Курсовая работа|Педагогика

Определение готовности ребенка к школе

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2013 | Страниц: 58

Введение

Глава 1. Теоретический анализ применяемых психолого-педагогических методов при оценке уровня готовности ребенка к школьному обучению

1.1. Сущность понятия «готовность к школе»

1.2. Факторы, влияющие на готовность ребенка к школьному обучению

1.3. Психолого-педагогические методы определения готовности ребенка к школьному обучению

Глава 2. Изучение возможностей использования психолого-педагогических методов определения готовности ребенка к школьному обучению

2.1. Основные положения исследования

2.2. Рекомендации родителям по совершенствованию работы по подготовке детей к школьному обучению

Заключение

Список использованной литературы

Основной целью определения психологической готовности к школьному обучению является профилактика школьной дезадаптации. В соответствии с этой целью в последнее время создаются различные классы, в задачу которых входит осуществление индивидуального подхода в обучении по отношению к детям как готовым, так и не готовым к школе, чтобы избежать проявлений школьной дезадаптации.

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.

Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого - педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие требованиям жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.

Подготовка детей к школе  - задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка, поэтому методы, используемые для определения готовности должны быть наиболее адекватными и комплексными. Это и определило выбор темы курсовой работы.

Темой нашей работы является: «Анализ психолого-педагогических методов определения готовности ребенка к школьному обучению».

Цель работы: проанализировать основные психолого-педагогические методы определения готовности ребенка к школьному обучению.

Объект исследования: процесс готовности к школьному обучению.

Предмет исследования: методы определения готовности ребенка к школьному обучению.

Для достижения поставленной цели нами были определены следующие задачи:

  1. изучение и анализ литературы по теме исследования;
  2. определение сущности понятия «готовность ребенка к школьному обучению»;
  3. определение и краткая характеристика основных факторов, влияющих на подготовку ребенка к школе;
  4. анализ психолого-педагогических методов определения готовности ребенка к школьному обучению;
  5. эмпирическое исследование на данную тему, формулировка выводов.

Основными методами исследования являются анализ литературы, обобщение и систематизация материалов, тестирование, наблюдение.

 

 

 

Глава 1. Теоретический анализ применяемых психолого-педагогических методов при оценке уровня готовности ребенка к школьному обучению

 

1.1 Сущность понятия «готовность к школе»

 

Под готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень физического и психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

Необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в «зону ближайшего развития» ребенка. «Зона ближайшего развития» определяется тем, чего ребенок может достичь в сотрудничестве со взрослым. Сотрудничество при этом понимается очень широко: от наводящего вопроса до прямого показа решения задачи. Если актуальный уровень психического развития ребенка такой, что его «зона ближайшего развития» ниже той, которая требуется для освоения учебной программы в школе, то ребенок считается психологически неготовым к школьному обучению, так как в результате несоответствия его «зоны ближайшего развития» требуемой он не может усвоить программный материал и сразу попадает в разряд отстающих учеников.[4, c. 17]

 Л. И. Божович выделяла несколько параметров психического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе: определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения, достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальной сферы. Наиболее важным признавался мотивационный план.

Ребенок, готовый к школе, хочет учиться и потому, что у него уже есть потребность занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости (социальный мотив учения), и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Сплав этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного внутренней позицией школьника. Этому новообразованию Л. И. Божович придавала очень большое значение, считая, что внутренняя позиция школьника может выступать как критерий готовности к школьному обучению. Следует заметить, что именно школа является связующим звеном между детством и взрослостью. И если посещение дошкольных учреждений является необязательным, то посещение школы строго обязательно, и дети, достигая школьного возраста, понимают, что школа открывает им доступ к взрослой жизни. Отсюда и появляется желание пойти учиться в школу, чтобы занять новое место в системе общественных отношений. Именно этим, как правило, объясняется то, что дети не хотят учиться дома, а хотят учиться в школе: им недостаточно удовлетворить только познавательную потребность, им еще необходимо удовлетворить потребность в новом социальном статусе, который они получают, включаясь в учебный процесс как серьезную деятельность, приводящую к результату, важному и для ребенка, и для окружающих его взрослых [8, c.21].

«Внутренняя позиция школьника», возникающая на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, позволяет ребенку включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в сознательном формировании и исполнении намерений и целей, или, другими словами, произвольном поведении ученика.

На протяжении первых лет дошкольной жизни ребенок проделывает огромный путь развития. Из беспомощного существа, полностью зависящего от взрослого, не умеющего даже говорить и самостоятельно есть, он превращается в подлинного субъекта деятельности, обладающего чувством собственного достоинства, переживающего богатый спектр эмоциональных процессов от восторга до вины и стыда, сознательно выполняющего нравственные нормы и правила поведения в обществе.

Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребёнка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком. Особенностью этого периода, отличающей его от других, последующих этапов развития, является то, что он обеспечивает именно общее развитие,  служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков и усвоения различных видов деятельности. Формируются не только качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребёнка, его отношение ко всему окружающему, но и те, которые представляют собой «заделы»  на будущее и выражаются в психологических новообразованиях, достигаемых к концу данного возрастного периода. Воспитание и обучение  адресуются по-разному. Основное значение имеют поддержка и всемирное развитие качеств, специфических для возраста, так как создаваемые им уникальные условия больше не повторятся и то, что будет «недобрано» здесь, наверстать в дальнейшем окажется трудно или вовсе невозможно.[18, c. 22]

Обсуждая проблему готовности к школе, Д. Б. Эльконин выделял необходимые предпосылки учебной деятельности. Анализируя эти предпосылки, он и его сотрудники выделили следующие параметры:

  • умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;
  • умение ориентироваться на заданную систему требований;
  • умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;
  • умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

Фактически - это параметры развития произвольности, являющиеся частью психологической готовности к школе, на которые опирается обучение в I классе. Произвольность как одну из предпосылок учебной деятельности выделяет и Н. Г. Салмина. Кроме того, она обращает внимание на уровень сформированное семиотической функции и личностные характеристики, включающие особенности общения (умение совместно действовать для решения поставленных задач), развитие эмоциональной сферы и др. Причем она считает, что степень развития семиотической функции характеризует интеллектуальное развитие ребенка.[18, c. 23]

К концу дошкольного возраста ребенок уже представляет собой в известном смысле личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность, находит себе место в пространстве и времени. Он уже ориентируется в семейно - родственных отношениях и умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. У такого ребенка уже развита рефлексия. В качестве важнейшего достижения в развитии личности ребенка выступает преобладание чувства «Я должен» над мотивом «Я хочу». К концу дошкольного возраста особое значение приобретает мотивационная готовность к учению в школе.

Психологическая готовность к школе, связанная с успешным началом обучения, определяет наиболее благоприятные варианты развития, требующие большей или меньшей коррекционной работы.

При поступлении детей в школу часто выявляется недостаточная сформированность какого-либо одного компонента психологической готовности. Многие педагоги считают, что в процессе обучения легче развить интеллектуальные механизмы, чем личностные.

Ученики с личностной неготовностью к обучению, проявляя детскую непосредственность, на уроке отвечают одновременно, не поднимая руки и перебивая друг друга, делятся с учителем своими соображениями и чувствами. Они обычно включаются в работу только при непосредственном обращении к ним учителя, а в остальное время отвлекаются, не следя за происходящим в классе, нарушают дисциплину. Имея завышенную самооценку они обижаются на замечания когда учитель и родители выражают недовольство их поведением, они жалуются на то, что уроки неинтересные, школа плохая или учительница злая. Мотивационная незрелость, присущая этим детям, часто влечет за собой проблемы в знаниях, низкую продуктивность учебной деятельности.[4, c. 25]

Преобладающая интеллектуальная неготовность к обучению непосредственно приводит к не успешности учебных действий, невозможности понять и выполнить требования учителя и, следовательно, к низким оценкам. При интеллектуальной неготовности возможны разные варианты развития детей. Своеобразным вариантом является вербализм.

Таким образом, готовность - целостное образование. Отставание в развитии одного компонента рано или поздно влечет за собой отставание или искажение в развитии других. Комплексные отклонения наблюдаются и в тех случаях, когда исходная психологическая готовность к школьному обучению может быть достаточно высокой, но в силу некоторых личностных особенностей дети испытывают значительные трудности в учении.

  1. Бениаминова М.В. Воспитание детей дошкольного возраста в условиях детского сада. – М.: Медицина, 2001.
  2. Божович Л. И. Психологические вопросы готовности ребёнка к школьному обучению. // Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста. / Под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. – М., 2005. (132 -142 стр.).
  3. Будницкая И.Г. Ребёнок идет в школу/Библиотека для родителей. – Волгоград, 2008
  4. Венгер Л. А.. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания.– М., 1986.
  5. Возрастные особенности учащихся и их учёт в организации учебно-воспитательного процесса. - М: Просвещение, 
  6. Вьюнова Н.И.. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе. / М.: 2003.- 121 стр.
  7. Дубровина И. В.. Практическая психология образования: учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. – М.: ООО ТЦ «Сфера», 2007. – 528 стр. (123 – 125 стр.).
  8. Жуковская Н. П. Диагностика психологической готовности к школе. // Мир библиографии. С-Пб. 2004 №2 (14 – 18).
  9. Козлова С. А. Дошкольная психология: Учеб, пособие для студ. Сред. Пед. Учеб. Заведений. – 5-е изд., стереотип. – М.: Издат. Центр « Академия», 2001. – 336 стр. (35 - 37, 299 – 306 стр.).
  10. Луньков А.И. Как помочь ребёнку в учёбе в школе и дома.- М.: Социс, 2005.
  11. Мир детства. Дошкольник. - М.: Развитие, 1987.
  12. Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога.– М.: ООО ТЦ «Сфера», 2001. – 560 стр. (160 – 163 стр.).
  13. Островская Л.З. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. – М.: Просвещение, 2000.
  14. Свиридов Б.Г. Ваш ребенок готовится к школе. – Ростов н/Дону: Феникс, 2000.
  15. Скрипкина Т.П., Гульянц Э.К. Психологическая служба в детских дошкольных учреждениях разных типов. – Ростов н/Дону: Изд-во РГПУ, 2003.
  16. Пантина Н.С. Становление интеллекта в дошкольном детстве. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2006.
  17. Подготовка ребенка к школе. – Томск, Пеленг, 2004.
  18. Подготовка ребенка к школе: работа воспитателя. – Минск: Школа, 2009.
  19. Подготовка ребенка к школе: психологический аспект. – Томск, Пеленг, 2006.
  20. Психологическая помощь родителям дошкольников. – Тверь: Радуга, 2005.
  21. Рабочая книга воспитателя детского сада. – Ростов н/Дону: Феникс, 2004.
  22. Турченко В. И. Актуальные проблемы дошкольной педагогики. - Магнитогорск: МаГУ, Ч 2.: 2003.
  23. Ульенкова У. Формирование общей способности к учению у 6 – летних детей. // Дошкольное воспитание.- 2009. - №3. (53 -57 стр.).
  24. Усова А.Л. Обучение в детском саду. – М.: Просвещение. 2008.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское