Курсовая работа|Педагогика

Курсовая Обучение пересказу

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2015 | Страниц: 29

Введение 

Глава 1. Теоретические основы обучения говорению в начальной школе

1.1 Обучение говорению как виду речевой деятельности

1.2.Пересказ как разновидность устной речевой деятельности

1.3. Опоры как средство обучения пересказу

Глава 2. Использование опор при обучении пересказу младших школьников на уроках английского языка

2.1. Анализ УМК на предмет обучения пересказу с помощью опор

2.2. Тематическая подборка опор для обучения пересказу учащихся 2 класса на уроках английского языка

Заключение

Литература и источники

Пересказ - это связное выразительное воспроизведение прослушанного художественного произведения. Своеобразным стимулом, влияющим на степень усвоения языка, являются эмоции детей. Живость эмоций повышает внимание детей, вследствие чего, активизируются все процессы речи.

Пересказ - это также творческий процесс. Особенность пересказа заключается в том, что в повествовании не только точно передаются замысел и сюжет, но и сохраняется стиль произведения.

В практике обучения любому иностранному языку приходится сталкиваться с таким явлением, когда учащийся не может сделать самостоятельное выражение своей мысли, состоящее из нескольких последовательных, связанных между собой фраз. Очень часто высказывания учащихся представляют собой либо односложные ответы на вопросы учителя, либо хронологическое перечисление каких-то действий. Говорение в монологической форме представляет большую трудность для учащихся, как на родном, так и на иностранном языке. Оно связано с выбором того, что сказать и как сказать, с определением содержания и формы его изложения. Поэтому предлагается широкое использование опор.

Еще одна проблема при обучении самостоятельному высказыванию состоит в том, что очень часто учащиеся традиционно усваивают  речевые формы и содержание высказывания в виде заданного текста. Различные упражнения, связанные с воспроизведением текста, недостаточно способствуют формированию у них самостоятельности и инициативности в процессе речевой деятельности. В результате они привыкают пересказывать текст, а не выражать собственные мысли на иностранном языке.

   Решение данной проблемы состоит в обучении школьников рациональным приемам организации материала и  использовании речевых опор, постепенное снятие которых рассматривается как способ повышения самостоятельности иноязычного высказывания.

Исходя из этого тема нашей работы: «Обучение пересказу с помощью разнообразных опор на уроках английского языка в начальной школе».

Цель работы:

Составить тематическую подборку опор для обучения пересказу учащихся 2 класса на уроках английского языка.

Объект исследования:

Методика обучения английскому языку.

Предмет исследования:

Обучение пересказу иноязычного текста с помощью опор на уроках английского языка в младших классах.

Задачи:

  1. Описать особенности обучения говорению младших школьников как виду речевой деятельности;
  2. Рассмотреть пересказ как разновидность устной речевой деятельности младшего школьного возраста;
  3. Проанализировать УМК Биболетовой М.З. «Enjoy English 2 - 4» на предмет использования опор для пересказа текстов;
  4. Составить опоры для обучения пересказу учащихся 2 класса на уроках английского языка к УМК Биболетовой М.З. «Enjoy English 2».

Для осуществления поставленных задач целесообразно применение данных методов исследования: изучение и анализ, кроме того синтез, обобщение и классификация психолого-педагогической и методической литературы.

 

1.       Теоретические основы обучения говорению в начальной школе

1.1 Обучение говорению как виду речевой деятельности

Понятие речевой деятельности характеризует процесс, состоящий из взаимосвязанных действий, предполагающий, с одной стороны, образование и формулирование мыслей с применением языковых средств, и восприятие и понимание языковых конструкций с другой стороны[14, с. 29].

Речевая деятельность имеет следующие основные виды: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.

Говорение, или экспрессивная речь, - сложный многогранный процесс, позволяющий осуществлять, вместе с аудированием, устное вербальное общение. Предметом говорения выступает мысль как отражение в сознании человека связей и отношений реального мира[11, с. 29].

Целью обучения говорению является развитие у учащихся способности в соответствии с их реальными потребностями и интересами осуществлять устное речевое общение в разнообразных ситуациях. Это означает, что по окончании любого типа школы учащийся должен быть способен:

– общаться в условиях непосредственного общения, понимать и реагировать (вербально и невербально) на устные высказывания партнера по общению в рамках сфер, тематики и ситуаций, обозначенных программой для каждого типа учебного заведения;

– связно высказываться о себе и окружающем мире, о прочитанном, увиденном, услышанном, выражая при этом свое отношение к воспринятой информации или предмету высказывания.

При говорении на английском языке у учащихся могут возникнуть проблемы:

  • Ученики стесняются говорить на английском языке, боятся сделать ошибки и таким образом подвергнуть себя критике со стороны учителя и соучеников.
  • Учащимся нечего сказать по обсуждаемой проблеме, у них нет достаточной информации по данному вопросу и на родном языке.
  • Учащиеся не понимают речевую задачу, а значит и то, что надо делать.
  • У учащихся не хватает языковых и речевых средств для решения поставленной задачи.
  • Когда говорит один ученик, остальные молчат, а значит, есть опасность их исключения из учебного общения, неэффективного использования времени урока.
  • При парных и групповых формах работы учащиеся часто переходят на использование родного языка и допускают много ошибок[12, с. 28].

Говорение может выступать в форме монологического (связанного) высказывания и диалогического (беседы). Каждая из этих форм обладает психологическими и лингвистическими особенностями, учет которых необходим при обучении говорению. Это связано с тем, что формирование умений монологической и диалогической речи предполагает дифференцированную организацию материала и различные приемы работы с ним.

Таблица 1

Сравнение диалогической и монологической речи.

Диалогическая речь

Монологическая речь

 

Процесс речевого взаимодействия двух или более участников коммуникации

Связное непрерывное изложение  мыслей одним лицом, обращенное к одному или нескольким лицам

Психологические характеристики

Отсутствие возможности спланировать развитие диалога.

 

 

Ситуативность (диалогическая речь  может быть понята с учетом той ситуации, в которой она создается). Значительное влияние неязыковых средств: диалогическая речь на 75% обусловлена экстралингвистической ситуацией

Контекстность: монологическая речь может быть понята из самой себя, т.е. интерпретирована через речевой контекст.

Незначительное влияние неязыковых средств.

 

Лингвистические характеристики

Неполные и незаконченные, неразвернутые предложения, лаконичность, наличие вопросительных, восклицательных и побудительных предложений. Лексемы, характерные только для  разговорной речи: сокращения  и усеченные слова; стяженные грамматические  формы, фразы-клише, разговорные формулы.

Развернутость изложения мысли. Полный стиль произношения. Сложный синтаксис.

 

Из таблицы видно, что монологическая речь имеет боль­шую композиционную сложность, требует завершенности мысли, более строгого соблюдения грамматических правил, строгой логики и последовательности при изложении того, что хочет сказать произносящий монолог.

В обучении монологической речи в методике обучения иностранным языкам принято выделять два пути (Гальскова Н. Д., Рогова Н. В., Бим И. Л., Соловова Е.Н. и др.):

  1. «Путь снизу» предполагает развертывание высказывания от элементарной единицы-предложения к законченному монологу:
  • высказывания школьников на определенную тему (высказывания выстраиваются в логическом порядке, учащиеся при помощи учителя разворачивают свои высказывания);
  • этап установления текстовых и логических связей между высказываниями;
  • учащиеся продуцируют свой монолог по заданной теме, включая в него мнение и оценку.
    1. «Путь сверху». Максимальное «присвоение» содержательного плана текста, его языкового материала и композиции, т.е. всего того, что может быть использовано затем в текстах, которые будут строить сами учащиеся, создавая свои монологи:
  • знакомство учащихся с текстом (упражнения: прочитать текст, ответить на вопросы; план, порядок предложений; краткий пересказ);
  • передача содержания текста (от лица одно из персонажей);
  • изменение ситуации.

Одним из этапов при обучении «пути сверху» является передача содержания текста, т.е. его пересказ.

Поскольку предметом исследования является обучение пересказу, целесообразно рассмотреть это понятие, а также привести некоторые рекомендации при подготовке к пересказу.

  1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).- М.: Издательство ИКАР/ Э.Г. Азимов// Словари и энциклопедии на академике.- 2009 [Электронный ресурс].URL:http://methodological-terms.academic.ru/1695/РЕЧЕВЫЕ_ОПОРЫ  (дата обращения: 07.11.2015).
  2. Биболетова М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н. Английский язык: Книга для учителя к учебнику Английский с удовольствием/Enjoy English для 2 кл. общеобраз. учрежд. – Обнинск: Титул, 2009.- 112 с.
  3. Биболетова М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н., Английский с удовольствием/Enjoy English: Учебник для 2 кл. общеобраз. учрежд.- Обнинск: Титул, 2014.-144 с.: ил.
  4. Биболетова М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н., Английский с удовольствием/Enjoy English: Учебник для 3 кл. общеобраз. учрежд.- Обнинск: Титул, 2014.-144 с.: ил.
  5. Биболетова М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н., Английский с удовольствием/Enjoy English: Учебник для 4 кл. общеобраз. учрежд.- Обнинск: Титул, 2014.-144 с.: ил.
  6. Кочурова А. Что же такое презентация, для чего она и какой бывает? [Электронный ресурс].URL: http://www.sekretarskoe-delo.ru/index.php (дата обращения: 7.11.2015).
  7. Пассов, Е.И. Коммуникативная методика / Е.И. Пассов. - 2002. - № 4. – «Центр гуманитарного образования – Лингва».- С. 10.
  8. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению/Е.И. Пассов.- М.: Просвещение, 1985.- 207 с.
  9. Попова, Э.И. Обучение монологическому высказыванию учащихся 6-7 классов средней общеобразовательной школы.-1985-220 с.
  10. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2.- 4-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 2011.-231 с. - (Стандарты второго поколения).
  11. Рогова Г.В. Методика обучения иностранному языку/ Г.В. Рогова.- М.: Просвещение, 2000.- 164 с.
  12. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей/ Е.Н. Соловова - 4- е изд.- М.: Просвещение, 2006.- 239 с.
  13. Учебные материалы. Виды пересказов [Электронный ресурс]. URL: http://prostatitusnet.ru/uchebnoe/vidy-pereskazov/ (дата обращения: 10.09.2015).
  14. Филатов И. Виды речевой деятельности. Основные характеристики [Электронный ресурс]. URL :http://fb.ru/article/36760/vydyi-rechevoy-deyatelnosti-osnovnyie-harakteristiki (дата обращения:23.05.2015).

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское