ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
1.1. Характеристика ФГОС второго поколения по информатике
1.2. Урок информатики в средней школе
1.3. Педагогические технологии в системе обучения информатике в школе
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ИНФОРМАТИКИ В ШКОЛЕ
2.1. Урок информатики в 7-х классах
2.2. Предложения по улучшению обучения информатике в общеобразовательных школах
2.3. Повышение качества образования в области информатики путем организации взаимодействия между школой и ВУЗОМ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Изучение интересов и склонностей школьников, их учебных возможностей, а также анализ перспектив развития этих возможностей должны послужить исходным моментом в совершенствовании традиционных форм обучения информатики и более глубокому изучению интерактивных форм обучения предмету. И главной задачей является облегчение выбора форм обучения информатике в школе и их совершенствование, либо полная переработка.
Объект исследования: процесс обучения информатике.
Предмет: урок информатики в 7-х классах.
Цель исследования: анализ современного урока информатики в условиях реализации ФГОС.
Задачи:
- дать характеристику ФГОС второго поколения по информатике;
- дать определение уроку информатики в средней школе;
- рассмотреть педагогические технологии в системе обучения информатике в школе;
- разработать урок информатики в 7-х классах;
- дать предложения по улучшению обучения информатике в общеобразовательных школах;
- предложить способы повышения качества образования в области информатики.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, синтез, сравнение, обобщение.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
1.1. Характеристика ФГОС второго поколения по информатике
Вся программа по информатике для основной школы составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта школьного образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного школьного образования. Необходимость разработки новой программы обусловлена, с одной стороны, пересмотром содержания школьного образования в целом, с другой стороны, потребностью развития информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и связанной с этим необходимостью уделить в курсе информатики большее внимание вопросам алгоритмизации и программирования. При этом учитывается важная роль, которую играет алгоритмическое мышление в формировании личности [12].
Современный этап перехода в образовании на Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения можно обозначить как четвертый этап развития компетентностно-ориентированного подхода. Компетентностный подход в образовании это как эволюционный этап развития теории содержания образования в школе.
Главной целью изучения информатики является формирование информационно-коммуникационной компетентности обучающихся. Информационно-коммуникационную компетентность можно рассматривать как комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее; моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, в том числе в сфере индивидуальной и групповой человеческой деятельности.
Цели, на достижение которых направлено изучение информатики в школе, определены исходя из целей школьного образования, сформулированных в концепции Федерального государственного стандарта школьного образования. Они учитывают необходимость всестороннего развития личности школьников, освоения знаний, овладения необходимыми умениями, развития познавательных интересов и творческих способностей, воспитания черт личности, ценных для каждого человека и общества в целом [12].
Учебный курс информатики может быть реализован с применением компетентностного подхода.
Скорректировать содержание учебного материала, чтобы в рамках существующих рабочих программ обучение велось на основе компетентностного подхода, может и сам преподаватель, разработав задачи следующих видов:
- задачи, содержащие большой объем текстовой информации, и информации, представленной в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем;
- задачи, в которых неясно, к какой области знаний надо обратиться, чтобы определить способ действия или информацию;
- задачи, содержащие избыточную информацию или «лишние» данные;
- задачи, с большим числом заданий разной тематики и разных форматов, требующих разных форм записи ответа;
- задачи на оптимизацию решений [14].
Отметим, что переход на ФГОС ООО предполагает разработку рабочей программы курса информатики. Для каждого образовательного учреждения должна быть разработана рабочая программа курса информатики, которая, в первую очередь, должна содержать цели изучения предмета:
- формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
- формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
- развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами – линейной, условной и циклической;
- формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.
- формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права [12].