Введение
Глава 1. Теоретические основы активизации познавательной деятельности студентов
1.1. Активизация учебно-познавательной деятельности в традиционном обучении
1.2. Сущностью активизации учебной познавательной деятельности обучающихся на лекционных занятиях
1.3. Методы и приемы активизации познавательной деятельности обучающихся как один из факторов повышения мотивации обучения
Глава 2. Разработка методических рекомендаций по активизации познавательной деятельности студентов в процессе изучения дисциплины «Менеджмент»
2.1 Методы активизации познавательной деятельности студентов
2.2 Методические рекомендации
Заключение
Список литературы
Актуальность темы исследования подтверждается многочисленными разработками отечественных и зарубежных специалистов (И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек, Л.Ф. Красинская, Л.И. Савва, А.А. Вербицкий. Я.Р. Якупова и др.) и огромным интересом со стороны преподавателей учреждений высшего образования. Задачи современной системы образования состоят в повышении качества общего и профессионального образования, выходе высшей школы на международный уровень, повышении конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности высшего профессионального образования на мировом рынке труда.
Одновременно с подготовкой высококвалифицированного специалиста отечественная система высшего образования предусматривает формирование широкообразованной творческой личности специалистов. Выпускники вуза должны быть не только профессионально образованными, но и эрудированными, творческими, инициативными, умеющими в сложных ситуациях принимать правильные, часто нестандартные решения, иметь системное мышление, быть способными к непрерывному самообразованию и саморазвитию. В настоящее время данную задачу уже невозможно решить без фундаментализации образования, которая сегодня является одной из мировых тенденций его развития. Обучение специалиста, отвечающего современным требованиям, может обеспечить система профессионального образования, основанная одновременно на выверенном содержании специальной и фундаментальной подготовок.
Кроме того в современных условиях внимание акцентируется на непрерывном образовании в течение всей жизни. Важно сформировать у студентов потребность и готовность к непрерывному образованию и самообразованию, навыки и умения самостоятельно приобретать знания, 4 включать новые знания, способы деятельности в систему уже усвоенных и применяемых на практике. В условиях традиционного образовательного процесса в учреждении высшего образования лекция остается основной формой обучения студентов. Однако отношение к ней в последние годы существенно изменилось. Появление компьютеров, оргтехники делает возможным использование электронных пособий, а также быстрое тиражирование конспектов лекций. Студенты, ранжируя формы обучения, ставят лекцию на четвертое место после производственной практики, практических и лабораторных занятий, самостоятельной работы. По их мнению, электронные пособия по курсу могли бы сократить нерациональную работу по конспектированию лекционного материала и увеличить время на практику. К сожалению, «среднестатистическая» лекция отличается некоторыми издержками, которые снижают ее эффективность.
Учебная информация передается, как правило, вербально, без достаточного использования средств наглядности и при минимальной интеллектуальной активности студентов. Известно, что знания не формируются аддитивным путем, т, е. простым наложением информации на уже имеющуюся. Необходима интенсивная мыслительная деятельность по осмыслению, переработке, систематизации материала.
К сожалению, многие студенты останавливаются в своем интеллектуальном развитии именно на уровне пассивного воспроизведения некритично усвоенных знаний, не умея высказать собственное мнение по проблеме, провести сравнительный анализ альтернативных идей, обобщить материал, сделать выводы.
Все вышеизложенное послужило основанием для формулировки темы: Разработка методических рекомендаций по активизации познавательной деятельности студентов в процессе изучения дисциплины «Менеджмент».
Объект исследования – активизация познавательной деятельности студентов.
Предмет исследования – разработка методических рекомендаций по активизации познавательной деятельности студентов в процессе изучения дисциплины «Менеджмент».
Цель исследования – разработать методические рекомендации по активизации познавательной деятельности студентов в процессе изучения дисциплины «Менеджмент».
Задачи исследования:
- Изучить понятие «активизация познавательной деятельности»;
- Выявить методические рекомендации по активизации познавательной деятельности студентов;
- Разработать методические рекомендации по активизации познавательной деятельности студентов в процессе изучения дисциплины «Менеджмент».
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список литературы.
Глава 1. Теоретические основы активизации познавательной деятельности студентов
1.1. Активизация учебно-познавательной деятельности в традиционном обучении
Успешность достижения цели обучения зависит не только от того, что усваивается (содержание обучения), но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, с опорой на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал человека, с помощью репродуктивных или активных методов обучения и т.д. Объяснительно-иллюстративное (традиционное) обучение не в полной мере обеспечивает эффективное развитие мыслительных способностей обучающихся потому, что базируется на закономерностях репродуктивного мышления, а не творческой деятельности. Кроме того, оно недостаточно эффективно способствует формированию мотивации достижения успеха. Акцент при изучении учебных дисциплин переносится на сам процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самих обучающихся [7, c.25].
Другой тип обучения (развивающее обучение в его различных вариациях) делает упор в обучении на развитии личностных качеств, в частности, интенсивной мыслительной (интеллектуальной) деятельности. С этой целью педагоги применяют концепции, принципы, методы, технологии активного обучения. Многие современные авторы считают, что при использовании педагогами методов активного обучения (МАО) нет необходимости принудительно активизировать внимание и мышление, сам процесс учебной познавательной деятельности (УПД) обучающихся. Считается, что сами, так называемые, МАО удерживают внимание, познавательный интерес к обучению на достаточно высоком уровне. С этим утверждением трудно не согласиться.
А вот при применении традиционных, объяснительно-иллюстративных методов необходимы специальные приемы, способы, даже целые методы поддержания интереса и внимания к процессу обучения. Да, такая проблема существует, о ней говорится и пишется уже давно, проводится много педагогических и психологических экспериментов, и дидакты при классификации методов обучения даже выделяют методы активизации УПД в отдельную группу [16, c.23].
Однако преимущества традиционного обучения и, в особенности, необходимость усвоения в короткие сроки большого объема информации (что в современном стремительно развивающемся мире становится жизненно необходимым), и отсутствие таких возможностей у других видов обучения не позволяет обходиться без него в современном образовательном процессе. Оптимальным, даже в век всеобщей компьютеризации, является сочетание различных видов и методов обучения в зависимости от целей и содержания обучения на каждом конкретном этапе развития общества и учебного процесса. Но бросающаяся в глаза «пассивность» традиционного обучения заставляет заниматься поиском методов, способов и приемов активизации, стимулирования познавательной деятельности обучающихся, развития их самостоятельности, мотивирования интереса к обучению. Для усиления, интенсификации УПД очень важно повышение уровня мотивации учения, стимулов к отличной успеваемости, формирование у обучающихся интереса к УПД, создание культа учебы.
Русский физик и педагог Н.А. Умов, будучи профессором Московского университета, придавал огромное значение познавательным потребностям человека и роли педагога в их развитии: «Всякое знание остается мертвым, если в учащихся не развивается инициатива и самодеятельность: учащихся нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению». Кроме того, необходимо, чтобы содержание, организационные формы, методы и средства обучения оказали особенно сильное стимулирующее влияние на обучающихся, интенсифицировали их умственную (интеллектуальную) работу. Для этого обучение должно опираться на принципы и методы обучения, существенно повышающие активность УПД обучающихся.
Можно выделить следующие отличительные особенности активного обучения:
– принудительная активизация внимания и мышления, когда обучающийся вынужден быть активным независимо от его желания;
– достаточно длительное время вовлечения обучающихся в учебный процесс (поддержание внимания в течение длительного времени), поскольку их активность должна быть не кратковременной и эпизодической, а в значительной мере устойчивой и длительной (то есть в течение всего занятия);
– самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучаемых. Напомним, что основным источником интереса к самой учебной деятельности является, прежде всего, ее содержание, методы, средства и формы его доведения до обучающихся. Учебный материал сам по себе содержит множество стимулов, возбуждающих любознательность и мыслительную активность обучающихся.
К ним относятся: новизна научных сведений, яркость фактов, оригинальность выводов, своеобразный подход к раскрытию сложившихся представлений, глубокое проникновение в сущность явлений и т.д. Важным моментом стимуляции мышления является создание и укрепление мотивации. При этом содержание мотива может быть весьма разнообразным, начиная от жизненной необходимости и кончая желанием получить интеллектуальное, психоэмоциональное или физическое удовольствие. Поэтому, помимо специальных методов формирования мотивации учения, на каждом учебном занятии необходимо применять отдельные приемы мотивации и стимулирования УПД. Путь к цели успешен лишь при высокой мотивации деятельности [29, c.18].
Помимо перечисленных путей повышения активности, необходимо также в процессе устного изложения знаний применять особые педагогические приемы, возбуждающие мыслительную активность обучающихся и способствующие поддержанию их внимания. Методы, способы, приемы активизации могут использоваться как самостоятельные педагогические разработки для осуществления процесса обучения, так и в сочетании с традиционными методами обучения, но уже со специальной целью – активизации УПД обучающихся. Необходимо напомнить основные понятия, имеющие непосредственное отношение к данной статье. Это понятия «метод», «способ», «прием», «правило», «рекомендация». Интересно также их соотношение друг с другом.
Метод (греч. methodos – путь исследования, путь к чему-либо) – это совокупность (система) определенных правил (требований), подходов, принципов, приемов, норм познания и действия, сформулированных на основе знания закономерностей исследуемой области с целью постижения истины, а также практических способов для достижения определенного результата (цели) в данной сфере деятельности. Он дисциплинирует поиск истины, позволяет (если правильный) экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем. Основная функция метода – регулирование познавательной и иных форм деятельности» [4, c.41].