Введение
ГЛАВА 1 Теоретические основы использования лингвистических словарей для развития познавательного интереса у младших школьников на уроках русского языка
1.1 Понятие лингвистических словарей, виды лингвистических словарей, используемых в начальной школе
1.2 Познавательный интерес, его сущность и особенности развития у младших школьников
ГЛАВА 2 Практическая работа по развитию познавательного интереса средствами лингвистических словарей у младших школьников на уроках русского языка
2.1 Изучение опыта учителей начальных классов по развитию познавательного интереса средствами лингвистических словарей у младших школьников на уроках русского языка
2.2 Комплекс заданий с использованием лингвистических словарей, способствующий развитию познавательного интереса у младших школьников на уроках русского языка в 3 классе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Актуальность исследования. Велика роль словарей в современном мире. Словарная форма подачи материала (удобная для оперативного получения необходимых сведений) становится все более и более популярной в наш динамический, информационно насыщенный век. «Ословариваются», становятся «словареподобными», дополняются лексикографическими компонентами многие издания, прежде не связанные со словарями.
Вопрос обогащения словарного запаса современных школьников, повышения коммуникативной компетенции, сохранения литературной нормы в настоящее время очень актуален. В условиях научного прогресса в обиход входят все новые и новые слова, понимание которых нередко вызывает трудности. В связи с этим первостепенной задачей учителя русского языка является работа по обогащению словарного запаса школьников. Ведь чем большим количеством слов владеет человек, тем точнее реализуется коммуникация между людьми, как в устной, так и в письменной форме.
В современном образовательном пространстве проблема развития интереса младших школьников продолжает оставаться одной из важнейших, т.к. познавательный интерес является значимым фактором для активности и успешности обучения в школе. Низкий познавательный интерес к урокам, безусловно, снижает развивающую и воспитывающую роль учебного материала.
Очень важно сформировать у ребёнка познавательный интерес как одну из важнейших слагаемых учебной мотивации. Развивая познавательный интерес, активность и самостоятельность, мы воспитываем думающего, гармонично развитого человека – гражданина, способного полноценно и творчески жить в современном обществе.
Цель исследования: выявить приемы работы над лингвистическими словарями, способствующие развитию познавательного интереса у младших школьников на уроках русского языка.
Объект исследования: процесс развития познавательного интереса у младших школьников на уроках русского языка.
Предмет исследования: приемы работы над лингвистическими словарями, способствующие развитию познавательного интереса у младших школьников на уроках русского языка.
Задачи исследования:
- Изучить лингвистическую, психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
- Изучить опыт учителей начальных классов по развитию познавательного интереса средствами лингвистических словарей у младших школьников на уроках русского языка.
- Выявить приемы работы над лингвистическими словарями, способствующие развитию познавательного интереса у младших школьников на уроках русского языка.
- Разработать комплекс заданий с использованием лингвистических словарей, способствующий развитию познавательного интереса у младших школьников на уроках русского языка в 3 классе.
Методы исследования:
- теоретические: метод анализа, синтеза, обобщения, изучение психолого-педагогической научной и методической литературы.
ГЛАВА 1. Теоретические основы использования лингвистических словарей для развития познавательного интереса у младших школьников на уроках русского языка
1.1. Понятие лингвистических словарей, виды лингвистических словарей, используемых в начальной школе
Вопрос о работе со словарём в начальной школе был поставлен крупнейшими методистами еще в прошлом веке: Ф. И. Буслаевым, И. И. Срезневским, К. Д. Ушинским, Д. И. Тихомировым. В частности, Ф. И. Буслаев обращает внимание на необходимость работы со словарём на уроках не только с целью обучения грамотному письму, но и для большего понимания учащимися лексического значения слов Важность такой работы на начальной ступени обучения русскому языку, ее развивающий характер отмечал и К.Д. Ушинский. Он считал, что творческие упражнения во время работы интересны детям, «представляя для них нечто вроде игры в слова». Такие упражнения подготавливают учащихся к орфографии, а также дают детям «власть над тем запасом слов, который бессознательно лежит в их памяти» [33].
Сторонник и последователь К. Д. Ушинского Д.И. Тихомиров указывал на необходимость организации уже в начальных классах наблюдений над составом слова с целью более глубокого проникновения в его смысл. Таким образом, ученые-методисты связывали работу со словарём с развитием мыслительных способностей. Обращаясь к идеям крупнейших методистов прошлого, можно сделать важный вывод: специально организованные наблюдения помогают глубже усвоить лексику, способствуют обострению внимания к слову, развитию языкового мышления [33].
Одним из важных направлений в развитии навыков устной и письменной речи учащихся начальных классов является работа со словарями. При использовании на уроках словарей разных типов можно добиться значительного обогащения словарного запаса школьников, таким образом, повысить уровень их речевого развития.
Лингвистические словари – это научные справочные издания, где в алфавитном порядке помещены слова (все части речи) и устойчивые сочетания слов с их толкованием, ударением, грамматическими, стилевыми, стилистическими и другими специальными языковыми пометами.
Лингвистическими называются такие словари, в которых описываются языковые единицы – слова, словосочетания, фразеологизмы, словоформы, морфемы и другие, причем их описание осуществляется под тем или иным лингвистическим углом зрения. В них содержится лексикологическая, семантическая, грамматическая, акцентная, орфоэпическая, орфографическая, стилистическая и иная характеристика описываемых единиц языка [11].
К лингвистическим словарям относятся: многоязычные; двуязычные; одноязычные [15].
Многоязычные и двуязычные словари — это словари переводные. В них значения слов одного языка объясняются через сопоставление со словами другого языка.
Часто встречаются следующие двуязычные словари:
1) англо-русский и русско-английский;
2) немецко-русский и русско-немецкий;
3) французско-русский и русско-французский.
В одноязычных словарях слова объясняются посредством слов того же языка. Одноязычные словари бывают комплексными и аспектными. Комплексными являются толковые словари. Аспектные словари отражают тот или иной аспект языка. К ним относятся: словари орфографические, орфоэпические, этимологические, фразеологические и другие типы словарей.
Теперь отдельно о каждом из видов одноязычных лингвистических словарей:
1.Толковый словарь – словарь, который описывает смысл слов. К таким словарям нужно обращаться, если необходимо выяснить, что означает слово. Широко распространенным и известным является «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой; «Словарь русского языка» в 4-х томах АН СССР (так называемый Малый академический); «Толковый словарь современного русского языка» в 17 томах (так называемый Большой академический словарь); «Толковый словарь русского языка» под ред. Д. Н. Ушакова. Особое место среди толковых словарей занимает «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля, состоящий из 4-х томов и содержащий более 200 тыс. слов и 30 тыс. пословиц, поговорок, присловий, загадок, которые приводятся как иллюстрации для пояснения значений слов. Хотя этому словарю более 100 лет, его ценность не меркнет со временем.
- Орфографический словарь — словарь, содержащий перечень слов в их нормативном написании. Этот словарь раскрывает слово лишь в аспекте его правописания. Является показателем современной ему орфографии.
Выделяют следующие разновидности орфографических словарей:
- школьные: различаются по объёму в зависимости от того, для начальных классов или средней школы они предназначены; часто сопровождаются изложением орфографических правил в объёме школьной программы. Например, «Словарь российской орфографии или правописания» М., 1813;
- словари-справочники: посвящены каким-либо орфографическим сложностям. Словник такого словаря включает только слова, в которых есть данная орфограмма. Например, словарь Б. З. Букчиной «Орфографический словарь: Слитно? Раздельно? Через дефис?» (М., 1999), посвященный проблеме слитного, раздельного и дефисного написания слов;
- общие: рассчитаны на всех пишущих. Например, новый академический нормативный «Русский орфографический словарь» (М., 1999);
- отраслевые — посвящены специальной терминологии. Например, «Орфографический морской словарь» М., 1974.
- Орфоэпический словарь – словарь, отражающий правила литературного произношения. Важнейшими орфоэпическими словарями русского языка являются впервые увидевший свет в 1955 г. словарь-справочник «Русское литературное произношение и ударение» под редакцией Р. И. Аванесова и С. И. Ожегова, включавший около 50000 слов, и вышедший в 1983 г. на основе второго издания справочника «Орфоэпический словарь русского языка» под редакцией Р. И. Аванесова, содержащий около 63500 слов.