Образование в России, как и во всем мире, является активно развивающимся и перспективным рынком. Информационные технологии стремительно развиваются и проникают во все сферы профессиональной деятельности. Образование не стало исключением, а напротив, использует новые технологии в организации образовательного процесса и учебной деятельности обучающихся. Одним из главных элементов инновационного образования, заключающих в себе огромный потенциал, все чаще называют дистанционное обучение.
В настоящее время дистанционное обучение находит всё более широкое применение на различных уровнях образования. Это связано с тем, что дистанционное обучение как инновационный образовательный процесс с использованием информационно-компьютерных технологий помогает школьникам реализовывать собственные образовательные цели, направленные на развитие личности. При использовании дистанционной формы обучения значимыми становятся не только знания, но главное — умение их применять для решения конкретных жизненных проблем, способы приобретения знаний и их успешное использование в различных жизненных ситуациях, а также умение принимать ответственные аргументированные решения [4, С.53].
На данный момент существует множество дистанционных курсов, систем для дистанционного обучения, элективных курсов, в том числе и по информатике. Однако до сих пор недостаточное внимание уделялось созданию теоретических основ организации дистанционного обучения для филологического профиля и технологии отбора содержания элективных курсов, в том числе направленных на изучение фундаментальных основ информатики.
Данная работа посвящена разработке элективного курса по информатике с целью его преподавания в классах филологического профиля.
Объект исследования: методика обучения информатике в школе.
Предмет исследования: организация обучения информатике в классах филологического профиля с использованием дистанционных технологий.
Цель исследования: разработка элективного курса по информатике для изучения в классах филологического профиля с использованием дистанционных технологий.
Для реализации поставленной цели сформулированы следующие задачи:
- Проанализировать педагогическую литературу и исследования, посвященных изучению информатики в классах филологического профиля;
- Раскрыть психолого-педагогические нормативно-правовые аспекты дистанционного обучения;
- Предложить структуру курса для дистанционного обучения информатике старшеклассников филологического профиля;
- Реализовать предложенную структуру курса с помощью системы управления электронным обучением MOODLE;
- Предложить методические рекомендации по работе с курсом.
Методы исследования: теоретический – анализ литературы; эмпирические методы: диагностирование, анализ, обобщение педагогического опыта; методы анализа и интерпретации результатов.
Практическая значимость заключается в оценке результативности практического применения дидактических материалов, представленных в исследовании.
Структура работы соответствует логике исследования и включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.
Введение раскрывает актуальность, определяет цель, объект, предмет и задачи и методы исследования, раскрывает практическую значимость работы.
В первой главе рассматриваются теоретические основы дистанционного обучения, его средства, методы, формы, а также подходы к организации самостоятельной работы студентов в процессе дистанционного обучения. Анализируется деятельность преподавателя по управлению процессом обучения с использованием информационных коммуникационных технологий.
В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКИ В КЛАССАХ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
1.1. Дидактический потенциал обучения информатики в аспекте
дистанционных технологий
Совершенствование методов обучения в школах стало предпосылкой изменения ценностей, определяющих итоговую цель образовательной деятельности. Сегодня главная задача – подбор образовательной программы на основе интересов и развития личности каждого учащегося, что делает образоваие более качественным. Основными ценностями образовательной деятельности выступают формирование в учащемся активности и творчества, развитие навыков мышления, самодисциплины.
Деятельность филолога заключается во всестороннем изучении и преподавании родного языка, начиная с истоков появления первоначальной версии и заказнчивая правилами современного языка. Происходит это путем изучения истории и культуры страны через текстовые носители, переданные из поколения в поколение. Путь развития и становления современного языка просматривается с его истоков, первых народов, постепенно рассматривается закономерность развития.
Развитие и применение филологических знаний сегодня имеет достаточно способов. Для более углубленного изучения филологии является возможным обучение в высших образовательных учреждениях – бакалавриат, магитартура, аспирантура. Полученные знания можно применить в работе перподавателем.
Помимо этого, филология находит широкое применение в СМИ – редкакторы, авторы публицистических статей, ведущие новостей и передач – все эти долности продразумевают знание языка на высоком уровне. Особенно в филологии ценятся авторы – писатели, поэты, авторы рекламных или информационных статей – эти люди выбирают флологию не только как профессию, но и как хобби, постоянно совершенствуя навык владения языком и применяя его в рабочей деятельности. Стоит отметить, что выбор карьеры автора позволяет выбрать для себя многочисленные направления написания абот, интересные непосредственно для автора. Классическое применение филологических знаний – преподавание в различных образовательных учреждения – от школа до вузов.
Так как преподавание является классической формой применения филологических навыков, будет рассмотрен пример – элективный курс по информатику для учащихся азличных образовательных учреждений.
Элективными курсами называют дополнительные обязательные занятия, предмет которых обучающийся выбирает самостоятельно. При отборе содержания элективных курсов учитывается преемственность компонента образовательного учреждения по отношению к федеральному компоненту образовательного стандарта. Современное понимание функциональной грамотности человека все больше включает в себя элементы информационных технологий, информационной культуры [6, С. 188].
Следует отметить, что ни одно образовательное или рабочее учреждение сегодня не обходится без использование информационных технологий в обучающей деятельности, что обуславливает необходимость подготовки обучающихся по курсу информатики. Отсюда вытекает ориентация практической деятельности на использование информационных технологий в элективных курсах различных сфер деятельности, включение в содержание элективов по информатике задач, учебных проектов, связанных с изучением всех других учебных предметов.
В современных социально-экономических условиях одной из задач, которая стоит перед российской системой образования, является предоставление широким слоям населения качественного и доступного образования, что невозможно без применения информационных и коммуникационных технологий. Применение информационных и коммуникационных технологий позволяет расширить доступность образования за счет включения в систему образования лиц, для которых иного способа вообще не существует. Встает вопрос о поиске, апробации и внедрении некоторой альтернативной, новой формы получения образования, адекватной нарождающемуся информационному обществу. Она должна в полной мере обеспечивать право на получение образования, обозначенное в Конституции и в Законе об «Образовании», и удовлетворять принципу гуманности: никто не должен быть лишен возможности учится по причине бедности, географической изолированности, социальной незащищенности и невозможности посещать образовательные учреждения в силу физических недостатков или занятости производственными и личными делами. Такие возможности предоставляет относительно новая форма получения образования - дистанционное обучение. Эта форма получения образования позволяет:
- сделать все уровни образования доступным для широких слоев населения вне зависимости от места проживания, возрастного ценза, условий жизни и работы на основе полного равенства и в зависимости от способностей каждого и, тем самым, реализовать потребности населения в образовательных услугах, а страны - в качественно подготовленных специалистах;
- реализовать важные и конструктивные идеи опережающего и непрерывного образования, быть способной реагировать на постоянно меняющиеся запросы рынка труда.
В зависимости от типа используемых средств обучения и выбора канала коммуникации для обеспечения обратной связи со слушателями выделяют следующие виды дистанционного обучения:
Курсы на основе комплексных «кейс-технологий». В основу подобных курсов положена самостоятельная работа учащихся по изучению различных печатных и мультимедийных учебных материалов, предоставляемых в форме кейсов. Учебные материалы «кейсов» отличает интерактивность, предполагающая и стимулирующая познавательную деятельность слушателей. В последнее время при создании курсов на основе кейс-технологий их авторы переносят большую часть очных встреч со слушателями в среду Internet: внедряются такие формы учебной деятельности, как Internet-тьюториалы, консультирование по электронной почте, виртуальные деловые игры и тренинги, конференции и др. [10, С. 152].
Курсы на основе телевизионных сетей и спутниковых каналов передачи данных. Телевидение широко используется для трансляции учебных передач. Часто учебные телепередачи интегрируются в учебное расписание очных курсов, дополняя учебные программы. Как правило, для трансляции учебных телепередач служат каналы кабельного телевидения или спутниковые каналы. В качестве обратной связи используются каналы электронной почты. Подобные «вещательные» курсы очень широко распространены за рубежом. В России же пока единственным вузом, развивающим этот вид дистанционных курсов, является Современный гуманитарный университет.
Курсы на основе компьютерных сетевых технологий. В основе подобных курсов лежат интерактивные электронные учебные пособия различного вида и назначения: обучающие программы, электронные учебники, компьютерные тесты, базы знаний, доступные для слушателей с помощью глобальной сети Internet или же локальных сетей (Intranet) [8, С.152].
Наиболее распространенным методом внедрения информационных технологий в деятельность обучения является применение технологий дистанционного обучения, во время которого обучаемый имеет возможность получать необходимую информацию онлайн, не выходя из дома.
Применение технологий дистанционного обучения позволяет получать не только теорию, но и проводить творческую, проектную деятельность перед камерой, предоставляю преподавателю возможность визуально оценить качество выполняемой работы. Также, благодаря внедрению систем электронных тестирований, стало возможным проведение аттестаций дистанционно. Наибольшей актуальностью данные технологии пользовались во время пандемии в 2020 году. Здесь следует отметить, что оптимальное соотношение времени обучения в аудитории/дистанционно персонал образовательного учреждения определяет самостоятельно.
Универсальность, метапредметность информатики вытекает из самой сущности предмета. Основой современного метода познания является формализация, построение и изучение модели. Любая естественная наука имеет дело с моделями. Еще на заре становления европейской науки Г.В. Лейбницем была сформулирована мысль, что познание сути вещей равносильно раскрытию их внутренней формы. Информатика, по сути, и есть дисциплина, занимающаяся построением и изучением этих «форм», т. е. информационных моделей. Метапредметность информатики позволяет реализовать большую степень варьирования содержания курсов информатики, что должно быть учтено на данном этапе построения дистанционного курса по информатике.
Организация самостоятельной (индивидуальной или групповой) деятельности обучаемых в дистанционном обучении предполагает в не меньшей степени, чем в очном обучении, использование новейших педагогических технологий, стимулирующих раскрытие внутренних резервов каждого слушателя и одновременно способствующих формированию социальных качеств личности (умению работать в коллективе, выполняя различные социальные роли, помогая друг другу в совместной деятельности, решая совместными усилиями сложные познавательные задачи). В первую очередь речь идет о широком применении метода проектов, обучения в сотрудничестве, исследовательских, проблемных методов, разноуровневого обучения, модульного обучения.
Метод проектов предусматривает обязательное наличие проблемы, требующей исследования. Это определенным образом организованная поисковая, исследовательская деятельность учащихся, индивидуальная или групповая, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но организации процесса достижения этого результата.
Этот процесс должен быть достаточно технологически проработан, с тем, чтобы создать для учащихся ситуацию, которая стимулирует их к совместной поисково-познавательной деятельности. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.