Актуальность. Успешность решения задач музыкального воспитания (развитие музыкальных способностей, основ музыкальной культуры детей) в значительной степени зависит от развития у дошкольников музыкального восприятия.
Слушание музыки в значительной степени способствует развитию музыкальных способностей, углубляет представления детей об окружающем мире.
Музыкант-психолог Е.В. Назайкинский предполагает различать два термина: восприятие музыки и музыкальное восприятие – в зависимости от того, состоялось ли оно [15]. Музыкальным восприятием он называет состоявшееся восприятие – прочувствованное и осмысленное. Слышать, воспринимать музыку, значит различать ее характер, следить за развитием образа, сменой интонаций, настроений.
Музыкантами-педагогами (Н.А. Ветлугиной, О.П. Радыновой) выявлены средства педагогического воздействия, способствующие развитию музыкального восприятия. Среди них применение игровых приемов, кратких образных рассказов, наглядных пособий, проблемных ситуаций, выразительное яркое исполнение произведений. Все эти средства педагогического воздействия находят свое отражение в беседе как форме организации слушания музыки.
Проблема восприятия музыки достаточно сложна из-за субъективности этого процесса, и, несмотря на множество освещающих ее специальных исследований, во многом еще не решена. Существенный вклад в исследование вопросов музыкального восприятия внесли Б. В. Асафьев, Н. А. Ветлугина, Б. М. Теплов, Н. Л. Грозненская, Д. Б. Кабалевский, В. Д. Остроменский, В. В. Медушевский, Е. В. Назайкинский, В. Н. Шацкая, Б. Л. Яворский. В работах этих авторов собран большой научный, теоретический материал, касающийся различных граней музыкального восприятия, его психологических механизмов и педагогических методов развития его у детей.
Многие частные рекомендации этих педагогов сыграли прогрессивную роль в развитии теории музыкального восприятия, а некоторые из них в известной степени сохраняют актуальность и в настоящее время.
К сожалению, практика работы с дошкольниками показывает, что в современном детском образовательном учреждении эти формы работы используются не в полной мере.
Цель исследования: выявить оптимальные средства, методы и приемы развития музыкального восприятия у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- провести анализ педагогических исследований по вопросу развития музыкального восприятия детей;
-выявить средства, методы и приемы развития восприятия музыки у детей дошкольного возраста;
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, списка литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические основы развития восприятия музыки у детей
1.1. Восприятие как ведущий вид музыкальной деятельности дошкольника
Музыка является одним из самых мощных средств воспитания, которое предоставляет эстетическую окраску всей духовной жизни человека. Умение слушать и слышать музыку не является врожденным качеством. Познавательно-творческие возможности детей дошкольного возраста развиваются в активной музыкальной деятельности. В процесс восприятия музыки включается опыт непосредственных переживаний и размышлений учеников, который формируется под влиянием музыкального искусства, а также художественный опыт, связанный с исполнением музыки. Это дает возможность рассматривать восприятие как основу усвоения школьниками воплощенного в музыке опыта эстетического отношения к действительности, поэтому главной задачей музыкального воспитания детей является формирование у них активного восприятия музыкальных произведений.
Известный музыкант-психолог Е.В. Назайкинский предлагает различать два термина: восприятие музыки и музыкальное восприятие – в зависимости от того, состоялось ли оно. Музыкальным восприятием он называет состоявшееся восприятие - прочувствованное и осмысленное. «Музыкальное восприятие есть восприятие, направленное на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности, как эстетический художественный феномен» [15, с.13]. В противоположном случае музыка воспринимается как звуковые сигналы, как нечто слышимое и действующее на орган слуха. Важно формировать именно музыкальное восприятие.
Как предмет исследования, музыкальное восприятие является сложной и многогранной проблемой. Попадая в круг интересов различных наук, проблема музыкального восприятия изучается соответственно в различных аспектах.
Важный шаг в анализе целостного процесса функционирования музыки сделан А. Н. Сохора, который исследовал общую структуру музыкального восприятия, обозначил пути развития музыкальной культуры слушателей. Он отмечал, что осмысление восприятия музыки, ее понимание и переживание возможны лишь на основе определенного круга слушательских впечатлений, ассоциаций, навыков. Все они образуются у человека под непосредственным влиянием социально-культурной среды, в котором он живет и воспитывается. А. Н. Сохора рассматривал музыкальное восприятие как сложный процесс, в котором можно выделить несколько стадий, а именно:
а) слушание музыки как физической и физиологический процесс;
б) понимание и переживание музыки;
в) интеграция и оценка [22, с. 19].
Дополнительными стадиями музыкального восприятия, которые выходят за пределы реального звучания музыки, является формирование у слушателя установки на восприятие и последующее последействие произведения, то есть его осмысление и переосмысление после выполнения, влияние на дальнейшее поведение слушателей.
Определенная последовательность стадий является условной, поскольку в процессе восприятия эти стадии не обязательно идут одна за другой, нередко совмещаются. Это быстрее логические этапы, потому что мы одновременно слушаем и осмысливаем музыку, интерпретируем и оцениваем ее.
Только интерес, установка передаются другим стадиям, и могут частично меняться во время слушания.
Отдельное направление составляют исследования, посвященные педагогическим аспектам музыкального восприятия. В педагогических исследованиях накоплен значительный объем научного материала о диагностировании и формировании музыкального восприятия, процессе развития музыкальных способностей, принципы и методы музыкально-воспитательной работы и т.п. (А.А. Апраксина, Ю.Б. Алиев, В.К. Белобородова, Н. А. Ветлугина, Л. Г. Коваль и другие).
Анализ современных музыкально-педагогических исследований свидетельствует о росте внимания ученых к проблемам формирования музыкального восприятия школьников. Накоплен значительный научный и фактический материал, который прямо или косвенно отражает ее различные грани.
По мнению В.К. Белобородовой, психологический механизм музыкального восприятия составляют пять главных структурных компонентов: эмоциональный отклик на музыку, музыкальный слух, мышление, память, способность к сотворчеству. Названные компоненты являются необходимой составной частью музыкального восприятия, а потому ни один из них не может быть исключен из него без ущерба для процесса восприятия [3, с. 42].
П. Рудницкая рассматривает структуру музыкального восприятия как особую деятельность, процесс и результат которой детерминированный системой перцептивных и интеллектуальных умений. Она считает, что на первой ступени восприятия необходимо развитие тех умений, которые позволяют слушателю выделять отдельные образы, следить за их развитием, объединять в целое отдельные впечатления. На второй ступени восприятия необходимо развитие умения анализировать произведение, сравнивать его с различными явлениями художественной культуры и тому подобное. На третьей ступени восприятия на первый план выходят умение личностной интерпретации музыкальной образности, поисковой активности субъекта [20, с. 42-43].
А. Я. Ростовский под структурой музыкального восприятия понимает способ сочетания и динамического взаимосвязи между объективно данным музыкальным произведением и слушателем как субъектом восприятия. Он выделяет три основных аспекта обозначенной структуры: объект, субъект и процесс взаимодействия этих элементов [19, с. 43].
В результате музыкального восприятия, эмоции через переживания перерастают в чувства, возникающие и закрепляющиеся в процессе общения с музыкальным искусством. Чувства - это психические процессы, в результате которых личность способна получать удовольствие, наслаждение от восприятия художественного произведения или собственной творческой деятельности, в частности музыкальной. К таким чувствам относятся чувство прекрасного, высокого, гармонии и т. Их разнообразные модификации и сочетания могут передавать различные состояния музыкального сознания: волнение, потрясение, радость. Позитивные чувства могут возникнуть в процессе восприятия музыкального явления, что характеризуется целостностью, неповторимым индивидуальным единством содержания и формы.
Развитие чувств имеет исключительное значение, поскольку пробуждает творческую фантазию и стимулирует творческую деятельность личности, формирует нравственность.
Музыкальное восприятие-переживание не имеет определенной внешней цели. Его ценность заключается в самом процессе созерцания, в возникновении музыкальных эмоций. Итак, мотивационной стороной музыкальной культуры личности является такое качество, как музыкальная потребность, то есть потребность в общении с миром музыкального искусства. Она объединяет в единое целое эмоциональные элементы с музыкальным вкусом и направляет личность на поступки и действия, связанные с поисками и созданием художественных произведений, что соответствуют эмоционально-интеллектуальному единству.
Педагогический опыт Д.Б. Кабалевского показывает, насколько важно своевременно сформировать у ребенка способность воспринимать музыку как песню, танец, марш, а дальше – как песенную, танцевальную, маршевую, потому что именно таким образом открывается для него путь к миру музыки [10, с. 35]. На песенный характер восприятия музыки как фактора развития, индивидуальной способности полноценного восприятия мелодии указывал А. Г. Костюк [12, с.143].
Важен вывод Н. А. Ветлугиной о том, что развитие музыкального восприятия не является следствием возрастного созревания человека, а обеспечивается целенаправленно воспитанием, подчиненным на разных возрастных этапах общим закономерности, реализация которых должна соответствовать специфике каждого из этих этапов [4, с. 140]. Анализ научной литературы по данной проблеме позволил сделать следующие выводы:
- восприятие целостного музыкального образа является видом активной музыкально-творческой деятельности, связанной с другими психическими процессами, музыкальным мышлением, музыкальной памятью, воображением, музыкальными способностями;
- восприятие является индивидуальным, поскольку связано с личным опытом каждого дошкольника;
- музыкальное восприятие - процесс глубинный, малодоступен для наружного наблюдения, что затрудняет как диагностику усвоения музыки дошкольниками, так и руководство этим процессом. Поэтому большое значение приобретает такая организация деятельности, которая давала бы возможность контролировать и направлять ее в сторону адекватного отражения идейно-эстетического содержания произведения. Это определяет такое важное условие формирования эстетического отношения дошкольников к музыке, как представление воспринятого музыкального образа во внешней материализованной форме, то есть моделирование процесса развития музыкального восприятия. Исследование проблем теории и практики формирования у детей целостного образа во время восприятия музыкального произведения будет способствовать систематизации материала, будет служить основой дальнейшего научного поиска.
В сфере детского музыкального воспитания выдающейся стала мысль о том, что единство пения - восприятие является естественной основой формирования в личности способности к исполнению и слушанию музыки.