.

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза (онтогенез (от греч. ontos — сущее, genesis — происхождение, развитие) — индивидуальное развитие организма от момента его зарождения до конца жизни.) параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей.

Исследователи выделяют разное количество этапов в становлении речи детей, по-разному их называют, указывают различные возрастные границы каждого.

А. Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей[3]:

1-й — Подготовительный — до одного года;

2-й — Преддошкольный этап первоначального овладения языком — до 3 лет;

3-й — Дошкольный — до 7 лет;

4-й — Школьный. (от 7 до 17 лет).

Первый этап — подготовительный (с момента рождения ребенка до одного года). В это время происходит подготовка к овладению речью.

С момента рождения у ребенка появляются голосовые реакции: крик и плач. Правда, они еще очень далеки от звуков человеческой речи. Однако и крик, и плач способствуют развитию тонких и разнообразных движений трех отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного.

Через две недели можно уже заметить, что ребенок начинает реагировать на голос говорящего: перестает плакать, прислушивается, когда к нему обращаются. К концу первого месяца его уже можно успокоить мелодичной песней (колыбельной). Далее он начинает поворачивать голову в сторону говорящего или следить за ним глазами.

Около 2 мес. появляется гуление и к началу 3-го мес. — лепет (агу-угу, тятя, ба-ба и т. п.).

По словам Хватцева М.Е. лепет — это инстинктивные звуки с яркой и более разнообразной эмоциональной окраской и более богатой фонетикой, чем первые крики[5].

С 5 мес. ребенок слышит звуки, видит у окружающих артикуляционные движения губ и пытается подражать. Многократное повторение какого-то определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка.

С 6 мес. ребенок путем подражания произносит отдельные слоги (ма-мама, ба-ба-ба, тя-тя-тя, па-па-па и др.).

В возрасте 7 — 11 мес. ребенок начинает повторять за взрослым все более и более разнообразные сочетания звуков, появляются реакции на самые слова (уже независимо от ситуации и интонации говорящего).

В это время особо важное значение приобретают условия, в которых формируется речь ребенка (правильная речь окружающих, подражание взрослым и др.). К концу первого года жизни появляются первые слова.

Второй этап — преддошкольный (от одного года до 3 лет).

С появлением у ребенка первых слов заканчивается подготовительный этап и начинается этап становления активной речи. В это время у ребенка появляется особое внимание к артикуляции окружающих. Он очень много и охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова, при этом ребёнок путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает.

Первые слова ребенка носят обобщенно-смысловой характер. Одним и тем же словом или звукосочетанием он может обозначать и предмет, и просьбу, и чувства. Например, слово каша может означать в разные моменты вот каша;  дай кашу; горячая каша. Ситуационную речь ребенок сопровождает жестами, мимикой.

С полутора лет слово приобретает обобщенный характер. Появляется возможность понимания словесного объяснения взрослого, усвоения знаний, накопления новых слов.

На протяжении 2-го и 3-го года жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря.

 К началу 3-го года жизни у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи.

Сначала ребенок выражает свои желания, просьбы одним словом. Потом — примитивными фразами без согласования («Мама, пить мамуле Тата» —

Мама, дай Тате попить молока). Далее постепенно появляются элементы согласования и соподчинения слов в предложении.

К 2 годам дети практически овладевают навыками употребления форм единственного и множественного числа имен существительных, времени и лица глаголов, используют некоторые падежные окончания.

Третий этап — дошкольный (от 3 до 7 лет).

На дошкольном этапе у большинства детей еще отмечается неправильное звукопроизношение.

На протяжении периода от 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях. Иными словами, формируется фонематическое восприятие.

В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса.

Как утверждают Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина активный словарь ребенка к 4 — 6 г. достигает 3000 — 4000 слов[5].

Значения слов еще больше уточняются и во многом обогащаются. Но часто дети еще неверно понимают или используют слова, например по аналогии с назначением предметов говорят вместо поливать из лейки «леять», вместо лопатка «копотка» и т. п [18].

Параллельно с развитием словаря идет и развитие грамматического строя речи. В дошкольный период дети овладевают связной речью. Дети 4-го г. жизни пользуются в речи простыми и сложными предложениями. [11].

  1. Богданова, Т.Г. Сурдопсихология: учеб. по собие для студ. вы сш. пед. учеб. за ведений
  2. Воробьева, В.К. Методика раз вития связной ре чи у де тей с сис темным не доразвитием ре чи [Текст] / В.К. Воробьева. М.: Астрель, 2006. – 158 с
  3. Выготский, Л.С. Мышление и ре чь. Изд. 5, ис пр. - М.: Лабиринт, 1999. – 352
  1. Главы I, II, III, VIII // Основы теории и прак тики логопедии / Под ре д. Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 1967
  2. Глухов, В.П. Формирование связной ре чи де тей до школьного во зраста с об щим не доразвитием ре чи [Текст] / В.П. Глухов. – 2-е из д., ис пр.
  3. Глухов, В.П. Методика форм ирования на выков связных вы сказываний у до школьнников с об щим не доразвитием ре чи. Учебно-методическое по собие для студентов пед. и гума-нит. вузов и прак тикующих логопедов. ‒ М.: В. Секачев, 2012. ‒ 262 с.
  4. Губайдуллина, А.Р., Ризяпова И.И. Сторителлинг – инновационная тех нология раз вития ре чи де тей ста ршего до школьного во зраста // Совушка. -2021. - № 4 (26).
  5. Гузеев, В.В. Метод про ектов в школе [Текст] / В.В. Гузеев// Лицейское и гимназическое об разование. – 2004. – №4. – с 4.

Всего 26 источников литературы

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское