Курсовая работа|Педагогика

Процесс развития личности младшего школьника

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2022 | Страниц: 43

Введение

Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития личности младшего школьника  

1.1 Проблема развития личности младшего школьника в психолого-педагогической литературе

1.2 Психолого-педагогические условия развития личности младшего школьника  

Глава 2. Изучение эффективности развития личности младшего школьника детей младшего школьного возраста

2.1 Цели и задачи исследования

2.2 Программа развития личности младшего школьника младших школьников  

2.3 Определение эффективности программы развития личности младшего школьника  

Заключение

Список использованной литературы

В современном мире во многом по-новому решаются социально-экономические и политические проблемы, что максимально актуализирует роль и значение человека, человеческого фактора во всех сферах жизнедеятельности общества. Человеческий фактор, усиление его действенности выступают как главная тенденция социального прогресса. Поэтому задачи изучения особенностей и возможностей человека, условий целенаправленного воздействия на развитие его личности стали центром анализа многих отраслей - философии, социологии, психологии, педагогики и др. Стержневой является проблема определения места человека, его позиции в системе общественных связей, т.е. речь идет о раскрытии процесса развития личности, закономерностей ее становления, условий и механизмов формирования.

Такой подход к рассмотрению развития через призму социального движения (социализации) обеспечивает поиск новых резервов личностного становления и возможностей оптимизации воспитательных влияний с учетом периодов особой открытости развивающегося человека общественным воздействиям.

Взаимодействие ребенка и общества обозначается понятием «социализация». Впервые это понятие было описано в конце 40-х - начале 50-х годов XX-столетия в работах американских психологов и социологов (Д. Доллэрд, Дж. Кольмон и др.). Социализация раскрывается через понятие «адаптация» (Т. Парсонс, Р. Мертон). С помощью понятия «адаптация» социализация рассматривается как процесс вхождения человека в социальную среду и его приспособления к культурным, психологическим и социологическим факторам, как процесс преодоления негативных влияний среды, мешающий саморазвитию и самоутверждению. (Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс).

Современное образовательное учреждение должно стать местом, где ребенок получит возможность широкого социально-практического самостоятельного контакта с наиболее значимыми и близкими для его развития сферами жизни. Накопление ребенком под руководством взрослого ценного социального опыта - вот путь, который способствует, во-первых, раскрытию возрастного потенциала ребенка и, во-вторых, успешному вступлению во взрослую жизнь. Из чего следует, что возрастной потенциал не может быть реализован при отсутствии социальной зрелости (развития личности младшего школьника) человека на определенной ступени его развития.

Социальная компетентность личности, как показатель ее развития, существует как явление, которое может быть изучено. Понятие социальной развития личности младшего школьника не сводимо к понятиям коммуникативной, социально-психологической развития личности младшего школьника, социального интеллекта. Социальная компетентность имеет большое значение в поведении человека. Она позволяет не допустить ошибок в жизнедеятельности, оптимизировать эмоциональное состояние, отношения с социумом.

В самом общем виде социальная компетентность может быть представлена как понимание отношений «я-общество», умение выбрать правильные социальные ориентиры и организовать свою деятельность в соответствии с этими ориентирами или как социальные навыки, позволяющие человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе.

Таким образом, возникает противоречие между общественной необходимостью формирования социальной развития личности младшего школьника у каждого члена общества, начиная с раннего детства и недостаточной разработанностью организационно- содержательного и методических аспектов успешного решения данного вопроса в образовательных учреждениях, что и обусловило поиск путей решения исследуемой проблемы, сущность которой заключается в выявлении педагогических средств и форм организации деятельности открытого образовательного учреждения по формированию социальной развития личности младшего школьника ребенка младшего школьного возраста.

Недостаточная разработанность данного вопроса, его теоретическая и практическая значимость обусловили выбор темы исследования: «Формирование социальных компетенций  детей младшего школьного возраста».

В соответствии с актуальностью и темой исследуемой проблемы были определены цель, объект и предмет нашего исследования.

Цель исследования - теоретическое обоснование и разработка содержания, организации и технологии деятельности педагога в образовательном учреждении по формированию социальных  компетенций детей младшего школьного возраста.

Объектом исследования является социальная компетентность.

Предмет исследования - процесс развития личности младшего школьника.

Исходя из цели исследования, определены следующие задачи:

  1. Изучить и проанализировать литературу по теме исследования.
  2. Охарактеризовать сущность социальных компетенций ребенка младшего школьного возраста.
  3. Проанализировать содержание, организацию и технологии деятельности педагога в образовательном учреждении по формированию социальных компетенций детей младшего школьного возраста.
  4. Экспериментально проверить основные теоретические положения.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: теория и методика педагогического исследования (Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин и др.); труды отечественных ученых по проблемам возрастных особенностей детей (Л.И. Божович, И.В. Дубровина, И.С. Кон, А.В. Петровский, Д.Б. Эльконин); теория личностно-ориентированного подхода в образовании (В.А. Беликов, В.Л. Ляудис, Н. Роджерс, И.С. Якиманская и др); исследования в области социальной психологии и педагогики. (А.А. Бодалев, Л.Я. Гозман, Ю.В. Косаткина, Н.В. Клюева, А.Н. Леонтьев, Н.И. Лисина, А.В. Петровский Т.А. Репина, А.А. Рояк, Е.В. Суббот-ский, Р.Б. Стеркина; К. Блага, X. Корнелиус, А.-И. Перре-Клермон, Ш. Фэйрш, М. Шебек и др.); исследования  о сущности социализации личности (Т.Ф. Борисова, Б.З. Вульфов, В.Н. Гуров, Р.Г. Гурова, И.Б. Котова, С.А. Козлова, О.Б. Конева, И.Р. Колтунова, Т.Ю. Купач, В.Г. Моролов, А.В. Мудрик, B.C. Мухина, И.В. Равич-Щербо, Е.Н. Шиянов и др.).

Методы исследования: теоретико-ориентированные: анализ литературы, обобщение и систематизация материалом; практико-ориентированные: тестирование, наблюдение.

 

Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития личности младшего школьника

1.1 Проблема развития личности младшего школьника в психолого-педагогической литературе

На международном уровне проблема развития личности младшего школьника находит свое отражение в материалах ЮНЕСКО, где очерчивается круг компетенций, которые уже должны рассматриваться всеми как желаемый результат образования. В частности, в докладе международной комиссии по образованию для XXI века «Образование: сокрытое сокровище» Жак Делор определил основные, глобальные развития личности младшего школьника, сформулировав «"четыре столпа", на которых основывается образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить» [9]. О глобальности заявленных целеориентиров свидетельствует, в частности, такая формулировка, данная Жаком Делором: «научиться делать с тем, чтобы приобрести не только профессиональную квалификацию, но и в более широком смысле компетентность, которая дает возможность справляться с различными многочисленными ситуациями и работать в группе» [9].

Развитие личности младшего школьника мы связываем с формированием ключевых компетенций, которые авторы концепции модернизации российского образования определяют через следующие признаки: многофункциональность (позволяют решать разные задачи из одного поля), креативность (позволяют решать сложные неалгоритмизированные задачи), надпредметность и междисциплинарность (переносимы на разные области деятельности, обеспечивают экстраполяцию знаний, умений и способностей), многомерность (реализуются на разных уровнях: от элементарного до глубокого), требуют значительного интеллектуального развития и включения морально-волевых и эмоциональных качеств [14], придавая им статус необходимого для жизнедеятельности любого культурного человека. Ключевая компетентность, как свидетельство овладения ключевыми компетенциями, согласно проекту «Определение и отбор ключевых компетентностей», выражается в следующем: способность к рефлексии, интерактивное использование средств, участие в работе неоднородных групп, критичность мышления, способность к решению задач [14].

Группы общих компетенций соотносимы с охарактеризованными выше ключевыми компетенциями и содержат следующие подгруппы:

  1. Инструментальные компетенции: когнитивные способности (способность понимать и использовать идеи и соображения), методологические способности (способность понимать и управлять окружающей средой, организовывать время, выстраивать стратегии обучения, принятия решений и разрешения проблем), технологические умения (умения, связанные с использованием техники, компьютерные навыки и способности информационного управления), лингвистические умения, коммуникативные компетенции. Инструментальные компетенции конкретизируются в следующих знаниях, умениях и способностях: - способность к анализу и синтезу; - способность к организации и планированию; - базовые знания в различных областях; - тщательная подготовка по основам профессиональных знаний; - письменная и устная коммуникация на родном языке; - знание второго языка; - элементарные навыки работы с компьютером; - навыки управления информацией (умение находить и анализировать информацию из различных источников); - способность к решению проблем и принятию решений [15].
  2. Межличностные компетенции: индивидуальные способности, связанные с умением выражать чувства и отношения, критическим осмыслением и способностью к самокритике; социальные навыки, связанные с процессами социального взаимодействия и сотрудничества, умением работать в группах, принимать социальные и этические обязательства. Включают: - способность к критике и самокритике, - способность к работе в команде, в том числе, междисциплинарной, неоднородной, - навыки межличностных отношений, - способность общаться со специалистами из других областей, - способность воспринимать разнообразие и межкультурные различия, - способность работать в международной среде, - приверженность этическим ценностям.
  3. Системные компетенции: сочетание понимания, отношения и знания, позволяющее адекватно воспринимать соотношение частей целого и оценивать место каждого из компонентов в системе, способность планировать изменения с целью совершенствования системы и конструировать новые системы. К ним относятся: - способность применять знания на практике, - исследовательские навыки, - способность учиться, - способность адаптироваться к новым ситуациям, - способность порождать новые идеи (креативность), - лидерство, - понимание культур и обычаев других стран, - способность работать самостоятельно, - способность к разработке и управлению проектами, - инициативность и предпринимательский дух, - забота о качестве, - стремление к успеху [14].

Сравнивая содержание указанных групп компетенций с ключевыми компетенциями, принятыми Советом Европы, видно, что последние, по сути, задают сферу реализации инструментальных, межличностных и системных компетенций, которые, в свою очередь, конкретизируют несколько абстрактные ключевые компетенции, предоставляя возможность для организации процесса овладения ими, технологизации данного процесса.

Учитывая вышеприведенные мнения относительно ключевых компетенций, А.Т. Тарасова, О.Е. Белоглазова и др. дополнили данный список, в котором компетенции определены относительно области социальной действительности, в которой они развиваются. При полноценном освоении всего их спектра формируется социальная компетентность личности. К составляющим социальной развития личности младшего школьника относят следующие:

  1. Политическая и социально-экономическая компетентность: ориентация в политической обстановке, в тенденциях мирового и государственного развития, в государственных и мировых социально-экономических процессах; способность к принятию ответственности, к участию в разработке групповых решений; наличие собственного взгляда на политические и социально-экономические процессы, стремление в них участвовать.
  2. Социально-коммуникативная компетентность: способность к коллективным действиям, к организации взаимодействия (в широком смысле); навыки межличностного общения, умение ненасильственно разрешать конфликты; ориентация в социальных ситуациях, умение выбрать эффективную стратегию поведения и адекватные способы общения, стремление к социальному взаимодействию и способность к работе в неоднородной команде; приверженность этическим ценностям.
  3. Поликультурная компетентность: способность воспринимать разнообразие и межкультурные различия и взаимодействовать в многокультурном (полинациональном, поликонфессионном) обществе, уважение иных культурных особенностей, обычаев и традиций, интерес к чужой культуре, способность видеть в ней область обогащения личного опыта.
  4. Информационно-инструментальная компетентность: владение компьютером и современными информационными технологиями, способность к сбору и анализу информации, умение эффективно использовать информацию, применять знания на практике, направленность на критическую оценку информации.
  1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2016.
  2. Анзорг Л. Книга для учителя. - М.: -Просвещение - 2018 -144с.
  3. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и психологическое консультирование. – М.: 2019
  4. Беличева С. Карта обследования социально дезадаптированных несовершеннолетних //Воспитание школьников – 2004, №2. – с. 28-31
  5. Бойко В.В. Оганян К.М. Социально защищенные и незащищенные семьи в изменяющейся России. СПб, 2019
  6. Захаров А.И. Как предупредить отклонение в поведении ребенка. - М.: «Союз», -2017
  7. Иванова Н.П. Воспитание детей в семье в контексте социальных изменений//Начальная школа, - 2004. - №3. - с. 6-13
  8. Коджаспирова Г.М, Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь для студентов высших и средних учебных заведений. – М.:Академия-2001.
  9. Кон И.С. Социология личности. М: изд. политической литературы, 1967
  10. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социально-педагогическая психология. – СПб.: Питер, 2019.
  11. Рояк А.Л. Психологический конфликт особенности индивидуального развития личности. М- 2018г.
  12. Социальная педагогика: Курс лекций / под ред. М.Л. Галагузовой. - М-, 2000 - 692с.
  13. Филипчук Г. Знаете ли вы своего ребенка? Книга для родителей (перевод с польского). - М.: «Прогресс», 2019, - 400с
  14. Фоппель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/ Пер. с нем., В 4-х томах. Т.2.-М.: Генезис,2018.- 160с.
  15. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога; учебное пособие для студентов высших учебных заведений - М.: Изд. центр Академия 2002. - 272с.
  16. Штольц X. Каким должен быть твой ребенок? (перевод с немецкого) - М.: Просвещение, 2018 -144с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское