Курсовая работа|Педагогика

Использование диагностических методов в социально-педагогических исследованиях

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2022 | Страниц: 37

Введение

Глава 1. Теоретические основы использования диагностических методов в социально-педагогических исследованиях

1.1 Роль диагностики в работе педагога дошкольного образовательного учреждения  

1.2 Особенности использования диагностических методов в социально-педагогическом исследовании

Выводы по главе 1

Глава 2. Диагностика детского коллектива и межличностных отношений в коллективе

2.1 Цель, задачи, методы диагностики социально-педагогического исследования особенностей межличностных отношений в коллективе детей

2.2 Рекомендации педагогу по оптимизации межличностных отношений у детей младшего дошкольного возраста

Выводы по главе 2

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Актуальность темы исследования. Продекларированные общественными и государственными организациями ориентиры инновационного развития отечественной политической и социально-экономической сфер, научных структур и культуры требуют коренной модернизации образования. Как следствие, не только меняются требования к результатам образования, но и разрабатываются новые подходы к качеству образования.

Использование социально-педагогической диагностики позволяет педагогам сознательно совершенствовать и создавать новые технологии обучения и воспитания, самосовершенствоваться самим.

Диагностическая деятельность в социально-педагогических исследованиях охватывает достаточно широкий спектр вопросов и имеет специфические черты отличия от психологической диагностики. Деятельность педагога связана с организацией процесса социального воспитания, поэтому данный специалист изучает не только индивидуально-психологические особенности личности, но и ее социально-психологическую характеристику.

Современная ситуация смещает акценты рассмотрения образования как общественного блага к рассмотрению образования как сложно организованной сферы услуг (В.А. Болотов, И.М. Реморенко, Е.А. Ямбург и др.), в которой элемент диагностирования является одним из важных, поэтому в контексте модернизации образования РФ возникает переосмысление цели и задач социально-педагогической деятельности.

Проблемы социально-педагогической диагностики анализируются в работах А.С. Белкина, В.М. Обухова, Л.И. Рувинского, Н.К. Голубева и др. Фундаментальные предпосылки исследования создают труды, раскрывающие философию и методологию образования (В.Г. Афанасьев, Б.З. Вульфов, В.В. Краевский, В.В. Лебединский, Б.Т. Лихачев, З.И. Равкин, Г.Н. Филонов, Т.И. Шамова); общие закономерности развития высшей школы (О.С. Анисимов, С.И. Архангельский, В.П. Беспалько, Н.Ф. Талызина, В.Н. Турченко, Ф.Р. Филиппов).

Выполнен ряд исследований, в которых рассматриваются цели и задачи социально-педагогической диагностики, ее структура как отрасли науки (А.И. Кочетов), описываются функции, уровни и методы (Н.К. Голубев, Б.П. Битинас), раскрываются аспекты и современные направления дальнейшего развития (К. Ингенкамп), представлены разработки частных вопросов диагностики: воспитанности детей (З.В. Васильева, М.И. Шилова); нравственного развития (А.С. Белкин, В.М. Обухов, Л.Г. Кирилюк, Т.Н. Курилова, И.П. Юнгер); личности ребенка в процессе обучения (Н.В. Бочкина, А.Т. Тряпицина); в системе оптимизации педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, Б.П. Блинов, В.П. Симонов).

Однако несмотря на значимость существующих исследований, остается мало изученной проблема системы социально-педагогической диагностики.

Результативная социально-педагогическая диагностика позволит педагогу более эффективно организовать профессиональную деятельность, направленную на обеспечение детей необходимыми навыками, социальными умениями для успешного решения проблем, встречающихся в повседневной жизни, а также для его интеграции в общество, которая достигается в процессе установления социально приемлемых отношений с членами семьи, с субъектами образовательных учреждениях и всех социальных институтов.

Проблема нашего исследования: каковы эффективные методы диагностики в социально-педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении?

Решение данной проблемы является целью нашего исследования.

Объект исследования: социально-педагогическая деятельность педагога дошкольной образовательной организации.

Предмет исследования: использование диагностических методов в социально-педагогической деятельности педагога в условиях ДОО.

Гипотеза исследования состоит в том, что педагогическая деятельность будет эффективнее, если в образовательной практике применять различные диагностические методы исследования.

Задачи исследования:

  • изучение теоретических основ использования диагностических методов в социально-педагогических исследованиях;
  • вывить роль диагностики в работе педагога дошкольного образовательного учреждения;
  • раскрыть особенности использования диагностических методов в социально-педагогическом исследовании;
  • провести экспериментальную диагностику детского коллектива и межличностных отношений в коллективе;
  • раскрыть цель, задачи, методы диагностики социально-педагогического исследования особенностей межличностных отношений в коллективе детей;
  • разработать рекомендации педагогу по оптимизации межличностных отношений у детей младшего дошкольного возраста.

Основные методы исследования: анализ психолого-педагогической, научно-теоретической, учебной, программно-методической литературы по проблеме исследования; сравнение, обобщение.

Практической базой исследования явилось Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №163» города Чебоксары Чувашской Республики (Далее МБДОУ № 163 г. Чебоксары). В опытно-экспериментальной работе приняло участие 20 детей младшего дошкольного возраста.

Структура работы состоит из: введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

 

Глава 1. Теоретические основы использования диагностических методов в социально-педагогических исследованиях

1.1 Роль диагностики в работе педагога дошкольного образовательного учреждения

Педагогический процесс современного детского сада должен быть ориентирован на обеспечение развития каждого ребёнка, сохранение его уникальности и самобытности, создание возможностей раскрытия способностей, склонностей.

Поэтому, залогом эффективного проектирования педагогического процесса является наличие у педагога информации о возможностях, интересах и проблемах каждого ребёнка. Возникает потребность в такой системе контроля качества педагогического процесса, которая позволит педагогу отслеживать динамику физического, интеллектуального и личностного развития и образовательных достижений детей.

Согласно положениям ФГОС (п. 3.2.3), в ходе реализации образовательной программы допускается проведение оценки индивидуального развития дошкольников в рамках педагогической диагностики. Подобная оценка проводится исключительно для индивидуализации образования, обеспечения мотивации, развития личности ребенка и его способностей в различных видах деятельности, а потому складывается из анализа освоения образовательных областей [1].

Из комментария Минобрнауки РФ от 28.02.2014 г № 08–249, оценка индивидуального развития детей реализуется в рамках ФГОС ДО в двух диагностических формах- педагогической и психологической [2].

Первая – профессиональный инструмент педагога, оценка развития дошкольников, используемая для получения актуальной информации об эффективности педагогической работы воспитателя, так называемой «обратной связи» в ходе взаимодействия с детьми. Это механизм, используемый для исследования индивидуальных особенностей детей и перспектив их развития.

Диагностические приемы применяются для получения актуальной информации о реальном уровне развития дошкольников и доступных методах коррекции педагогического процесса, разработке рекомендаций для родителей и педагогов по подготовке детей к школе. Вторая – исследование личности, позволяющее получить информацию о его способностях, особенностях личностного развития, интересах и склонностях [7, c. 43].

Психологическую диагностику проводят психологи и педагоги-психологи в качестве дополнительной меры и при условии согласия на это родителей (законных представителей) детей. Результаты психологического мониторинга используются для квалифицированной коррекции поведения и решения задач психологического сопровождения дошкольников.

Дополнительным исследовательским инструментом выступает медицинская диагностика, предметом изучения которой является уровень физического развития и состояния здоровья детей. Проводят данную диагностику медицинские работники и педагоги. Необходимость проведения диагностических процедур определяется программой, более того, в рамках независимой оценки качества образования в дошкольном образовательном учреждении в ходе контроля над эффективностью работы педагогов может применяться педагогическая оценка дошкольников.

В детском саду актуальность диагностики обусловлена реализацией личностно-ориентированного подхода к построению психолого-педагогического процесса, проведением своевременной оценки и анализа качества образования и уровня усвоения воспитанниками по всем направлениям и областям образовательных программ, реализуемых в дошкольном образовательном учреждении.

Задачи диагностики [8, c. 55]:

  1. Получить результаты (через критерии).
  2. Проанализировать успешность или просчеты образовательного процесса
  3. Контроль.

Функции диагностики:

  • аналитическая,
  • диагностическая,
  • информационная,
  • коррекционная.

Диагностика особенностей развития детей в дошкольном образовательном учреждении осуществляется участниками педагогического состава во время внутренней диагностики формирования показателей развития его личности в ходе систематического наблюдения за воспитанниками в повседневной жизни и во время образовательной деятельности.

Диагностика в дошкольном образовательном учреждении – это определение качеств и навыков ребенка, по объективному мнению всех педагогов (воспитателя, детского психолога, логопеда, инструктора по физической подготовке, музыкального руководителя, учителя иностранных языков и других дополнительных (обязательных) дисциплин), которые осуществляют воспитательный процесс [9, c. 77].

Диагностическое исследование проводится для всех возрастных групп в течение учебного года. На основании полученных данных педагоги делают выводы, используя их для адаптации и корректировки образовательно-воспитательного процесса, оказания помощи воспитанникам, отображения динамики формирования компетенций и навыков, создания психологической и педагогической оценки качестве воспитательно-образовательного процесса в детском саду.

  1. Беличева С.А. Социально-педагогическая диагностика и сопровождение социализации несовершеннолетних: учебное пособие / С. А. Беличева, А. Б. Белинская. – Ростов-на-Дону, 2013 – 383с.
  2. Бурмистрова М.Н., Васильева Л.Л., Петрова Л.Ю. Социально-педагогический словарь. / М.Н. Бурмистрова, Л.Л. Ваильева, Л.Ю.Петрова, 2016, - 126с.
  3. Бурова Л.С. Методики и технологии работы социального педагога /Л.С. Бурова. Методические указания. – Балашов, 2018. – 21с.
  4. Галагузова М.А., Беляева М.А., Галагузова Ю.Н., Дорохова Т.С., Ларионова И.А., Молчанова Н.В. Социальная педагогика / М.А.Галагузова. Москва, 2016. – 320 с.
  5. Голоухова Г.Н. Методика и технология работы социального педагога :  учеб. пособие / Г.Н. Голоухова.– Архангельск, 2020. – 152 с.
  6. Горбунова Т.В., Ярусова Т.В. Вопросы о совершенствовании социально педагогической деятельности в сельском социуме / Т.В. Горбунова, Т.В. Ярусова.- Вестник ЮУрГГПУ, 2022. – 65-71с.
  7. Гуржапов В.А. Педагогическая психология: учебное пособие для среднего профессионального образования / В. А. Гуружапов – Москва, 2019. – 493с.
  8. Донцов Д. А. Социально-психологическая диагностика детских и юношеских коллективов: учебное пособие для вузов / Д. А. Донцов, Н. В. Шарафутдинова.  – Москва, 2020. – 205с.
  9. Загвязинский, В. И. Социальная педагогика: учебник для вузов / В. И. Загвязинский, О. А. Селиванова. – Москва, 2020. – 448с.
  10. Игумнова, О.В. Методические основы деятельности социального педагога в учреждениях системы социальной защиты населения /О.В. Игумнова. Теория и практика научных исследований: психология, педагогика, экономика и управление. – 2018. – 31-35с.
  11. Кондратьева, О.Ю. Социально-педагогическая диагностика и развитие мотивационной сферы подростков с аддиктивным поведением. / О. Ю. Кондратьева. Владимир, 1999. – 30с.
  12. Кузнецов, В.В. Превентивная педагогика: теория и практика / В.В. Кузнецов. Вестник ОГУ, 2014 –44-49с.
  13. Никитина, Н.И. Методика и технология работы социального педагога / Н. Никитина. ВЛАДОС, 2018. – 399 с.
  14. Расчетина С.А., Лаврентьева З.И., Липинская М.Н., Герцик В.В. Социальная педагогика: учебник и практикум для среднего профессионального образования / С. А. Расчетина, З. И. Лаврентьева. – Москва, 2018. – 416с.
  15. Ромм, Т. А. Педагогика социального воспитания : учебное пособие для вузов / Т. А. Ромм. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва , 2020. – 158 с.
  16. Склярова, Т. В. Общая, возрастная и педагогическая психология: учебник и практикум для вузов / Т. В. Склярова, Москва, 2020. – 235 с.
  17. Торохтий В.С. Социальная педагогика : учебник и практикум для вузов / В. С. Торохтий. – Москва, 2020. – 451с.
  18. Шакурова, М. В. Социальное воспитание в школе: учебное пособие для вузов / М. В. Шакурова. Москва, 2020. – 280с.
  19. Шевцов, З.М. Основы социально-педагогической деятельности / З.М. Шевцов. Киев, 2017. – 248с.
  20. Шептенко, П.А. Технология работы социального педагога общеобразовательного учреждения : учеб. пособие / Е.Н. Дронова, Л.Н. Гиенко, П.А. Шептенко, 2019. – 201 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское