ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты реализации проектов в малом бизнесе
1.1. Сущность и особенности малого бизнеса
1.2. Понятие проектов, их виды. Роль проектов в развитии предприятия малого бизнеса
1.3. Особенности разработки и внедрения проектов в малом бизнесе
Глава 2. Оценка эффективности деятельности предприятия малого бизнеса на примере ООО «Вест-Строй»
2.1. Организационно-экономическая характеристика деятельности предприятия
2.2. Анализ рыночных позиций предприятия
2.3. SWOT-анализ деятельности предприятия и стратегия его развития
Глава 3. Проект развития предприятия малого бизнеса ООО «Вест-Строй»
3.1. Разработка проекта развития предприятия
3.2. Экономическое обоснование и сетевой график проекта
3.3. Оценка эффективности разработанного проекта
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. Одним из ключевых элементов устойчивого развития региональной экономики является развитие в ней малого предпринимательства, которое способствует формированию «здоровой» конкурентной среды, обеспечению занятости населения, увеличению производства валового регионального продукта, росту реальных доходов населения, повышению качества жизни, пополнению доходной части местных и региональных бюджетов.
Малый бизнес в силу ограниченности масштабов деятельности, относительно не ёмких рынков ресурсов и сбыта, а также иных специфических особенностей направлен в основном на удовлетворение местных потребностей в товарах и услугах и, следовательно, имеет преимущественно региональную направленность.
Значительный интерес к развитию малого предпринимательства в последние годы обусловлен различными обстоятельствами. С одной стороны, малые фирмы позволяют создать эффективную экономическую базу использования производственного потенциала регионов, формируют условия для развития предпринимательства во всех рыночных нишах, дают значительное число новых рабочих мест, обеспечивают удовлетворение потребностей населения, в определенной степени снижают последствия социальных потрясений, связанных с экономическим переустройством нашего общества.
С другой стороны, малые фирмы требуют намного меньше капитала для их пуска, они неохотно осуществляют рискованные мероприятия с целью получения больших доходов и часто очень чувствительны к регулирующим корректировкам, так что малейшая реформа может оказать на них сильное влияние.
Все это обуславливает актуальность разработки и реализации проектов развития предприятий малого бизнеса. Управление проектами — особая область менеджмента, применение которой дает ощутимые результаты. Профессионалы в этой области высоко ценятся, а сама методология управления проектами стала фактическим стандартом управления на многих тысячах предприятий и применяется в той или иной степени практически во всех крупных корпорациях. Проектный менеджмент представляет собой реализацию определенных специальных задач внутри существующей структуры предприятия или между различными предприятиями, при которых, по возможности, не должно быть оказано отрицательное воздействие на исходные производственные задачи. Реализация деятельности компаний в форме проектов - объективная необходимость в современных конкурентно-рыночных условиях хозяйствования.
Управление проектами – это одна из наиболее эффективных управленческих технологий, основу, которой составляют планирование, мотивация, гибкая организационная структура и оптимальные коммуникации внутри выбранного проекта. Любое изменение в деятельности организации затрагивает интересы большого количества клиентов, подразделений и сотрудников. Традиционное функциональное управление, ориентированное на устоявшиеся процессы, не справляется с быстрыми и существенными изменениями, которые должны быть выполнены для осуществления масштабных преобразований. В этих условиях проектная деятельность является наиболее приемлемой организационной формой реализации постоянных изменений в компании.
Цель работы состоит в разработке проекта развития предприятия малого бизнеса ООО «Вест-Строй».
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- исследовать сущность и особенности малого бизнеса;
- рассмотреть понятие и виды проектов; выявить роль проектов в развитии предприятий малого бизнеса;
- рассмотреть особенности разработки и внедрения проектов в малом бизнесе;
- представить организационно-экономическую характеристику деятельности предприятия малого бизнеса ООО «Вест-Строй»;
- провести анализ рыночных позиций предприятия;
- провести SWOT-анализ деятельности компании и определить направления стратегии ее развития;
- разработать проект развития предприятия;
- провести экономическое обоснование проекта и построить сетевой график проекта;
- оценить эффективность разработанного проекта.
Объект исследования – предприятие малого бизнеса ООО «Вест-Строй».
Предмет исследования – проект развития ООО «Вест-Строй».
Научно-методической основой работы явились труды российских и зарубежных авторов, монографии, научная и учебная литература, периодические издания, информация из сети Интернет, материалы научно-практических конференций.
В работе использовались следующие методы исследования: теоретический анализ и синтез, обобщение и конкретизация положений и выводов зарубежных и отечественных ученых, эмпирических данных и результатов научных исследований, посвященных проблемам формирования проектных команд, социально-экономический анализ, комплексный экономический анализ, логический анализ, метод опроса, наблюдение, балансовый метод, метод системного анализа и комплексного подхода.
Структура работы подчинена целям и задачам исследования и включает введение, три главы основного текста с выводами после каждой из глав, заключение, список литературы, приложения.
Практическая значимость работы состоит в разработке проекта развития ООО «Вест-Строй».
Глава 1. Теоретические аспекты реализации проектов в малом бизнесе
- Сущность и особенности малого бизнеса
Малое предпринимательство выполняет огромную социальную роль, поддерживая экономическую активность большей части населения, обеспечивает значительные налоговые поступления в бюджет Развитие малого и среднего предпринимательства в РФ выступает приоритетным направлением государственной социально-экономической современной политики.
Малый бизнес формирует значимый сектор современной экономики России, выполняя важнейшие социально-экономические функции. На сегодняшний день, можно встретить множество определений понятию «малый бизнес» («малое предпринимательство»). Совокупность подходов к определению данного термина в целом можно разделить на законодательную и экономическую составляющую.
С точки зрения законодательства к среднему и малому предпринимательству (СМП) относят экономических субъектов (Рисунок 1), которые в соответствии с определенными условиями относятся к малому и среднему бизнесу и сведения, о которых указываются в едином реестре субъектов МСП.
Критерии малого и среднего предпринимательства (СМП) приведены в ФЗ № 209-ФЗ от 24.07.2007 «О развитии малого среднего предпринимательства в Российской Федерации» [2], а также лимитированы доходы таких субъектов в Постановлении Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» [4].
Рисунок 1 – Субъекты малого предпринимательства
Основные критерии малого предприятия представим в таблице 1.
Таблица 1
Критерии малого предпринимательства в Российской Федерации
Наименование критерия
|
Характеристика критерия
|
Среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год
|
До 100 человек (микропредприятия до 15 человек)
|
Доход за предшествующий календарный год, полученный от всех видов деятельности, и применим по всем налоговым режимам
|
До 800 млн. руб. (микропредприятия до 120 млн. руб.)
|
Процент участия в уставном фонде иных обществ
|
1. Процент членства государства, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных организаций или благотворительных фондов составляет не более 25%.
|
2. Процент членства иностранных юридических лиц или российских юридических лиц (не имеющих статуса малого предприятия) составляет не более 49%
|
В современной экономической литературе существует многообразие трактовок понятию «малый бизнес» («малое предпринимательство»).
Е. Е. Кузьмина дает следующее определение: «Малым предпринимательством признается предпринимательская деятельность, осуществляемая определенными субъектами рыночной экономики по установленным законом критериям (показателям)»…« характеризуется небольшим количеством работников и объемами производства, значительной частью рисковой (производственной, торговой, научной) деятельности, собственник которого несет полную ответственность за результаты хозяйствования, самостоятельно принимает управленческие решения для получения прибыли» [4, 110].
Н. А. Проданова и соавторы трактуют «малое предпринимательство» («малый бизнес») как «предпринимательство, опирающееся на деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения. Малый бизнес или малое предпринимательство представляет собой многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной степени определяют социально-экономический и, отчасти, политический уровень развития страны» [45, 12].
Объединяя формулировки понятий можно сказать, что малый бизнес представляет собой объединение лиц или одно лицо, осуществляющие предпринимательскую деятельность с определенной долей риска, имеющих небольшие масштаб деятельности и количество трудовых ресурсов; которые соответствуют определенным критериям согласно законодательству РФ и сведения, о которых отражаются в едином реестре субъектов МСП.
Условно малый бизнес состоит из объединений, которые можно классифицировать. На сегодняшний день существует множество подходов к классификации малых предприятий основанных видах формы собственности, юридической организации, занятости, а также видов деятельности и способах организациях.
Е. Е. Кузьмина разделяет предприятия по следующим признакам (Таблица 2).
К представленным признакам можно добавить следующие классификационные признаки: размер выручки (небольшой; средний; предельный); самостоятельности бизнеса (отдельный бизнес; в рамках группы предприятий); способ ведения налогового учета (УСН, ОСН, ЕСХД, патент); способ ведения бухгалтерского учета (общий; упрощенный).
Таблица 2
Разновидности малых предприятий
Признак
|
Вид
|
Численный
|
микропредприятия
малые предприятия
ИП
|
Организационно-правой
|
хозяйственные общества
хозяйственный товарищества
хозяйственные партнерства
производственные кооперативы
потребительские кооперативы
крестьянские (фермерские) хозяйства
ИП
|
Юридический
|
с образованием юридического лица
без образования юридического лица
|
Отраслевой
|
строительные предприятия;
торговые предприятия;
обрабатывающие предприятия;
предприятия оказывающие услуги.
|
Хозяйственная динамика
|
стабильные организации;
растущие предприятия;
умирающие организации
|
Вид деятельности
|
инновационные;
коммерческие;
фермерские.
|
Обозначив понятие малого бизнеса, его критериев и возможных подходов к его классификации возникает вопрос о сущности малых предприятий и роли для экономики и общества. Сущность и роль малого бизнеса могут быть раскрыты в его основных функциях (Таблица 3).
Таблица 3
Социально-экономические функции малого бизнеса [16, c. 22]
Экономические
|
Социальные
|
1
|
2
|
Создание широкого спектра товара и услуг с учетом дифференцированного спроса потребителей
|
Содействует формированию среднего класса
|
Обеспечение мобильности факторов производства
|
Способствует росту доли экономические активного населения
|
Создание необходимой конъектуры рынка в условиях конкуренции
|
Оказывает влияние на самореализацию личности за счет возможности выбора профессиональной деятельности
|
Г енерирование и внедрение инноваций
|
Предоставляет рабочие места, обеспечивает трудоустройство определенной части населения
|
Продолжение таблицы 3
1
|
2
|
Содействует мобилизации ресурсов (трудовых, финансовых, природных, в том числе местных, а также отходов производств) не задействованных крупным бизнесом
|
В процессе своей деятельности предоставляется возможность к приобретению новых навыков, умений и квалификаций
|
Стоит отметить, что рассмотренные функции малого бизнеса схожи с задачами государства в ряде социально-экономических вопросов. Также появление малых предпринимателей является одним из способов противодействия явлению монополизации экономики. Соответственно, малое предпринимательство – условие эффективного решения задач антимонопольного регулирования. За счет определенной степени мобильности и гибкости производства малое предпринимательство является звеном в цепочке обеспечения экономического роста.
Влияние на экономический рост малого бизнеса в современных условиях имеет несколько аспектов.
Во-первых, малый бизнес создает условия для гибкой организации трудовых ресурсов, позволяя сохранить в периоды экономического кризиса трудовой потенциал общества.
Во-вторых, малое предпринимательство развивая и сохраняя трудовой потенциал общества, содействует росту его качества, формируя важнейшие условие для инновационной деятельности.
В-третьих, аккумулируются факторы экономического роста, которые позволяют добиваться экономии всех видов ресурсов за счет оптимального их использования [16, c. 113].
Таким образом, малый бизнес обладает гибкостью организационной формы экономики. Основная его цель – работа, ориентированная на специализированный и локальный рынок товаров и услуг. Эта форма хозяйственной деятельности, учитывающая имеющийся уровень общественного разделения труда и открывающая новые области для развития инновационной экономики.