Введение
1. Значения фольклорного театра в развитии детей
1.1. Сущность фольклорного театра и его развитие
1.2. Специфика реализации идей фольклорного театра на современном этапе
1.3. Признаки фольклорного театра
2. Практическая реализация идей фольклорного театра в деятельности театрального кружка
2.1. Методика работы с детским фольклорным коллективом
2.2. Методическая разработка по организации фольклорного театра и театрализованной деятельности
2.3. Разработка рабочей программы театрально-фольклорного кружка «Как у наших, у ворот…»
Заключение
Список литературы
Приложение
Будущее России и судьбы новых поколений зависят, в частности, от того, удастся ли нам сохранить и приумножить богатейшее наследие народной культуры. Назрела острая необходимость укрепления национального достоинства и авторитета России в современном мире, что невозможно без осознания нами собственной культурной самобытности. Необходимо преодолеть идеализацию западных стереотипов жизни и вспомнить о богатейшем духовно-нравственном наследии, завещанном нам далёкими предками.
Фольклорный театр – часть народной культуры, проявляющийся в различных формах, действо которое чаще всего происходит в период праздников календарных, семейных (и обрядов. Практически все действа фольклорного театра связаны с древним культом плодородия, имеют свою тему, идею, круг образов и следуют определенной схеме в раскрытии сюжета.
Цель работы – разработка рекомендаций по реализации идей фольклорного театра в деятельности театрального кружка.
Объект исследования – реализация идей фольклорного театра.
Предмет исследования – реализация идей фольклорного театра в деятельности театрального кружка.
Задачи:
1. Рассмотреть сущность фольклорного театра.
2. Проанализировать специфику реализации идей фольклорного театра на современном этапе.
3. Выявить признаки фольклорного театра.
4. Изучить методику работы с детским фольклорным коллективом.
5. Разработать рабочую программу театрально-фольклорного кружка «Как у наших, у ворот…».
Методы исследования: анализ теоретических источников; сравнение; обобщение; моделирование (разработка рабочей программы и содержания).
1. Бакланова Т.И., Стрельцова Е.Ю. Народная художественная культура. – М., 2002. – 196 с.
2. Барт Р. Мифологии / Пер., вступ. ст. и коммент. С. Н. Зенкина. – М.: Изд-во Сабашниковых, 2004. – 312 с.
3. Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры: учебник для студентов высших учебных заведений. В 2 ч. Ч. 2. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 400 с.
4. Боронина Е. Г. «Оберег». Программа комплексного изучения музыкального фольклора в детском саду. – М.: Владос, 1999. – 296 с.
5. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество / под ред. Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Поровской. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 272 с.
6. Детский фольклорный ансамбль «Веретенице» [Электронный ресурс] URL: http://alatyrfond.org/
7. Евреинов Н.Н. История русского театра с древнейших времён до 1917 года. – Нью- Йорк: Изд-во им. Чехова, 1955. – 411 с
8. Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор. – М.: Наука, Флинта, 1998. – 400 с.
9. Ивлева Л.М. Дотеатрально-игровой язык русского фольклора / Сб. театроведч. исслед. Л. М. Ивлевой. – СПб.: Дмитрий Буланин, 1998. – 194 с.
10. Кулев А.В. Перспективы использования народного календаря в этнокультурном образовании // Этнопедагогика: теория и практика: материалы Х Чтений, посвященных памяти Г.С. Виноградова Авторские образовательные программы по фольклору / сост. С.Г. Айвазян. – М.: Институт Наследия, 2003. – С. 25.
11. Лунева Е.В., Ефремова Н.А. Сохранение и изучение регионального фольклора в современной практике воспитания и образования // В сборнике: Формирование региональной культурной политики в контексте модернизации образования: Материалы международной научно-практической конференции; редакционная коллегия: Н.А. Паршиков (главный редактор), И.А. Ивашова (научный редактор и составитель), В.М. Гапоненко, Н.А. Меркурьева, Г.Н. Харитонова. – Орел: Орловский государственный институт искусств и культуры, 2014. – С.123-125.
12. Лунева Е.В. Историко-культурное наследие – ресурс духовно-нравственного воспитания. Педагогика: научно-теоретический журнал Академии образования. – 2010. – № 3. – С. 123-126
13. Народный театр / сост. А. Ф. Некрылова и Н. И. Савушкина. – М.: Советская Россия, 1991. – 540 с.
14. Некрылова А.Ф Дмитрий Михайлович Балашов. Взгляд на фольклорный театр // Русская земля: журнал о русской истории и культуре. – Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.rusland.spb.ru/sl_8_3a.htm
15. Некрылова А.Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. – М.: Правда, 1989. – 496 с.
16. Некрылова А.Ф. Русский фольклорный театр / А.Ф. Некрылова, Н.И. Савушкина // Фольклорный театр. – М.: Современник, 1988. – 497 с.
17. Новичкова И. В., Кубышина Н. И. Программа фольклорной студии «Раёк» // Ключ к успеху: Авторские программы: Сб.1. – М., 1996. – С. 59-73
18. Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. – СПб.: Наука, 1994. – 239 с
19. Пушкарев В.Г. Фольклорный театр как особая зрелищная форма в культуре России // Общество. Среда. Развитие. – 2010. – №3 (сентябрь). – С. 133-139.
20. Соколова Г.Б. Народное творчество и его роль в воспитании школьников // Искусство педагогики педагогика искусства: сб. науч. тр. Вып. 4. – М.: АПК и ППРО, 2005. – С. 20-29.
21. Толстой Н.И. Элементы народного театра в южнославянской святочной обрядности // Н.И. Толстой. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. – М.: Индрик, 1995. – С.113–122
22. Чеченева Н.Г. Фольклорный театр в образовательном пространстве // В сборнике: Формирование региональной культурной политики в контексте модернизации образования: Материалы международной научно-практической конференции; редакционная коллегия: Н.А. Паршиков (главный редактор), И.А. Ивашова (научный редактор и составитель), В.М. Гапоненко, Н.А. Меркурьева, Г.Н. Харитонова. – Орел: Орловский государственный институт искусств и культуры, 2014. – С. 257-259.
23. Фольклорно-этнографическая студия «Терем» [Электронный ресурс] URL: http://xn--b1afbmfe5beeau.xn--p1ai/we.html
24. Фольклорный театр / сост. А. Ф. Некрылова и Н. И. Савушкина. – М.: Современник, 1988. – 475 с.
25. Хазова М.В. Горенка. Комплексное изучение музыкального фольклора: (на основе материала школы традиционной русской культуры «Веретенце» Е. А. Краснопевцевой) // Фольклор – музыка – театр: программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками: программно-методическое пособие / под ред. С. И. Мерзлякова. – М.: ВЛАДОС, 2003. – С.6-35.