Курсовая работа|Педагогика

Методика работы над сказкой в начальной школе

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2020 | Страниц: 44

Введение. 

Глава 1. Теоретические основы работы над сказкой в начальной школе. 

1.1. Особенности изучения сказки как литературного жанра в начальных классах  

1.2. Принципы работы со сказками в начальных классах. 

1.3. Анализ сказок, изучаемых в начальных классах. 

Глава 2. Методические подходы к работе над сказкой в начальной школе. 

2.1. Формы и приемы работы над сказкой на разных этапах ее восприятия школьниками. 

2.2. Методика работы над сказкой в начальной школе. 

2.3. Методические рекомендации по работе над сказкой в начальной школе. 

Заключение. 

Список литературы. 

Актуальность. На современном этапе наша страна находится на пороге цифровой эпохи, новой идеологии. Постепенно нарушаются культурные традиции, забываются заветы предков, теряется преемственность поколений. Поэтому необходимо с раннего возраста знакомить детей с русским фольклором, который хранит в себе не только национальную культуру, но и особенности речи, обычаев, нравственных устоев.

Сказка играет важную роль в обучении и воспитании младшего школьника. Она в простой и доступной форме рассказывает школьникам о добре и зле, правилах поведения в обществе, учит оценивать себя и других, а также развивает речь и коммуникативные навыки.

Изучением сказки с давних пор занимаются лингвисты, педагоги, фольклористы (В.Я. Пропп, Х. Хонти, А.Н. Веселовский, В.П. Аникин, Э.В. Померанцева, Ю.М. Соколова, Й. Болте, И. Поливка и другие). Педагоги также заинтересованы в изучении возможностей использования сказки в процессе обучения (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, И.Я. Яковлев, А.Н. Макаренко и другие).

Бесспорно, методика накопила достаточно богатый опыт в изучении сказок, но сам факт перехода школ на новый федеральный государственный образовательный стандарт, развитие методической науки, изыскания в области филологии позволяют вносить коррективы в систему изучения сказок в начальных классах.

Проблемой современной начальной школы является эпизодический характер изучения сказок, их образной системы в начальной школе. В некоторых случаях уроки по изучению сказок ограничены определенными классами, что не позволяет младшим школьникам последовательно систематизировать и обобщать знания по этому жанру.

Объект исследования - процесс работы над сказкой в начальной школе.

Предмет исследования – методика изучения сказки в начальной школе.

Цель работы – рассмотреть методику работы над сказкой в начальной школе.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Выявить особенности изучения сказки как литературного жанра в начальных классах.
  2. Охарактеризовать принципы работы со сказками в начальных классах.
  3. Проанализировать сказки, изучаемые в начальных классах.
  4. Рассмотреть формы и приемы работы над сказкой на разных этапах ее восприятия школьниками.
  5. Изучить методику работы над сказкой в начальной школе.
  6. Предложить методические рекомендации по работе над сказкой в начальной школе.

Методы исследования: изучение и анализ литературоведческой, методической и психолого-педагогической литературы.

Структура. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, и списка литературы.

 

Глава 1. Теоретические основы работы над сказкой в начальной школе

1.1. Особенности изучения сказки как литературного жанра в начальных классах

Начальные классы являются самым ответственным звеном в системе обучения и воспитания, так как в начальной школе закладывается база литературного и духовного развития школьников.

Одними из первых литературных произведений, с которыми знакомится младший школьник, являются сказки, мир которых прекрасен и увлекателен. Сказка — самый любимый учащимися начальных классов литературный жанр. Их привлекает занимательный сюжет, яркость образов, выразительность характеров персонажей. Слушая сказки, дети становятся участниками происходящих событий. Ученики легко «входят» в непривычную для них обстановку, мгновенно превращаясь в «Королевича» или «Белоснежку». Кроме ожидания необычайного, чудесного, волшебного детскому возрасту присуща еще одна особенность — желание подражать именно положительным героям сказки: добрым феям, храбрым принцам.

Сказку как отдельный жанр начали выделять не раньше XVII века. До этого границы между эпическими жанрами были стерты, под сказкой можно подразумевать любой устный рассказ, основанный на вымышленных или полувымышленных событиях.

В древние времена такие рассказы были главным инструментом передачи информации. Через мифы, легенды, былины люди транслировали свое представление мира, объясняли явления, которые не могли изучить и понять. Со временем у человечества появлялось больше способов изучить окружающий мир. Сказка утратила свою первоначальную функцию, стала исключительно художественной единицей. Вымышленные истории использовали для развлечения и назидания, рассказывали их преимущественно детям.

Сказки передавались из поколения в поколение, они обрастали новыми деталями. Поэтому у большинства сказок есть несколько вариантов, но основной сюжет и посыл всегда одинаковы. Так в сказках народ кодировал свою мудрость.

В фольклористике существует два «типа» определения сказки как жанра. Первый «тип» представлен определением. М.Соколова: «Под народной сказкой в широком смысле этого слова мы разумеем устно-поэтический рассказ фантастического, авантюрно-новеллистического и бытового характера». На наш взгляд, это определение не раскрывает специфические особенности жанра сказки, а лишь дает описание, перечисляющее разновидности сказки. Под такое определение вполне подойдут и сказ, и легенда, и быличка, и предание, и даже простой рассказ бытового характера [22].

Исследователи с давних времен стремились сузить определение и точнее охарактеризовать сказку. Так возник второй тип определений сказки. Родоначальником суженных определений можно считать К.С. Аксакова. Он обобщил в своем суждении ходячие представления о сказке и отличие ее от песен. Он писал: «Между сказками и песнями, по нашему мнению, лежит резкая черта. Сказка и песня различны изначала. Это различие установил сам народ, и нам всего лучше прямо принять то разделение, которое он сделал своей литературе. «Сказка-складка (вымысел), а песня-быль», – говорил народ, и слова его имеют смысл глубокий, который объясняется, как скоро обратим внимание на песню и сказку» [26].

По мнению К.С. Аксакова, вымысел повлиял на содержание сказок, на изображение места действия на них, на характеры действующих лиц: «В сказке очень сознательно рассказчик нарушает все пределы времени и пространства, говорит о тридесятом царстве, о небывалых странах и всяких диковинках». Вплоть до наших времен повторяют на разные лады это определение: «Подчеркнутая, сознательная установка на вымысел – основная черта сказки как жанра» [26].

Главный недостаток этого определения в том, что он не содержит социальной, жизненной характеристики сказочного вымысла. Что же касается самой «установки на вымысел», то такая установка есть и в других фольклорных жанрах. Существенным дополнением к распространенным определениям сказки должно стать указанием на особый характер и жизненное назначение самого вымысла в сказках. Надо охарактеризовать вымысел с точки зрения его отношения к реальности, исторического происхождения и идейно-художественных функций произведений.

Фантастика сознательно представляет вещи и явлений непохожими на те, которые мы привыкли видеть в жизни. Смещение реального плана в воспроизведении действительности оправдано назначением фантастического вымысла как особого приема поэтизации или нарочитого снижения воспроизводимого жизненного явления.

Сказочная фантастика создана творческими усилиями народа, и выявление социально-исторических и художественных оснований сказочной фантастики оказывается плодотворным только в том случае, когда во внимание принято массовое народное происхождение сказок. В фантастике, как в зеркале, отразились жизнь народа и его характер. Через сказку перед нами раскрывается тысячелетняя самобытная история народа. Фантастика сказок имела реальное жизненное основание, и ее конкретные формы складывались в самой тесной связи с действительностью. Большие изменения в жизни народа неизбежно приводили к изменению содержания фантастических образов и их форм. Раз возникнув, сказочный вымысел развивался в связи со всей совокупностью существующих народных представлений и понятий, не однажды подвергаясь новой и новой переработке. Генезис сказочной фантастики и характер тех изменений, которые испытывал фантастический образ на протяжении веков, объясняют природу всех важных свойств народных сказок.

К.Д. Ушинский говорил: «Сказки – это первые блестящие попытки русской педагогики» [15].

Современное определение сказки такое. Сказка – это вид занимательного устного повествования с фантастическим вымыслом, с необычным, но вполне законченным сюжетом, в котором добро обязательно побеждает зло [20].

Сказка — один из жанров фольклора; эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, героического или бытового характера. Сказку характеризует отсутствие претензий на историчность повествования, нескрываемая вымышленность сюжета. Сказка в разных формах и масштабах стремится к воплощению идеала человеческого существования. От других прозаических жанров сказка отличается более развитой эстетической стороной. Эстетическое начало проявляется в идеализации положительных героев, и в ярком изображении “сказочного мира”, и в романтической окраске событий.

Процесс знакомства с литературным произведением невозможен без восприятия. Под восприятием художественного литературного произведения понимается способность читателя сопереживать героям, авторам произведений, видеть динамику эмоций, воспроизводить в воображении картины жизни, созданные писателем, размышлять над мотивами, обстоятельствами, последствиями поступков персонажей, оценивать героев произведения, определять авторскую позицию, осваивать идею произведения, то есть находить в своей душе отклик на поставленные автором проблемы.

Мир сказок прекрасен и увлекателен для младших школьников. Для детей представляет интерес и сама форма повествования, принятая в сказке, напевность, красочность языка, яркость изобразительных средств. Образы в сказках колоритны, и в большинстве своем они четко делятся на добрых, справедливых, заслуживающих уважения и на злых, жадных, завистливых. Сила воздействия образов и сюжета сказки такова, что младшие школьники уже в процессе первого чтения ярко проявляют свои симпатии и антипатии к персонажам сказок, всецело встают на сторону угнетаемых, обездоленных, готовы прийти им на помощь. Дети искренне радуются, что побеждает справедливость: простые бедные люди выходят из беды, а злые погибают, т. е. зло наказано, добро восторжествовало. В этом, прежде всего, и состоит большая педагогическая ценность сказки.

Велико значение сказок как средства развития речи учащихся. Текст сказок — прекрасный материал для формирования навыков связной речи. Младшие школьники с удовольствием рассказывают сказки, сохраняя сказочные образные выражения и изобразительные средства (сравнения, эпитеты), а также принятый в сказках своеобразный синтаксический строй речи, структуру предложений, живость повествования.

В начальных классах школы, согласно программе, учащиеся лишь практически знакомятся с особенностями сказки как жанра фольклора. Отмечаются две существенные особенности сказки: наличие вымысла и композиционное своеобразие: зачин, повторы, концовка. В сказке обычно повторяется один основной эпизод. При этом в последний раз после повторяющегося эпизода, как правило, совершается контрастное событие и следует развязка.

Можно выделить следующие признаки жанра сказки: [16]

- Сюжет построен на противостоянии добра и зла. Положительные герои (спящая красавица, Иван-дурак, Иван-царевич, батыр, Алдар-косе) олицетворяют представление людей о высокой морали, справедливости, истинной красоте и пр. Отрицательные персонажи (злая мачеха, Кащей Бессмертный, Жезтырнак, Албасты и пр.) обычно символизируют темные силы, чуждые человеку.

- Используются устойчивые фразы. Например, в начале повествования часто встречаем «Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…», в конце — «Стали они жить-поживать и добра наживать», «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

- События наполнены волшебством. Зачастую главный герой или его помощники наделены особыми способностями либо используют чудесные предметы, прибегают к помощи волшебных животных.

- Персонаж сказки статичен, его характер не меняется на протяжении всей истории. Хорошие герои обязательно побеждают плохих, а зло всегда получает по заслугам.

Для того чтобы максимально эффективно использовать сказку с целью воспитания детей, необходимо знать особенности сказки как жанра. Рассмотрим наиболее характерные из них: [8].

  1. Сказка — древнейший жанр устного народного творчества, содержащий в себе общечеловеческие темы и идеи: торжества добра над злом, лжи над правдой, жизни над смертью, милосердия над жестокосердием, ума над хитростью и т. д.
  2. Признаки сказки: занимательность, установка на вымысел, повествовательность сюжета, особая форма построения, воспитательная функция;
  1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования/Начальная школа. М.: Просвещение, 2015.
  2. Арзамасцева И. Н., Николаева С. А. Детская литература: Учебник 2-е изд. / Арзамасцева И. Н., Николаева С. А. - М. - «Академия», Высшая школа, 2016. – 280 с.
  3. Бойкина Н. В. Литературное чтение. Диагностические работы для учащихся 3 класса/ Бойкина Н. В. - СПб: СМИО Пресс, 2017. - 272 с.
  4. Брауде Л. Ю. К истории понятия «литературная сказка» /Ю.Л. Брауде. М.: БАЛАСС, 2015. - 208 c.
  5. Вальгард С. Л. Очерки психологии чтения / С. Л. Вальгард. СПб.: Издательство РНБ, 2018. - 135 с.
  6. Волков Б.С. Психология младшего школьника: учебное пособие. / Б.С. Волков. М.: Академический Проект, 2015. - 348 с.
  7. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. М.: ВЛАДОС, 1996. - 468 с.
  8. Гусев В.Е. Фольклор: (История термина и его современные значения) // Начальная школа до и после. 2015. - №4.- С.115.
  9. Кагаров Е.Г. Что такое фольклор // Начальная школа. 2017. - № 2. - С. 228.
  10. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Литературное чтение // Школа России. Концепция и программы для нач. кл. В 2 ч. Ч. 1. / М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова. - М.: Просвещение, 2019. – с.340.
  11. Крестовский А. В. Роль народной сказки в воспитании духовно-нравственных качеств младших школьников / А. В. Крестовский // Сибирский педагогический журнал. – 2015. - №2. – С. 329.
  12. Лабодина Н.В. Чтение 1-4 класы. Тексты для проверки техники и выразительности чтения / Н.В. Лободина. Волгоград: Учитель, 2018. - 289 с.
  13. Лазарева В. А. Уроки литературного чтения в современной начальной школе / В. А. Лазарева // Начальная школа. – 2015. – № 2. – С. 210.
  14. Лазарева В.А. Литературное чтение. Методические рекомендации. - М.: Педагогика, 2016. - 219 с.
  15. Липовецкий М.Н. Литературное чтение в начальной школе. Привитие интереса к чтению младшего школьника / Т.Н. Лутова. Нижний Новгород: 2016. - 220 с.
  16. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальной школе. - М.: Академия, 2017. - 464 с.
  17. Миронова, Е.А. Развитие читательского интереса у младших школьников // Начальная школа. - 2011. - №8. - С. 475.
  18. Музыка Л.А. Интерес к чтению: как его пробудить? / Л.А. Музыка // Начальная школа. 2017. - с.274.
  19. Перова Г.М. Формирование читательских умений и навыков в начальных классах / Г.М. Перова. Тамбов: ТОИПКРО, 2017. – с. 340 с.
  20. Плешкова О.И. Теория литературы и практика читательской деятельности: учебное пособие / О.И. Плешкова. М.: ФЛИНТА, 2016. 208 с.
  21. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: учебное пособие для студентов пед. колледжей / И.П. Подласый. М.: ВЛАДОС, 2016. - 446 с.
  22. Пропп В.Я. Как читать детские книги на уроках чтения / Т.С. Пиче-оол // Начальная школа. 2015. - №4. - С.343.
  23. Романовская З.И. Чтение и развитие младших школьников. Приобщение к художественной литературе как к искусству/ З.И. Романовская. М.: Педагогика, 1982. - 120 с.
  24. Рыбникова М. А. Очерки по методике литературного чтения/М. А.Рыбникова М.: Учпедгиз, 1963. - 313 с.
  25. Светловская Н.Н. О литературном произведении и проблемах, связанных с его осмыслением при обучении младших школьников чтению // Начальная школа. - 2015. - №5. - С. 421.
  26. Светловская Н.Н., Обучение детей чтению. Практическая методика: учебное пособие для студ. пед. вузов / Н.Н. Светловская, Т.С. Пиче-оол. М.: Академия, 2016. - 288 с.
  27. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский М.: Концептуал, 2015. - 230 с.
  28. Шегаева, А. В. Особенности работы со сказкой на уроках литературного чтения в начальной школе / А. В. Шегаева. - Текст: непосредственный // Педагогическое мастерство: материалы IV Междунар. науч. конф. 2017. - С. 153.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское