Введение
Глава 1. Теоретические основы использования диагностических методов в социально-педагогических исследованиях
1.1 Роль диагностики в работе педагога дошкольного образовательного учреждения
1.2 Особенности использования диагностических методов в социально-педагогическом исследовании
Выводы по главе 1
Глава 2. Диагностика детского коллектива и межличностных отношений в коллективе
2.1 Цель, задачи, методы диагностики социально-педагогического исследования особенностей межличностных отношений в коллективе детей
2.2 Рекомендации педагогу по оптимизации межличностных отношений у детей младшего дошкольного возраста
Выводы по главе 2
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Актуальность темы исследования. Продекларированные общественными и государственными организациями ориентиры инновационного развития отечественной политической и социально-экономической сфер, научных структур и культуры требуют коренной модернизации образования. Как следствие, не только меняются требования к результатам образования, но и разрабатываются новые подходы к качеству образования.
Использование социально-педагогической диагностики позволяет педагогам сознательно совершенствовать и создавать новые технологии обучения и воспитания, самосовершенствоваться самим.
Диагностическая деятельность в социально-педагогических исследованиях охватывает достаточно широкий спектр вопросов и имеет специфические черты отличия от психологической диагностики. Деятельность педагога связана с организацией процесса социального воспитания, поэтому данный специалист изучает не только индивидуально-психологические особенности личности, но и ее социально-психологическую характеристику.
Современная ситуация смещает акценты рассмотрения образования как общественного блага к рассмотрению образования как сложно организованной сферы услуг (В.А. Болотов, И.М. Реморенко, Е.А. Ямбург и др.), в которой элемент диагностирования является одним из важных, поэтому в контексте модернизации образования РФ возникает переосмысление цели и задач социально-педагогической деятельности.
Проблемы социально-педагогической диагностики анализируются в работах А.С. Белкина, В.М. Обухова, Л.И. Рувинского, Н.К. Голубева и др. Фундаментальные предпосылки исследования создают труды, раскрывающие философию и методологию образования (В.Г. Афанасьев, Б.З. Вульфов, В.В. Краевский, В.В. Лебединский, Б.Т. Лихачев, З.И. Равкин, Г.Н. Филонов, Т.И. Шамова); общие закономерности развития высшей школы (О.С. Анисимов, С.И. Архангельский, В.П. Беспалько, Н.Ф. Талызина, В.Н. Турченко, Ф.Р. Филиппов).
Выполнен ряд исследований, в которых рассматриваются цели и задачи социально-педагогической диагностики, ее структура как отрасли науки (А.И. Кочетов), описываются функции, уровни и методы (Н.К. Голубев, Б.П. Битинас), раскрываются аспекты и современные направления дальнейшего развития (К. Ингенкамп), представлены разработки частных вопросов диагностики: воспитанности детей (З.В. Васильева, М.И. Шилова); нравственного развития (А.С. Белкин, В.М. Обухов, Л.Г. Кирилюк, Т.Н. Курилова, И.П. Юнгер); личности ребенка в процессе обучения (Н.В. Бочкина, А.Т. Тряпицина); в системе оптимизации педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, Б.П. Блинов, В.П. Симонов).
Однако несмотря на значимость существующих исследований, остается мало изученной проблема системы социально-педагогической диагностики.
Результативная социально-педагогическая диагностика позволит педагогу более эффективно организовать профессиональную деятельность, направленную на обеспечение детей необходимыми навыками, социальными умениями для успешного решения проблем, встречающихся в повседневной жизни, а также для его интеграции в общество, которая достигается в процессе установления социально приемлемых отношений с членами семьи, с субъектами образовательных учреждениях и всех социальных институтов.
Проблема нашего исследования: каковы эффективные методы диагностики в социально-педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении?
Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования: социально-педагогическая деятельность педагога дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: использование диагностических методов в социально-педагогической деятельности педагога в условиях ДОО.
Гипотеза исследования состоит в том, что педагогическая деятельность будет эффективнее, если в образовательной практике применять различные диагностические методы исследования.
Задачи исследования:
- изучение теоретических основ использования диагностических методов в социально-педагогических исследованиях;
- вывить роль диагностики в работе педагога дошкольного образовательного учреждения;
- раскрыть особенности использования диагностических методов в социально-педагогическом исследовании;
- провести экспериментальную диагностику детского коллектива и межличностных отношений в коллективе;
- раскрыть цель, задачи, методы диагностики социально-педагогического исследования особенностей межличностных отношений в коллективе детей;
- разработать рекомендации педагогу по оптимизации межличностных отношений у детей младшего дошкольного возраста.
Основные методы исследования: анализ психолого-педагогической, научно-теоретической, учебной, программно-методической литературы по проблеме исследования; сравнение, обобщение.
Практической базой исследования явилось Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №163» города Чебоксары Чувашской Республики (Далее МБДОУ № 163 г. Чебоксары). В опытно-экспериментальной работе приняло участие 20 детей младшего дошкольного возраста.
Структура работы состоит из: введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические основы использования диагностических методов в социально-педагогических исследованиях
1.1 Роль диагностики в работе педагога дошкольного образовательного учреждения
Педагогический процесс современного детского сада должен быть ориентирован на обеспечение развития каждого ребёнка, сохранение его уникальности и самобытности, создание возможностей раскрытия способностей, склонностей.
Поэтому, залогом эффективного проектирования педагогического процесса является наличие у педагога информации о возможностях, интересах и проблемах каждого ребёнка. Возникает потребность в такой системе контроля качества педагогического процесса, которая позволит педагогу отслеживать динамику физического, интеллектуального и личностного развития и образовательных достижений детей.
Согласно положениям ФГОС (п. 3.2.3), в ходе реализации образовательной программы допускается проведение оценки индивидуального развития дошкольников в рамках педагогической диагностики. Подобная оценка проводится исключительно для индивидуализации образования, обеспечения мотивации, развития личности ребенка и его способностей в различных видах деятельности, а потому складывается из анализа освоения образовательных областей [1].
Из комментария Минобрнауки РФ от 28.02.2014 г № 08–249, оценка индивидуального развития детей реализуется в рамках ФГОС ДО в двух диагностических формах- педагогической и психологической [2].
Первая – профессиональный инструмент педагога, оценка развития дошкольников, используемая для получения актуальной информации об эффективности педагогической работы воспитателя, так называемой «обратной связи» в ходе взаимодействия с детьми. Это механизм, используемый для исследования индивидуальных особенностей детей и перспектив их развития.
Диагностические приемы применяются для получения актуальной информации о реальном уровне развития дошкольников и доступных методах коррекции педагогического процесса, разработке рекомендаций для родителей и педагогов по подготовке детей к школе. Вторая – исследование личности, позволяющее получить информацию о его способностях, особенностях личностного развития, интересах и склонностях [7, c. 43].
Психологическую диагностику проводят психологи и педагоги-психологи в качестве дополнительной меры и при условии согласия на это родителей (законных представителей) детей. Результаты психологического мониторинга используются для квалифицированной коррекции поведения и решения задач психологического сопровождения дошкольников.
Дополнительным исследовательским инструментом выступает медицинская диагностика, предметом изучения которой является уровень физического развития и состояния здоровья детей. Проводят данную диагностику медицинские работники и педагоги. Необходимость проведения диагностических процедур определяется программой, более того, в рамках независимой оценки качества образования в дошкольном образовательном учреждении в ходе контроля над эффективностью работы педагогов может применяться педагогическая оценка дошкольников.
В детском саду актуальность диагностики обусловлена реализацией личностно-ориентированного подхода к построению психолого-педагогического процесса, проведением своевременной оценки и анализа качества образования и уровня усвоения воспитанниками по всем направлениям и областям образовательных программ, реализуемых в дошкольном образовательном учреждении.
Задачи диагностики [8, c. 55]:
- Получить результаты (через критерии).
- Проанализировать успешность или просчеты образовательного процесса
- Контроль.
Функции диагностики:
- аналитическая,
- диагностическая,
- информационная,
- коррекционная.
Диагностика особенностей развития детей в дошкольном образовательном учреждении осуществляется участниками педагогического состава во время внутренней диагностики формирования показателей развития его личности в ходе систематического наблюдения за воспитанниками в повседневной жизни и во время образовательной деятельности.
Диагностика в дошкольном образовательном учреждении – это определение качеств и навыков ребенка, по объективному мнению всех педагогов (воспитателя, детского психолога, логопеда, инструктора по физической подготовке, музыкального руководителя, учителя иностранных языков и других дополнительных (обязательных) дисциплин), которые осуществляют воспитательный процесс [9, c. 77].
Диагностическое исследование проводится для всех возрастных групп в течение учебного года. На основании полученных данных педагоги делают выводы, используя их для адаптации и корректировки образовательно-воспитательного процесса, оказания помощи воспитанникам, отображения динамики формирования компетенций и навыков, создания психологической и педагогической оценки качестве воспитательно-образовательного процесса в детском саду.