Курсовая работа|Педагогика

Курсовая Игры детей и их значение в развитии воли

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2020 | Страниц: 45

Введение

Глава 1. Общетеоретические вопросы игровой деятельности детей

и их значение в развитии воли

1.1. Понятие о природе и структуре волевого действия

1.2. Значение игры в эмоционально-волевой регуляции личности ребенка

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по определению влияния игр

на развитие эмоционально-волевых качеств детей дошкольного возраста

2.1. Диагностика влияния игр на развитие эмоционально-волевых качеств

детей дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента

2.2. Развитие эмоционально-волевой регуляции дошкольников 5-6 лет

2.3. Диагностика эмоционально-волевого развития дошкольников

на контрольном этапе эксперимента

Заключение

Список использованных источников

Приложения

Как известно, игровая деятельность детей – это залог их успешного умственного и физического развития. Именно за счет игровой деятельности детей раннего возраста воспитателям детских садов удается своим воспитанникам за короткий период дать ответы на довольно большое количество вопросов, связанных с окружающим нас миром, развить много навыков и умений малышей. Очень сложно заставить маленького ребенка решать первые задачи, просто прибавляя цифры. Результат получится более продуктивным в том случае, если к процессу обучения подключить игровую деятельность детей. Игровая деятельность детей в МДОУ В последнее время игра в дошкольных учреждениях все больше начинает приобретать прикладной характер. Этому есть несколько объяснений: игровая деятельность детей раннего возраста – это одно из средств обучения. С помощью игры ребенок учится быть более общительным, а также приобретает недостающую уверенность, находясь в детском коллективе. В результате отсутствия на сегодняшний день игрушек, которые бы дали волю развитию детской фантазии, а также благодаря постоянному наличию тематических комнат, ребенок учится развивать свои творческие способности именно за счет игровой деятельности детей.

Актуальность темы работы обусловлена следующими аспектами.

К сожалению, в современных детских садах найдется очень маленькое количество воспитателей, которые умеют играть с детьми. Нередко бывает так, что воспитатели просто лишены интереса играть с ребенком. Педагоги не стремятся творчески развить ребенка, а просто стараются чем-то занять его до тех пор, пока за ним с работы не придут родители. Как результат, большое количество времени посвящено обучению, а не самостоятельной игровой деятельности детей, которая является залогом будущего успешного развития каждого ребенка. Организация игровой деятельности детей в МДОУ, а также специальное обучение педагогов к проведению той или иной игры – это первоочередные задачи, которые постоянно возникают перед воспитателями всех детских садов. Для более эффективной реализации подобных вопросов педагоги постоянно посещают всевозможные мероприятия, на которых поднимаются вопросы об игровой деятельности детей раннего возраста. Здесь речь идет, прежде всего, о семинарах, практикумах, консультациях, мастер-классах, а также проведение занятий, на которых всецело можно обсудить и прочувствовать главные проблемы и цели игровой деятельности детей. Тематическая направленность подобных занятий очень многогранна.

Объект  исследования – дошкольники МДОУ (5-6 лет).

Предмет исследования - значение игры в эмоционально-волевой регуляции личности ребенка.

Цель данной работы – обобщить материал и провести анализ влияния игр на развитие эмоционально-волевых качеств дошкольников.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определяются его основные задачи:

  1. Рассмотреть природу и структуру волевого действия.
  2. Определить значение игры в эмоционально-волевой регуляции личности ребенка.
  3. Провести исследование влияния игр на развитие эмоционально-волевых качеств детей дошкольного возраста.

Гипотеза исследования состоит в том, что развитие игр на развитие волевых качеств дошкольников возможно игровыми методами, так как они наиболее соответствуют возрасту детей.

 

Глава 1. Общетеоретические вопросы игровой деятельности детей

и их значение в развитии воли

             1.1. Понятие о природе и структуре волевого действия

В литературе[1] определенное внимание при изучении воли уделяется природе и структуре волевого действия. Воля человека реализуется в действиях, поступках и характеризуется наличием цели, а также препятствий, трудностей, наличием своеобразного напряжения, переживаемого в ходе их выполнения. В литературе[2] принято различать простые и сложные волевые действия. Простые, как правило, имеют два звена - постановку цели и исполнение. В них одно звено следует за другим тотчас, без промежуточных звеньев. В сложном волевом действии отчетливо обозначены три звена - осознание цели, планирование и исполнение.

Волевое действие начинается с осознания цели действия и связанного с ней мотива. При ясном осознании цели и мотива, вызывающего ее, стремление к цели принято называть желанием. Не всякое, однако, стремление к цели носит достаточно осознанный характер. В зависимости от степени осознанности потребностей их стремления разделяются на влечения и желания. 

Желание осознанно. Влечение смутно, неясно. Влечение характеризуется тем, что человек осознает, что ему чего-то хочется, чего-то не хватает или ему что-то нужно, но что именно, он не понимает, или же категорически отрицает саму возможность поддаться этому стремлению (в этом случае влечение можно охарактеризовать как подавленное желание. 

Влечение часто переживается как специфическое состояние, сопровождающееся чувством тоски или неопределенности. Из-за своей неопределенности или подавленности влечение не может перерасти в целенаправленную деятельность без превращения в желание. Исключение составляют разве что разного рода состояния суженного сознания. 

 Влечение часто рассматривают как переходное, временное состояние. Представленная в нем потребность обычно либо угасает со временем, либо осознается, признается и превращается тем самым в конкретное желание. 
         Далеко не всякое желание приводит к целенаправленному действию. Желание само по себе не сдержит активного элемента. Прежде чем желание превратится в мотив, а затем уже в цель деятельности, оно критически оценивается человеком: «просеивается» через систему ценностей человека; получает определенную эмоциональную окраску; несколько трансформируется, корректируется, если надо (например меняется объект желания); сравнивается с другими желаниями. 

У человека одновременно может быть много желаний, сходные желания усиливают друг друга, противоречивые - подавляют друг друга. Поэтому самый надежный способ стать неуверенным человеком - обрести слишком много желаний. Для реализации каждого желания нужны ресурсы (время, деньги, здоровье и др.), а поскольку один и тот же ресурс может быть потрачен на реализацию разных желаний, то это является постоянным основанием для внутренних конфликтов.

Имея побуждающую силу, желание обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана. Со временем желание как бы «разворачивается», детализируяся оно превращается в конкретную цель. Цель в данном случае - это конечное состояние, которое для человека было бы удовлетворительным. Это состояние можно описать в объективных категориях, довольно конкретно. Если дошкольник стремится к тому, чтобы быть самым умным в группе или к тому, чтобы вести себя как можно лучше, то это скорее задача, нежели цель, потому что не совсем понятно конечное состояние, к которому стремится этот дошкольник. Если же он стремится к тому, чтобы его постоянно хвалили, то это цель, потому что конечное желаемое состояние четко и конкретно. 

При формировании цели особую роль играет ее содержание, характер и значение. Чем значительнее цель, тем более мощное стремление может и должно быть вызвано ею. 

Между желанием и целью есть еще один конструкт, который называется мотивом. Здесь важно понимать следующее. Вопреки тому, что часто говорится в обиходной речи: «У меня появилось желание... У меня пропало желание... Теперь у меня новое желание», удовлетворенные желания не исчезают совсем в психике человека, они временно притормаживаются. Если человек наелся, у него пропал аппетит, и новая порция еды может быть уже не только нежеланной, но даже неприятной. Но это совсем не значит, что у него совсем пропало стремление к еде. Стремление к еде осталось, и желание тоже осталось, просто оно оказалось приторможенным. В следующий раз, когда человек объективно проголодается, у него не появляется новое желание, просто растормаживается старое. 

Мотив как раз и отличается от желания тем, что каждый раз он новый. При этом мотив является как бы проектом цели, а точнее проектом, который может войти в цель деятельности. Дело в том, что цель может включать в себя несколько мотивов. 

Например, у какого-то человека есть два активных желания. Одно желание - поесть, другое - пообщаться с кем-нибудь. Постепенно формируется два мотива: один - сходить в кафе, другой - договориться о встрече с таким-то другом. Эти два мотива и сплавляются в одну цель - пообедать вместе с другом. 

Просто сами по себе желания могут конфликтовать друг с другом (например желание поесть постоянно конфликтует с желанием похудеть). Но наиболее яростная борьба происходит не между желаниями, сколько между мотивами. Когда желание трансформируется, раскрывается в конкретный план, то есть превращаясь в мотив, тут же становится очевидным, что этот мотив противоречит многим другим. Мотив «пообедать в кафе» противоречит мотиву «закончить работу» или общему желанию «экономить деньги». Мотив «надо закончить работу» противоречит мотиву «надо отдохнуть». И так далее. 

Волевой акт совершается при большем или меньшем напряжении. Это напряжения называют в литературе[3] волевым усилием. Оно характеризуется количеством энергии, затраченной на выполнение целенаправленного действия или удержание от него. Волевое усилие пронизывает все звенья волевого акта. Как показывают многолетние исследования, интенсивность волевого усилия, его стойкость зависят от ряда обстоятельств. Прежде всего, это мировоззрение личности и значимость поставленной задачи. Важным фактором является и моральная устойчивость личности. Следует указать и на такой фактор, как установка по отношению к деятельности и ее результату.

Анализ литературы[4] по проблеме воли показывает, что многочисленные авторы по-разному подходят к пониманию волевой активности. Например, Е.П. Щербаков считает, что «...важным показателем понимания воли у личности является проявление ее в процессе жизни. В деятельности личность подчиняет стоящим перед ней целям все другие мотивы поведения, переживает те или иные чувства, действует по реализации намеченных целей, регулирует свое поведение и состояние. Перечисленные проявления личности составляют ее активность. Понятие «активность» раскрывает особенности деятельности, жизнедеятельности. Оно может характеризовать органические и неорганические процессы, поведение животного.

Воля же суть состояние и деятельность сознания, личности. Понятие «активность» является характеристикой воли. Чтобы рассмотреть волю действующего лица, анализируют ее активность и называют это волевой активностью. Воля, как особая форма активности, проявляется во всех видах деятельности (даже в игре, когда все помыслы и чувства подчиняются поставленной задаче). Мотивы, цели, идеалы, любимая игра, непосредственные занятия, знания о деятельности, экспрессивность как форма положительной удовлетворенности - именно в совокупности этих элементов отражается волевая активность личности»[5].

Л.С. Выгоцкий понимал волевую активность как высшую форму активности, связанную с сознательной самостимуляцией, используемой человеком в затруднительных условиях для мобилизации психических и физических возможностей при достижении цели в конкретной деятельности[6].

  1. Воспитание детей в игре. Под ред. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. - М., 2003.
  2. Выготский Л.С. Проблема воли и ее развитие в детском возрасте // Собр. соч. в 6 т. Т. 2. - М.: Педагогика, 1982.
  3. Вяткин Б. А. Лекции по психологии интегральной индивидуальности человека. Пермь, 2000.
  4. Еникеев М.И. Общая психология. - М.: Приор, 2000.
  5. Иванников В. Психологические механизмы эмоционально-волевой регуляции. - М., 2008.
  6. Калинина Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятии, игры, упражнения. – СПб.: Издательство «Речь», 2004.
  7. Кравцова Е.Е. Психологические основы дошкольного воспитания. - М., 2005.
  8. Макарушкина М.А., Эйдман Е.В., Иванников В.А. Проблема воли в зарубежной в литературе // Вопросы в литературе. - 1988. - № 3.
  9. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб: Питер, 2001.
  10. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.
  11. Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие/ под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2002.  
  12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2000.  
  13. Щербаков Е. П. Функциональная структура воли. - Омск, 2000.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское