1.1. Сензитивный период, гиперсензитивные фазы речевого развития
и речевой онтогенез
1.2. Общая характеристика речевых нарушений и причины их возникновения
1.3. Особенности регуляции поведение детей старшего дошкольного
возраста с ЗПР
1.4. Формирование звукослоговой структуры слова
Список литературы
1.1. Сензитивный период, гиперсензитивные фазы речевого развития
и речевой онтогенез
Весь период речевого развития от 1 до 6 лет считается сензитивным, т.е. особо чувствительным как к восприятию речи окружающих, так и к влиянию разных факторов внешней и внутренней среды. Именно в этот период дети могут особо продуктивно освоить устную речь. Хорошее здоровье ребенка и благоприятная речевая среда способствует формированию высокоразвитой речи.
Если в сензитивный период развития речи организм ребенка претерпевает влияние каких-либо вредоносных воздействий (факторы риска), то нормальный процесс речевого развития нарушается. Это происходит либо вследствие устранения ряда необходимых условий для формирования речи (нарушение речевого общения со взрослыми, потеря слуха и т.п.), либо вследствие появления новых «вредоносных» факторов (резкое увеличение сенсорной информации, постоянное шумовое окружение, обилие новых людей в окружении ребенка, смена языковой среды и т.п.). В любом случае, овладение устной речью в период воздействия вредоносных факторов затрудняется. Соматические и особенно нервно-психические заболевания, а также эмоциональная депривация, ограничение речевого общения могут вести к задержке, искажению и патологии речевого развития. Помимо того, что весь период от 1 до 6 лет считается сензитивным для развития речи, на этом фоне отмечаются достаточно ограниченные по времени гиперсензитивные фазы.
Первая из них относится к периоду накопления первых слов. Условно это период от 1 до 1,5 лет. Гиперсензитивность этой фазы сводится, с одной стороны, к тому, что адекватное речевое общение взрослого с ребенком позволяет ребенку достаточно быстро накапливать слова, являющиеся основой для дальнейшего нормального развития фразовой речи, с другой стороны, недостаточное речевое общение со взрослым, соматические и психические стрессы легко приводят к разрушению формирующейся речи. Это может проявляться в задержке появления первых слов, в «забывании» тех слов, которыми ребенок уже владел, и даже в остановке речевого развития.
Вторая гиперсензитивная фаза в развитии речи относится в среднем к периоду трех лет (2,5-3,5 года). Это период, когда ребенок активно овладевает развернутой фразовой речью. То есть, в это время ребенок делает переход от несимволической к символической вербализации (от конкретных к отвлеченно-обобщенным формам общения), от односложных фраз к комплексным и иерархически организованным синтаксическим и семантическим структурам. Именно в этот период резко усложняется внутреннеречевое программирование. Реализация ребенком речевого замысла на этом этапе сопровождается не только психическим, но и эмоциональным напряжением. Все это отражается на характере устной речи. В речи ребенка появляются паузы, которые могут возникать не только между отдельными фразами, но и в середине фраз и даже слов (дизритмия речевого высказывания). Появление пауз внутри слов, как между слогами, так и внутри слогов, т.е. онтогенетические паузы хезитации, характерны только для детей в период формирования фразовой речи. Эти паузы свидетельствуют об интенсивном формировании внутриречевого программирования.
- Белякова Л.И. Дъякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Логопедия» //М., В. Секачев. 1998.
- Богомазов Г.М. «О вариативности фонологической системы ребенка, овладеющего различными видами речевой деятельности// Проблемы детской речи» Череповец- 1998
- Винарская Е.Н. «Ранее речевое развитие и проблемы дефектологии»-М., 1987
- Волкова Г.А. «Логопедическая ритмика: учебник для студентов высших учебных заведений» -М.,2002
- Власова Н.А. «Логопедическая работа с заикающимися дошкольниками» -М.,1959
- Власова Н.А., Беккер К. П. «Заикание» - М.,1983
- Выгодская И.Г. и др. «Устранение заикания у дошкольников» - М.,1984
- Златоустова Л.И «Фонетические единицы русской речи» -М., 1981
- Касевич В.Б. «Элементы общей лингвистики» -М.,1977
- Кочергина В.С «Логопедия» М., 1962
- Ковшиков В.А. Специфика заикания при различных нервно-психических расстройствах //Педагогические пути устранения речевых нарушений у детей/.- Л.,1976
- Левина Р.Е. «Основы теории и практики логопедии» - М.,1968
- Левина Р.Е. «Нарушение письма у детей с недоразвитием речи» - М.. 1961
- Ляпидевский С.С. «Расстройства речи у детей и подростков» - М.,1969
- Маркова А.К. «недостатки произношения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией// специальная школа»-1961 выпуск 3-4
- Поварова И.А. «Практикум для заикающихся» - СПб.: Союз,1998
- Рогов Е.И. «Настольная книга практического психолога в образовании»
- Родина Л.И, Воронова Л.И. и др. социальный педагог в образовании//Учебно-методическое пособие/ Самара, 2001-202 стр.
- Селиверстов В.И. «Заикание у детей» - М.,1979
- Сикорский И.А «О заикании» - СПб.,1994
- Тяпугин И.П. «Заикание» - М.,Просвещение.1966
- Хватцев М.Е. «Логопедия» М.,1969
- Чевелева Н.А. «Исправление речи у заикающихся дошкольников» -М.,1965
- Шкловский В.М. Психотерапия в комплексной системе лечения логоневрозов. //руководство по психотерапии /М.,1974
- Ястребова А.В. «Коррекция заикания у учащихся в общеобразовательной школе».- М.,1980.
- Е.Ф. Рау, В.А. Синяк «Логопедия» (пособие для учащихся педагогических училищ- М, 1969
- М.Ф. Фомичева «Воспитание у детей правильного произношения»
- М,1989
- Абелева И.Ю. «В помощь взрослым заикающимся» - М.,1969