Н.В. Кучмезова, И.А. Лигостаева отмечают, что настоящее время растет число детей с ОВЗ, при этом наблюдаются количественные и качественные изменения в развитии речи детей (нарушение звукопроизношения, связной и лексико-грамматической сторон речи, бедный словарный запас).[36] Патология речи все чаще сопряжена с проблемами неврологического, психологического и социально-культурного порядка, что значительно утяжеляет речевую симптоматику. Нарушения речи, если их вовремя не исправить в дошкольном возрасте, в дальнейшем вызовут трудности общения с окружающими, что не даст детям в полной мере раскрыть свои природные, интеллектуальные способности, затруднит их обучение в школе и дальнейшую социализацию. Оказание помощи детям с ОВЗ должно начинаться не с коррекции недостатков речи, а с создания таких психологических условий, в которых стало бы возможным более интенсивное развитие их речи.
Данная проблема подтолкнула к поиску новых методов и приемов эффективной работы учителя-логопеда для совершенствования всех компонентов речевой системы детей, повышения их интереса к занятиям и коррекционному процессу.
Подходы к современному образованию предусматривают комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с тенденциями и задачами инновационного развития образовательной системы Российской Федерации. Изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания воспитательно-образовательного процесса. Применение современных образовательных технологий в работе учителя - логопеда дает качественный результат в коррекции речевых нарушений школьников. Одним из таких перспективных направлений для учащихся младшего школьного возраста представляется использование сказкотерапии.
В последние годы появилось огромное количество теоретических разработок педагогов (Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, И. В. Вачков)[24], психологов (Э.Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, А. Менегетти, М. Осорина, Е. Лисина[36], Е. Петрова, Р. Азовцева и т.д.) и логопедов по вопросам использования сказки в работе с детьми. Важным моментом является владение логопедом различными эффективными коррекционными методами, в число которых входит и сказкотерапия.
О влиянии сказки на развитие личности ребенка говорили такие ученые как Б. Беттельхейм, К. Юнг, В. Пропп, М. Л.[22] фон Франц[36]. Сегодня метод работы со сказкой активно разрабатывают в нашей стране многие известные педагоги и психологи: Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко[14], В.А. Гнездилов[7], Г.А. Быстрова, Э.А. Сизова, Т.А. Шуйская, М.А. Поваляева [23] и другие.
Метод сказкотерапии является здоровьесберегающей технологией, комплексной системой, направленной на личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья [3,с.117]. В работе учителя-логопеда рассматривают сказкотерапию как средство для коррекции речевых нарушений, применяя его отдельные элементы, которые позволяют в рамках работы со сказкой решать обучающие, коррекционные, воспитательные задачи.
Особенно важен выбор методов коррекционной работы для детей, имеющих речевое недоразвитие. Данной проблемой занимались ведущие учёные в области логопедии: Л. Н. Ефименкова, Н. С. Жукова , Р. Е. Левина, С. А. Миронова, С. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева и др.
Впервые научное объяснение отклонениям в речеязыковом развитии, каким является ОНР, было дано Р.Е Левиной и коллективом сотрудников НИИ дефектологии АПН СССР под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом понимается такая форма речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой стороне речи. У детей наблюдается позднее проявление речи, дефекты произношения и фонемообразования.
По степени тяжести проявления дефекта условно выделяют четыре уровня общего недоразвития речи. Первые три уровня выделены и подробно описаны Р.Е. Левиной, четвертый уровень представлен в работах Т.Б. Филичевой .
Для первого и второго уровней речевого недоразвития и значительно реже для третьего характерны искажения звукослоговой структуры слова. Кроме того, у них отмечается более скудный, бедный в отношении к норме запас слов, аграмматизмы, неумение строить распространенные предложения достаточно сложного состава.
Архипова Е.Ф. указывает, что логопедические сказки - это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов. Она является эффективным коррекционным средством для развития всех сторон речи в работе с детьми, имеющими речевые нарушения; обогащает круг представлений детей, делает обучение более доступным, способствует более глубокому и прочному усвоению учебного материала, сохранению устойчивого внимания и интереса детей на протяжении всего занятия. Применения логопедических сказок позволяет добиться выработки правильных, полноценных движений органов артикуляционного аппарата, значительного сокращения сроков формирования правильного звукопроизношения.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что для развития внутренней мотивации к логопедическим занятиям у младших школьников с общим недоразвитием речи использование методов сказкотерапии в коррекции нарушений звукопроизношения будет являться эффективным.
Объект исследования: звукопроизношение учащихся младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: возможности сказкотерапии как средства коррекции нарушений звукопроизношения детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Цель: выявить эффективность программы коррекции нарушений звукопроизношения учащихся младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи с элементами сказкотерапии.
Задачи:
- изучить методическую и теоретическую литературу по проблемам развития звукопроизношения у детей младшего школьного возраста;
- выявить особенности звукопроизношения учащихся младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня;
- разработать программу коррекции нарушений звукопроизношения с элементами сказкотерапии для учащихся младшего школьного возраста с ОНР III уровня;
- выявить эффективность программы коррекции нарушений звукопроизношения с элементами сказкотерапии для учащихся младшего школьного возраста с ОНР.
Методы исследования:
-теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы;
-эмпирические: методика обследования звукопроизношения Е.Ф. Архиповой;
-количественный и качественный анализ результатов.
База исследования: КГКОУ школы № 2 г. Комсомольск-на-Амуре. Было обследовано 10 учащихся 2 класса, имеющих третий уровень ОНР (4 девочки и 6 мальчиков).
Практическая значимость исследования: полученные данные могут быть использованы в работе логопедов и учителей в специальных школьных учреждениях, в речевых центрах, а также родителями, имеющими детей с нарушениями речи для коррекции звукопроизношения.
Структура работы состоит из введения, двух глав, выводов по двум главам, заключения, библиографического списка и приложений.
Глава 1 Теоретические аспекты формирования правильного звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи
1.1 Формирование звукопроизношения в онтогенезе и его особенности у детей с общим недоразвитием речи
Проблемы формирования звукопроизношения в онтогенезе изучали такие исследователи, как А. Н. Гвоздев, В. И. Бельтюков, М. Е. Хватцев, Т. Б. Филичева, М. Ф. Фомичева и многие другие.
А.А. Леонтьев считает, что осуществление речевой деятельности это одна из основных функций жизнедеятельности человека и одна из основ благоприятного развития ребенка.[33] Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Роль речи в развитии ребенка – тотальна. Основа интеллектуального развития – обеспечивает познание окружающего мира, успешное обучение. Речь способствует более благополучному развитию познавательных психических процессов, особенно словесно-логическому и абстрактному мышлению. Если ребёнок овладевает речью, то он успешно осваивает письмо и чтение, что благоприятно сказывается на высокой успеваемости в школе. Речевая деятельность является основой эмоционального развития. При наличии речевых нарушений (узкого словаря, связная речь нарушается, страдает регулирующая и планирующая функция речи, что отражается эмоциональности ребенка, его волевых проявлениях, умении себя контролировать). Речь является главной коммуникативной функцией и помогает наладить контакт со сверстниками, в противном случае, ребенок страдает от насмешек сверстников, что приводит к деформациям характера и поведения (замкнутости, стеснительности, нерешительности, агрессивности, злопамятности, мстительности).
Ребенок овладевает речью постепенно, переходя от более простых структур к более сложным. Овладение речью - активный процесс поисков, наблюдений, сравнений, установления отношений и обобщений, нуждающийся в использовании ребенком всех анализаторов.
Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей.
Этапы нормального речевого онтогенеза по А.А. Леонтьеву: подготовительный этап – с момента рождения до 1 г; преддошкольный – от 1 г. до 3-х лет; дошкольный – от 3 лет до 7 и школьный – от 7-ми лет до 17.
Подготовительный этап – подготавливает все речевые системы к освоению речи.
Крик, с помощью которого ребенок «общается» до 1 г. – первая голосовая реакция, тренирует и голосовые связки и дыхание.
Процесс питания (сосание) – активизирует органы артикуляции.
Общительность родителей – развивает психические процессы зрительное и слуховое внимание, память.
Подражательный рефлекс – закладывает первоосновы речи гуканье, гуление, лепет.
Преддошкольный этап – звукопроизношение несовершенно, ошибки в слоговом строе речи, накоплен небольшой словарь, освоение простых предложений, появление простых грамматических форм (число, род).
Одним из первых ребенок осваивает уровень звукопроизношения, под звукопроизношением понимается «процесс образования речевых звуков, осуществляемый энергетическим (дыхательным), генераторным (голосообразовательным) и резонаторным (звукообразовательным) отделами речевого аппарата при регуляции со стороны центральной нервной системы».
Дошкольный этап – на интуитивном уровне, не зная правил родного языка, дети владеют нормированной речью – правильное произношение, нормативная слоговая структура, богатый словарь, отсутствие ошибок в грамматическом строе речи, развернутая связная речь, готовы к освоению грамоты. В этот период значительно улучшается фонематическое восприятие: сначала ребенок начинает дифференцировать гласные и согласные звуки, далее — мягкие и твердые согласные и, наконец,— сонорные, шипящие и свистящие звуки. К 4 г. в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие. К этому же времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения и ребенок говорит совсем чисто.
А.Н. Гвоздев указывает, что в первую очередь у детей в онтогенезе формируются звуки, определяющие ядро русской фонологической системы: [а], [о], [п], [м], [т'], [д'], [д], [б], [н]. Позднее появляются звуки [э], [у], [и], [ы], [с], [ш], [ч], [щ], [л], [р]. В 3 года появляется умение произносить в стечении согласные. Появляются свистящие, дефекты смягчения и оглушения ещё остаются (зонтик - сёнтик). В 4 года должны появиться шипящие, уйти дефекты оглушения и смягчения. В начале 5-го года жизни у ребенка появляется умение произносить звуки [л], [л']. Также на 5-м году появляются звуки позднего генеза [р], [р'] и аффрикаты [ц], [ч].
Профессор М.Ю. Данилкина отмечает, что уже с полутора-двух месяцев ребёнок начинает что-то произносить. Сначала появляются гласные звуки, а затем – сложные комплексы звуков, похожие на «агу», «ага», «уги» и т.д. Длится этот период примерно до 5 месяцев, и с этого возраста в норме гуление плавно перетекает в лепет (если у ребенка сохранен слух и интеллект). В период лепета ребёнок повторяет за взрослым и произносит самостоятельно отдельные слоги и цепочки слогов, содержащие гласные и простые согласные: па-па-па, ма-ма-ма, га-га-га, бу-бу-бу и т.д. Продолжается период лепета до 10-12 месяцев.