В течение последних двух десятилетий в стране происходят коренные преобразования в научных и учебных сферах, а именно: развитие нано технологий, которые в последнее время внедряются повсеместно, вплоть до хирургии и разработки нано промышленности; кораблестроение; станкостроение; производственной индустрии; пищевой промышленности; не обходя стороной и процесс образования, породивший собой в процессе усовершенствования такую дисциплину как “психология преподавания” (это важнейший аспект в образовательном процессе) являющийся важнейшим процессом развивающегося социума - идет поиск новых путей развития общества. В педагогической науке выдвигаются разнообразные варианты построения оптимальной модели воспитания и образования, призванной решать проблемные задачи молодого подрастающего поколения.
Существуют предпосылки для переосмысления, коррекции и переработки принципов, стереотипов и целей современного образования, а в соответствии с ними и его содержания в целом. Построение новой школы невозможно, отбросив все старое, на чем базируется фундамент современного образования - созданное мудростью великих педагогов прошлых столетий. Без знания о том, на каких принципах выстраивалась старая школа, какими силами располагала, и к каким идеалам стремилась, нельзя понять, что она должна нести в себе сейчас.
Человек, преобразуясь в течении жизни, становится тем, кто он есть на самом деле, способным к созидательной деятельности в определенной сфере труда и творчества, к общению с другими индивидами посредством многообразных форм личностных и деловых контактов, основанных на общепринятых человеческих, социальных и нравственных нормах, - только благодаря приобретенному образованию.
Нет иного пути, кроме образования, чтобы подготовить индивида к самой высокой должности на земле - быть человеком. Без образования и воспитания невозможно обеспечить и профессиональную подготовку человека и дать ему навыки в определенной отрасли труда.
Особенное значение для современной педагогики имеет учение такого педагога - философа, как Лев Николаевич Толстой, являющийся основоположником образования в России, т.к. особенно важным критерием взгляда Л.Н.Толстого на процесс обучения является гуманистический подход к образованию, во главе которого стоит индивид, получающий образование, а именно ребенок.
Актуальность данной концепции обусловлена тем, что изучение взглядов Льва Николаевича Толстого на значение народного образования, воспитание личности ребенка и роль личности педагога, помогают лучше осознать основные задачи современной педагогики и социально-психологическую сторону обучения и воспитания современного поколения.
В развитии наук о человеке Толстой-педагог выявил болевые точки, которые в полной мере только сейчас осознаются педагогами, психологами, философами.
В 1860 году Л.Н. Толстой намеревался учредить просветительное общество. Его задача - открытие школ для крестьян, подбор педагогического состава для них, составление корректного курса образовательного процесса и предоставлении помощи педагогам в грамотном подходе для осуществлении их обязанностей.
Яснополянская школа, открытая Толстым в 1859 году, была реорганизована с осени 1861 года. В основу ее работы легло мнение Л. Н. Толстого о свободном и плодотворном творчестве учащихся при помощи преподавателей.
Из его педагогической концепции мы можем почерпнуть информацию о подходе к процессу обучения, о том, как же именно обучать и воспитывать детей, как готовить их к самостоятельной жизни.
Объект исследования – педагогические идеи Л.Н. Толстого.
Предмет исследования – свободное воспитание как основа педагогической системы по Л.Н. Толстому.
Цель данной работы – изучить содержание и специфику педагогических идей воспитания и развития в трудах Л.Н. Толстого.
Из цели исследования вытекают основные задачи:
- перечислить основополагающие педагогические принципы, обоснованные и реализованные великим педагогом;
- охарактеризовать методы и приемы обучения, которые способствуют активизации учебного процесса;
- раскрыть взаимосвязь идеи свободы выбора, проблемы интереса и внимания в педагогической теории и практике Л.Н.Толстого.
Структура исследования. Данная работа включает в себя введение, три главы, заключение и список использованной литературы.
- Основополагающие педагогические принципы, обоснованные и реализованные великим педагогом
1.1. Принцип сознательности и активности обучения
Важное место Толстой отводит принципу сознательности и активности. Обучение, как он утверждал, – многосторонний процесс, а не только воздействие лишь на интеллект ребенка. Это процесс активного, сознательного и творческого, а не механического усвоения детьми сообщаемых им в школе знаний и навыков. В основе успешного обучения Толстой назвал соблюдение двух дидактических требований:
«1) чтобы то, чему учат ученика, было понятно и занимательно;
2) чтобы душевные силы его были в самых выгодных условиях».
В своей педагогической теории Л.Н. Толстой уделял большое внимание. По мнению педагога, обучение представляет собой многосторонний процесс, а не только воздействие лишь на интеллект ребенка. Это - процесс энергичного, сознательного и творческого, а не механического усвоения ребятами сообщаемых им в школе знаний и навыков. Снова подчеркнем, собственно в ходе преподавания Толстой давал грандиозное значение развитию самодостаточности и креативного мышления у учеников. Он писал: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать... В каждом ребенке есть стремление к самостоятельности, которое вредно уничтожить в каком бы то ни было преподавании и которое особливо обнаруживается недовольством при срисовывании с образцов».
После ознакомления с саксонскими школами Толстой фиксировал в собственном дневнике, что весь процесс изучения был выстроен там на бездумном заучивании наизусть, а нервная система детей искалечена запугиванием, побоями. Ясно и наверняка обрисовал Толстой отличия в психическом состоянии детей: “ Стоит взглянуть на одного и того же ребенка дома, на улице, или в школе, - то вы видите жизнерадостное, любознательное существо, с улыбкой в глазах и на устах, во всем ищущее поучения, как радости, ясно и часто сильно выражающее свои мысли своим языком, - то вы видите измученное, сжавшееся существо, с выражением усталости, страха, скуки, повторяющее одними губами чужие слова на чужом языке, - существо, которого душа, как улитка, спряталась в свой домик, все высшие способности - воображение, творчество, соображение - уступают место каким-то другим, полуживотным способностям ... одним словом способность подавлять в себе все высшие способности для развития только тех, которые совпадают со школьным состоянием - страх, напряжение памяти и внимание...” [5].
Усвоение памятью непроверенных или же странных обобщений Толстой считал самым большим злобном, нарушающим естественность процесс мышления. Он уверенно выступал против автоматического перенесения обобщений, отвлеченных понятий в головы деток. Детки не в состоянии взять в толк и усвоить обобщения, не пережитые не понятые ними самими, а догматически переданные учителями.