Курсовая работа|Педагогика

Проблемы интернет-общения подростков

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2022 | Страниц: 61

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОДРОСТКОВ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

1.1. Психологические характеристики общения подростков

1.2. Виртуализация общения в подростковом возрасте как психологическая проблема 

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ  ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ, ОБУСЛОВЛЕННЫХ ИНТЕРНЕТ-ОБЩЕНИЕМ

2.1 Организация исследования

2.2. Результаты исследования и их обсуждение

2.3. Разработка тренингового занятия по формированию безопасного взаимодействия в сети Интернет

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

Интернет и система коммуникаций являются сравнительно новыми сферами деятельности человека. Они произвели революцию в коммуникациях до такой степени, что теперь является предпочтительным средством повседневного общения. Практически во всем, что люди делают, они используют Интернет: заказ пиццы, покупка телевизора, обмен фотографиями с другом, отправка изображения через мгновенные сообщения. Поэтому изучение теоретических и практических основ психологических особенностей использования Интернет-технологий актуально.

Такими авторами, как А. Джоинсон, В. Барнс, В. В. Бычков, К. Витти, Д. Вальтер, А. Г. Асмолов, Р. Амичай-Гамбургер, А. Байм и т.д. освещаются вопросы межличностного взаимодействия онлайн. Работы этих авторов, стоит отметить, частично определяют сферу межличностных коммуникаций. В трудах зарубежных психологов, таким образом, стоит обратить внимание, тема социального взаимодействия подростков в среде интернета освещена больше.

 Теоретико-методологические основы исследования: в своей квалификационной работе мы опирались на научные разработки проблемы психического и личностного развития индивида в онтогенезе (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др.); психологические описания возрастных особенностей современных подростков (О.В. Гребенникова, В.С. Мухина и др.); положения отечественных исследователей (И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий, О.А. Захарьящева и др.) об особенностях межличностных взаимоотношений в подростковом возрасте; представление о виртуальной реальности, Интернет-среде как о новом жизненном пространстве (А. Е. Войскунский, Ю.М. Лотман и др.); исследования феномена общения, в том числе с позиции интернет-общения (Д.В. Кирюхина, А. Kankaanranta, А. Gronning, К. Skovholt и др.); теоретические идеи о воздействии сети Интернет и интернет-общения на личность подростков (К. С. Жмырко, Н. А. Лукина и др.).

Выбранная тема исследования обусловлена необходимостью изучения психологических особенностей подростков, которые активно общаются в сети Интернет, что позволит направить исследовательские ресурсы на познание и оптимизацию взаимодействия человека со средой Интернет. При этом, проблема воздействия интернет-общения на социально-психологические особенности личности подростка является лишь частично разработана в трудах отечественных и зарубежных ученых. Всё вышесказанное делает рассмотрение проблемы влияния интернет-общения на социально-психологические особенности личностной сферы подростков особенно актуальной, что побудило нас выбрать её в качестве темы дипломной работы, которую мы сформулировали следующим образом: «Социально-психологические особенности личности подростков, обусловленные Интернет-общением».

Проблема исследования заключается в выявлении психологических особенностей деятельности личности в пространстве Интернет-технологий.

Цель исследования: выявить социально-психологические особенности подростков, обусловленные интернет-общением, для разработки тренинговых занятий по формированию безопасного взаимодействия в сети Интернет.

Объект исследования: личностная сфера подростков.

Предмет исследования: социально-психологические особенности учащихся подросткового возраста, обусловленные интернет-общением.

Гипотеза исследования: существуют социально-психологические особенности подростков активных пользователей социальных сетей, по сравнению с подростками неактивными пользователями социальных сетей.

Задачи исследования:

  1. Изучить психологические характеристики общения подростков на основе анализа литературы по теме исследования;
  2. Рассмотреть виртуализацию общения в подростковом возрасте как психологическую проблему на основе анализа литературы по теме исследования;
  3. Провести эмпирическое исследование особенностей личности подростков, обусловленные интернет-общением.
  4. Проанализировать результаты исследования особенностей личности подростков, обусловленных интернет-общением.
  5. Разработать тренинговое занятие по формированию безопасного взаимодействия в сети Интернет.
  6. Сформулировать выводы и заключение по проблеме исследования.

Методы исследования:

  • Теоретические – анализ научной литературы по проблеме исследования, синтез, структурно-содержательный анализ, вербальное моделирование объекта.
  • Эмпирические методы: опрос, методы математической статистики (критерий Стьюдента для независимых выборок), комплекс психодиагностических методик:
  1. Методика определения основных мотивов выбора профессии, автор Е.М. Павлютенков;
  2. Тест-опросник самоотношения, авторы В.В. Столин, С.Р. Пантелеев;
  3. Методика «Самооценка адаптивности» (модифицированный вариант методики С.И. Болтивец)
  4. Методика оценки коммуникативных и организаторских склонностей (КОС), автор Б.А. Федоришин.

Эмпирическая база исследования: школа № __ и академический лицей.

Характеристика выборки исследования в эмпирическом исследовании приняли участие 36 человек – подростков в возрасте 14-15 лет (16 девушек и 20 юношей), которые (по результатам анкетирования) являются активным пользователями социальных сетей, а также группа неактивных пользователей сети-интернет в количестве 36 человек (18 девушек и 18 юношей).

Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в широкой практике психологов, работающих с учащимися общеобразовательных школ.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОДРОСТКОВ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

1.1.   Психологические характеристики общения подростков

Рассмотрение данного пункта работы необходимо начать с определения понятия «подростковый возраст». Подростковый возраст считается периодом завершения детства, который также называется переходным от детства к взрослости. В основном к подростковому возрасту относят детей от 10 до 15 лет [49]. В отдельных исследованиях подростковый возраст делится на ранней и старше. Так исследуя особенности развития подростков, Н. Латта выделяет характеристики раннего (11-13 лет) и старшего (14-16 лет) возраста.

Е. В. Емельянова приводит следующее соотношение понятия и возраста: младший возраст между 13-15 годами, старший - между 16-19 годами.

В других классификациях подростковым считается возраст от 10-11 лет до 15-17 лет. Г. С. Мильчевская, опираясь на исследования И. С. Кона, отмечает, что подростковый возраст можно условно разделить на 2 либо же три периода, к которым относятся дети младшего и старшего возраста, или младшего, среднего и старшего возраста. Иногда подростками, по мнению исследовательницы, называют также молодежь до 18 лет. Следовательно, определённых чётких рамок подросткового возраста на сегодняшний день нет.

В то же время А. П. Сергеенкова определяет следующие периоды: фаза младших подростков (10-13 лет) и фаза старших подростков (14-15 лет). В нашем исследовании мы будем опираться именно на классификацию подросткового возраста по А. С. Сергеенковой, поскольку она позволяет в наибольшей степени учесть особенности развития коммуникативных свойств младших и старших подростков. Кроме того, классификация А. С. Сергеенковой охватывает период среднего школьного возраста (12-15 лет), который соответствует общепринятой классификации в учебных заведениях (социальный принцип) и возрастной периодизации, созданной с учетом биологических признаков (12-15 лет) [49].

Таким образом, в нашей работе мы выделили 2 возрастных периода: младшие подростки - 12-13 лет, и старшие подростки - 14-15 лет. Большинство учащихся в возрасте 10-11 лет оставляют начальную школу, что, согласно социальным содержанием термина «младший школьник», означает выход из младшего школьного возраста. [33].

Характеристика подросткового возраста, а именно психической составляющей детей, является то, что они испытывают подростковый кризис, проявляющийся в резкой ломке психики. В это время ведущей деятельностью у подростков становится общение со сверстниками, учёба перестаёт осуществлять вклад в расширение, имеющее ранее в предыдущем возрасте, происходят частые конфликты со взрослыми, дети стараются отделиться от родителей [49].

Личность ребёнка находящегося в младшем подростковом возрасте дисгармоничная. Дети в этом возрасте, по мнению автора, имеют протестный способ поведения, пытаются стать самостоятельными, интересы угасают, которые были характерными для них более раннем возрасте. Преобладающим у подростков становится стремление к самоутверждению и нахождению своего места в обществе. Они начинают критически относиться к себе и другим людям, отношения с другими детьми становятся более содержательными и разнообразными. Характер сферы деятельности также у детей подросткового возраста значительно расширяется, появляются новые формы отношений. То есть другими словами тип отношений ребёнка и взрослого переходит к новому типу, который характеризуется взаимоотношениями взрослых людей [33].

По мнению И. Д. Беха, начиная с младшего подросткового возраста, в личности возникает чувство взрослости; стремление к самостоятельности, интимного общения, осознание своей ответственности, чувства эгоцентризма и одновременно меняются его референтные ориентации. Так, личность современного подростка утверждает себя в социальном пространстве как самоценность, которая может реализовываться в диапазоне эмпатии или псевдоэмпатии к переживаниям других, чувство ответственности или безответственности, тенденций к агрессии или сотрудничества, авторитарного доминирования или диалога в отношениях, эгоистических или альтруистических тенденций в побуждениях и поведении [7].

По мнению К. А. Серебряковой, младшим подросткам свойственна избирательность в определении способов и мотивов общения с приятными и неприятными взрослыми (в частности, учителями). В подростковом возрасте отмечаются две противоположные тенденции в развитии коммуникативной сферы: расширение сферы общения с одной стороны и индивидуализация - с другой [15]. Младшие подростки становятся более открытыми к расширению сферы общения, они тратят намного больше времени, чем раньше. Подростки также расширяют социальное пространство общения, постоянно ищут контакты для общения. Подростки становятся максимально требовательными к общению с другом. Это называется –тенденция к индивидуализации отношений. Подростки становятся избирательными в своих дружеских привязанностях [40].

Особую сложность у детей подросткового возраста вызывает предметное обучение в средней школе. По мнению А. А. Бодалева [8], дети сталкиваются с трудностями общения с учителями, так как каждый учитель индивидуален, у него своя манера преподавания, свои черты, свои педагогические устои. Таким образом, появляются проблемы общения детей этого возраста со взрослыми. Подростки всё чаще не удовлетворены в общении, что определённым образом сказывается на личностном становлении ребёнка подросткового возраста, приводящее к возникновению конфликтов и его переориентации в общении со своими сверстниками.

Следовательно, дети объединяются друг с другом, так как они находятся в одной ситуации, связанные «моралью послушанию». То есть из-за чувства равенства дети могут объединиться. Очень важным в данном возрасте является общение со сверстниками. На процесс социализации ребёнка могут оказать огромное влияние группы сверстников.

Основная функция принадлежит группе сверстников во время становления личности младшего подростка и его самостоятельности. Благодаря группе сверстников, как правило, младшие подростки приобретают новые коммуникативные умения и навыки [49].

Влияние сверстников на развитие подростка проявляется во время начала социальной жизни ребёнка. Таким образом, выполняются схожие функции: возможность развития навыков, которые являются необходимыми для взаимодействия со сверстниками, а также способность совместного хобби с подростками и разделения чувств и интересов [16].

В то же время анализ литературы и педагогическое наблюдение, проведенное И. В. Михалец, А. Д. Волчкова, Е. Д. Гарбуз показали, что у многих подростков потребность в общении приобретает стадное чувство. Подростки уже не могут без общества сверстников. Наиболее необходима, согласно данным и исследованиям, потребность в общении в возрасте 13 и 15 лет. Именно такую потребность в общении со сверстниками не могут осуществить родители. Подросткам характерно коллективно-групповое поведение в этом возрасте [54].

Ниже будут представлены группы причин, которые подтверждают положение, которое было предложено выше. Причины указываются И. С. Коном [37]:

  1. Это специфический вид межличностных отношений. В группе формируются необходимые навыки социального взаимодействия посредством определённых видов совместной деятельности, групповых игр. Также подростки учатся отстаивать свои права, уметь подчиняться коллективу, также соотносить коллективные и личные интересы. Вне группы сверстников, при равных условиях, необходимо статус заслужить и поддерживать его. Подросток в таком случае не может выработать качества, которые необходимы для взрослого.
  2. Общение со сверстниками является важным каналом получения необходимой для подростка информации. Подростки, как правило, через общение со сверстниками узнают о тех вещах, о которых обычно молчат взрослые.

Практически все младшие подростки являются членами групп, в первую очередь удовлетворяют свою потребность в свободном общении. Подросток отношения со сверстниками считает своими собственными, личными. И чем больше неблагополучные отношения со взрослыми, тем больше места в его жизни занимают товарищи, тем большее влияние сверстников. Важность для подростка его общения нередко скрывает его отношения со взрослыми, родителями и педагогами. Одним из источников таких проблем является непонимание взрослыми 34 внутреннего мира подростка, ложное представлениями о переживаниях, мотивах тех или иных поступков [15].

Благоприятная становление личности подростка зависит от того, в какую он группу попал. Если это группа с высоким уровнем социальных взаимодействий, то становление, как правило, будет нести лишь положительное для ребенка.

Подростки в подобной среде взаимно заинтересованы друг в друге. Планы подросток посвящает уже не своим родителям, а лучшему другу. Перед родителями подросток отстаивает право на дружбу, подросток против того, чтобы были какие-либо комментарии или обсуждения по поводу его друга. Обсуждение родителями или другими его друга в любой форме воспринимается подростком негативно.

  1. Абульханова-Славская, К. А. Философско-психологическая концепция С. Л. Рубинштейна: К 100-летию со дня рождения / К. А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский. – М.: Федеральное государственное унитарное предприятие «Академический научно-издательский, производственно-полиграфический и книгораспространительский центр «Наука», 1989. – 248 с. – ISBN 5-02-013315-9. – Текст : непосредственный.
  2. Андреева, Г. М. Психология социального познания: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – Издание второе, перераб. и доп./ Г. М. Андреева. – М. : Аспект Пресс, 2000. – 288 с.
  3. Андреева, Е. Б. 3: 19.00.05 «Социальная психология»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Андреева Елена Борисовна ; Московский городской психолого-педагогический университет. – М., 2017. – 20 с. – Место защиты: Московский городской психолого-педагогический университет. – Текст : непосредственный.
  4. Бабаева, Ю.Д. Интернет: воздействие на личность. Гуманитарные исследования в Интернете / Ю.Д. Бабаева, А.Е. Войскунский, О.В. Смыслова. – Текст : электронный // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред А.Е.Войскунского. – М.: Можайск-Терра, 2017. – С. 11-39. – URL : https://istina.msu.ru/collections/643033/ (дата обращения 11.12.2021).
  5. Бабаева, Ю.Д. Психологические последствия информатизации / Ю.Д. Бабаева, А.Е. Войскунский – Текст : непосредственный // Психологический журнал. – 2018. – №1. – С. 88-100.
  6. Балонов, И.М. Компьютер и подросток / И.М. Балонов. – М.: Эксмо, 2017. – С. 32-58. – ISBN 958–75–5849–576. – 245 с.
  7. Бех И.Д. Психологические источники воспитательного мастерства [учебное пособие] / Бех Иван Дмитриевич. - К.: «Академвидав». - 2009. - 248 с.
  8. Бодалев А.А. Психология общения. 256 стр. М. – Воронеж 1996.
  9. Бондаренко, Т.А. Общение виртуальном мире интернета / Т.А. Бондаренко – Текст: непосредственный // Вестник Донского государственного технического университета, 2019. – Т.9. – №4(43). – С. 728-735.
  10. Буренина, С. Ю. Влияние денег на процессы социализации современных подростков: специальность 13.00.01 «Общая педагогика» : диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук / Буренина Светлана Юрьевна; Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена – Санкт-Петербург, 2000. – 160 с. – Текст: непосредственный.
  11. Буянова, В.В., Жуина, А.И., Жуина, Д.В. Характеристика межличностной коммуникации подростков-активных пользователей Интернет-сети/ В.В. Буянова, А.И. Жуина, Д.В. Жуина – Текст: электронный // Пензенский психологический вестник, 2017. – №2 (9). – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/harakteristika-mezhlichnostnoy-kommunikatsii-podrostkov-aktivnyh-polzovateley-internet-seti (дата обращения: 11.12.2021)
  12. Бычков, В.В. Виртуальная реальность в пространстве эстетического опыта / В. В. Бычков, Н. Б. Маньковская. – Текст: непосредственный // Вопросы философии. – 2016. – № 11. – С. 47–59.
  13. Воинова, О.И., Плешаков, В.А. Личность и киберсоциум: становление киберсоциальности и классификация людей по степени интегрированности в киберсоциум / О.И. Воинова, В.А. Плешаков – Текст: электронный // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus», 2018. – №1(4). – URL: http://journal.homocyberus.ru/personality_and_cybersocium_formation_of_cybersafty_and_classification_of_people_according_to_the_extent_of_the_integration_into_the_cybersocium
  14. Войскунский А.Е. Психология и Интернет. - М.: Акрополь, 2010. - 439
  15. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.4. Детская психология / Л. С. Выготский; под. ред. Д.Б. Эльконина – М.: Педагогика, 1984. – 432 с., ил. – (Академия пед наук СССР)– Текст : непосредственный.
  16. Гребенникова, О. В. Особенности представлений современных российских подростков / О. В. Гребенникова– Текст: непосредственный // Вестник Московского университета. – 2015. – № 1. – С. 97–99. – (Серия «Психология»).
  17. Данилова, М.А. Интернет-социализация студенческой молодежи: специфика мотивации сетевого поведения: специальность 22.00.04 – «Социальная структура, социальные институты» : автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата социологических наук / Данилова Мария Анатольевна; ГОУ ВПО «Саратовский государственный технический университет». – Саратов, 2009. – 18 с. – Место защиты: Саратовский государственный технический университет. – Текст : непосредственный.
  18. Дрепа, М.И. Интернет-зависимость как объект научной рефлексии в современной психологии / М.И. Дрепа – Текст: непосредственный // Знание. Понимание. Умение. – 2019. – № 2. – С. 189-193.
  19. Емельянова, Т.П. Социальные представления, понятия и концепция последнего десятилетия / Т. П. Емельянова – Текст: непосредственный // Психологический журнал. – 2001. – № 6. – Т. 22. – С. 39–47.
  20. Ефимова, Н.С. Психология общения. Практикум по психологии / Н.С. Ефимова – М.: ИД «ФОРУМ» - ИНФРА- М, 2019. - 192 с. – Текст : непосредственный.
  21. Жабко, Е.Д. Интернет как среда виртуального общения / Е.Д. Жабко – Текст: непосредственный // Библиотековедение – 2017. – №4. – С.45-50.
  22. Жмырко, К. С. Особенности общения подростков посредством интернета / К. С. Жмырко. – Текст : электронный // Молодой ученый. - 2015. - № 10 (90). - С. 1333-1335. - URL: https://moluch.ru/archive/90/18749/ (дата обращения: 25.08.2021).
  23. Жуина, Д.В., Жуина, А.И. Особенности виртуального общения подростков в соцсетях и его влияние на их общение в реальной жизни / Д.В. Жуина, А.И. Жуина – Текст : электронный // Russian Journal of Education and Psychology – 2017. – DOI: 10.12731/2218-7405-2017-6-2-249-252. – Volume 8. – Number 6-2. – C. 249-252. – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-virtualnogo-obscheniya-podrostkov-v-sotssetyah-i-ego-vliyanie-na-ih-obschenie-v-realnoy-zhizni/viewer (дата обращения: 11.12.2021).
  24. Захарьящева, О.А. Интегральный подход к решению психологических проблем детской киберсоциализации / О.А. Захарьящева – Текст : электронный // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus» – 2018. – №1(4). – URL: http://journal.homocyberus.ru/Integral_approach_to_solving_psychological (дата обращения: 05.12.2021)
  25. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. – М.: Логос, 2002. – 384 с. – ISBN 5-94010-018-X. – Текст : непосредственный.
  26. Иванов Д.В. / Виртуализация общества. СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2000. - 96 с.
  27. Иванова, А.В. Особенности социальной ситуации развития подростка / А. В. Иванова – Текст: непосредственный // Вестник Московского университета. - 2005. - № 1. –– С. 66–70. - (Серия «Психология»).
  28. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. – Санкт-Петербург: Питер, 2019. – 576 с. – ISBN 978-5-388-00425-3. – Текст : непосредственный.
  29. Камалетдинова, Д.Г. Виртуальное общение как средство развития межличностных отношений в подростковом возрасте / Д.Г. Камалетдинова – Текст: непосредственный // Всероссийская научно-практическая конференция. – 2018. – №1. – С.224-226.
  30. Карабанова, О.А. Социальная ситуация развития ребенка: специальность 19.00.13 – «Психология развития, акмеология (психологические науки)» : диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук / Ольга Александровна ; Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. – М., 2002. – Библиогр.: с. 337-358. – Текст: непосредственный.
  31. Каргаполова, Е.В., Каргаполов, С.В., Селиванова, А.А., Захаренкова,Л.А. Интернет-пространство современного студенчества / Е. В. Каргаполова, С. В. Каргаполов, А. А. Селиванова, Л. А. Захаренкова – Текст: электронный // Проблемы и тенденции развития социокультурного пространства России: история и современность : Материалы VI международной научно-практической конференции, Брянск, 17–18 мая 2019 года / Под редакцией Т.И. Рябовой. – Брянск: Федеральное государствен»ое бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Брянский государственный инженерно-технологический университет» – 2019. – С. 91-97. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41374999 (дата обращения: 13.12.2021). – Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
  32. Кирюхина Д.В. Общение подростков в сети Интернет: границы нормативности / Д.В. Кирюхина. – Текст: электронный // Современная зарубежная психология. – 2021. – DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2021100304 – Том 10. – № 3. – C. 40-47. – URL: https://psyjournals.ru/jmfp/2021/n3/Kiriukhina.shtml, свободный.
  33. Кон И. С. Психология ранней юности. - М .: Просвещение, 1989. - 254 с.
  34. Костюк Г. С. Принцип развития в психологии // Методологические и теоретические проблемы психологии. - М., 1969.
  35. Кулагина, И.Ю., Колюцкий, В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий ; рецензент и автор предисловия: доктор психол. наук, профессор, академик РАО В.П. Зинченко. – М.: ТЦ «Сфера», 2019. – 180 с. – ISBN 5-89144-162-4 – Текст: непосредственный.
  36. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность// А.Н.Леонтьев. Избранные психологические произведения. В 2 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1983.
  37. Литвиненко, Н.В. Адаптация школьников в критические периоды развития к образовательной среде : специальность 19.00.07 «Педагогическая психология»: автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора психологических наук / Литвиненко Наталья Валерьевна ; Оренбургский государственный педагогический университет. – Самара, 2009. – 48 с. – Место защиты: ГОУ ВПО «Поволжский государственная социально-гуманитарная академия». – Текст : непосредственный
  38. Лукина, Н.А. Специфика межличностных отношений в процессе общения в Интернет-среде / Н. А. Лукина – Текст: непосредственный // Личность и группа в условиях социальных изменений. - 2019. - Т. 5 «Психология человека в современном мире». - С. 280–284.
  39. Лучинкина, А.И., Юдеева, Т.В., Ушакова, В.Р. Информационно-психологическая безопасность личности в интернет-пространстве / А.И. Лучинкина, Т.В. Юдеева, В.Р. Ушакова.– Симферополь: Издательство Диайпи, 2015. – 151 с. – ISBN: 978-5-906821-16-4 – Текст : непосредственный.
  40. Мухина, B.C. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.С.Мухина. – 10-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2012 – 656 с. – ISBN: 978-5-7695-9163-1 – Текст: непосредственный.
  41. Николаева, И.А. Индивидуальная ситуация развития / И. А. Николаева – Текст: непосредственный // Известия академии педагогических и социальных наук. - 2020. - Выпуск 6. - С. 208–215.
  42. Орлов, A.M. Виртуальная реальность. Пространство экранных культур как среда обитания / А. М. Орлов. – М., 2017. – 205 с. – Текст: непосредственный.
  43. Плешаков, В.А. Интернет и дети: социальное поведение молодых россиян в Интернете: монография. / Э.П. Печерская, В.Б. Звоновский, Д.Ю. Меркулова, В.А. Плешаков, М.Г. Мацкевич, О.И. Саблина. – Самара: Изд-во Самарского государственного экономического университета, 2013. – 140 с. – ISBN 978-5-94622-473-4 – Текст: непосредственный.
  44. Плешаков, В.А. Методические рекомендации по информационно-медийному направлению деятельности Российского движения школьников/ В.А. Плешаков. – М.: Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников», Московский педагогический государственный университет, 2016. – 52 с. – Текст: непосредственный.
  45. Психология: словарь / В. В. Абраменкова [и др.] ; под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. –  М. : Политиздат, 1990. – 494, с. – ISBN 5-250-00364-8 (в пер.) – Текст: непосредственный.
  46. Разуваева, Т.Н. Интернет-коммуникации подростков: психологический аспект / Т.Н. Разуваева – Текст: электронный // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – №63-2. – С. 340-344. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/internet-kommunikatsii-podrostkov-psihologicheskiy-aspekt, свободный.
  47. Раис, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Раис, А.А. Реан // Санкт-Петербург: Питер, 2013. – 189 с. – ISBN 5-88782-416-6 – Текст : непосредственный.
  48. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии – Издательство: Питер, 2002 г., 720 стр.
  49. Сергеенкова И. В. Психологическое развитие детей. Феникс, 2007 г.
  50. Солдатова, Г.В., Зотова, Е.Ю., Лебешева, М.И., Шляпников, В.Н. Интернет: возможности, компетенции, безопасность. Методическое пособие для работников системы общего образования. Ч. 1. Лекции./ Г.В.Солдатова, Е.Ю. Зотова, М.И. Лебешева, В.Н. Шляпников. – М.: Центр книжной культуры «Гутенберг», 2013. – 165 с. – ISBN 978-5-89357-379-4 – Текст : непосредственный.
  51. Старшенбаум, Г.В. Аддиктология. Психология и психотерапия зависимостей / Г.В. Старшенбаум. - 2-е изд. - М.: Когито-Центр, 2019. – ISBN: 5-89353-157-4 – Текст: непосредственный. – Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. - URL: https://www.iprbookshop.ru/88315.html (дата обращения: 06.01.2022). - Режим доступа: для авторизир. пользователей
  52. Тимченкова, С.П. Анализ особенностей межличностной коммуникации подростков - активных пользователей сети интернет / С.П. Тимченкова – Текст: электронный // Научные исследования. – 2019. – №3 (29). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-osobennostey-mezhlichnostnoy-kommunikatsii-podrostkov-aktivnyh-polzovateley-seti-internet, свободный.
  53. Фестингер, Л. Теория когнитивного диссонанса/ Леон Фестингер; [пер. с англ. А. А. Анистратенко, И. Знаешевой]. - М.: Э, 2018. - 251 с: табл.; 24 см. - (Классика психологии) – ISBN 978-5-699-95705-7– Текст: непосредственный.
  54. Михалец, И. В. Виртуальное общение как новый вид общения в современном мире / И. В. Михалец, А. Д. Волчкова, Е. Д. Гарбуз. - Текст : электронный // Психология в России и за рубежом : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). - Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. - С. 23-25. - URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/198/10704/ (дата обращения: 06.01.2022).
  55. Цымбаленко С.Б., Макеев П.С. Медийный портрет подростка. Пособие / С.Б. Цымбаленко, П.С. Макеев. – М.: РУДН, 2015. – 88 с. – Текст: непосредственный.
  56. Эльконин, Д. Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / Д.Б. Эльконин – М.: Издательский центр «Академия», 2015. –144 с. – ISBN 5-7695-0794-2 – Текст : непосредственный.
  57. Юрьева, Л.Н. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика / Л.Н. Юрьева, Т. Ю. Больбот: Монография. – Днепропетровск: Пороги, 2019. – 196 с. – ISBN 966-525-697-1 – Текст: непосредственный.
  58. Юткина, Ю. Компьютерные игры. Разрядка или зависимость? / Ю. Юткина. – М.: «Академия», 2007 г. – 63 с. – Текст : непосредственный.
  59. 22 симптома зависимости от социальных сетей. – Текст: электронный // Newsland [сайт]. – 2010. – URL: http://newsland.com/news/detail/id/479853/ (дата обращения: 22.11.2021).

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2015 год 23 стр.
Курсовая Урок права: проблемы классификации
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское