Введение
Глава 1. Исследование проблемы агрессивности младших школьников в психологической литературе
1.1. Особенности межличностных отношений и эмоциональной сферы младших школьников
1.2. Понятие и основные причины агрессивности младших школьников
1.3. Формы проявления агрессивности младших школьников под влиянием внутрисемейных отношений и отношений со сверстниками
Актуальность исследования. Сегодня, в век развития информационных технологий, перед родителями стоит большая ответственность в деле правильного воспитания детей, необходимы знание психологии ребенка, его индивидуально-возрастных особенностей, проблем, возникающих в школе между ребенком и сверстниками, наличие у них общих представлений о педагогической психологии и т. д. Все это тот минимум сведений, которыми должны располагать родители.
В современных условиях общественного развития, изменений в социально-образовательной сфере педагоги, школьные психологи, родители наблюдают рост агрессивных тенденций у детей младшего школьного возраста, что представляет одну из острейших социальных проблем нашего общества.
Психологи отмечают, что в младшем школьном возрасте ребенок зачастую не видит иного выхода из некоторых ситуаций, в том числе для самоутверждения, кроме драки или, по крайней мере, словесных угроз.
Проблема проявления агрессивности у младших школьников рассматривается как одна из ключевых в области современной психологии. Ее изучением занимались ученые из различных психологических школ, что, однако, не исчерпало проблему, а лишь подчеркнуло ее глубину и определило ряд направлений по изучению природы агрессивности, а так же видов и форм ее проявлений.
При всем обилии появившихся исследований в современной западной и отечественной психологии ощущается недостаточная разработанность социальных, психологических, гендерных, а так же возрастных аспектов проблемы человеческой агрессивности. Ни одна из теорий не может дать полный и всеобъемлющий ответ на определение агрессии, ее причин, но позволяет изучить и объяснить определенный аспект проблемы.
Психологические особенности детей младшего школьного возраста изучались такими учеными, как: Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В.Давыдов, а также Б.Г.Ананьев, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Н.И. Гуткина, В.С. Мухина, О.С. Пискарева Т.Б., В.А, Прокофьева и др.
Проблемы эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста исследовали многие зарубежные и отечественные психологи и педагоги, в том числе: Л.И. Божович, Т.Л. Валуйская, Е.Н. Васильева, Т.П. Гаврилова, А.М. Прихожан, А. Славина, Е.Е. Сапогова, Н.Н. Толстых и др.
В данной работе были использованы работы таких исследователей, как: Г.С. Абрамова, Н.П. Аникеева, Ю.К. Бабанский, В.И. Долгова, Ю.Н. Емельянов, П.Н. Ермаков, А.В. Запорожец, А.О. Кашуба, М.И. Лисина, М.Л. Лукина, Л.Г. Матвеева, Ю.Б. Можгинский, Е.О. Смирнова, О.Д. Федотова, Д.И. Фельдштейн, Л.М. Фридман, С.Ю. Чижова, Д.Б. Эльконин и др.
Целью исследования выступает создание методического инструментария, направленного, на выявление влияния внутрисемейных отношений и отношений со сверстниками на агрессивность младшего школьника.
Для решения обозначенной цели необходима реализация следующих задач:
- охарактеризовать особенности межличностных отношений и эмоциональной сферы младших школьников;
- определить понятие и основные причины агрессивности младших школьников;
- выявить формы проявления агрессивности младших школьников под влиянием внутрисемейных отношений и отношений со сверстниками;
- выполнить побор и описание методик эмпирического исследования;
- представить описание выборки, места проведения исследования и способов обработки первичных экспериментальных данных.
Объектом исследования выступают разные варианты проявления агрессивности младших школьников.
Предмет исследования составляют особенности влияния внутрисемейных отношений и отношений со сверстниками на агрессивность младшего школьника.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между типами семейного воспитания и проявлением агрессивности младших школьников.
Практическая значимость исследования определена в тем, что обобщенные литературные данные по проблеме агрессивности младших школьников позволили разработать диагностический комплекс, позволяющий изучить детско-родительские взаимоотношения в семьях.