Курсовая работа|Педагогика

Использование технических средств в процессе обучения

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2013 | Страниц: 30

Введение

Глава 1. Средства обучения и контроля
1.1. Понятие и классификация средств обучения

1.2. Использование технических средств обучения и информационные технологии в образовании
Глава 2. Методика применения средств обучения

2.1. Дидактические основы и психологические особенности использования технических и информационных средств в процессе обучения
2.2. Специфика использования технических средств в процессе обучения  Заключение

Список литературы

Неудовлетворенность многих стран результатами школьного образования привела к необходимости его реформирования. С этой целью важно было выработать стратегическое направление развития системы общего среднего образования на перспективу.

Сравнительный анализ математической и естественно-научной подготовки учащихся 50 стран мира по данным Третьего международного исследования (Third International Mathematics and Science Study - TIMSS) показал, что самые высокие результаты как по математике, так и естествознанию имеют школьники Сингапура. Их показатели статистически значимо отличаются от показателей других стран, участвовавших в исследовании по математике (7-8-е классы) и естествознанию (8-е классы). К ним приближаются школьники Южной Кореи и Японии, а также Бельгии и Чешской Республики.  

Результаты российских школьников попадают в промежуточную среднюю группу. При этом по заключению комиссии, анализировавшей данные исследования, наши школьники хуже владеют экологическими и методологическими знаниями; больших успехов они достигли в области владения фактологическим материалом - области, в которой требуется воспроизведение готовых знаний и применение их в знакомой ситуации. Нетрадиционная постановка вопросов для наших учащихся заметно снижала уровень их ответов. Что же касается умений интегрировать эти знания и применять их для получения новых знаний и объяснения явлений, происходящих в окружающем мире, то здесь наши школьники были откровенно не на высоте. Именно эти умения демонстрировали школьники лидирующих стран.

Среди сформулированных рекомендаций наиболее существенными были следующие: усиление практической направленности содержания курсов естественнонаучного цикла; изучение явлений, процессов, объектов, веществ, окружающих учащихся в их повседневной жизни; изменение акцентов в учебной деятельности, нацеленных на интеллектуальное развитие учащихся за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности; использование заданий, проверяющих различные виды деятельности, увеличение веса заданий на применение знаний для объяснения окружающих явлений; учет знаний, которые учащиеся получают вне школы из различных источников.

Решать все эти актуальные проблемы педагогики надо эффективно и последовательно, причем в достаточно короткие сроки, ибо потребности в перестройке образования и развитии соответствующей учебно-материальной базы очевидны уже сегодня. Думается, в этом нам могут помочь не в последнюю очередь новые педагогические, и, разумеется, информационные технологии. Отделить одно от другого невозможно, поскольку только широкое внедрение новых педагогических технологий позволит изменить саму парадигму образования и только новые информационные технологии позволят наиболее эффективно реализовать возможности, заложенные в новых педагогических технологиях. Однако и кавалерийские наскоки здесь не годятся. Пока учитель не убедится сам в действенности того или иного подхода, той или иной технологии, он не сможет их применять адекватно, а следовательно, и эффективность от «административного» подхода к их внедрению будет весьма сомнительная.

В настоящее время все более возрастает роль информационно-социальных технологий в образовании, которые обеспечивают всеобщую компьютеризацию учащихся и преподавателей на уровне, позволяющем решать, как минимум, три основные задачи: обеспечение выхода в сеть Интернет каждого участника учебного процесса, причем, желательно, в любое время и из различных мест пребывания; развитие единого информационного пространства образовательных индустрий и присутствие в нем в различное время и независимо друг от друга всех участников образовательного и творческого процесса; создание, развитие и эффективное использование управляемых информационных образовательных ресурсов, в том числе личных пользовательских баз и банков данных и знаний учащихся и педагогов с возможностью повсеместного доступа для работы с ними.

Исходя из сложившихся темпов компьютеризации отрасли непрерывного образования, а также учитывая неравномерность технологического компьютерно-сетевого обеспечения населения на дому, можно ожидать, что в самое ближайшее время указанные задачи в полном объеме и комплексно решены не будут.

Для новых форм образования характерны интерактивность и сотрудничество в процессе обучения. Должны быть разработаны новые теории обучения, такие как конструктивизм, образование, ориентированное на студента, обучение без временных и пространственных границ. Для повышения качества образования предполагается также интенсивно использовать новые образовательные информационные технологии. Таким образом, актуальность данного вопроса определила выбор темы работы: «Информационные технологии в процессе обучения учащихся».

Цель работы: теоретически охарактеризовать основные информационные технологии, использующиеся  в процессе обучения учащихся.

Объект исследования: образовательные технологии.

Предмет исследования: информационные технологии в системе образования.

Методы исследования носят теоретико-ориентированный характер: анализ литературы, обобщение и систематизация материала.

 

Глава 1. Средства обучения и контроля

1.1. Понятие и классификация средств обучения

В современной школе, помимо печатных наглядных пособий (карты, таблицы, картины) или объемных (макеты, натуральные образцы, муляжи, модели), а также демонстраций опытов, широко используют средства обучения, требующие вполне определенных, иногда довольно сложных технических устройств и аппаратов. дальнейшее совершенствование учебного процесса неразрывно связано с широким применением технических средств обучения [9,6].

Кравченя Э.М. определяет технические средства обучения как комплексы и аппаратура с методическим обеспечением, применяемые в процессе обучения для предъявления и обработки информации с целью повышения эффективности усвоения учащимися знаний, умений и навыков [9, 5].

Технические средства обученияэто устройства, которые помогают учителю объяснять новый учебный материал, обеспечивая учащихся информацией [1, 189].

Каджаспиров Г.М. дал следующее понятие техническим средствам обучения – совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе для предъявления и обработки информации с целью его оптимизации [8, 17].

П.И. Пидкаксистов считает, что технические средства обучения – это устройства, помогающие учителю обеспечивать учащихся учебной информацией, управлять процессами запоминания применения и понимания знаний, контролировать результаты обучения [15, 280].

Технические средства обучения – это устройства и приборы, служащие для усовершенствования педагогического процесса, повышения эффективности и качества обучения путем демонстрации аудиовизуальных средств [6, 142].

В педагогическом энциклопедическом словаре технические средства обучения определяются как это средства обучения, состоящие из экранно-звуковых носителей учебной информации и аппаратуры, с помощью которой появляется эта информация [16, 289].

Учитель должен умело применять наиболее нужное в каждом конкретном случае учебное пособие. Поэтому ему необходимо знать основы методики работы в классе с различными техническими средствами обучения.

Волохова Е.Ю. выделяет следующий ряд функций технические средства обучения:

  • это одновременно и источник, и мера учебной информации;
  • они по-новому организуют и направляют восприятие учащихся;
  • благодаря им у учащихся появляется больше интереса к знаниям;
  • они способствуют проведению контроля самоконтроля знаний;

5) при определённых условиях повышают эмоциональное отношение учащихся к их учебной деятельности [1, 189].

Первые удачные опыты применения ТСО показали, что технические средства обучения могут помогать в решении застарелых противоречий педагогики. А именно правильное использование технических средств обучения дает возможность:

– повысить эффективность преподавания путем налаживания систематического контроля знаний учащихся, индивидуализировать усвоение знаний в условиях классно-урочной системы, поднять степень его дифференциации и таким образом сократить недостаток учебного времени;

– освободить учителя от монотонной рутинной работы с тем, чтобы он мог больше времени уделять творческой деятельности;

– в ряде случаев дать учащимся более полную и точную ин формацию об изучаемом явлении или предмете;

– повысить наглядность, создать представления о механизме сложных явлений и тем самым облегчить учащимся их пони мание;

– ознакомить учащихся с характером быстро или медленно протекающих процессов;

– ознакомить школьников с фундаментальными научными экспериментами в области физики, химии, биологии и других наук [3, 214].

Сравнительно недавнее появление компьютерной техники – еще одного мощного технического средства – совместно с традиционными техническими средствами обучения дает возможность поднять процесс обучения на значительно более высокий качественный уровень. Компьютеры могут применяться практически во всех формах учебно-воспитательной работы: на практических и лабораторных занятиях, при кружковой и факультативной работе, для самостоятельного изучения материала и т.д. При использовании такого современного технического средства, как видеопанель или видеопроектор, компьютер с успехом можно использовать для проведения занятий в больших аудиториях.

Программные средства ИТ представляют собой индивидуальные или взаимосвязанные программные продукты для определенного типа компьютера. В настоящее время наиболее доступными и широко применяемыми в обучении программными средствами ИТ являются продукты корпорации Microsoft. К программным  средствам относятся: общего назначения и связанные с аппаратными (драйверы и.т.п.), источники информации (энциклопедии на КД, информационные сайты и поисковые системы Интернета), тренажеры, тестовые среды, электронные учебники.[23]

  1. Волохова Е.А., Юкина И.В. Дидактика. Конспект лекций. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 288.
  2. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения. – М.:Владос Пресс, 2003.-368 с.
  3. Журин А.А., Бондаренко Е.А., Милютина И.А. Технические средства обучения в современной школе: Учебное пособие для студентов педвузов. М.: Издательский центр «Академия», 2004.-346 с.
  4. Загвязинский В.И. Теория обучения. Современная интерпретация. – М.: Академия, 2001.-208 с.
  5. Загрекова Л.В. Теория и технология обучения. – М.: Высшая школа, 2004. – 386 с.
  6. Каджаспирова Г.М., Каджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.-176 с.
  7. Каджаспиров Г.М., Педагогика: Учебник. – М. – Гардарики, 2004.-528 с.
  8. Каджаспиров Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования: Учеб. Пособие для студентов высш. пед. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 298 с.
  9. Кравченя Э.М. Технические средства обучения в школе: Учеб. Пособие для слушателей курсов повышения квалификации и переподготовки кадров образования /Э.М. Кравченя. – Мн.: Тетра Системс, 2005. – 438 с.
  10. Кукушин В.С., Болдырева – Вараксина А.В. Педагогика начального образования /Под общ. ред. В.С. Кукушин, – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005.-592 с.
  11. Кукушин В.С. Дидактика (Теория Обучения): Учебное пособие. – Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н /А. Издательский центр «МарТ», 2003.-368 с.
  12. Назарова Т.С., Полат Е.С. Средства обучения: технология создания и использования. – М.: Издательство УРАО, 1998.-204 с.
  13. Павлова С.А., Трофимова Р.Я. Информационно – технические средства обучения в начальной школе // Начальная школа, №4,2001.
  14. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. Учеб. для студ. высш. и сред. пед. заведений / Под ред. С.А. Смирнова. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.-512 с.
  15. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2001.-478 с.
  16. Педагогический Энциклопедический словарь / Под ред. Б.М. Бим-Бада.-М.: Большая Российская энциклопедия, 2002.-528 с.
  17. Прессман Л.П. Методика применения Технических средств обучения: Экранно-звуковые средства. – 2-е изд.-М.: Просвещение, 1998.-284 с.
  18. Ситникова Н.А. Дидактические проблемы использования технологий обучения. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001.464 с.
  19. Современный словарь по педагогик /Сост. Рапацевич Е.С.-Мн.: «Современное слово», 2001.-928 с.
  20. Технические средства обучения в общеобразовательной школе: Учеб. пособие для студентов пед. институтов и учащихся пед. колледжей / Сост. Г.И. Рах, И.И. Дрига. – М.: Просвещение, 1993.-287 с.
  21. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001.-560 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское