Курсовая работа|Педагогика

Организация обучения информатике в классах филологического профиля с использованием дистанционных технологий

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2020 | Страниц: 52

ВВЕДЕНИЕ. 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКИ В КЛАССАХ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ.

1.1. Дидактический потенциал обучения информатики в аспекте дистанционных технологий. 

1.2. Анализ содержания школьного курса информатики на филологическом профиле  

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ОБУЧЕНИЮ ИНФОРМАТИКИ В КЛАССАХ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ.

2.1. Элективный курс «Информатика для филологов» по информатике для классов филологического профиля. 

2.2. Методические рекомендации по изучению курса Информатика для  филологов  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ   

Образование в России, как и во всем мире, является активно развивающимся и перспективным рынком. Информационные технологии стремительно развиваются и проникают во все сферы профессиональной деятельности. Образование не стало исключением, а напротив, использует новые технологии в организации образовательного процесса и учебной деятельности обучающихся. Одним из главных элементов инновационного образования, заключающих в себе огромный потенциал, все чаще называют дистанционное обучение.

В настоящее время дистанционное обучение находит всё более широкое применение на различных уровнях образования. Это связано с тем, что дистанционное обучение как инновационный образовательный процесс с использованием информационно-компьютерных технологий помогает школьникам реализовывать собственные образовательные цели, направленные на развитие личности. При использовании дистанционной формы обучения значимыми становятся не только знания, но главное — умение их применять для решения конкретных жизненных проблем, способы приобретения знаний и их успешное использование в различных жизненных ситуациях, а также умение принимать ответственные аргументированные решения [4, С.53].

На данный момент существует множество дистанцион­ных курсов, систем для дистанционного обучения, элективных курсов, в том числе и по информатике. Однако до сих пор недостаточное внимание уделялось созданию теоретических основ организации дистанционного обучения для филологического профиля и технологии отбора содержания элективных курсов, в том числе направленных на изучение фундаментальных основ информатики.

Данная работа посвящена разработке элективного курса по информатике с целью его преподавания в классах филологического профиля.

Объект исследования: методика обучения информатике в школе.

Предмет исследования: организация обучения информатике в классах филологического профиля с использованием дистанционных технологий.

Цель исследования: разработка элективного курса по информатике для изучения в классах филологического профиля с использованием дистанционных технологий.

Для реализации поставленной цели сформулированы следующие задачи:

  1. Проанализировать педагогическую литературу и исследования, посвященных изучению информатики в классах филологического профиля;
  2. Раскрыть психолого-педагогические нормативно-правовые аспекты дистанционного обучения;
  3. Предложить структуру курса для дистанционного обучения информатике старшеклассников филологического профиля;
  4. Реализовать предложенную структуру курса с помощью системы управления электронным обучением MOODLE;
  5. Предложить методические рекомендации по работе с курсом.

Методы исследования: теоретический – анализ литературы; эмпирические методы: диагностирование, анализ, обобщение педагогического опыта; методы анализа и интерпретации результатов.

Практическая значимость заключается в оценке результативности практического применения дидактических материалов, представленных в исследовании.

Структура работы соответствует логике исследования и включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.

Введение раскрывает актуальность, определяет цель, объект, предмет и задачи и методы исследования, раскрывает практическую значимость работы.

В первой главе рассматриваются теоретические основы дистанционного обучения, его средства, методы, формы, а также подходы к организации самостоятельной работы студентов в процессе дистанционного обучения. Анализируется деятельность преподавателя по управлению процессом обучения с использованием информационных коммуникационных технологий.

В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКИ В КЛАССАХ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

1.1.          Дидактический потенциал обучения информатики в аспекте
дистанционных технологий

Совершенствование методов обучения в школах стало предпосылкой изменения ценностей, определяющих итоговую цель образовательной деятельности. Сегодня главная задача – подбор образовательной программы на основе интересов и развития личности каждого учащегося, что делает образоваие более качественным. Основными ценностями образовательной деятельности выступают формирование в учащемся активности и творчества, развитие навыков мышления, самодисциплины.

Деятельность филолога заключается во всестороннем изучении и преподавании родного языка, начиная с истоков появления первоначальной версии и заказнчивая правилами современного языка. Происходит это путем изучения истории и культуры страны через текстовые носители, переданные из поколения в поколение. Путь развития и становления современного языка просматривается с его истоков, первых народов, постепенно рассматривается закономерность развития.

Развитие и применение филологических знаний сегодня имеет достаточно способов. Для более углубленного изучения филологии является возможным обучение в высших образовательных учреждениях – бакалавриат, магитартура, аспирантура. Полученные знания можно применить в работе перподавателем.

Помимо этого, филология находит широкое применение в СМИ – редкакторы, авторы публицистических статей, ведущие новостей и передач – все эти долности продразумевают знание языка на высоком уровне. Особенно в филологии ценятся авторы – писатели, поэты, авторы рекламных или информационных статей – эти люди выбирают флологию не только как профессию, но и как хобби, постоянно совершенствуя навык владения языком и применяя его в рабочей деятельности. Стоит отметить, что выбор карьеры автора позволяет выбрать для себя многочисленные направления написания абот, интересные непосредственно для автора. Классическое применение филологических знаний – преподавание в различных образовательных учреждения – от школа до вузов.

Так как преподавание является классической формой применения филологических навыков, будет рассмотрен пример – элективный курс по информатику для учащихся азличных образовательных учреждений.

Элективными курсами называют дополнительные обязательные занятия, предмет которых обучающийся выбирает самостоятельно. При отборе содержания элективных курсов учитывается преемственность компонента образовательного учреждения по отношению к федеральному компоненту образовательного стандарта. Современное понимание функциональной грамотности человека все больше включает в себя элементы информационных технологий, информационной культуры [6, С. 188].

Следует отметить, что ни одно образовательное или рабочее учреждение сегодня не обходится без использование информационных технологий в обучающей деятельности, что обуславливает необходимость подготовки обучающихся по курсу информатики. Отсюда вытекает ориентация практической деятельности на использование информационных технологий в элективных курсах различных сфер деятельности, включение в содержание элективов по информатике задач, учебных проектов, связанных с изучением всех других учебных предметов.

В современных социально-экономических условиях одной из задач, которая стоит перед российской системой образования, является предоставление широким слоям населения качественного и доступного образования, что невоз­можно без применения информационных и коммуникационных технологий. Применение информационных и коммуникационных технологий позволяет расширить доступность образования за счет включения в систему образования лиц, для которых иного способа вообще не существует. Встает вопрос о поиске, апробации и внедрении некоторой альтернативной, новой формы получения образова­ния, адекватной нарождающемуся информационному обществу. Она должна в полной мере обеспечивать право на получение образования, обозначенное в Конституции и в Законе об «Образовании», и удовлетворять принципу гуманности: никто не должен быть лишен воз­можности учится по причине бедности, географической изолированности, со­циальной незащищенности и невозможности посещать образовательные учре­ждения в силу физических недостатков или занятости производственными и личными делами. Такие возможности предоставляет относительно новая форма получения образования - дистанционное обучение. Эта форма получения образования позволяет:

  1. сделать все уровни образования доступным для широких слоев населения вне зависимости от места проживания, возрастного ценза, ус­ловий жизни и работы на основе полного равенства и в зависимости от способ­ностей каждого и, тем самым, реализовать потребности населения в образова­тельных услугах, а страны - в качественно подготовленных специалистах;
  2. реализовать важные и конструктивные идеи опережающего и непрерывного образования, быть способной реагировать на постоянно меняющиеся запросы рынка труда.

В зависимости от типа используемых средств обучения и выбора канала коммуникации для обеспечения обратной связи со слушателями выделяют сле­дующие виды дистанционного обучения:

Курсы на основе комплексных «кейс-технологий». В основу подобных кур­сов положена самостоятельная работа учащихся по изучению различных печат­ных и мультимедийных учебных материалов, предоставляемых в форме кейсов. Учебные материалы «кейсов» отличает интерактивность, предполагающая и стимулирующая познавательную деятельность слушателей. В последнее время при создании курсов на основе кейс-технологий их авторы переносят большую часть очных встреч со слушателями в среду Internet: внедряются такие формы учебной деятельности, как Internet-тьюториалы, консультирование по элек­тронной почте, виртуальные деловые игры и тренинги, конференции и др. [10, С. 152].

Курсы на основе телевизионных сетей и спутниковых каналов передачи данных. Телевидение широко используется для трансляции учебных передач. Часто учебные телепередачи интегрируются в учебное расписание очных курсов, дополняя учебные программы. Как правило, для трансляции учебных теле­передач служат каналы кабельного телевидения или спутниковые каналы. В ка­честве обратной связи используются каналы электронной почты. Подобные «вещательные» курсы очень широко распространены за рубежом. В России же пока единственным вузом, развивающим этот вид дистанционных курсов, явля­ется Современный гуманитарный университет.

Курсы на основе компьютерных сетевых технологий. В основе подобных курсов лежат интерактивные электронные учебные пособия различного вида и назначения: обучающие программы, электронные учебники, компьютерные тесты, базы знаний, доступные для слушателей с помощью глобальной сети In­ternet или же локальных сетей (Intranet) [8, С.152].

Наиболее распространенным методом внедрения информационных технологий в деятельность обучения является применение технологий дистанционного обучения, во время которого обучаемый имеет возможность получать необходимую информацию онлайн, не выходя из дома.

Применение технологий дистанционного обучения позволяет получать не только теорию, но и проводить творческую, проектную деятельность перед камерой, предоставляю преподавателю возможность визуально оценить качество выполняемой работы. Также, благодаря внедрению систем электронных тестирований, стало возможным проведение аттестаций дистанционно. Наибольшей актуальностью данные технологии пользовались во время пандемии в 2020 году. Здесь следует отметить, что оптимальное соотношение времени обучения в аудитории/дистанционно персонал образовательного учреждения определяет самостоятельно.

Универсальность, метапредметность информатики вытекает из самой сущ­ности предмета. Основой современного метода познания является формализа­ция, построение и изучение модели. Любая естественная наука имеет дело с моделями. Еще на заре становления европейской науки Г.В. Лейбницем была сформулирована мысль, что познание сути вещей равносильно раскрытию их внутренней формы. Информатика, по сути, и есть дисциплина, занимающая­ся построением и изучением этих «форм», т. е. информационных моделей. Ме­тапредметность информатики позволяет реализовать большую степень варьи­рования содержания курсов информатики, что должно быть учтено на данном этапе построения дистанционного курса по информатике.

Организация самостоятельной (индивидуальной или групповой) деятельности обучаемых в дистанционном обучении предполагает в не меньшей сте­пени, чем в очном обучении, использование новейших педагогических техно­логий, стимулирующих раскрытие внутренних резервов каждого слушателя и одновременно способствующих формированию социальных качеств личности (умению работать в коллективе, выполняя различные социальные роли, помо­гая друг другу в совместной деятельности, решая совместными усилиями сложные познавательные задачи). В первую очередь речь идет о широком при­менении метода проектов, обучения в сотрудничестве, исследовательских, про­блемных методов, разноуровневого обучения, модульного обучения.

Метод проектов предусматривает обязательное наличие проблемы, требующей исследования. Это определенным образом организованная поисковая, исследовательская деятельность учащихся, индивидуальная или групповая, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но органи­зации процесса достижения этого результата.

Этот процесс должен быть достаточно технологически проработан, с тем, чтобы создать для учащихся ситуацию, которая стимулирует их к совместной поисково-познавательной деятельности. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

  1. Акимова О.Б., Табаченко Т.С. Применение активных форм дистанционного обучения при подготовке магистров, 2018. - №1. - С. 16-21.
  2. Афанасьев К.Е., Шмакова Л.Е. Использование компьютеров и информационных технологий в преподавании математиков для филологов. // Успехи современного естествознания, 2004. - №10. - С. 75-76.
  3. Артюхова И. С. Проблема выбора профиля обучения в старшей школе // Педагогика, 2004. - №2. - С. 28-33.
  4. БараковаЕ. А. Учебная исследовательская деятельность - основа формирования регулятивных УУД // Междунар. науч.-исслед. журн. - Екатеринбург, 2016. - № 9-4 (51). - С. 53-56.
  5. Бесценная В. В. Конструирование содержания элективных курсов в профильном обучении: автореферат дис. канд. пед. наук: 13.00.01. - Омск, 2006. - 20 с.
  6. Билялова Л. Р., Газиев Э. Л., Ситшаева З. З., Узаков Т. К. Особенности формирования компетенций студентов филологических специальностей средствами свободного программного обеспечения, 2015. - С.187-190.
  7. Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика. 10 класс: учебник. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017. - 288 с.
  8. Босова, Л. Л. Информатика и ИКТ. 5-7 класс. Учебная программа и поурочное планирование / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011. -  152 с.
  9. Босова, Л. Л. Информатика и ИКТ. Учебная программа и поурочное планирование. 8-9 классы / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. -М.: Бином. Лаборатория знаний, 2012. – 826 с.
  10. Браже Т. Г. Интеграция предметов в современной школе // Литература в школе, 2004. - № 5. - С. 150-154.
  11. Вигурский К.В, Пильщиков И.А. Филология и современные информационные технологии (к постановке проблемы). // ИЗВЕСТИЯ АН. СЕРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ И ЯЗЫКА, 2003. - №2. - С. 9-16.
  12. Воронина Т. П. Образование в эпоху новых информационных технологий. -М.: АМО, 2008. - С.147.
  13. Гулевич А. А., Тимофеева Н. М. Отношение педагогов к проектированию и реализации элективных курсов // Молодежь и наука: актуальные проблемы педагогики и психологии, 2017. - №2. - С. 41-43.
  14. Душкин А. В. Роль элективных курсов по информатике в профессионально-образовательной траектории обучающихся // Вестник науки и образования, 2016. - № 11 (23). - С. 100-102.
  15. Емельянова Г. М. Подготовка будущего учителя к реализации интегративно-модульного обучения в школе: автореферат дис. канд. пед. наук: 13.00.08. – Курск, 2003. - 24 с.
  16. Камысова О.П. Информационные технологии в филологическом образовательном пространстве, 2012. - С. 13-16.
  17. КарташоваЛ.И. Методы активного обучения как средство развития универсальных учебных действий старшеклассников на уроках информатики / Л.И. Карташова // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. – 2017. - №1. – с. 24 – 34.
  18. КрасновА.Г. Особенности профильного обучения информатике учащихся старшей школы в условиях введения ФГОС. //Информатика в школе. 2016. - №6. – С. 59-62.
  19. Кравцов С.С. Теория и практика организации профильного обучения в школах РФ. – М.: Ин-т содержания и методов обучения РАО, 2007. - 57 с.
  20. Климович А.Ф., Рутковская И.В. Методические подходы к обучению информатике в классах филологического профиля. - Минск: Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», 2019. - С. 42-46.
  21. Котова О. С., Борисова Н. В. Методические особенности формирования универсальных учебных действий на уроках информатики. – Волгоград: Волгоградский государственный социально-педагогический университет, 2015. – С. 57 - 59.
  22. Кокорина И.В. Процессуальный аспект профессиональной направленности математического образования студентов-филологов и его реализация при изучении стохастических методов математической лингвистики. // Современные проблемы науки и образования, 2013. – № 2. – С. 136.
  23. Корзун О.О. Обучениемагистрантов проектированию элективных курсов для профильной школы // Среднее профессиональное образование, 2019. - № 2. - С. 29–31.
  24. КулаеваГ.М., Важина Е.Н. Формирование у студентов-филологов профессионально-методических умений на основе использования интерактивных технологий // Вестник Оренбургского гос. пед. университета, 2015. - № 1. - С. 167–177.
  25. Коменский Я. А. Великая дидактика // Избр. пед. соч. - М.: Учпедгиз, 1939. - 324 с.
  26. Коновалова Е. И. Элективный курс как фактор реализации индивидуальной образовательной траектории школьников // Вестник Бурятского государственного университета. Педагогика. Филология. Философия, 2013. - С. 130-133.
  27. Кривонос А.Н., Кривонос М.П. Использование элементов дистанционного обучения в процессе изучения современных информационных технологий студентами-филологами, 2019. - С. 13-17.
  28. ЛагашинаН. И., Левченко И. В. Элективные курсы по информатике как средство формирования профессионального самоопределения учащихся старших классов в условиях информатизации образования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования, 2008. - №2. - C. 98-102.
  29. Лагашина Н.И. Разработка элективных курсов по информатике, направленных на формирование профессионального самоопределения учащихся старших классов филогического профиля. // автореферат диссертации. - М.: Тул. гос. пед. ун-т им. Л.Н. Толстого, 2009. - 18 с.
  30. Ишкова С.Н., Божкова Е.М. Из истории развития филологического образования. – М.: Гардарики, 2005. – 60 с.
  31. Лягинова О. Ю. Формирование готовности педагогических кадров к разработке элективных курсов по информатике // Вестник Череповецкого государственного университета, 2010. - С. 17-21.
  32. Моисеев Н. Н. Информатика как базовая наука образования // Фундаментальные исследования, 1998. - №6. - С. 3-7.
  33. Меркулова Л.Д. Исследование проблемы формирования медиобразовательной компетентности будущих преподавателей – филологов, 2009. - № 7. - С. 29-31.
  34. Насс О.В. Системапрофессиональной подготовки будущего учителя информатики к организации и проведению занятий с применением компьютерных средств обучения: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01, 13.00.08: Уральск, 2003. - 184 c. 
  35. Коменский Я., Локк Д. Педагогическое наследие. - М.: Педагогика, 1989. - 419 с.
  36. Полунина И. Н. Интеграция курсов математики и информатики как фактор оптимизации общепрофессиональной подготовки в средней профессиональной школе. Екатеринбург: РГППУ, 2011. - 318 с.
  37. Поляков К. Ю., Еремин Е. А. Информатика. 11 класс. Базовый и углубленный уровни. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. – 304 с.
  38. Проханова Н.И. Система задач для обучения компьютерной верстке при организации элективного курса по информатике филологического профиля, 2005. - №5. - С. 12.
  39. Семакин И. Г., Залогова Л. А. Информатика: Базовый курс 7-9 кл. - М.: Бином. Лаборатория Знаний, 2003. – 184 с.
  40. Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Информатика. 10 класс: учебник. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. – 264 с.
  41. Угринович Н. Д. Информатика. 10 класс. Базовый уровень. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017. – 288 с.
  42. Угринович Н. Д. Информатика. 7-9 классы. Программа для основной школы / Н.Д. Угринович, М. С. Цветкова, Н. Н. Самылкина. - М.: Бином, 2015. – 600 с.
  43. Угринович Н. Д. Информатика и информационные технологии. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2017. – 512 с.
  44. Филяюшкина Т. А. Значение элективных курсов по информатике в профильных классах в средней школе // Информационные ресурсы в образовании. Материалы Международной научно-практической конференции, 2013. - С. 230-232.
  45. Шарова А.Н. Повышениеуровня осознанности знаний по информатике учащихся классов филологического профиля: автореферат дис. кандидата педагогических наук: 13.00.02, 2009. - С.23.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское