Политика являлась и до сих пор является одной из самых популярных тем для обсуждения. А с возникновением радио, телевидения, печатных СМИ и интернета политические события во всем мире перестали быть тайной для обывателя. Ежедневно мы получаем последние новости о политических событиях со всего мира. И поскольку основная цель различных политических выступлений заключается в привлечении на свою сторону как можно большего числа сторонников, то для этого политические деятели используют целый спектр разнообразных средств и приемов.
Впервые интерес к речи политиков возник во времена Древней Греции и Древнего Рима. Именно тогда были сделаны первые шаги в направлении систематизации основных риторических ходов, к которым прибегали для придания речи благозвучия и большей убедительности.
Однако живой интерес к изучению политического дискурса возник сравнительно недавно. Это обусловлено внутренними потребностями лингвистики, которая в разное время обращалась к исследованию различных видов дискурса, а также необходимостью изучения особенностей политического мышления, его связи с политическим поведением; а также разработки методов анализа политических текстов и текстов средств массовой информации для мониторинга различных тенденций в сфере общественного сознания.
Термин «политический дискурс» является центральным понятием политической лингвистики, но представляет собой особую разновидность дискурса и имеет своей целью завоевание и удержание политической власти. Политический дискурс обладает рядом предпосылок для манипулирования общественным сознанием.
Признание английского языка языком международной коммуникации привело к тому, что в современном мире новейшая политическая информация доступна не только на государственном языке той или иной страны, но и на английском языке в том числе. Не последняя роль в политической расстановке сил принадлежит также таким странам как Великобритании и США, где английский язык является государственным языком. Кроме того, есть ряд стран, население которых считает английский своим родным языком.
Специфические особенности английского языка позволяют сделать вывод о том, что его функционирование в различных стилях речи может значительно варьироваться. Кроме того, сложная система видовременных форм английского глагола позволяет предположить, что в политическом дискурсе определенный вес имеет лишь ограниченное количество видовременных форм глагола. Это и послужило причиной выбора данной темы исследования.
Актуальность исследования обусловлена тем, что всесторонний анализ политического дискурса является важным направлением в современной лингвистике. Особую роль при этом играет изучение различных лексических, стилистических и грамматических средств, используемых политическими деятелями в своих выступлениях.
Объектом исследования выступает политический дискурс.
Предмет исследования – функционирование категории времени в политическом дискурсе.
Цель исследования состоит в изучении особенностей функционирования категории времени в англоязычном политическом дискурсе.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть основные отличительные черты политического дискурса;
2) проанализировать грамматическую категорию времени английского глагола;
3) собрать материал текстов политической направленности применительно к теме исследования.
Материалом исследования послужили речи и публичные выступления политических деятелей, интервью с ними, тексты политических дискуссий, появившиеся в СМИ.
Методы исследования, применяемыми в данной работе, являются описательный, аналитический, метод сплошной выборки.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что полученные результаты вносят вклад в развитие риторики, теории английского языка, культурологии и лингвистики. Кроме того, их можно использовать при разработке отдельных тем по грамматике английского языка, риторике, социолингвистике; а также могут быть интересны специалистам таких областей, как социология, журналистика, связи с общественностью.
ГЛАВА 1 ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛИТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА И ГРАММАТИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ ВРЕМЕНИ В АНЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
1.1. Понятие дискурса
Дискурс - сложный и многоплановый феномен, который находится в центре науки в целом и лингвистики в частности. Это понятие рассматривается в философии, семиотике, социальной психологии, теории искусственного интеллекта, этнографии, литературоведении, теории коммуникации, а также в различных направлениях лингвистики: когнитивной лингвистике, психолингвистике, прагмалингвистике, этнолингвистике, лингвокульторологии и пр. В разных науках и в разных парадигмах лингвистики термин «дискурс» имеет разные значения, что усугубляет проблему трактовки дискурса как лингвистического феномена.
Интерес к дискурсу в области социальных наук, включая лингвистику, связывают «с интересом к проблеме личности (в том числе языковой личности), что теоретически оформился в социальном конструктивизме, который рассматривает коммуникацию как социальный процесс построения (consructing) мира». В постмодернистской философии термин «дискурс» употребляется для обозначения образования, имеющее мыслительно-коммуникативную природу и относится к типу объектов, которые могут быть адекватно интерпретированы только в свете нелинейной парадигмы. В дискурсивной психологии дискурс рассматривается как социальная деятельность в условиях реального мира.
В лингвистике термин «дискурс» используется очень широко, однако единого определения, которое бы охватывало все контексты его употребления, нет. К тому же, вопросы сущности дискурса и эвристика его анализа находятся в стадии разработки и уточнения.
История современной дискурсологии начинается с работы С. Харриса «Анализ дискурса» (1952), которая стала программным документом для нового направления в языкознании, который позже получил название дискурсологии.
Истоки теории дискурса связывают с исследованиями языкового употребления немецкой школы П. Хартмана, П. Вундерлиха и пр., с социолингвистическим анализом коммуникации американской школы Е. Щеглова, Г. Закса и пр., с логико-семиотический описанием различных видов текста французских постструктуралистов А. Греймас, Е. Ландовский и пр., а также моделированием порождения речи в когнитивной психологии, с описанием этнографии коммуникации в антропологических исследованиях.
Таким образом, возникновение и концептуальное оформление теории дискурса приходится на 60-е - 70-е годы ХХ ст., что «обусловлено не только стремлением структурной лингвистики вывести синтаксис за пределы предложения (Б. Палек, Т. Ван Дейк, В. Дресслера и пр.), разработкой прагматики речи (Дж. Остин, Дж. Р. Серл и пр.), предоставлением исследованию речи социальных черт (Э. Бенвенист, М. Бахтин и др.), но и общей тенденцией к интеграции гуманитарных исследований» [6].
В 70-х - 80-х годах началось разграничение понятий текста и дискурса. Текст - абстрактная, формальная конструкция, а дискурс - виды ее актуализации, рассматриваемые с позиций ментальных процессов и экстралингвистических факторов. Поэтому термин «дискурс» сейчас уже не применяется текстов, «связи которых не поддаются восстановлению с живой жизнью (например, мертвые языки)», поскольку дискурс - это текст, взятый в событийном аспекте [6].
Обратимся к определениям дискурса швейцарскому ученому П. Серио (который приводит в своей книге Д. Манжено, цитируя П. Серио (2009)), который дает восемь дефиниций, учитывая различные направления лингвистики и аспекты изучения данного понятия: 1) эквивалент понятия «речь », т.е. любое конкретное высказывание, 2) единица, по размеру больше фразу, высказывание в глобальном смысле, последовательность отдельных высказываний (грамматика текста), 3) влияние высказывания на его получателя, внесение высказывания в речевую ситуацию, включающую субъектов объекта и адресата, время и место вещания (прагматика) 4) беседа как основной тип речи (анализ диалога), 5) речи, присваивается говорящим, в противоположность «повествованию», которая разворачивается без эксплицитного вмешательства субъекта, 6) эквивалент понятия «речь» как актуализация, диверсификация на поверхностном уровне, в противовес «языке» как системе мало дифференцированных виртуальных значений (исследования языковых единиц «в языке» и «в речи»); 7) система ограничений, которые накладываются на неограниченное число высказываний в силу определенной социальной или идеологической позиции (направление критического анализа дискурса); 8) выражения / текст с точки зрения дискурсные механизма.
По данным определениями, дискурс отождествляется с речью - в противовес языку, по первому и шестым определениями, это - линейная последовательность высказываний, по второму определению; высказывания в коммуникативной ситуации, по третьему определению; в четвертом - понятие дискурса сужается к диалогу, пятая принадлежит Э. Бенвенист, где уточняется природа дискурса; в седьмом - вводится понятие социального контекста, под которым понимается система социальных ограничений / идеологических позиций; восьмой трактовка исповедовала французская школа анализа дискурса, в котором во внимание принимаются механизмы восприятия и порождения дискурса.
Языковеды понимают дискурс в широком и узком смыслах: дискурс - это текст с контекстом, в широком смысле, в узком - дискурс - коммуникативное событие между говорящим и реципиентом в процессе коммуникации.
Конце ХХ в. термин "дискурс" получил более широкое понимание. Он стал многозначным и его значение стало зависеть от области науки, в которой употреблялось.
Возникла научная дисциплина, которая занимается текстами в их связях с социумом - анализ дискурса. Его определяют как междисциплинарную область знаний, опирающаяся на социологию, психологию, разработки искусственного интеллекта, этнографию, семиотику, стилистику, философию.
В современной науке все больше внимания обращается на социумную принадлежность дискурса. Как социолингвистические структуру определяет дискурс Г. Почепцов: «Дискурс - это языковая действительность, которая возложена на социальные координаты» [8, 7].
В «Лингвистическом энциклопедическом словаре» дискурс определяется как «связный текст в совокупности с экстралингвистическими - прагматическими, социокультурными, психологическими и др. факторами, текст, взятый в событийном аспекте; речи, которое рассматривается как целенаправленная социальная действие, как компонент, участвующий во взаимодействии людей и механизмов их сознания (когнитивных процессах)»[7, 136-137].
Природу дискурса, как правило, связывают с двумя аспектами - прагматичным и когнитивным. Прагматический аспект помогает выяснять ситуацию общения, определять степень связности текста, его коммуникативной адекватности, выявлять его импликации, возможность интерпретации, поэтому дискурс в этом аспекте имеет отношение к живой речи [5, 10].
Когнитивный аспект обращен к ментальности участников коммуникации, что «позволяет понять этнографические, психологические, социокультурные стратегии и тактики, а также правила порождения и декодирования речи в определенных условиях, которые определяют в дискурсе соотношение общего и конкретного, нового и старого, эксплицитно и имплицитно т.д.» [5, 10].
Благодаря последним исследованиям по психолингвистике возможно выделение следующих двух планов дискурса: 1) собственно лингвистический, т.е. дискурс как результат, 2) лингвокогнитивный, т.е. дискурс как процесс.
Из представлений психолингвистики, дискурс - это текущая речевая деятельность. Своеобразие определение дискурса в них заключается в том, что под данным понятием понимается «вербализованная языково-мыслительная деятельность, которая включает в себя не только собственно лингвистические, но и экстралингвистические компоненты» [6, 194] и «которая является совокупностью процесса и результата» [6, 203]. Теория дискурса как прагматизованой формы текста берет свое начало в концепции Э. Бенвениста, который разграничивал план дискурса - речи, присваивается человеком, который говорит, и план рассказа. Под дискурсом ученый понимает «всякое высказывание, которое предопределяет наличие коммуникантов: адресата, адресанта, а также намерения адресанта определенное воздействие на собеседника».
Синтезируя различные толкования термина «дискурс», К. Серажим выделила следующие основные определения: 1) «связный текст в совокупности с экстралингвистическими факторами» (Т. Ван Дейк, В. Караулов, В. Петров, И. Штерн и др.), 2) «текст, взятый в событийном аспекте» (Н. Арутюнова, Г. Кук, К. Пайк и др.), 3) «текст, образовавшийся в процессе дискуссии, когда значение« на выходе »становится адекватным авторскому замыслу» (В. Костомаров, Н. Бурвикова и др.), 4) «совокупность тематически, культурно или иначе связанных текстов, допускает развитие дополнения другими текстами» (А. Баранов, Д. Добровольский и др.) 5) «общения, рассматривается как реализация определенных дискурсивных практик »(М. Фуко, А.-Ж. Греймас, Ж. Куртенэ и др.). [9, 12].
На основании проанализированных научных трудов мы выделили такие дифференциальные признаки дискурса: 1) отождествление с речью, которая порождается во время коммуникации, 2) соотношение с субъектом; 3) включение в ситуацию общения, т.е. прагматическая составляющая дискурса; 4) текст в условиях его создания и восприятия вместе с контекстом.
Для того, чтобы дать точное определение термина дискурс, необходимо отграничения его от смежных понятий, к которым, в первую очередь, относят «текст» и «речь».