Интернет и система коммуникаций являются сравнительно новыми сферами деятельности человека. Они произвели революцию в коммуникациях до такой степени, что теперь является предпочтительным средством повседневного общения. Практически во всем, что люди делают, они используют Интернет: заказ пиццы, покупка телевизора, обмен фотографиями с другом, отправка изображения через мгновенные сообщения. Поэтому изучение теоретических и практических основ психологических особенностей использования Интернет-технологий актуально.
Такими авторами, как А. Джоинсон, В. Барнс, В. В. Бычков, К. Витти, Д. Вальтер, А. Г. Асмолов, Р. Амичай-Гамбургер, А. Байм и т.д. освещаются вопросы межличностного взаимодействия онлайн. Работы этих авторов, стоит отметить, частично определяют сферу межличностных коммуникаций. В трудах зарубежных психологов, таким образом, стоит обратить внимание, тема социального взаимодействия подростков в среде интернета освещена больше.
Теоретико-методологические основы исследования: в своей квалификационной работе мы опирались на научные разработки проблемы психического и личностного развития индивида в онтогенезе (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др.); психологические описания возрастных особенностей современных подростков (О.В. Гребенникова, В.С. Мухина и др.); положения отечественных исследователей (И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий, О.А. Захарьящева и др.) об особенностях межличностных взаимоотношений в подростковом возрасте; представление о виртуальной реальности, Интернет-среде как о новом жизненном пространстве (А. Е. Войскунский, Ю.М. Лотман и др.); исследования феномена общения, в том числе с позиции интернет-общения (Д.В. Кирюхина, А. Kankaanranta, А. Gronning, К. Skovholt и др.); теоретические идеи о воздействии сети Интернет и интернет-общения на личность подростков (К. С. Жмырко, Н. А. Лукина и др.).
Выбранная тема исследования обусловлена необходимостью изучения психологических особенностей подростков, которые активно общаются в сети Интернет, что позволит направить исследовательские ресурсы на познание и оптимизацию взаимодействия человека со средой Интернет. При этом, проблема воздействия интернет-общения на социально-психологические особенности личности подростка является лишь частично разработана в трудах отечественных и зарубежных ученых. Всё вышесказанное делает рассмотрение проблемы влияния интернет-общения на социально-психологические особенности личностной сферы подростков особенно актуальной, что побудило нас выбрать её в качестве темы дипломной работы, которую мы сформулировали следующим образом: «Социально-психологические особенности личности подростков, обусловленные Интернет-общением».
Проблема исследования заключается в выявлении психологических особенностей деятельности личности в пространстве Интернет-технологий.
Цель исследования: выявить социально-психологические особенности подростков, обусловленные интернет-общением, для разработки тренинговых занятий по формированию безопасного взаимодействия в сети Интернет.
Объект исследования: личностная сфера подростков.
Предмет исследования: социально-психологические особенности учащихся подросткового возраста, обусловленные интернет-общением.
Гипотеза исследования: существуют социально-психологические особенности подростков активных пользователей социальных сетей, по сравнению с подростками неактивными пользователями социальных сетей.
Задачи исследования:
- Изучить психологические характеристики общения подростков на основе анализа литературы по теме исследования;
- Рассмотреть виртуализацию общения в подростковом возрасте как психологическую проблему на основе анализа литературы по теме исследования;
- Провести эмпирическое исследование особенностей личности подростков, обусловленные интернет-общением.
- Проанализировать результаты исследования особенностей личности подростков, обусловленных интернет-общением.
- Разработать тренинговое занятие по формированию безопасного взаимодействия в сети Интернет.
- Сформулировать выводы и заключение по проблеме исследования.
Методы исследования:
- Теоретические – анализ научной литературы по проблеме исследования, синтез, структурно-содержательный анализ, вербальное моделирование объекта.
- Эмпирические методы: опрос, методы математической статистики (критерий Стьюдента для независимых выборок), комплекс психодиагностических методик:
- Методика определения основных мотивов выбора профессии, автор Е.М. Павлютенков;
- Тест-опросник самоотношения, авторы В.В. Столин, С.Р. Пантелеев;
- Методика «Самооценка адаптивности» (модифицированный вариант методики С.И. Болтивец)
- Методика оценки коммуникативных и организаторских склонностей (КОС), автор Б.А. Федоришин.
Эмпирическая база исследования: школа № __ и академический лицей.
Характеристика выборки исследования в эмпирическом исследовании приняли участие 36 человек – подростков в возрасте 14-15 лет (16 девушек и 20 юношей), которые (по результатам анкетирования) являются активным пользователями социальных сетей, а также группа неактивных пользователей сети-интернет в количестве 36 человек (18 девушек и 18 юношей).
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в широкой практике психологов, работающих с учащимися общеобразовательных школ.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОДРОСТКОВ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1.1. Психологические характеристики общения подростков
Рассмотрение данного пункта работы необходимо начать с определения понятия «подростковый возраст». Подростковый возраст считается периодом завершения детства, который также называется переходным от детства к взрослости. В основном к подростковому возрасту относят детей от 10 до 15 лет [49]. В отдельных исследованиях подростковый возраст делится на ранней и старше. Так исследуя особенности развития подростков, Н. Латта выделяет характеристики раннего (11-13 лет) и старшего (14-16 лет) возраста.
Е. В. Емельянова приводит следующее соотношение понятия и возраста: младший возраст между 13-15 годами, старший - между 16-19 годами.
В других классификациях подростковым считается возраст от 10-11 лет до 15-17 лет. Г. С. Мильчевская, опираясь на исследования И. С. Кона, отмечает, что подростковый возраст можно условно разделить на 2 либо же три периода, к которым относятся дети младшего и старшего возраста, или младшего, среднего и старшего возраста. Иногда подростками, по мнению исследовательницы, называют также молодежь до 18 лет. Следовательно, определённых чётких рамок подросткового возраста на сегодняшний день нет.
В то же время А. П. Сергеенкова определяет следующие периоды: фаза младших подростков (10-13 лет) и фаза старших подростков (14-15 лет). В нашем исследовании мы будем опираться именно на классификацию подросткового возраста по А. С. Сергеенковой, поскольку она позволяет в наибольшей степени учесть особенности развития коммуникативных свойств младших и старших подростков. Кроме того, классификация А. С. Сергеенковой охватывает период среднего школьного возраста (12-15 лет), который соответствует общепринятой классификации в учебных заведениях (социальный принцип) и возрастной периодизации, созданной с учетом биологических признаков (12-15 лет) [49].
Таким образом, в нашей работе мы выделили 2 возрастных периода: младшие подростки - 12-13 лет, и старшие подростки - 14-15 лет. Большинство учащихся в возрасте 10-11 лет оставляют начальную школу, что, согласно социальным содержанием термина «младший школьник», означает выход из младшего школьного возраста. [33].
Характеристика подросткового возраста, а именно психической составляющей детей, является то, что они испытывают подростковый кризис, проявляющийся в резкой ломке психики. В это время ведущей деятельностью у подростков становится общение со сверстниками, учёба перестаёт осуществлять вклад в расширение, имеющее ранее в предыдущем возрасте, происходят частые конфликты со взрослыми, дети стараются отделиться от родителей [49].
Личность ребёнка находящегося в младшем подростковом возрасте дисгармоничная. Дети в этом возрасте, по мнению автора, имеют протестный способ поведения, пытаются стать самостоятельными, интересы угасают, которые были характерными для них более раннем возрасте. Преобладающим у подростков становится стремление к самоутверждению и нахождению своего места в обществе. Они начинают критически относиться к себе и другим людям, отношения с другими детьми становятся более содержательными и разнообразными. Характер сферы деятельности также у детей подросткового возраста значительно расширяется, появляются новые формы отношений. То есть другими словами тип отношений ребёнка и взрослого переходит к новому типу, который характеризуется взаимоотношениями взрослых людей [33].
По мнению И. Д. Беха, начиная с младшего подросткового возраста, в личности возникает чувство взрослости; стремление к самостоятельности, интимного общения, осознание своей ответственности, чувства эгоцентризма и одновременно меняются его референтные ориентации. Так, личность современного подростка утверждает себя в социальном пространстве как самоценность, которая может реализовываться в диапазоне эмпатии или псевдоэмпатии к переживаниям других, чувство ответственности или безответственности, тенденций к агрессии или сотрудничества, авторитарного доминирования или диалога в отношениях, эгоистических или альтруистических тенденций в побуждениях и поведении [7].
По мнению К. А. Серебряковой, младшим подросткам свойственна избирательность в определении способов и мотивов общения с приятными и неприятными взрослыми (в частности, учителями). В подростковом возрасте отмечаются две противоположные тенденции в развитии коммуникативной сферы: расширение сферы общения с одной стороны и индивидуализация - с другой [15]. Младшие подростки становятся более открытыми к расширению сферы общения, они тратят намного больше времени, чем раньше. Подростки также расширяют социальное пространство общения, постоянно ищут контакты для общения. Подростки становятся максимально требовательными к общению с другом. Это называется –тенденция к индивидуализации отношений. Подростки становятся избирательными в своих дружеских привязанностях [40].
Особую сложность у детей подросткового возраста вызывает предметное обучение в средней школе. По мнению А. А. Бодалева [8], дети сталкиваются с трудностями общения с учителями, так как каждый учитель индивидуален, у него своя манера преподавания, свои черты, свои педагогические устои. Таким образом, появляются проблемы общения детей этого возраста со взрослыми. Подростки всё чаще не удовлетворены в общении, что определённым образом сказывается на личностном становлении ребёнка подросткового возраста, приводящее к возникновению конфликтов и его переориентации в общении со своими сверстниками.
Следовательно, дети объединяются друг с другом, так как они находятся в одной ситуации, связанные «моралью послушанию». То есть из-за чувства равенства дети могут объединиться. Очень важным в данном возрасте является общение со сверстниками. На процесс социализации ребёнка могут оказать огромное влияние группы сверстников.
Основная функция принадлежит группе сверстников во время становления личности младшего подростка и его самостоятельности. Благодаря группе сверстников, как правило, младшие подростки приобретают новые коммуникативные умения и навыки [49].
Влияние сверстников на развитие подростка проявляется во время начала социальной жизни ребёнка. Таким образом, выполняются схожие функции: возможность развития навыков, которые являются необходимыми для взаимодействия со сверстниками, а также способность совместного хобби с подростками и разделения чувств и интересов [16].
В то же время анализ литературы и педагогическое наблюдение, проведенное И. В. Михалец, А. Д. Волчкова, Е. Д. Гарбуз показали, что у многих подростков потребность в общении приобретает стадное чувство. Подростки уже не могут без общества сверстников. Наиболее необходима, согласно данным и исследованиям, потребность в общении в возрасте 13 и 15 лет. Именно такую потребность в общении со сверстниками не могут осуществить родители. Подросткам характерно коллективно-групповое поведение в этом возрасте [54].
Ниже будут представлены группы причин, которые подтверждают положение, которое было предложено выше. Причины указываются И. С. Коном [37]:
- Это специфический вид межличностных отношений. В группе формируются необходимые навыки социального взаимодействия посредством определённых видов совместной деятельности, групповых игр. Также подростки учатся отстаивать свои права, уметь подчиняться коллективу, также соотносить коллективные и личные интересы. Вне группы сверстников, при равных условиях, необходимо статус заслужить и поддерживать его. Подросток в таком случае не может выработать качества, которые необходимы для взрослого.
- Общение со сверстниками является важным каналом получения необходимой для подростка информации. Подростки, как правило, через общение со сверстниками узнают о тех вещах, о которых обычно молчат взрослые.
Практически все младшие подростки являются членами групп, в первую очередь удовлетворяют свою потребность в свободном общении. Подросток отношения со сверстниками считает своими собственными, личными. И чем больше неблагополучные отношения со взрослыми, тем больше места в его жизни занимают товарищи, тем большее влияние сверстников. Важность для подростка его общения нередко скрывает его отношения со взрослыми, родителями и педагогами. Одним из источников таких проблем является непонимание взрослыми 34 внутреннего мира подростка, ложное представлениями о переживаниях, мотивах тех или иных поступков [15].
Благоприятная становление личности подростка зависит от того, в какую он группу попал. Если это группа с высоким уровнем социальных взаимодействий, то становление, как правило, будет нести лишь положительное для ребенка.
Подростки в подобной среде взаимно заинтересованы друг в друге. Планы подросток посвящает уже не своим родителям, а лучшему другу. Перед родителями подросток отстаивает право на дружбу, подросток против того, чтобы были какие-либо комментарии или обсуждения по поводу его друга. Обсуждение родителями или другими его друга в любой форме воспринимается подростком негативно.