ВВЕДЕНИЕ
- ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОУ И ШКОЛЫ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
1.1 Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
1.2 Роль преемственности детского сада и школы
1.3 Основные формы обеспечения преемственности детского сада и школы
- ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В РАБОТЕ ДОУ И ШКОЛЫ
2.1 Уровень сформированности готовности детей к школе
2.2 Развивающие занятия, проходящие в процессе преемственности в работе ДОУ и школы
2.3 Результат преемственности ДОУ и школы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Сегодня начальное образование обусловлено актуальным процессом изменения современной образовательной ситуации в начальной школе: имеет место вариативность педагогических систем и моделей, осуществляется личностно ориентированная развивающая парадигма обучения младших школьников. Каждый ребенок должен иметь правильную самооценку, обусловленную положительным отношением к самому себе, ребенок должен быть полноценной личностью, способной успешно овладевать новой для себя ролью ученика.
Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. Отличительная особенность положения ученика, школьника состоит в том, что его учеба является обязательной, общественно значимой деятельностью. За нее он несет ответственность перед учителем, школой, семьей.
Проблема готовности дошкольников к обучению в школе в нашей стране является актуальной на протяжении достаточно большого количества времени. Во многом это связано с тем, что происходящие динамичные социально-экономические преобразования в обществе, не могли не отразиться и на системе требований к выпускникам дошкольных образовательных организаций. Хотя по по-прежнему традиционно одной из основных целей дошкольного образования является подготовка детей к дальнейшему обучению в школе.
Преемственность между детским садом и школой предполагает направленность, ориентацию работы ДОУ на требования, которые предъявляются к ребенку, а также учет педагогами школы достигнутого уровня общего развития ребенка. Дошкольными образовательными учреждениями осуществляется широкая воспитательно-образовательная работа по подготовке детей к школе, которая должна быть разносторонней и начинаться именно в детском саду и семье. Наличие преемственности в работе детского сада и школы – условие успешного осуществления задачи по подготовке ребенка к школе. Именно всем выше перечисленным и обусловлена актуальность нашей работы.
Цель работы - изучение проблемы преемственности в работе дошкольных образовательных учреждений и школы. В рамках заданной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть роль преемственности детского сада и школы;
- определить основные формы обеспечения преемственности детского сада и школы;
- выявить уровень сформированности готовности детей к школе;
- разработать и апробировать развивающие занятия, которые можно использовать в процессе преемственности в работе ДОУ и школы;
- проанализировать результат преемственности ДОУ и школы.
Практическая значимость работы заключается в возможности использовать собранный материал в работе воспитателей ДОУ и учителей начальных классов. Новизна работы в авторском взгляде на данную проблему.
-
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОУ И ШКОЛЫ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
1.1 Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
К концу дошкольного возраста ребёнок представляет собой личность. Он отдаёт себе отчёт в том, какое место ему предстоит занять в ближайшем будущем (он пойдёт учиться в школу), он открывает для себя новое место в социальном пространстве человеческих отношений.
Начало школьного обучения практически совпадает с периодом второго физиологического кризиса, который приходится на возраст 7 лет. По словам Л.С. Выготского, этим кризисом открывается школьный возраст. В период кризиса семи лет существенно изменяется весь психологический облик ребёнка, коренным образом перестраиваются его отношения с социальным окружением [6: с. 188].
Внешне кризис проявляется заметными изменениями в поведении ребёнка: появляются манерничанье, кривлянье, бросающаяся в глаза демонстративность. Всё это похоже на странное немотивированное поведение. Ребёнок не поддается воспитанию, перестает придерживаться хорошо знакомых, привычных норм поведения, особенно при выполнении повседневных бытовых требований.
Эти внешне негативные проявления скрывают глубокие изменения в психической жизни ребёнка, которыми и обусловлен основной психологический смысл семилетнего кризиса.
Следуя за Л.С. Выготским, понимаем, что в основе этих изменений утраченная детская непосредственность. Ребёнок, вступая в полосу кризиса, лишается детской наивности; все его проявления: поведение, отношения с окружающими - становятся не такими, как раньше. Теперь поведение ребёнка не дает взрослым однозначно судить, о чем он думает, что чувствует, за что переживает, чего хочет на самом деле. У ребёнка появилась внутренняя жизнь, недоступная окружающим [6: с. 221].
Теперь произвольность присутствует и во всей психической жизни ребенка. Если раньше, будучи дошкольником, он более или менее произвольно вел себя только в играх или опираясь на помощь взрослого, то в 6-7 лет эта произвольность внутри самого ребёнка, распространяясь на различные сферы жизнедеятельности.
Также и существенно изменяется его эмоционально-мотивационная сфера. Впервые ребенок обобщает переживания. Череда успехов или неудач, каждый раз переживаемых ребёнком, ведёт к формированию устойчивых аффективных комплексов, проявляющихся в чувстве неполноценности, ущемленном самолюбии или, напротив, чувстве собственного величия, значимости, таланта, компетентности.
Самосознание является особой формой осознания человеком самого себя и своей сущности, проявляющегося в виде самовосприятия, самооценки и самоконтроля. Самосознание выделяет личность человека среди других живых существ, так как только ей присуща способность обращать психическую деятельность на самое себя, свой внутренний мир, формировать образ "Я". Самосознание предполагает различение своего внутреннего мира (образ "Я") и того, что окружает личность (образ "НЕ Я"). Самосознание каждого человека развивается от более элементарных форм (самоощущения, самовосприятия) к более сложным (самопознание, самооценка, саморефлексия). Самосознание определяет все поведение человека.
В структуру самосознания входят три компонента:
- Когнитивный (познавательный) или самопознание - это знание индивида о самом себе. Знание индивида о себе складываются в определенный образ «Я». Образ «Я» - это относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая, система представлений индивида о самом себе.
«Я-образ» включает три составляющие, одна из которых может преобладать:
а) «реальное Я» - это представление о себе в момент самого переживания,
б) «идеальное Я» - это то, каким человек должен был бы стать, по его мнению, чтобы соответствовать социальным нормам (под влиянием литературы, кино),
в) «фантастическое Я» - это то, каким человек желал бы стать, если бы это оказалось для него возможным.
- Оценочный или самоотношение.
Это отношение к тому, что человек знает о себе, т.е. оценка тех качеств, которые входят в его представление о себе. Все эти отношения человека к себе складываются в самооценку.
Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди людей. Самооценка складывается на основе сопоставлений себя и других людей, себя и какого-то эталона (реального и идеального «Я»), на основе мнений, которые человек слышит о себе.
Самооценку различают:
а) по уровню – завышенную (или комплекс превосходства, т.е. человек переоценивает себя в ситуациях, которые не дают для этого повода), заниженную (или комплекс неполноценности, т.е. человек неуверен в себе и занижает мнение о себе) и среднюю.
б) по адекватности – адекватную (т.е. человек правильно оценивает свои достоинства и недостатки) и неадекватную (человек неверно себя оценивает).
Самооценка связана с уровнем притязаний личности, проявляющимся в степени трудности целей, которые человек ставит перед собой.
- Поведенческий или самореализация.
Человек строит свое поведения, опираясь на знание о себе и отношение к себе, т.е. на самооценку. В зависимости от уровня и адекватности самооценки могут вести себя по-разному.
Самосознание – понимание того, что собой представляет ребенок, какими качествами обладает, как относятся к нему окружающие и чем вызывается это отношение – считается центральным новообразованием всего периода дошкольного детства. Наиболее явно самосознание проявляется в самооценке, то есть, в том, как ребенок оценивает свои достижения и неудачи, свои качества и возможности. Самооценка появляется во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки («Я хороший») и рациональной оценки чужого поведения [6: с. 123].
Еще одна линия развития самосознания – осознание своих переживаний.
Для этого периода характерна половая идентификация:
- ребенок осознает себя как мальчика или девочку;
- происходит осознание стереотипов поведения по мужскому или женскому типу.
Начинается осознание себя во времени.
Кризис 7 лет – это период рождения социального «Я» ребенка
- Ребенок приходит к осознанию своего места в мире общественных отношений.
- Он открывает для себя значение новой социальной позиции – позиции школьника.
- Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей.
- Происходит обобщение переживаний.
- Возникает внутренняя жизнь ребенка.
- Изменяется структура поведения: появляется смысловая ориентировочная основа поступка.