Курсовая работа|Педагогика

Адаптация первоклассников в школе

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2022 | Страниц: 60

Введение

Глава 1. Особенности адаптации детей 6 – 7 лет в школе как психолого-педагогическая проблема

1.1. Общее понятие об адаптации, ее характерные свойства

1.2. Возрастные особенности детей 6 – 7 лет

Выводы по главе 1

Глава 2. Изучение гендерных особенностей в процессе адаптации первоклассников в школе

2.1. Этапы, методы и методики исследования

2.2. Характеристика выборки

2.3. Анализ результатов диагностики уровня адаптации детей 6 – 7 лет

2.4. Рекомендации по оптимизации процесса адаптации

Выводы по главе 2

Заключение.

Список использованной литературы

 Приложение

Основной причиной неуспеваемости большинства учащихся является своего рода их "незрелость", недостаточная готовность к сложному процессу обучения. Чрезвычайно важно своевременное выявление такого рода незрелости детей, так как возможно более полное ее преодоление еще в дошкольном возрасте, что позволит предупредить само возникновение многих проблем.

Часто считается, что по достижении 7-летнего (а теперь даже 6-летнего) возраста вопрос готовности ребенка к школе решится сам собой, и родители бывают очень разочарованы, когда на предварительном собеседовании слышат, что их ребенок не подготовлен к школе.

Так как путь развития каждого ребенка очень индивидуален, то к школьному возрасту, дети приходят с совершенно разным багажом опыта - знаниями, умениями, навыками, привычками. В России все дети имеют отраженное в законе право на образование, которое не является привилегией отдельных слоев населения.  Поэтому, обучение в основном ориентировано на “среднего” ученика  ни быстрого, ни медленного, ни отличника, ни двоечника. Все перечисленные группы школьников, как правило, в массовой школе переживают некоторые неудобства.

В обыденном сознании распространено представление о том, что полоролевая принадлежность индивида "дана" ему чисто биологически. Возникновение половой идентификации объясняется различными теориями, которые подчас отличаются друг от друга в большей степени названиями, чем своей сутью.

Теория социального научения А.Бандуры, Н. Миллера, Дж. Долларда, Р. Сирса, Дж. Уайтинга и ее разновидность - теория моделирования, опираясь на бихевиористский принцип обусловливания, утверждает, что все зависит от родительских моделей, которым ребенок старается подражать, и от подкреплений, которые дают поведению ребенка родители. Особенности полоролевого поведения объясняются и формируются, прежде всего, в семье. Когда мы говорим о девочках и мальчиках, мы – хотим этого или нет – постоянно имеем в виду существование различий в их психологии и поведении. Наличие таких различий было выявлено и обосновано в эмпирических исследованиях ученых В.В.Абраменковой (2007), Р.Бэрона, Д.Ричардсона (2007), В.Е.Кагана (2007, 2009), А.В.Либина (2009), И.И.Лунина (2006), Т.И.Юферовой (2005). Выделяют две сферы, в которых были выявлены различия: когнитивная сфера личностного развития и сфера социального поведения. В когнитивной сфере можно считать установленным факт наличия половых различий в вербальных, пространственных и математических способностях. У женщин лучше развиты вербальные способности, а у мужчин – пространственные и математические. В социальном поведении мужчины характеризуются более высоким уровнем развития таких черт, как агрессивность и доминантность, а женщины – дружелюбность и контактность.

Разница проявляется уже с детства. Мальчики стремятся к независимости, девочки к взаимозависимости. Мальчики чаще играют в игры, в которых чем больше народу, тем лучше. Девочки предпочитают собираться маленькими группами, в их играх меньше агрессивности, больше соучастия, там чаще ведутся доверительные беседы и имитируются взаимоотношения взрослых. Гендерные стереотипы поведения формируются уже в детском возрасте. В зрелом возрасте гендерные различия проявляются еще шире [6, с. 39].

Тем не менее, как отмечает ряд ученых, особое значение половая дифференциация проявляется в дошкольном   и младшем школьном возрастах и играет огромную роль в процессе социализации личности ребенка, в частности – в его половой идентификации и формировании половой социальной роли в процессе адаптации с окружающим условиям, в том числе и к школе.

Поэтому изучение гендерных особенностей адаптации детей к школе является актуальной и значимой для современной науки, что и определило выбор темы работы: «Изучение гендерных особенностей адаптации детей 6 – 7 лет в школе».

Цель работы: проанализировать теоретически и эмпирически проявления гендерных особенностей адаптации детей 6 – 7 лет в школе.

Объект исследования: процесс адаптации первоклассников.

Предмет исследования: гендерные отличия в процессе адаптации первоклассников.

Гипотезой исследования является положение о том, что процесс адаптации первоклассников к школе будет отличаться по гендерному признаку, т.е. будут отмечаться различия в процессе адаптации мальчиков и девочек 6 – 7 лет.

Для достижения поставленной цели и доказательства гипотезы нами были определены следующие задачи:

  1. изучение и анализ литературы по теме исследования;
  2. изучение особенностей психологического развития детей 6-7 лет;
  3. эмпирический анализ процесса адаптации первоклассников и определение гендерных отличий в этом процессе;
  4. разработка рекомендаций по оптимизации процесса адаптации первоклассников в соответствии с гендерными особенностями.

Методы исследования: анализ научной, философской, психолого-педагогической литературы по теме исследования, диагностические методики.

Практическая значимость заключается в исследовании процесса адаптации в первом классе общеобразовательной школы в соответствии с половым признаком,  разработка рекомендаций для педагогов и родителей, которые в дальнейшем помогут детям избежать негативных последствий в процессе адаптации.

 

Глава 1. Гендерные особенности адаптации детей 6 – 7 лет в школе как психолого-педагогическая проблема

1.1Общее понятие об адаптации, ее характерные свойства

Первый класс школы – один из наиболее существенных и критических периодов в жизни детей. Поступление ребенка в школу приводит к возникновению эмоционально – стрессовой ситуации: изменяется для малыша стереотип поведения, возрастает психоэмоциональная нагрузка. Школа с первых же дней ставит перед ребёнком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. На ребенка влияет целый комплекс новых факторов классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности, и конечно, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей. Организации ребёнка приспосабливается к этим факторам, мобилизация систем адаптационных реакций. Не день, не неделя требуется для того, чтобы малыш осваивался в школе по-настоящему. Адаптация ребёнка к школе – довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. [2, с. 53]

 Согласно определению адаптация (лат. – приспособление) – вид взаимодействия личности с социальной (образовательной) средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников Важнейший компонент адаптации – согласование самооценок и притязаний с его (ученика)  возможностями и с реальностью социальной среды, включающее также тенденции развития  среды и субъекта.

Для обозначения ситуации нормы используется термин, «устойчивая адаптация». При изменении привычных условий жизни появляются факторы, вносящие дезорганизацию в психическую деятельность. В этом случае должен включиться механизм переадаптации. Под переадаптацией сегодня понимается процесс перехода из состояния устойчивой адаптации в привычных условиях в состоянии относительно устойчивой адаптации в новых непривычных (изменных)  условиях существования либо результат этого процесса, имеющий успешное значение для личности.

   Проблема социальной адаптации преемственности между дошкольными образовательными учреждениями и школой чрезвычайно актуально. Феномен адаптации связан с овладением человеком новым видом деятельности, новой ролью, изменением его социального окружения. В концепции А.В. Петровского адаптация рассматривается как особый момент становления личности, от которого в значительной степени зависит характер её дальнейшего развития. Успешная адаптация позволяет сочетать интегрированность ребёнка в группе с его индивидуальной автономностью [14, c.29].

В последнее время большое внимание уделяется изучению процессов приспособления ребенка к требованиям школы. В этой связи получил широкое распространение термин «школьная адаптация». О сложности и значимости периода, связанного с адаптацией ребенка к школе, сказано в отечественной педагогической и психологической литературе много (И.В. Дубровина, 2005, 2000; Р.В. Овчарова, 2000, 2003; Н.И. Гуткина, 2006, 2000 и др.). Школа с первых дней ставит перед учеником целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом и требующих максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Именно в эти первые месяцы начинают формироваться те системы отношений ребенка с миром и самим собой, те устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, а также базовые учебные установки, которые в дальнейшем определят успешность его школьного обучения, эффективность стиля общения, развитие потенциальных возможностей ребенка. Будет ли дальнейшее обучение успешным или с приходом в школу ребенок попадет в чужой, непонятный, в чем-то враждебный ему мир, во многом зависит от правильно построенного психологического сопровождения детей.

Реальная система работы психолога может различаться в зависимости от задач, которые он ставит перед собой. Поскольку важность решения задачи адаптации первоклассников трудно переоценить, необходимо рассмотреть наиболее эффективные варианты работы психолога в данном направлении. Проблема адаптации имеет две стороны: адекватное приспособление ребенка к школе (адаптация) и неадекватное, что выражается термином «дезадаптация».

В самом общем виде под адаптацией подразумевается перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому, организованному школьному обучению. Однако, по мнению разных авторов, в среднем от 15 до 40% первоклассников сталкиваются с трудностями принятия новой для них социальной ситуации, вхождение в школьную жизнь представляет для них определенную сложность. Совокупность наблюдаемых проблем, по данным разных авторов (Н.Г. Лусканова, 2007; Э.М. Александровская, 2008; Г.Ф. Кумарина, 2001), у учащихся начальных классов получила общее название проблемы школьной дезадаптации. Дезадаптация, в свою очередь, рассматривается как некоторая совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социопсихологического и психофизиологического статусов ребенка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой по ряду причин становится затруднительным, а в крайнем случае – невозможным (Э.М. Александровская, 2008; И.А. Коробейников, 2000).

  1. Ануфриев, А. Ф., Костромина, С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. [Текст] / А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромитина - М., 2019. – 234 с..
  2. Безруких, М. М., Ефимова, С. П. Знаете ли вы своего ученика? [Текст] / М.М. Безруких, С.П. Ефимова – М., 2011. – 176 c.
  3. Безруких, М., Ефимова, С., Круглов, Б. Почему учиться трудно? [Текст] / М.М. Безруких, С.П. Ефимова - М., 2015. -202 с.
  4. Берн, Ш. Гендерная психология. [Текст] / Ш. Берн - СПб.: Прайм-Еврознак, 2012. - 320 с.
  5. Бреслов, Г.М., Хасан, Б.И. Пол и образование. [Текст] / Г.М. Бреслав, Б.И. Хасан. - Красноярск, 2015. – 156 с.
  6. Введение в гендерные исследования. [Текст] / Учебное пособие. МГУ, 2010. – 300 с.
  7. Галигузова, Л. Н., Смирнова, Е. О. Ступени общения: от года до семи лет. [Текст] / Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова - М., 2012. – 320 с.
  8. Гутькина, Н. И. Несколько случаев из практики школьного психолога. [Текст] / Н.И. Гутькина - М., 2011. – 109 с.
  9. Данилова, Е. Первоклассники [Текст] / Е. Данилова // Школьный психолог. – 2012. – № 6. – С.14.
  10. Каган, В.Е. Половое воспитание детей: медико-психологические аспекты. [Текст] / В.Е. Каган. - Л., 2018. – 150 с.
  11. Клецина, И.С. Гендерная социализация. [Текст] / И.С. Клецина. - СПб, 2017. – 230 с.
  12. Майорова, Н. П. Неуспеваемость. [Текст] / Н.П. Майорова. - С.-Петербург, 2018. – 90 с.
  13. Нартова-Бочавер, С.К., Мухортова, Е.А. Скоро в школу! [Текст] / С.К. Нартова-Бочавер, Е.А. Мухортова. – М., 2018. – 128 с.
  14. Основы гендерного образования [Текст] / / Учебное пособие / Танирбергенова Г.Т., Тленчиева Г.Д., Кушалиева Г.А., Ускембаева М.А. и др. - Алматы, 2013 г. -  288 стр.
  15. Попова, Л.В. Гендерные аспекты самореализации личности. [Текст] / Л.В. Попова. - М., 2016. – 100 с.
  16. Потапова, Е. Н. Радость познания! [Текст] / Е.Н. Потапова- М., 2010.  – 201 с.
  17. Репкина, Г. В., Заика, Е. В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. [Текст] / Г.В. Репкина - Томск, 2013. – 40 с.
  18. Черепанова, Е.М. Психологический стресс. [Текст] / Е.М. Черепанова. – М., 2016. – 96 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское